Тема 9. Исторический аспект исследования проблемы художественно-творческого воспитания и развития личности на основе взаимодействия искусств




Ретроспективный взгляд в историю психолого-педагогической мысли (К.Д.Ушинский, Н.А.Корф, В.П.Острогорский, Л.Н.Толстой и др). Теория и практика приобщения подрастающего поколения к искусству в контексте взаимосвязи с окружающим миром в 20-е - 30-е годы ХХ века: А.В.Луначарский, Н.К.Крупская, известные педагоги и психологи (П.П.Блонский, Л.С.Выготский, А.С.Макаренко, В.Н. и С.Т.Шацкие), деятели науки и искусства (Б.В.Асафьев, С.А.Ауслендер, О.И.Капица), педагоги-практики (А.В.Бакушинский, С.М.Бонди, Е.Т.Руднева и др.)

Методика художественного развития В.Н.Шацкой. Опора на смежные жанры других искусств - важнейший принцип музыкально-просветительской работы в колонии «Бодрая жизнь» и в Первой опытной станции Наркомпроса. Введение начального всеобуча (1930) и восстановление классно-урочной системы обучения. Дидактические основы межпредметных связей (П.Н.Груздев, М.А.Данилов, Б.П.Есипов и др.). А.В.Луначарский о необходимости театрализации преподавания в школе литературы и истории, развитии познавательной активности школьников и их творческих способностей.

50-е - 60-е годы - фундаментальные труды, посвященные теории и методике эстетического воспитания (О.А.Апраксина, Г.В.Беда, Н.А.Ветлугина, Е.В.Квятковский, В.С.Кузин, Б.Т.Лихачев, В.К.Скатерщиков, В.А.Разумный, Ю.У.Фохт-Бабушкин и др.).

Новаторский опыт В.А.Сухомлинского и внимание представителей творческой интеллигенции к проблеме воспитания детей средствами искусства (Д.Б.Кабалевский, Б.М.Неменский и др.). Общая социокультурная ситуация в стране в 80-е годы. Реформа общеобразовательной и профессиональной школы (1984) и кардинальное изменение содержания и методов обучения художественного воспитания учащихся и студентов.

Концепция полихудожественного развития Б.П.Юсова и разработанные на ее основе исследовательские интегрированные программы нового поколения: (Е.П.Кабкова, Т.Г.Пеня, Л.Г.Савенкова, Т.И.Сухова и др.) - новый методологическим ориентир в контексте педагогики постмодерна. Четыре этапа развития отечественной образовательной системы в рамках преподавания художественных дисциплин (по А.А.Мелику-Пашаеву).

Основная литература

1. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества. – М.: Академический проект: Культура, 2005. - 304 с.

2. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Концепция образовательной области «Искусство» //Искусство в школе. – 2006. - № 1. – С.3-6.

3. Петрушин В.И. Психология и педагогика художественного творчества: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический проект; Гаудеамус, 2008. – 490 с.

4. Синкевич И.А. Психология художественного творчества: Учебное пособие. - Мурманск: МГПУ, 2008.

5. Синкевич И.А. Практикум по психологии художественного творчества: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. - Мурманск: МГПУ, 2009.

  1. Синкевич И.А. Подготовка студентов педагогических вузов к полихудожественному развития школьников // Психология обучения. – М., 2009. - № 9 октябрь. – С. 44-56.
  2. Синкевич И.А. Полихудожественное образование студентов педагогических вузов: Монография. - Мурманск: МГПУ, 2009. - 203 с.
  3. Синкевич И.А. Проблема развития одаренности, таланта и креативности личности в образовательном пространстве // Психология обучения. – М., 2010. - № 2 февраль. – С. 71-79.
  4. Синкевич И.А. Диагностика готовности будущих учителей к полихудожественной деятельности // Педагогические технологии. – М.., 2010. - № 2. – С. 20-44.
  5. Синкевич И.А. Проблема духовно-нравственного развития личности в образовании на основе интеграции искусств // Психология обучения. – М., 2011. - № 7 июль. – С. 5-16.
  6. Синкевич И.А. Психолого-педагогический подход к развитию одаренности детей в системе образования// Одаренные дети: проблемы, перспективы, развитие: материалы региональной научно-практической конференции с международным участием «Одаренные дети: проблемы, перспективы, развитие» 23-24 марта 2011. –СПб. АППО, 2011. – С.154-164.
  7. Синкевич И.А. Психология и педагогика художественного творчества: Учебное пособие. - Мурманск: МГПУ, 2012.
  8. Фьюсел Б., Лихач А.В. Супермозг: тренинг интуиции и творческого мышления. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 224 с.

Дополнительная литература

1. Ванслов В.В. Что такое искусство. - М.: Изобразительное искусство, 1988. - 328с.

2. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников. Рекомендации к разработке комплексных программ по искусству для школ и внешкольных занятий / Под ред. Г.П.Шевченко, Б.П.Юсова. - Луганск, 1990. - 180 с.

3. Луначарский А.В. Беседы о революционном празднике // Искусство в школе. - 1928, № 10. - С.2-3.

4. Луначарский А.В. О театре и драматургии // Избр. статьи В 2 т. - Т.1. - М.: Искусство, 1958. - С.14.

5. Мелик-Пашаев А.А. О прошлом, настоящем и возможном будущем нашей педагогики искусство // Искусство в школе. - 1999. - № 4. - С. 3-6.

6. Основы эстетики и искусствознания /Под ред. И.Л.Любинского и В.К.Скатерщикова. - М.: Просвещение, 1973. - С. 265.

7. Смирнова Н.В. Социальные технологии реформирования образования в России // Социально-политический журнал. - 1991, № 1. - С. 58-59.

8. Юсов Б.П. О взаимодействии искусств в развитии детей на интегрированных занятиях // Когда все искусства вместе. - М., 1995. - С. 7- 49.

9. Малюков А.Н. Художественное воспитание младших подростков: Автореф. дисс.... канд. пед. наук. - М., 1980. - С.8.

10. Мирецкая В.Г. Совершенствование восприятия художественного образа подростками на уроках музыки и литературы: Дисс.... канд. пед. наук. - М., 1984. - С.94.

11. Сиверцев М.А. Влияние дискурса традиционных культур на становление полицентрического образа фундаментальной науки (востребование наследия традиционных культур в компьютерную эпоху) // Ориентация - поиск: Восток в теориях и гипотезах. - М., 1992. - С. 194.

12. Шахдинарова М.В. Комплексное использование искусств как условие повышения эффективности эстетического воспитания старшеклассников: Дисс... канд. пед наук. - Тбилиси, 1985. - С.95.

13. Шишлянникова Н.П. Целостное художественно-образное восприятие мира на уроках музыки в начальной школе: Автореф. дисс.... канд. пед. наук. - М., 1997. - 19 с.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: