Методы и формы приобщения воспитанников старшей группы к хозяйственно-бытовому труду




Хозяйственно-бытовой труд в детском саду разнообразен по содержанию. Это труд в помещении детского сада и на участке.

Формирование у детей дошкольного возраста навыков, необходимых в жизни, связано с деятельностью, в значительной мере направленной на удовлетворение повседневных личных потребностей.

Поручения – это обращенная к ребенку просьба взрослого выполнить какое-либо трудовое действие. Поручение является первой формой организации трудовой деятельности. Трудовые поручения могут быть:

- по форме – индивидуальными, подгрупповыми, общими;

- по продолжительности – кратковременными или длительными, постоянными или одноразовыми.

Посредством поручений можно решать задачи не только трудового воспитания, но и нравственного, физического, умственного и эстетического.

В старших группах детского сада особое место занимают поручения-задания, результат которых отсрочен во времени. Повышаются требования и к качеству выполнения поручений, они теперь носят общественный характер: помочь детям младших групп, сотрудникам детского сада (завхозу, дворнику и др.), нуждающимся в их помощи. Таким образом, поручения как форма организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста дают возможность систематически приобщать детей к посильному труду, создают в группе деловую атмосферу. Важным педагогическим условием воспитания у детей положительного отношения к поручениям взрослых является формирование у них социальных мотивов деятельности ― мотив долга и ответственности перед взрослыми за выполнение задания. Добиться этого можно, повышая требования к детям, к их индивидуальной трудовой деятельности, усложняя поручения. Важна также оценка содержания этой деятельности. Самым высоким критерием оценки выполнения трудового поручения является осознание детьми обязанности и постоянства заботы об окружающих. Такое поведение детей связано с проявлением инициативы и самостоятельности в выполнении трудовых заданий, в добровольном нахождении для себя дела и самостоятельном его выполнении, в готовности сделать что-то приятное для окружающих.

Дежурство способствует систематичности включения детей в труд. Продолжительность дежурств может быть разной в зависимости от вида труда, возраста детей, воспитательной цели. Это может быть разовое дежурство (на одно занятие), дневное, т. е. в течение дня дежурство по столовой или в уголке природы. Дежурство по подготовке к занятиям требует сосредоточенности, поскольку содержание этого дежурства не так постоянно, как дежурство по столовой. Необходимо напоминать детям, что должно быть на столах при рисовании карандашами, красками, лепке, конструировании. Следует отмечать кто, где и когда дежурил. В группе можно разместить «доску дежурств», чтобы каждый знал о своих обязанностях.

Общий, совместный, коллективный труд. Если поручения и дежурства стали систематическими, постоянными формами организации труда в группе и дети достигли определенных успехов, становится возможным перейти к более сложной форме - общему, совместному, коллективному труду. Данная форма организации труда детей, прежде всего, способствует решению задач нравственного воспитания. Уже приобретенные трудовые навыки и умения лишь закрепляются, а обучение новым осуществляется, как и прежде, индивидуально. Общий, совместный и особенно коллективный труд создает благоприятные условия для формирования у детей умений согласовывать свои действия, помогать друг другу, устанавливать единый темп работы и т.д. Объединяет общий, совместный и коллективный труд общественно направленная цель детской деятельности. Это значит, что результатом труда всегда является польза для всех. Уборка помещения, участка, оформление групповой комнаты к празднику и др. – все это нужно не кому-то одному из участников труда, а им всем. Различия же заключаются в условиях для закрепления и воспитания коллективных взаимоотношений. Общий труд предполагает такую организацию детей, при которой при общей цели каждый ребенок выполняет какую-то часть работы самостоятельно.

В работе с детьми шестого года жизни уделяется большое внимание дальнейшему расширению процессов хозяйственно-бытового труда: во время обеда дети раздают третье блюдо, после еды помогают няни убирать со стола посуду. Повышаются требования к правильному пользованию предметами домашнего обихода, оборудованием труда.

Хозяйственно-бытовой труд детей старшего дошкольного возраста значительно содержательнее, становиться коллективным. Это позволяет шире использовать его как средство нравственного воспитания детей: формирование целеустремленности, организованности, понимание необходимости и важности бытового труда людей, уважения к нему, воспитание положительности, организованности, понимания необходимости и важности бытового труда людей, уважение к нему, воспитание положительных взаимоотношений в процессе коллективной деятельности.

В работе с детьми старшей группе большое значение имеет привлечение детей к помощи взрослым. Так организуя смену чистого белья, няня поручает ребятам надеть наволочки, застелить простыни. Дети, выполняя это поручение, чувствуют себя настоящими помощниками взрослого.

В процессе труда взрослый сам является образцом для подражания: показывает не только приемы работы, но и пример отношения к повседневному обычному труду. Очень важно строить работу так, чтобы дети были не просто пассивными исполнителями, какого либо задания, но и видели в няне организатора дел, ее трудолюбие; ощущали внимание к воспитанникам группы и более младшем детям.

В привлечении ребят старшей группы к хозяйственно-бытовому труду важную роль играют общие поручения, когда воспитатель предлагает нескольким детям, выполнить какую-то работу. Поскольку навыки самоорганизации у детей еще сформулированы недостаточно, воспитатель обсуждает с ними выполнения общего задания: с чего они начнут работу, что для чего понадобиться, как организовать работу, чтобы не запачкаться самим, не насорить, и не налить на пол. Воспитатель помогает всем договориться, кто какую общую часть дела, будет выполнять. Если приемы детям не знакомы, воспитатель включается в работу сам, показывает, как выполнять трудное или не знакомое действие, как организовать дело, учит умению договариваться друг с другом, оказывать помощь. Так педагог показывает, как может быть достигнута согласованность действий, договоренность. Воспитатель постепенно приучает детей самим ставить цель, планировать работу, доводить до конца.

Основная форма организации хозяйственно-бытового труда детей старшей группы – включение их в коллективную трудовую деятельность общественного значимого содержания.

В подготовительной к школе группе хозяйственно-бытовой труд осваивается детьми как вид труда в целом. Происходит дальнейшее нарастание объема хозяйственно бытовых дел. К процессам сервировки стола добавляются такие, как украшение столов цветами, раздача второго и третьего блюда.

Дети седьмого года жизни умеют протирать стулья, подоконники, наводят порядок в шкафах с игрушками и материалами.

Активное участие детей седьмого жизни в хозяйственно-бытовом труде осуществляется одновременно в двух направлениях: через коллективную трудовую деятельность общественно значимого содержания и через выполнения поручений, обязанностей дежурных, дел, связанных с реализацией цели деятельности, полезной окружающим. Скажем, навести порядок на веранде у малышей, подмести на их участке площадку, Можно предложить детям помочь взрослым навести порядок в групповой комнате, спальне, стереть пыль со шкафов.

Участвуя в хозяйственно-бытовом труде, старшие дошкольники ощущают его однообразие, повторяемость изо дня в день. Этот труд требует от ребят большого терпения, постоянных трудовых усилий, повседневного самоконтроля. Естественно, что они гораздо легче и охотнее включаются в работу, носящую эпизодический характер, чем в выполнение повседневных трудовых обязанностей по наведению и поддержания порядка в детском саду. Убирая за собой игрушки; стирая тряпочки после рисования красками, промывая комнатные растения, и дети убеждаются в необходимости этого труда.

Задача педагога – воспитывать и поддерживать у детей положительно-эмоциональное отношение к хозяйственно-бытовому труду. Для этого тогда надо создавать такие условия, которые обеспечивали бы формирование терпение к грязи, неряшливости, эмоционально-эстетическую чуткость к окружающей обстановке. Задача эта успешно решается, если, включая детей в хозяйственно-бытовой труд, им дают почувствовать, что их труд нужен всем. Включаясь в выполнение хозяйственно-бытовых дел, старшие дошкольники приобретают ряд полезных практических навыков, которые пригодятся им в жизни при обучении в школе.

Организуя выполнение детьми, какого-либо дело хозяйственно-бытового назначения, направленного на помощь окружающим, воспитатель стремится использовать любую возможность, не оставив без внимания не одно действие детей. Например, педагог говорит: «Сегодня Игорь помог няне младшей группе стереть пыль со столов и скамеек на участке. И мне это было особенно приятно его внимание к взрослому, потому что он, строя из песка сооружения, оставил свое занятие, чтобы сделать это доброе дело. Спасибо тебе Игорь, ты не подвел нашу группу.»

В работе с детьми подготовительной группы следует практиковать включение их в такую работу; результаты, которой важны для детского сада. Например, помочь завхозу принести некоторые продукты, принять участие в заготовке овощей, фруктов на зиму. Для лучшего осознания необходимости оказывать помощь другим нужно формировать у детей представление о содержании хозяйственно-бытового труда, об общественной значимости труда взрослых.

Знакомство детей с трудом дворника, завхоза осуществляется через специальные экскурсии, включенные в сетку занятий, а также в повседневной жизни. С этой же целью используются произведения художественной литературы: «Аленушка» Е.Благинина, «У бабки была внучка» Л.Н.Толстой, «Мишкина каша» и «Наш котенок» Н.Носова, а также картины и иллюстрации к книгам. Поскольку в подготовительной группе дети овладевают основными трудовыми навыками, очень важно уметь вовремя перейти обучения этим навыкам к их использованию в повседневной жизни. Обучением навыкам необходимо тогда, когда ребенку дается новое задание, которое он ранее некогда не выполнял, или когда он трудовыми действиями не овладел. При повторном выполнении такой работы ребенку нужно постепенно предоставлять возможность самому вспомнить; как ее следует выполнить, также создавать такие условия, которые ставили бы его перед необходимостью трудиться повседневно и самостоятельно.

Чтобы дети старшего дошкольного возраста научились по собственной инициативе находить применение своим силам, следует в процессе обучения хозяйственно-бытовому труду на первых порах давать им конкретные трудовые задания, поручения, например, вылить воду из мыльниц и положить просушить, стереть пыль со шкафов для полотенец, вымыть комнатные растения. Такие задания нужно давать детям до тех пор, пока они не научились выполнять их самостоятельно. В дальнейшем руководство хозяйственно-бытовым трудом ребят должно состоять в том, что взрослый, не приказывая им прямо, но учитывая их знания, умения, опыт, побуждает их самих подумать, что и как нужно сделать. Так у детей формируется наблюдательность, сообразительность, внимательность.

Как и в предыдущих группах, важным фактором воспитания у детей интереса к хозяйственно-бытовому труду является общение ребят с воспитателями, няней, дворником во время уборки групповой комнаты или участка детского сада.

Руководство хозяйственно-бытовым трудом детей 6-7 лет не должно быть не навязчивым, ни подчеркнутым. Старшие дошкольники к этому очень чувствительны. Только тогда дети в процессе совместного труда ведут себя не принужденно свободно. Приучая детей старшего дошкольного возраста к систематическому хозяйственно-бытовому труду, надо чаще использовать игровые формы его организации. Включаясь в любое серьезное дело, ребенок в известной мере обыгрывает его, подражая старшим. Однако ему нравится; когда к этому серьезно относятся взрослые, тем более, если они и сами принимают участие в труде, игре как исполнители или заказчики.

Методы педагога в руководстве трудом детей должны быть направлены на то, чтобы предупредить ошибку в работе, вовремя посоветовать, как ее исправить, оказать не обходимую помощь. При таких приемах педагогического руководства в старшем дошкольном возрасте к моменту перехода в школу удается сформировать довольно стойкие мотивы, определяющие нравственную основу личности ребенка, его трудовой деятельности.

Система работы по приобщению воспитанников старшей группы к хозяйственно-бытовому труду в условиях взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации

 

Особое значение в процессе нравственного воспитания ребенка имеет труд. В труде формируются такие качества личности, как ответственность, трудолюбие, дисциплинированность, самостоятельность и инициатива. Выполнение определенных посильных трудовых обязанностей способствует воспитанию у ребенка чувства ответственности, доброжелательности, отзывчивости. Для формирования всех этих качеств в семье имеются самые благоприятные условия. Здесь все дела и заботы общие.

Совместный с родителями или другими членами семьи труд побуждает ребенка помогать друг другу, делать что-то для всех. Таким образом, у него закладываются основы нравственных качеств, необходимых для жизни в обществе.

В семье дети постоянно видят, что родители делают: готовят еду, убирают квартиру, стирают белье, шьют. Наблюдение за тем как выполняют взрослые эти повседневные дела, постепенно помогает ребенку понять их значимость и отношение родителей к труду: мама пришла с работы усталая, но должна готовить ужин для всех, папа идет в магазин за продуктами. Следует помнить, что детские наблюдения могут носить созерцательный характер. Чтобы пример членов семьи стал для ребенка руководством к действию, взрослые могут сопровождать свою работу пояснениями. Это обычно привлекает к себе внимание детей, они задают вопросы, пытаются помочь родителям. Так постепенно ребенка привлекают к совместному труду со взрослыми.

Необходимо помнить и родителям о важности ознакомления ребенка с их трудом на производстве, о том, что они делают и какую пользу приносят людям; например, мама – врач, она лечит больных; папа – педагог, он учит детей.

В процессе трудом взрослых у ребенка воспитают уважение к труду всех людей. Окружающая действительность представляет для этого большие возможности. Гуляя с ребенком, нужно научить его бросать мусор только в урну, кроме того, обратить внимание на то, как чисто вымяты улицы. Малышу будет интересно узнать, что за чистотой улиц следит дворник. Чистая улица результат его труда. Дворник встает раньше всех и, когда ребята идут в школу в детский сад, уже кончает свою работу. Покупая хлеб. Рабочие хлеб завода работали всю ночь, а шофер успел привести его в магазин, хлеб грузили грузчики, а продавцы сложили его на полки в торговом зале.

Расширить представления ребенка о труде взрослых помогут произведения художественной литературы, иллюстрации, картины. В семье ребенка привлекают к повседневному участию в бытовом труде. Но не всегда охотно выполняет он те или иные обязанности. Чтобы заинтересовать детей; надо в доступном виде объяснить ребенку данного возраста значимость предстоящей работы, ее результата. «Если не поменять воду в вазе с цветами, цветы завянут». Интерес детей к труду значительно повышается, если полезность его для окружающих очевидна: «Как хорошо, что Катя убрала посуду, теперь после обеда все смогут отдохнуть».

Пусть сделанная ребенком закладка для книг, подставка для вилок или игольница несовершенны, родители должны оценить его труд и желание сделать что-то для других и обязательно использовать, эту вещь в быту.

Поручения, даваемые детям должны быть интересными и привлекательными по форме выполнения. Если же они строятся лишь на распоряжениях: «Подай!», «Подержи!», «Подержи!», то это отбивает у ребенка охоту трудиться. Потому взрослый, скажем, столярничая, не только просит принести какой либо инструмент, но и учит ребенка, как им пользоваться.

Поручая детям то или иное дело, взрослые должны учитывать его возрастные возможности. Если задания посильны, дошкольник выполняет его с интересом. Старшие дошкольники должны систематически участвовать в домашнем труде (выносить ведро с мусором, мыть чайную посуду, холить за хлебом и т.д.) т. е. Иметь поручения, требующие выполнения в течение длительного времени и без напоминаний.

Для того дети могли овладеть правильными приемами выполнения того или иного вида работы, чтобы они охотно трудились, необходимо иметь дома соответствующий инвентарь.

Труд детей семье, организуемый взрослыми, сближает ребенка, способствует влиянию взрослого, но его интересы и потребности. Особенно ценно, если родители сумеют содействовать в процессе работы развитию у детей стремления к полезной для семьи деятельности: сделать что-то для младшего брата, подарок маме, товарищу и т.д.

 

Выводы по второй главе

Трудовое воспитание детей в дошкольном учреждении не может осуществляться в отрыве от семейного воспитания. В семье имеются благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. Это прежде всего наглядность, доступность разнообразного домашнего труда, ежедневно совершаемого взрослыми на глазах у ребенка, ощутимость результатов этого труда, возможность для ребенка систематически участвовать в этом труде, работать вместе со взрослыми. В совместной со старшими членами семьи трудовой деятельности ребенок, подражая старшим, быстрее овладевает трудовыми навыками, перенимает рациональные приемы работы. Труд вместе с родителями доставляет ребенку радость. Участие в хозяйственно-бытовом труде позволяет ребенку реально ощутить свою причастность к заботам семьи, почувствовать себя членом семейного коллектива. Это способствует воспитанию многих важных качеств личности: отзывчивости, заботливости, бережливости, ответственности. В семье ребенок слышит рассказы родителей о своем труде и производственной деятельности других людей. Это расширяет представления ребенка о труде взрослых, формирует интерес и уважение к нему. Для того чтобы родители могли осуществлять трудовое воспитание в семье в единстве с детским садом, они должны хорошо знать, какие задачи трудового воспитания ставятся в детском саду, знать практику трудового воспитания в дошкольном учреждении.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет все представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом меняется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет ребенка в детском саду.

Главная развивающая функция труда – это переход от самооценки к самопознанию. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умение и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления.

Вследствие коллективного труда ребенок получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе. Труд является равнозначным предметом программы обучения.

При целенаправленной, планомерной работе по трудовому воспитанию на этапе завершения дошкольного образования воспитанники овладевают основными культурными способами деятельности, проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах трудовой деятельности, обладают установкой положительного отношения к разным видам труда, активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми. Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах трудовой деятельности, могут соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены при выполнении трудовых навыков, что позволяет сделать вывод о сформированности у детей предпосылок к учебной и трудовой деятельности.

Систематическая работа с родителями, единство педагогических воздействий на ребенка детского сада и семьи позволяют добиваться хороших результатов в трудовом воспитании дошкольников.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания/ Б.Г. Ананьев. - М. - Воронеж, 1996.

2. Буре Р.С. Воспитатель и дети / Р.С. Буре.- М.: Просвещение 1985.

3. Буре Р.С. Организация труда детей и методика руководства // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду / Р.С. Буре М.: Просвещение, 1987.

4. Буре Р.С. Развитие самостоятельности и организованности в повседневной жизни детского сада / Р.С. Буре.- М.: АПН РСФСР. - 1962.

5. Буре Р.С., Година, Г.Н. Учите детей трудиться / Р.С. Буре, Г.Н Година. - М.: Просвещение, 1983.

6. Буре Р.С., Островская, Л.Ф. Воспитатель и дети: Учебное пособие для воспитателей дошкольных учреждений, студентов педагогических колледжей и вузов, родителей и дошкольников.- 3-е изд., перераб. и доп.-М.-: Издательство «Ювета», 2001.

7. Воспитание дошкольника в труде /Под ред. В.Г.Нечаевой. - М.: Просвещение, 2003.

8. Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / под ред. А.М.Виноградовой / Г.Н. Година М.: Просвещение, 1987.

9. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду /В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина и др.; под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М.Гурович: Изд. 3-е, переработанное. СПб.: Детство Пресс, 2003.

10. Дошкольная педагогика /под редакцией В.И.Логиновой, П.Г. Саморуковой. М., Просвещение.1988.

11. Дошкольная педагогика / под ред. В.И. Ядешко, Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1986.

12. Дуброва В.П. Воспитание самостоятельности у дошкольника в семье: Методические рекомендации. / В.П. Дуброва М.: Просвещение, 1985.

13. Запорожец А.В. Психологическое развитие ребенка. Психологические труды в 2 т. / А.В. Запорожец М.: Педагогика, 1986.

14. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для ВУЗов. - М.: Изд. Корпорация «Логос», 2000.

15. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений / С.А.Козлова, Т.А.Куликова. - 4- е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.

16. Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир.- СПб.: Детство- Пресс, 2005.

17. Кузавкова К.П. Формирование общественно-направленной самостоятельности у детей дошкольного возраста: Учеб. Пособие для спец. Курса. Пермь, 1975.

18. Мусиенко С.И. Школа волшебников: уч.- наглядное пособие по ручному труду для детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2006.

19. Петрова И. М. Кукольная комната. Ручной труд для детей 6-7 лет [Текст]: метод. пособие для воспитателей ДОУ. - СПб.: Детство-Пресс, 2005.

20. Порембская Л.А. Ручной труд как средство воспитания самостоятельности детей дошкольного возраста. – Спб.: Летний сад. 1999.

21. Психологический словарь /под ред. В.В.Вавилова, А.В.Запорожца, Б.Ф.Ломова - М.: Педагогика, 1983.

22. Развитие самостоятельности и активности в дошкольном возрасте / Сборник научных трудов. - РГПУ им. А.И.Герцена. - СПб. - 1996. –

23. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии -СПб.:Питер,2001.

24. Самостоятельность у детей: фрагмент из книги К. Флейка- Хобсона, Б.Робинсона, И.Скина» Развитие ребёнка и его отношений с окружающими». //Д.в.-1995.№11.

25. Сергеева Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. / Д.В. Сергеева. М.: Просвещение, 1987.

26. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. В 3- х т. / В.А. Сухомлинский М.: Просвещение, 1979.

27. Тарловская Н. Ф., Топоркова Л. А. Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду. - М.: Просвещение, Владос, 1994.

28. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.

29. Цукерман Г.А., Елизаров Н.В. О детской самостоятельности // Вопросы психологии.- М.:1990.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: