Тема 15. Модель подготовки педагога к полихудожественному воспитанию и развитию школьников




Способности педагога-художника. Понятие и сущность готовности учителя к художественно-творческому развитию детей. Основание интегративной модели подготовки учителя к художественно-творческому развитию: триединство духовной культуры, педагогики и искусства. Взаимосвязанные компоненты интегративной модели подготовки учителя: ценностно-ориентационный, когнитивно-интеллектуальный, процессуально-преобразовательный, эмоционально-мотивационный.

Ценностно-ориентационный компонент подготовки (формирование духовной, в том числе полихудожественной культуры учителя). Полихудожественная культура учителя как ценностное, целостное образование, основанное на интеграции искусств и всех компонентов развития школьников, имеющее личностный, деятельностный и профессионально-педагогический аспект. Взаимосвязь компонентов полихудожественной культуры учителя.

Когнитивно-интеллектуальный компонент подготовки (овладение системой знаний, определяющих художественно-эстетический кругозор будущего учителя и профессионально-педагогические знаний в области художественно-творческого развитияч детей).

Процессуально-преобразовательный компонент подготовки (система профессионально-художественных умений: художественно-конструктивных, художественно-творческих, художественно-коммуникативных, художественно-организаторских и художественно-исследовательских).

Эмоционально-мотивационный компонент подготовки (мотивационно-ценностное отношение к педагогической профессии и искусству, определяет творческую направленность личности).

Структура и критерии психологической, теоретической и практической готовности учителя к художественно-творческому развитию школьников.

Специфика общения между педагогом и учащимся. Учет возрастных особенностей художественного развития детей.

Основная литература

1. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества. – М.: Академический проект: Культура, 2005. - 304 с.

2. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Концепция образовательной области «Искусство» //Искусство в школе. – 2006. - № 1. – С.3-6.

3. Петрушин В.И. Психология и педагогика художественного творчества: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический проект; Гаудеамус, 2008. – 490 с.

4. Синкевич И.А. Психология художественного творчества: Учебное пособие. - Мурманск: МГПУ, 2008.

5. Синкевич И.А. Практикум по психологии художественного творчества: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. - Мурманск: МГПУ, 2009.

6. Синкевич И.А. Подготовка студентов педагогических вузов к полихудожественному развития школьников // Психология обучения. – М., 2009. - № 9 октябрь. – С. 44-56.

7. Синкевич И.А. Полихудожественное образование студентов педагогических вузов: Монография. - Мурманск: МГПУ, 2009. - 203 с.

8. Синкевич И.А. Проблема развития одаренности, таланта и креативности личности в образовательном пространстве // Психология обучения. – М., 2010. - № 2 февраль. – С. 71-79.

9. Синкевич И.А. Диагностика готовности будущих учителей к полихудожественной деятельности // Педагогические технологии. – М.., 2010. - № 2. – С. 20-44.

10. Синкевич И.А. Проблема духовно-нравственного развития личности в образовании на основе интеграции искусств // Психология обучения. – М., 2011. - № 7 июль. – С. 5-16.

11. Синкевич И.А. Психолого-педагогический подход к развитию одаренности детей в системе образования// Одаренные дети: проблемы, перспективы, развитие: материалы региональной научно-практической конференции с международным участием «Одаренные дети: проблемы, перспективы, развитие» 23-24 марта 2011. –СПб. АППО, 2011. – С.154-164.

12. Синкевич И.А. Психология и педагогика художественного творчества: Учебное пособие. - Мурманск: МГПУ, 2012.

Дополнительная литература

1. Абдуллин Э.Б. Теория и методика музыкального образования школьников: программа-конспект. - М.: МГПУ, 1996. - С. 40-42.

2. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. - М.: Мысль, 1988. - С. 44.

3. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. -1995, № 4. - С. 22.

4. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников: Рекомендации к разработке комплексных программ по искусству для школ и внешкольных занятий / Под ред. Г.П.Шевченко, Б.П.Юсова. - Луганск: АПН СССР, 1990. - С.5-10.

5. Выготский Л.С. Учение об эмоциях // Собр. соч. в 6-ти т. - М.: Просвещение, 1984. - Т. 6. - С. 91-318.

6. Додонов Б.И. Эмоции как ценность. - М.: Политиздат, 1973. - С. 37-38.

7. Ковалев Г.А. Три парадигмы в психологии - три стратегии психологического воздействия // Вопросы психологии. - 1987, № 3. - С. 49.

8. Красило А.И. Психология обучения художественному творчеству. -М.: Институтт практической психологии, 1998.

9. Кузьмина Н.В., Гинецинский В.И. Актуальные проблемы профессионально-педагогической подготовки учителя // Советская педагогика. - 1982, № 3. - С. 65.

10. Образование: Идеалы и ценности (историко-теоретический аспект) / Под ред. З.И.Равкина. - М.: ИТПиОРАО, 1995. - С. 28-30.

11. Огородников И.Т. Актуальные проблемы исследования педагогической подготовки учителей в высшей школе // Советская педагогика. - 1975, № 2. - С. 92.

12. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъективности: Учеб. пособие для студентов вузов. - Ростов на Дону: Феникс, 1996. - 512 с.

13. Рапацкая Л.А. Формирование художественной культуры учителя музыки. - М.: Прометей, 1991. - 196 с.

 

1.6.3



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: