Задание по усвоению психологических понятий




КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ

«ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»

 

 

Задание № 4

 

«Психологические особенности конфликтов в коллективе.

Основные психологические требования к личности руководителя»

Выполнил:

Аббасов П.

С-1-11-5

 

№ зач. Книжки:

________________

 

Проверил:

Дерябин Ю.И.

Тюмень, 2012

ЗАДАНИЕ № 4

«Психологические особенности конфликтов в коллективе.

Основные психологические требования к личности руководителя»

1. (Работа с понятиями).

Задание по усвоению психологических понятий

 

Тема 13. Общение – основа межличностных отношений

А) Подобрать из словаря понятия по изучаемым темам.

Общение определенный уровень взаимопонимания и межличностного взаимодействия людей включающий в себя обмен информации между ними, какую-либо совместную базовую деятельность и сопереживание (взаимное понимание или непонимание), выработку единой стратегии взаимодействия.

Проксемика - пространственные взаимоотношения людей в процессе общения.

Коммуникабельность – социально-психологическая характеристика личности, способность её к позитивному общению с другими людьми.

Аффиляция – потребность в общении, в эмоциональных контактах, дружбе и любви.

 

 

Б) Сформатировать матрицу. Выделить ключевые и производные понятия.

Ключевые понятия Производные понятия
1. Общение · Проксемика · Коммуникабельность · Аффиляция

 

Тема 14. Психологические особенности конфликтов и способы их разрешения.

А) Подобрать из словаря понятия по изучаемым темам.

Конфликт – столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или в межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными переживаниями.

Конфликт ложный - ситуация, когда объективные конфликтные основания отсутствуют, но стороны воспринимают свои отношения как конфликтные.

Конфликтогены — это слова, действия (или отсутствие действий), которые могут привести к конфликту.

Конфликт внутриличностный — это конфликт внутри психи­ческого мира личности, представляющий собой столкновение ее противоположно направленных мотивов (потребностей, ин­тересов, ценностей, целей, идеалов).

Инцидент конфликта — это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.

Соперничество – стратегия поведения оппонентов в конфликте, состоящая в ориентации на свои интересы, на навязывании другой стороне предпочтительного для себя решения, открытой борьбе по реализации своих интересов.

Соперничество – стратегия поведения оппонентов в конфликте, состоящая в ориентации на свои интересы, на навязывании другой стороне предпочтительного для себя решения, открытой борьбе по реализации своих интересов.

Шантаж – один из способов воздействия на противника в конфликте, под угрозой разоблачения или разоблачения компрометирующих сведений с целью добиться от шантажируемого лица определенных поступков.

Б) Сформатировать матрицу. Выделить ключевые и производные понятия.

Ключевые понятия Производные понятия
1. Конфликт · Конфликт ложный · Конфликт внутриличностный
2. Инцидент конфликта · Шантаж · Соперничество · Конфликтогены

 

Тема 15. Социально-психологические особенности процесса управления коллективом. Лидерство и руководство в коллективе.

А) Подобрать из словаря понятия по изучаемым темам.

Коллектив – устойчивая во времени организованная группа людей со специальными органами управления объединенных общими целями, задачами, ценностями совместной деятельности.

Команда (в управлении) – объединенная общими деловыми и нравственными связями группа людей, выступающая как основа эффективной организации, имеющая общие цели взаимодополняющие способности и обладающая

Начальник – должностное лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности.

Решение управленческое (в психологии) – формирование направлений и последовательности действий для достижения цели, выбор целенаправленного воздействия на объект управления, который базируется на анализе ситуаций и содержит программу достижения цели.

Руководитель – официально назначенный член группы имеющий специальные полномочия управления людьми, права и ответственность за конечный результат.

Управление социальное – целенаправленное воздействие на социальную общность для упорядочения, сохранения, совершенствования и развития её определенную качественную специфику.

Управление рефлексивное - процесс перевода управляемой системы в новое, заранее запланированное состояние, когда управление сознанием субъекта выстраивается так, что ему представляется, что принимаемое им решение выстраивается самостоятельно.

 

Б) Сформатировать матрицу. Выделить ключевые и производные понятия.

Ключевые понятия Производные понятия
1. Коллектив Команда (в управлении)
2. Руководитель Начальник Управление рефлексивное Управление социальное

 

 

2. (Работа с учебником).

При выполнении задания необходимо, раскрыть основные вопросы тем:

 

Тема. Лидерство и руководство в коллективе. Психология деятельности руководителя.

 

1. Кто такой начальник?

2. Начальник и руководитель – это синонимы?

3. Начальник – руководитель – менеджер – лидер: общее и особенное в характеристиках.

Начальник – должностное лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности.

Руководитель – официально назначенный член группы имеющий специальные полномочия управления людьми, права и ответственность за конечный результат.

Лидер – член группы, за которым она признаёт право принимать ответственные решение в значимых для неё ситуациях.

 

Литература. См. ГЛОССАРИЙ (ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ ПО КУРСУ).

 

Тема. Психологические особенности конфликтов.

 

1. Что такое конфликт?

2. Причины возникновения конфликтов:

а) организационно управленческие причины конфликтов;

б) социально- психологические причины конфликтов;

в) личностные причины конфликтов.

3. Структура конфликта:

а) структурные элементы конфликта;

б) психологические компоненты конфликта;

4. Функции конфликтов:

а) конструктивные функции конфликта;

б) деструкруктивные функции конфликта;

5. Разрешение конфликта:

а) формы завершения конфликта;

б) основные факторы разрешения конфликта.

Понятие конфликта

 

Наиболее широкое распространение получили два подхода в понимании конфликта. При одном из них конфликт определяется как столкновение сторон, мнений, сил, т.е. весьма широко. При таком подходе конфликты возможны и в неживой природе (вспомним античных философов).

Другой подход заключается в понимании конфликта как столкновения противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Круг участников конфликта ограничивается группой людей. Именно такое определение конфликта дает психологический словарь.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: