Практическое (лабораторное) занятие 8




1. Исследовать освоение пространственных компонентов в условиях взаимодействия искусств через:

  • пластическое упражнение «Море» (И.К.Айвазовский «Девятый вал»; А.А.Рылов «В голубом просторе»; М.К.Чюрленис «Соната моря. Аллегро»; Н.А.Римский-Корсаков «Шахерезада» - 1 часть и др.);
  • «оживотворение» картин с изображением гор в различное время года, время суток, с различным настроением (М.С.Сарьян «Обрыв на склоне Арагаца»; П.Сезанн «Гора Сент-Виктуар», Н.К.Рерих «Нанда-Дэви», К.Д.Фридрих «Горный пейзаж», «Утро в горах» и др.); музыкальных зарисовок (Э.Григ «Пер Гюнт» 1 и 4 часть).

2. Проанализировать одну из интегрированных программ полихудожественного развития школьников (Е.П.Кабковой, Л.Г.Савенковой, Т.И.Суховой, Т.Г.Пеня, Б.П.Юсова и др.).

Основная литература

1. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества. – М.: Академический проект: Культура, 2005. - 304 с.

2. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Концепция образовательной области «Искусство» //Искусство в школе. – 2006. - № 1. – С.3-6.

3. Петрушин В.И. Психология и педагогика художественного творчества: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический проект; Гаудеамус, 2008. – 490 с.

4. Синкевич И.А. Психология художественного творчества: Учебное пособие. - Мурманск: МГПУ, 2008.

5. Синкевич И.А. Практикум по психологии художественного творчества: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. - Мурманск: МГПУ, 2009.

6. Синкевич И.А. Подготовка студентов педагогических вузов к полихудожественному развития школьников // Психология обучения. – М., 2009. - № 9 октябрь. – С. 44-56.

7. Синкевич И.А. Полихудожественное образование студентов педагогических вузов: Монография. - Мурманск: МГПУ, 2009. - 203 с.

8. Синкевич И.А. Проблема развития одаренности, таланта и креативности личности в образовательном пространстве // Психология обучения. – М., 2010. - № 2 февраль. – С. 71-79.

9. Синкевич И.А. Диагностика готовности будущих учителей к полихудожественной деятельности // Педагогические технологии. – М.., 2010. - № 2. – С. 20-44.

10. Синкевич И.А. Проблема духовно-нравственного развития личности в образовании на основе интеграции искусств // Психология обучения. – М., 2011. - № 7 июль. – С. 5-16.

11. Синкевич И.А. Психолого-педагогический подход к развитию одаренности детей в системе образования// Одаренные дети: проблемы, перспективы, развитие: материалы региональной научно-практической конференции с международным участием «Одаренные дети: проблемы, перспективы, развитие» 23-24 марта 2011. –СПб. АППО, 2011. – С.154-164.

12. Синкевич И.А. Психология и педагогика художественного творчества: Учебное пособие. - Мурманск: МГПУ, 2012.

Дополнительная литература

1. Живой мир искусства: Интегрированная программа полихудожественного развития школьников (1- 4 классы) / Под общ. ред. Б.П.Юсова. - Мурманск, 1995.

2. Когда все искусства вместе. Полихудожественное развитие учащихся различных возрастных групп: Пособие для учителя / Под общ. ред. Б.П.Юсова. - Москва, 1995.

3. Савенкова Л.Г. Изобразительное искусство и Среда. (Природа - пространство - архитектура) 1-11 классы: Интегрированная программа полихудожественного развития. - М., 1995.

4. Сухова Т.И. Полихудожественное литературно-творческое развитие школьников (1-11 классы): Интегрированная программа полихудожественного развития на основе взаимодействия искусств. - М: АПН НИИ ХВ, 1994.

5. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников: Рекомендации к разработке комплексных программ по искусству для школ и внешкольных занятий / Под ред. Г.П.Шевченко, Б.П.Юсова. - Луганск, 1990.

6. Шишлянникова Н. Проблема целостности в педагогике искусства // Искусство в школе. - 1999. - № 4. -С.6-8.

7. Кабкова Е.П. Программа музыкального развития.(1-10 класс). Программа музыкально-двигательного развития школьников (1-4 классы): Интегрированные программы полихудожественного развития на основе взаимодействия искусств. - М., 1991.

8. Пеня Т.Г. Космос театра (1-11 классы); На пути к образу (для старших классов); Сказка игры (для подготовительных классов) // Сборник программ интегрированных курсов «Искусство». - М.: Просвещение, 1995. - С. 76- 191.

 

Практическое (лабораторное) занятие 8

Тема: Диагностика художественно-творческих способностей детей

Дошкольного возраста

План

1. Основные принципы диагностики художественно-творческого развития детей.

2. Основные методы развития художественно-творческого развития детей дошкольного возраста

3. Развитие знаково-символической деятельности и воображения дошкольников (Е.Е.Сапогова):

4. Диагностика эмоционально-ценностного отношения к себе у детей 5-9 лет («Автопортрет» - А.М.Прихожан, З.Василяйскайте).

Вопросы для коллективного обсуждения

1. Определить принципы и условия диагностики креативности детей.

2. Раскрыть методику Е.М.Торшиловой и Т.В.Морозовой определения уровней развития художественно-творческих способностей детей 3-7 лет.

3. Дать характеристику тестовых заданий, направленных на диагностику креативности детей:

· по измерению способностей опознания выразительности формы («Лица»);

· по определению способности к синестезии: («Малюма» и «Текете»);

· на одушевление и преображение формы («Фигурки»-«Кубики» А.П.Ершовой);

· по измерению способности воспринимать и создавать эстетическую выразительность художественной формы («Пейзаж»);

· по изучению качества эмоционально-эстетических предпочтений («Бабочка»);

· по измерению характеристик восприятия («Круги» Э.П.Торренса; «Чернильные пятна» Г.Роршаха; «Складывание фигур» Д.Векслера).

4. Определить психологические особенности развития знаково-символической деятельности и воображения дошкольников (Е.Е.Сапогова):

  • развитие замещающей деятельности («Художник»);
  • развитие моделирования («Пантомима»; «Времена года»);
  • развитие моделирования и элементов экспериментирования («Иероглифы»; «Индейские маски»);
  • развитие креативных и эвристических возможностей («Скульптор»; «Театральный гример»; «Нарисуем музыку»).

5. Раскрыть методы диагностики эмоционально-ценностного отношения к себе у детей 5-9 лет («Автопортрет» - А.М.Прихожан, З.Василяйскайте).

Основная литература

1. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества. – М.: Академический проект: Культура, 2005. - 304 с.

2. Немов Р.С. Психология. Кн. Ш. Психология образования. - М., 2009. - С.65-87.

3. Петрушин В.И. Психология и педагогика художественного творчества: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический проект; Гаудеамус, 2008. – 490 с.

4. Синкевич И.А. Психология художественного творчества: Учебное пособие. - Мурманск: МГПУ, 2008.

5. Синкевич И.А. Практикум по психологии художественного творчества: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. - Мурманск: МГПУ, 2009.

6. Синкевич И.А. Подготовка студентов педагогических вузов к полихудожественному развития школьников // Психология обучения. – М., 2009. - № 9 октябрь. – С. 44-56.

7. Синкевич И.А. Полихудожественное образование студентов педагогических вузов: Монография. - Мурманск: МГПУ, 2009. - 203 с.

8. Синкевич И.А. Проблема развития одаренности, таланта и креативности личности в образовательном пространстве // Психология обучения. – М., 2010. - № 2 февраль. – С. 71-79.

9. Синкевич И.А. Диагностика готовности будущих учителей к полихудожественной деятельности // Педагогические технологии. – М.., 2010. - № 2. – С. 20-44.

10. Синкевич И.А. Психолого-педагогический подход к развитию одаренности детей в системе образования// Одаренные дети: проблемы, перспективы, развитие: материалы региональной научно-практической конференции с международным участием «Одаренные дети: проблемы, перспективы, развитие» 23-24 марта 2011. –СПб. АППО, 2011. – С.154-164.

11. Синкевич И.А. Психология и педагогика художественного творчества: Учебное пособие. - Мурманск: МГПУ, 2012.

12. Фьюсел Б., Лихач А.В. Супермозг: тренинг интуиции и творческого мышления. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 224 с.

Дополнительная литература

1. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. - Т.1. - М.: Мир, 1996. - С.436-442.

2. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб.: Питер, 1999. - С.183-188.

3. Изард К.Э. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2000.

4. Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления: Практическое пособие. - Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000. - С. 111- 144.

5. Практикум по возрастной и педагогической психологии / Авт.-сост. Е.Е.Данилова; Под ред. И.В.Дубровиной. - М.: Академия, 1999. - С. 91-97.

6. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф.Рыбалко. - СПб.: Речь, 2001.

7. Прихожан А.М. Диагностика эмоционально-ценностного отношения к себе у детей 5-9 лет // Детский практический психолог. - Июль. - 1995. - С. 32-35.

8. Сапогова Е.Е. Практическое руководство по развитию воображения дошкольников. - Тула: Приокское книжное издательство, 1995. - С. 46-49, 62-75.

9. Торшилова Е.М., Морозова Т.В. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет (Теория и диагностика) - М., 1993.

10. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника: Практикум для студ. средн. и высш. учебн. заведений и работников дошк. учреждений. - М.: Академия, 1999. - С. 76-79.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: