Урок доброты и толерантности.
Цели: познакомить детей с понятием «толерантность», разобрать основные черты толерантной личности, развивать коммуникативные навыки в процессе межличностного общения.
Ход урока
СКАЗКА.
Жила – была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:
- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с нею всю жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет…
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место. Пришла и видит: стоят пять красивых девушек, одна другой краше.
- Вот, выбирай, - сказал волшебник, – одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвёртую – Печаль, пятую – Доброта.
- Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать…
- Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.
Вопрос: А кого выбрали бы вы? Почему?
Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.
-Почему Любовь выбрала Доброту?
Притча. Жил-был человек. Работал всю жизнь, вырастил сына, построил не один дом, но пришло время, и он состарился. Глаза его ослепли, слух притупился, колени дрожали. Он почти не мог держать в руках ложку и во время еды часто проливал на скатерть суп. Сын и его жена с отвращением смотрели на старика и стали во время еды сажать его в угол за печку, а еду подавали ему в старом блюдечке. Однажды руки его так тряслись, что он не смог удержать блюдечко с едой. Оно упало на пол и разбилось. Тогда ему купили деревянную миску. Теперь он должен был есть из неё. Как-то раз, когда родители сидели за столом, в комнату вошёл их четырёхлетний сын с куском дерева в руках. «Что ты хочешь сделать?» — спросил отец. «Деревянную кормушку. Из неё вы будут кушать, когда я вырасту» - ответил мальчик.
Обсуждение.
Вывод: Поступайте с другими так, как вы хотели бы, чтобы поступали с вами!
Сегодня наш разговор посвящён добру и толерантности.. 16 ноября - Международный день толерантности. Не всем, может быть, знакомо это слово, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития.
Что же такое толерантность?
На рубеже 18-19 века во Франции жил некто Талейран Перигор. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но, более всего, - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. С именем этого человека и связано понятие «толерантность».
Термин «толерантность» объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми.
- Как вы понимаете, что значит быть толерантным?
- Это значит признавать, что люди различаются по внешнему виду, положениям, интересам, поведением и ценностями и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.
К сожалению, дух терпимости, неприязнь к другой культуре, образу жизни, убеждениям, привычкам всегда существовали и продолжают существовать в наше время. Не является исключением и школа. Следует отметить, что предметом нетерпимости в школе может выступать как национальная, социальная, половая принадлежность, так и особенности его внешнего вида, интересы, увлечения, привычки.
В школах, в классах очень часто встречается проблема межличностных отношений, в основе которых часто лежит явления нетерпимости.
Давайте же вместе обобщим всё сказанное. Изобразим ваши ответы в виде лепестков ромашки.
Терпимость к чужим, прощение, уважение прав других, других мнений, верований, сострадание, сотрудничество, дух партнёрства, принятие другого, милосердие, уважение человека таким, какой он есть. Послушайте, как слово толерантность определяется на разных языках земного шара.
· в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;
· во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
· в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
· в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
· в арабском – сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим прощение, снисходительность, мягкость, милосердие;
· в русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо или кого-либо).
- Какое из определений вам более всего нравится?
- Что же объединяет эти определения?
- Как вы думаете, почему в наше время стоит говорить о толерантности?
Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявлением доброты. И можно будет сказать, что вы – толерантная личность.
Что такое толерантная личность мы поговорили. Но есть ещё понятие – интолерантная личность.
- Как вы думаете, какого человека можно назвать интолерантным?
Толерантная личность: Уважение мнения других. Доброжелательность. Желание что-либо делать вместе. Понимание и принятие. Чуткость, любознательность. Снисходительность. Доверие, гуманизм
Интолерантная личность. Непонимание. Игнорирование. Эгоизм. Нетерпимость. Выражение пренебрежения. Раздражительность. Равнодушие. Цинизм
СКАЗОЧКА О СЧАСТЬЕ.
На свете жил один король,
Богатый и могучий.
Всегда грустил он. И порой
Бывал мрачнее тучи.
Гулял он, спал, обедал,
А счастья он не ведал!
Но вечно хныкать и тужить
Бедняге надоело.
Вскричал король: «Нельзя так жить!»-
И с трона спрыгнул смело.
Да вмиг порушить свой удел
Не в королевской власти?
И вот король в карету сел-
И покатил за счастьем.
Король в окошечко глядит,
Карета бодро катится.
Постой – ка, кто там на пути?
Девчонка в драном платьице.
- О всемогущий мой король,
подать хоть грошик мне изволь.
- Эй, попрошайка, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду!-
Сказал король и укатил.
А в синем небе месяц стыл…
Карета мчится наугад
Бог весть в какую сторону.
Вдруг на пути стоит солдат,
Израненный, оборванный.
- О, мой король, - вскричал солдат, -
тебя я видеть очень рад!
Прошу покорнейше: устрой
Меня ты в услужение,
Я за тебя стоял горой,
Я право бился, как герой,
Я выиграл сражение.
- А ну, служивый, пропусти
скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду!-
Сказал король и укатил,
А в синем небе месяц стыл…
Карета мчит во весь опор,
Конь скачет, что есть духу.
Вдруг на дорогу вышла с гор
Сутулая старуха.
- Прости, любезный мой король,
Старуху одинокую.
Мой дом – вон, видишь, за горой,
С утра ушла далёко я.
Ношу из лесу я дрова –
Тяжёлая работа.
Гляжу вокруг, едва жива:
А вдруг поможет кто-то…
- А ну, старуха, пропусти
скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –
Сказал король и укатил,
А в синем небе месяц стыл…
Вот лето кончилось. Жара
Сменяется ненастьем.
Король торопит:
- В путь пора,
Ещё немного - и ура!
Своё настигну счастье!
И всё бы кончилось бедой –
Сомнений в этом нету.
Да старец с белой бородой
Остановил карету.
Перекрестившись, не спеша,
Торжественно и строго
Сказал: «Заблудшая душа,
Король, побойся Бога!
Ты ищешь счастье для себя,
Ты странствуешь по свету.
Но, только ближнего любя,
Найдёшь ты счастье это.
Скорей послушайся меня:
Обратно разверни коня,
Дитя согрей и накорми,
Солдата в сторожа найми,
Всё это сделай, но сперва
Старушке ты поможешь:
До дома довезёшь дрова.
Распилишь и уложишь…» -
Тут вышла полная луна.
И осветила путь она.
Нелёгкий путь, обратный путь.
Путь к счастью, не куда–нибудь.
Король поныне во дворце
Всем людям помогает.
И счастье на его лице,
Как ясный день, сияет!
- Как бы вы назвали поведение короля в начале истории?
-Как вы думаете, почему изменился король?
-Всегда ли в жизни происходят такие изменения?
-Чему нас учит эта сказка?
Работа с пословицами. Правильно найти продолжение каждой пословицы о добре.