Что же такое толерантность?




Урок доброты и толерантности.

Цели: познакомить детей с понятием «толерантность», разобрать основные черты толерантной личности, развивать коммуникативные навыки в процессе межличностного общения.

Ход урока

СКАЗКА.

Жила – была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:

- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с нею всю жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет…

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место. Пришла и видит: стоят пять красивых девушек, одна другой краше.

- Вот, выбирай, - сказал волшебник, – одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвёртую – Печаль, пятую – Доброта.

- Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать…

- Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.

Вопрос: А кого выбрали бы вы? Почему?

Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

-Почему Любовь выбрала Доброту?

Притча. Жил-был человек. Работал всю жизнь, вырастил сына, построил не один дом, но пришло время, и он состарился. Глаза его ослепли, слух притупился, колени дрожали. Он почти не мог держать в руках ложку и во время еды часто проливал на скатерть суп. Сын и его жена с отвращением смотрели на старика и стали во время еды сажать его в угол за печку, а еду подавали ему в старом блюдечке. Однажды руки его так тряслись, что он не смог удержать блюдечко с едой. Оно упало на пол и разбилось. Тогда ему купили деревянную миску. Теперь он должен был есть из неё. Как-то раз, когда родители сидели за столом, в комнату вошёл их четырёхлетний сын с куском дерева в руках. «Что ты хочешь сделать?» — спросил отец. «Деревянную кормушку. Из неё вы будут кушать, когда я вырасту» - ответил мальчик.

Обсуждение.

Вывод: Поступайте с другими так, как вы хотели бы, чтобы поступали с вами!

Сегодня наш разговор посвящён добру и толерантности.. 16 ноября - Международный день толерантности. Не всем, может быть, знакомо это слово, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития.

Что же такое толерантность?

На рубеже 18-19 века во Франции жил некто Талейран Перигор. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но, более всего, - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. С именем этого человека и связано понятие «толерантность».

Термин «толерантность» объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми.

- Как вы понимаете, что значит быть толерантным?

- Это значит признавать, что люди различаются по внешнему виду, положениям, интересам, поведением и ценностями и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

К сожалению, дух терпимости, неприязнь к другой культуре, образу жизни, убеждениям, привычкам всегда существовали и продолжают существовать в наше время. Не является исключением и школа. Следует отметить, что предметом нетерпимости в школе может выступать как национальная, социальная, половая принадлежность, так и особенности его внешнего вида, интересы, увлечения, привычки.

В школах, в классах очень часто встречается проблема межличностных отношений, в основе которых часто лежит явления нетерпимости.

Давайте же вместе обобщим всё сказанное. Изобразим ваши ответы в виде лепестков ромашки.

Терпимость к чужим, прощение, уважение прав других, других мнений, верований, сострадание, сотрудничество, дух партнёрства, принятие другого, милосердие, уважение человека таким, какой он есть. Послушайте, как слово толерантность определяется на разных языках земного шара.

· в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;

· во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

· в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;

· в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

· в арабском – сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим прощение, снисходительность, мягкость, милосердие;

· в русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо или кого-либо).

- Какое из определений вам более всего нравится?

- Что же объединяет эти определения?

- Как вы думаете, почему в наше время стоит говорить о толерантности?

Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявлением доброты. И можно будет сказать, что вы – толерантная личность.

Что такое толерантная личность мы поговорили. Но есть ещё понятие – интолерантная личность.

- Как вы думаете, какого человека можно назвать интолерантным?

Толерантная личность: Уважение мнения других. Доброжелательность. Желание что-либо делать вместе. Понимание и принятие. Чуткость, любознательность. Снисходительность. Доверие, гуманизм

Интолерантная личность. Непонимание. Игнорирование. Эгоизм. Нетерпимость. Выражение пренебрежения. Раздражительность. Равнодушие. Цинизм

 

СКАЗОЧКА О СЧАСТЬЕ.

На свете жил один король,

Богатый и могучий.

Всегда грустил он. И порой

Бывал мрачнее тучи.

Гулял он, спал, обедал,

А счастья он не ведал!

Но вечно хныкать и тужить

Бедняге надоело.

Вскричал король: «Нельзя так жить!»-

И с трона спрыгнул смело.

Да вмиг порушить свой удел

Не в королевской власти?

И вот король в карету сел-

И покатил за счастьем.

Король в окошечко глядит,

Карета бодро катится.

Постой – ка, кто там на пути?

Девчонка в драном платьице.

- О всемогущий мой король,

подать хоть грошик мне изволь.

- Эй, попрошайка, пропусти

Скорей мою карету.

Сойди немедленно с пути,

Ведь я за счастьем еду!-

Сказал король и укатил.

А в синем небе месяц стыл…

Карета мчится наугад

Бог весть в какую сторону.

Вдруг на пути стоит солдат,

Израненный, оборванный.

- О, мой король, - вскричал солдат, -

тебя я видеть очень рад!

Прошу покорнейше: устрой

Меня ты в услужение,

Я за тебя стоял горой,

Я право бился, как герой,

Я выиграл сражение.

- А ну, служивый, пропусти

скорей мою карету.

Сойди немедленно с пути,

Ведь я за счастьем еду!-

Сказал король и укатил,

А в синем небе месяц стыл…

Карета мчит во весь опор,

Конь скачет, что есть духу.

Вдруг на дорогу вышла с гор

Сутулая старуха.

- Прости, любезный мой король,

Старуху одинокую.

Мой дом – вон, видишь, за горой,

С утра ушла далёко я.

Ношу из лесу я дрова –

Тяжёлая работа.

Гляжу вокруг, едва жива:

А вдруг поможет кто-то…

- А ну, старуха, пропусти

скорей мою карету.

Сойди немедленно с пути,

Ведь я за счастьем еду! –

Сказал король и укатил,

А в синем небе месяц стыл…

Вот лето кончилось. Жара

Сменяется ненастьем.

Король торопит:

- В путь пора,

Ещё немного - и ура!

Своё настигну счастье!

И всё бы кончилось бедой –

Сомнений в этом нету.

Да старец с белой бородой

Остановил карету.

Перекрестившись, не спеша,

Торжественно и строго

Сказал: «Заблудшая душа,

Король, побойся Бога!

Ты ищешь счастье для себя,

Ты странствуешь по свету.

Но, только ближнего любя,

Найдёшь ты счастье это.

Скорей послушайся меня:

Обратно разверни коня,

Дитя согрей и накорми,

Солдата в сторожа найми,

Всё это сделай, но сперва

Старушке ты поможешь:

До дома довезёшь дрова.

Распилишь и уложишь…» -

Тут вышла полная луна.

И осветила путь она.

Нелёгкий путь, обратный путь.

Путь к счастью, не куда–нибудь.

Король поныне во дворце

Всем людям помогает.

И счастье на его лице,

Как ясный день, сияет!

 

- Как бы вы назвали поведение короля в начале истории?

-Как вы думаете, почему изменился король?

-Всегда ли в жизни происходят такие изменения?

-Чему нас учит эта сказка?

 

Работа с пословицами. Правильно найти продолжение каждой пословицы о добре.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: