Чем занять ребенка: 9 игр со словами




В нашей скоротечной жизни мы много молчим: молча проводим время в общественном транспорте, молча готовим ужин на кухне, молча «обслуживаем» членов семьи в будни и т.д. Игры помогут скрасить ожидание на остановке, провести время в общественном транспорте, с пользой провести несколько часов в машине или не заскучать на собственной кухне. Почти все их можно адаптировать для детей от 3 лет и до бесконечности…

1. Игра в слова как в города (следующее слово начинается на букву, на которую заканчивалось предыдущее слово. Тематику определяют по согласованию. Это может быть «мебель», «Транспорт», «Овощи», «Фрукты», просто слова-действия (глаголы), слова-предметы (существительные), «красивые» слова – прилагательные, съедобное – несъедобное, «Транспорт», «Домашние животные», «Птицы» и т.д.).

2. Игра в противоположности и противопоставления. Один говорит «холодно», другой — «горячо», теперь наоборот последний говорит слово, отвечает другой. (Смотрите варианты: высоко — низко, криво — ровно, солнечно — мрачно, сладко — горько, полезно — вредно, умно — глупо, весело — скучно, далеко — близко, дождливо — сухо, светло — темно, бодро — устало или вяло, смешно — грустно, широко — узко, длинно — коротко, решительно — неуверенно, строго — ласково, жёстко — мягко, интересно — скучно и т.д.)

 

3. Звуковые ассоциации. Когда услышим такой звук? «Ш-ш-ш...» значит: а) змея ползёт, б) минералку с газами открываем, в) кошка в гневе, г) чайник подкипает, д) капли воды попали на раскалённую сковородку, е) шуршание опавших листьев осенью, ж) шорох шин. Звук «у-у-у...»? А) летит самолёт, б) школьники узнали о дополнительном уроке, в) ветер донёс часть крика, г) гудит паровоз, д) осенью в трубе воет ветер, е) корабельный гудок, ж) крик на аттракционах. Побеждает тот, кто придумал последнюю ассоциацию.

4. Придумываем собственные сказки и стихи. Кто-то начинает одну строчку — другой продолжает по смыслу: «Зайка прыгнул в норку...» — «Скушал помидорку».

  • «Обезьяна чи-чи-чи»:
  • «продавала кирпичи» — нам известно, а ещё как?
  • «кошку встретила в ночи»
  • «слишком громко не кричи»
  • «за обедом помолчи»
  • «загляделась на мечи»
  • «всё хлопочет у печи»
  • «заболела. Где врачи?»

Варианты могут быть осмысленными, а могут быть для начала набором звуков — лишь бы ребенок понял смысл подбора последнего слова, похожего по звучанию, в рифму.

5. Синонимы. Находим слова, близкие по значению, и об одном предмете, объекте или действии говорим по-разному. Например, подушка упала или — шлёпнулась, приземлилась, брякнулась, бухнулась, слетела, грохнулась, шмякнулась, уронилась, чебурахнулась...

6. «Весёлая путаница». Берёте любое стихотворение, которое часто малышу читали, и он прекрасно его помнит, и... переделываете до неузнаваемости. Например, знаменитое стихотворение А.Барто «Спать пора. Уснул бычок, лёг в коробку на бочок» мы переделывали так:

  • уснул смычок, лёг в коробку, где бычок,
  • уснул крючок, лёг в коробку, где сморчок,
  • уснул качок, лёг в коробку, где жучок,
  • уснул лучок, лёг в коробку, где сачок и т.д.

Малыш всерьёз может поверить, что вы ошиблись, и начнёт исправлять, а вы искренне удивляетесь и предлагайте ещё более смешной, нелепый вариант.

7. «Где живёт?». Весёлое общение на проверку памяти. Вы задаёте вопросы, где кто живёт из: а) зверей, б) птиц, в) рыб, г) вещей в вашей квартире. Например, «Где живёт рыбка?» — вопрос для совсем малышей, а «Где живёт пескарь?» (нужно догадаться или вспомнить, что это рыбка) — от 3 лет и старше.

8. «Скрещиваем всё подряд». Для детей старшего дошкольного возраста и больше… Помните смешную загадку из детства «Что будет, если скрестить ежа с удавом?» — «10 метров колючей проволоки». Но мы будем скрещивать слова. Например, что будет, если скрестить Чебурашку и крокодила Гену? Чебургена. Дети очень легко включаются в эту игру, поскольку ещё не привязаны к стереотипам и могут легко играть словами и звучаниями. Можно начать из сказочных персонажей — Дюймовожук, Чебуркляк — и перейти к обычным предметам — щёткостул, телефонокран, фотомяч и т.д.

При этом можно напомнить о создании таких слов, как самолёт, пароход, самокат, универмаг, тепловоз — рассказать о соединении по смыслу двух слов с целью образования нового.

 

 

9. Загадай животное. Произнося весёлый стишок «Я ходила за ворота, повстречала бегемота, и енота, и ужа, но не видела ежа», загадывайте вместо ежа животное, говоря лишь первую букву и количество букв в слове. Можно расширить эту игру до любых слов или чётко оговаривать тему: мебель, овощ, фрукт, одежда, обувь, транспорт, съедобное, домашние животные, птицы и т.д.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: