Основные направления и концепции психологии искусства




Психология искусства обнаружила междисциплинарный характер, но наибольшее значение имеют три направления: ассоциативная психология, гештальтпсихология, теория бессознательного.

Ассоциативная психология изучает способы соединения представлений по определенным правилам. В становление ассоциативной психологии внес Аристотель, утверждавший, что представления соединяются по принципам смежности, сходства и контрасту. Ассоциативная психология важна для изучения механизмов художественного восприятия; изучения принципов взаимодействия образной системы художественного текста.

Гештальтпсихология, исследующая природу психики человека с позиций теории целостности, имеет существенное значение для исследований художественного творчества. Изучение психологического своеобразия фигуры художника напрямую связано с выявление единства действия осознаваемых и безотчетных стимулов, типов личностей и темпераментов.

Теория бессознательного проливает свет на процессы художественного творчества и восприятия искусства. В конце Х1Х в. психологическая и философская науки пришли к выводу, что величайшие тайны человеческого поведения и творчества невозможно дедуцировать только из внешней реальности или только из внутренних физиологических процессов, так как нет таких научных процедур, которые могли бы позволить полностью «десакрализовать» психическое действие и побуждение. Каждый из отдельных научных подходов обнаруживает закономерности на своей территории, но целое (человек) не может быть объяснено через сумму частей.

По мнению О.А.Кривцуна[9], психология искусства развивалась, преодолевая воздействие: психологизма, выводившего форму художественных произведений и их содержание из особенностей индивидуального сознания (В.Вундт, последователи А.А.Потебни); антипсихологизма, отвергающего зависимость этих произведений от психической активности субъекта (формальной школы, структурализма) и др.

Рассмотрим основные концепции психологии художественного творчества. В психологической концепции З.Фрейда (1856-1939) представлена новая «археологию личности» и выдвинута гипотеза о том, что в основе любых форм человеческой активности лежит стремление к удовольствию. По З.Фрейду корень невротических состояний личности лежит в тенденциях развития цивилизации, эволюционирующей в противовес интересам отдельной личности, набрасывающей узду на полноту проявления индивидом своих склонностей. Конфликт современной культуры с эгоистическими устремлениями людей выражается в усилении всевозможных табу, запретов, насаждении унифицированных норм. Все линии эмоциональной жизни человека фокусируются, по З.Фрейду, в единой страсти, которую он обозначает как либидо (энергию, которую излучает пол), и конфигурирует в ряде комплексов: в эдиповом комплексе; в комплексе априорной бисексуальности; в комплексе агрессивности, направленной как вовне, так и вовнутрь человека. Общество не может дать выход всем побуждениям индивида без исключения, отсюда возникают превращенные формы сексуальности, находящие выражение в разных видах творчества и поведения человека, которые есть осуществление процесса сублимации (непрямого, превращенного действия либидо). В работах «Леонардо да Винчи» и «Достоевский и отцеубийство» на разнообразных примерах З.Фрейд[10] утверждал, что специфическая сексуальность обусловливает своеобразное течение творческих процессов, а психические комплексы художников преломляются в их произведениях, в тематико-образном строе, в художественно-мотивационных решениях. Однако психоанализ в сфере художественного творчества не привносит новизны в понимание произведений искусства, так как анализ З.Фрейда направлен на отыскание в художественных творениях знаков-символов, подтверждающих «диагноз» художнику как личности.

К.Юнг (1875-1961) в своей концепциикритиковал З.Фрейда за гипертрофию роли индивидуальных сексуальных комплексов в творчестве отдельных личностей. То, что применимо к художнику как к личности, неприменимо к нему как к творцу. Природа неврозов ошибочно толковалась З.Фрейдом симптоматически, а не символически, а художественные произведения, трактовались как своего рода рефлекс. К.Юнг истолковал психические комплексы, которые живут в индивиде, в качестве архетипов[11], выступающих как всеобщие образы, формы, идеи, бессознательные мыслеформы. В бессознательном он видел ценнейшую часть внутреннего мира человека. К.Юнг отмечал, что доверие к бессознательному - это доверие к глубинным основам жизни, которыми наделен каждый человек, а невротическое состояние творчески продуктивно и является уделом художника.

Особенность психологического анализа Л.С.Выготского (1896-1934) состоит в тщательном изучении художественного текста (произведений литературы, музыки, изобразительного искусства) как образования, воплотившего в нем угасающий творческий процесс художника. Л.С.Выготский разработал теорию катарсиса [12] в искусстве, необходимым условием которого является присутствие в художественном переживании противоположных чувств - подавленности и возбуждения, когда эмоциональная реакция, развивается в двух противоположных направлениях, которые в завершительной точке находят свое «уничтожение». Л.С.Выготский говорил о первичности искусства как особой исторически развивающейся системы по отношению к индивидуально-личностным свойствам художника и считал, что аффективно-смысловые образования сознания существуют объективно вне каждого отдельного человека в виде произведений искусства, способного создавать «партитуру чувств», избыточную для каждого человека в отдельности и недостаточную для человечества в целом. Все сопряжения этого текста, проявляющиеся в художественной композиции, ритмико-синтаксических формулах сюжетной схеме, рассматривал в аспекте их психических функций, предопределяющих характер воздействия данного произведения.

Л.С.Выготский отмечал противоречивость природы художественного катарсиса, когда мучительные, неприятные аффекты подвергаются разряду, уничтожению и превращению в противоположные. Но такое объяснение природы художественного катарсиса, по мнению О.А.Кривцуна, является неполным, так как художник формой преодолевает и усиливаетсодержание произведения искусства. Толкование искусства как осуществляющего только функции самосгорания аффектов ограничивает его возможности «терапевтическим» воздействием - умиротворяющим, успокаивающим, гармонизирующим[13]. Однако феномен катарсиса позволил:

· ограничить повседневные «житейские» чувства от эмоциональных потрясений, вызываемых общением с произведениями искусства;

· обнажить внутреннее родство между психологией их создателя и тех, кто их воспринимает;

· указать на их воздействие личность не только в плане художественного познания реальности, но также и преобразования глубинных оснований ее отношений к ней, к другим людям и самой себе.

Таким образом, психология художественного творчества исходит из представлений о первичности искусства как особой исторически развивающейся системы по отношению к индивидуально-личностным свойствам творящих ее личностей.

Вопросы для обсуждения

1. Дать определение предмета психологии художественного творчества.

2. Раскрыть основные задачи психологии художественного творчества.

3. Охарактеризовать основные направления психологии искусства.

4. Определить основные проблемы психологии художественного творчества.

5. Дать характеристику трех психологических направлений: ассоциативной психологии, гештальтпсихологии и теории бессознательного.

6. Дать определение основных концепций психологии художественного творчества.

7. Раскрыть основные положения психологической концепции З.Фрейда.

8. Определить особенности концепции К.Юнга.

9. Представить особенности психологического анализа художественного текста в концепции Л.С.Выготского.

10. Дать определение теории катарсиса в искусстве.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: