Аксиологический метапринцип




С позиций аксиологического метапринципа, ценностно-целевым приоритетом художественно-творческого развития личности является духовность. Писатели и священнослужители, ученые и политики утверждают, что без возрождения духовности невозможно преодоление кризисной ситуации в России. Нередко делаются ссылки на устойчивую традицию религиозно-духовных исканий многих выдающихся философов, художников, поэтов. Понятие «духовность» выражает важное явление культуры, занимающее стержневые позиции и в индивидуальном, и в общественном сознании. Без осмысления этого феномена очень сложно выявить главное во многих событиях социальной жизни, плодотворно участвовать в процессе воспитания нового поколения.

В ряде случаев духовность понимается далеко не однозначно и можно выделить разнообразные грани духовности. Существуют суждениями о том, что духовность есть «дар Божий», приобщение к Божественной мудрости, к Откровению. Духовность можно сравнить с горящим светильником, который озаряет внутренний мир человека и облегчает ему поиск пути в сложных жизненных ситуациях. По мнению И.А.Ильина, важно «духовно пробудить ребенка, указать источник силы и утешения в его собственной душе»[14]. Однако проблема духовности в психолого-педагогическом аспекте недостаточно исследована, наблюдается смешение различных подходов. Духовность[15] - это:

· высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными мотивационно-смысловыми регулято­рами ее жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности;

· одно из наиболее актуальных и неоднозначных понятий современ­ного знания человека о себе как неделимом элементе живого простран­ства Космоса и о самом этом пространстве, где локализуются челове­ческие сущностные отнесения.

По мнению В.Л. Казначеева, духовность объединяет границу «самых боль­ших пределов нашего знания с самыми большими пределами нашего незнания». Более конкретно духовность может рассматриваться как:

· идеаль­ная представленность человека в другом (А.В. Петровский);

· со­вокупность человеческих ценностей и смыслов познания, переживаний, отношений, творчества (В. Франкл);

· заданная полевой функци­ей живого вещества Космоса потребность каждого человека в преобра­зовании себя и обстоятельств жизни (К. Левин, Э. Бауэр);

· по­требность в становлении себя и жизни, то есть в деятельности, направлен­ной на то, чтобы посредством уничтожения определенных сторон, явлений внешнего мира «дать себе реальность в форме внешней действительности» (Г. Гегель).

Духовность в современном научном понимании обретает объективную реальность как принцип неразделимости чело­века с живым космическим пространством, а также прошлого, настоя­щего и будущего человека. Перекодированное на человеческий язык восприятие этой целостности может быть названо ду­ховностью. Следовательно, можно определить духовность как суб­станциональную основу всякого дальнейшего подлинного развития человека как вида, индивида, личности, индивидуальности.

Таким образом, смысл духовности включает в себя различные дефиниции: «человеческое в человеке» (М.М.Бахтин, М.С.Каган и др.); «стремление к истине, красоте, добру и справедливости» (Ф.М.Достоевский, А.Ф.Лосев и др.); «наличие у человека смысложизненных целей и идеалов» (К.А.Абульханова-Славская, Э.В.Ильенков и др.); «способность личности к творческому самопознанию» (В.И.Андреев, Н.А.Бердяев и др.). Но ценностный смысл духовности не исчерпывается этими дефинициями. Духовность - это характеристика личности, отличающейся взаимодействием умственных, нравственных, волевых сил души в стремлении к возвышенному.

Духовность – это сфера идеальная. Понятийно-терминологическое поле духовности конкретизировал Б.П.Юсов: «Духовность - это идеальныйплан действия, бескорыстный, тонкий (не грубый), возвышенный (не заземленный). Духовное - это всеобщее, не специальное. В духе человек выступает не как профессионал, а во всеобщем масштабе своей личности, без одежек. Дух - не пассивность, созерцательность... Это - действие, активное творчество на общее благо. Для духовного действия характерна радость творить благо, а также - свобода, самостоятельность, индивидуальность»[16].

Отец Иоанна утверждает, что Господь дает человеку талант и нужно усилие, чтобы начать его реализовывать. Вместо «Хомо лимитус» (Человека ограниченного), скованного по рукам и мыслям, человек может стать духовно раскрытой личностью, шаг за шагом приближаясь к своей беспредельности, к «точке Омега», по Тейяру де Шардену, от духовности религиозной к духовности Общего Блага[17]. Духовность уместно сравнить с горящим светильником, который озаряет внутренний мир человека и облегчает ему поиск пути в самых разнообразных ситуациях. Б.М.Целковников[18] предлагает интегративное определение духовности как:

· процесса-состояния одухотворения личностью себя и собственных ценностных отношений с миром;

· попытки личности найти высший смысл своего существования, соотнести свою ограниченную во времени жизнь с «миром вселенского Духа» (А.Мень), с Вечностью, с Богом;

· стремления приблизиться к тайне бытия, осознать нерасторжимую связь с ним.

Духовно-мировоззренческое сознание личности должно быть открыто для всех сфер человеческой Мысли и Духа, но при этом выступать органом духовно-творческой интеграции и гармоничного взаимодействия между собой во имя обретения смысла жизни, бытия, дороги к Храму своей души, к Тайне Мироздания.

Понятие духовность как свой­ства тесно связано с понятием духа как сущности, составляющей осно­ву веры и любви: д уховность человека определяется глубинными силами коллек­тивного бессознательного (по К.Г. Юнгу), которые отражаются в со­знании в форме ценностей, носящих название духовных святостей.

Самым глубоким и могучим источником духовного опыта и религиозной веры является любовь. По мнению И.А.Ильина[19], истинная любовь вживается в любимый предмет вплоть до художественного отождествления с ним. Чувство и воображение соединяются у любящего человека и повышают силу его восприятия и воспроизведения настолько, что проницательность его по отношению к любимому предмету доходит до настоящего интуитивного ясновидения ... Вот почему любящая душа воспитателя, художника есть поистине священное орудие для новых постижений и умений, а видение и влияние любящего сердца, проявляющего нередко истинно гениальную проницательность, усиливается еще от самоотречения, этого последнего и высшего дара любви.

Важнейшей доминантой духовности является любовь, которая в Живой Этике Н.К. и Е.И.Рерихов[20] называется «культурой сердца». В соответствии с этим спектр смысловых векторов любви как духовно-профессионального качества личности педагога включает в себя и любовь к детям, и любовь-веру, и любовь-терпение, и любовь-заботу и т.д. Именно в духовности, в ее главном «знаке» - в любви современная педагогическая мысль видит тот методологический ориентир, в соответствиис которым может и должны воскреснуть в личности, в ее мировоззрении жажда познания, нравственная чуткость и ответственность.

По мнению И.А Ильина, самое важное в воспитании - это «духовно пробудить ребенка», открыть ему доступ к духовному опыту, в котором он может постигнуть, что такое любовь, какова ее глубина и сила и в чем ее священное значение. Следует научиться отличать добро от зла, услышать голос совести и указать перед лицом грядущих трудностей и искушений жизни «источник силы и утешения в его собственной душе».Духовное обновление и возрождение можно обрести через познания мира не только посредством разума, но и при содействии «живой души, живого знания, живого миропереживания» [21].

Личностно-ценностный характер человеческого познания обусловливает диалогичность (М.М.Бахтин), как процесс становления души, самосознания, саморазвития и самовоспитания. В этом смысле диалог отражает субъкт-субъектный характер человеческих отношений, особой духовно-нравственной доминантой которых является «видение другого», способность вжиться в другого, не отказываясь от своей «единственной единственности», так как только в диаде «Я-мир» возможно развитие духовности как деятельности по самопознанию, саморазвитию, самосовершенствованию.

Цель современного образования - развитие личности «по горизонтали», связанное с «оформлением» социокультурного опыта, и по «вертикали», способствующее на всех этапах жизнедеятельности личности восхождению на духовно-нравственную высоту на которой данные о мире приобретают форму «внутреннего взгляда» и становятся духовно-личностным мировоззрением. Такая позиция приводит к исследованию проблемы мировоззрения личности в аксиологии как духовно-личностного способа взаимодействия с окружающим миром.

На пути «восхождения» личности к постижению «истины, добра и красоты» две ипостаси: «человек в мире», определение своей роли, выстраивание взаимоотношений с внешним миром; «мир в человеке» - внутренний духовный центр личности как субъективный процесс осмысления бытия, знаково-символических систем культуры и нравственных ценностей. Общим для большинства исследований является рассмотрение духовности как качества человека и особой деятельности, побуждаемой познавательными и нравственными потребностями.

В этом контексте духовность есть интегративное качество, относящееся к сфере смысложизненных ценностей, определяющих содержание и направленность человеческого бытия и «человеческое» в каждом индивиде. Следовательно, проблема духовности - это проблема выхода человека за рамки узко-эмпирического бытия, преодоления в процессе обновления и совершенствования, «восхождения» личности к своим идеалам, ценностям и реализации их в своем жизненном пути - эта проблема «жизнетворчества».

И.М.Ильичева[22] отмечает, что духовность есть особое состояние свободы, ограниченное ответственностью; духовность не бывает спонтанной и достигается в процессе работы человека над собой, так как духовную культуру нельзя воспитать, сформировать, ее можно приобрести только в процессе самореализации субъекта через преодоление «сопротивления материала», подключив внутреннюю энергию, волю. В связи с этим, признание права личности на свободный выбор путей и способов духовно-творческой организации своей жизнедеятельности и есть одно из самых важных ее «ценностных приобретений».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: