Статические модели, учитывающие зависимость спроса от дохода (кривые Э. Энгеля).




Кривая Энгеля — график, иллюстрирующий зависимость между объёмом потребления товаров или услуг и доходом потребителя при неизменных ценах и предпочтениях

 

Д - денежные доходы.

· Если коэффициент эластичности меньше единицы, то спрос на товар слабо зависит от дохода потребителей. Дополнительные расходы на эти товары убывают при возрастании дохода. В этом случае говорят, что спрос на этот товар неэластичен по доходу. Это относится в основном к предметам первой необходимости.

· Спрос называется нормально эластичным, если что имеет место для товаров длительного пользования (менее необходимых товаров;)

· Для предметов «роскоши » обычно Такой спрос называется суперэластичным, т.е. при увеличении дохода все большая часть его прироста тратится именно на товары этой группы.

 

Dj – объем спроса на j-тый товар

I – доход потребителя


25. Статические модели, учитывающие зависимость спроса от дохода (функциии Л. Торнквиста).
Л. Торнквист предложил специальные виды функции спроса для трех групп товаров: первой необходимости, второй необходимости и предметов роскоши. Кривые, соответствующие этим функциям, отличаются уровнями насыщения (для товаров первой необходимости) и уровнями доходов, инициирующих приобретение товаров второй необходимости и предметов роскоши.
1) Функция Торнквиста для товара первой необходимости имеет следующий вид:

где - уровень потребления блага x, соответствующий уровню M потребительского дохода. Параметры зависят от цены блага, предполагаемой фиксированной.
Рост спроса на первоочередные товары с ростом дохода замедляется и имеет предел Рис. кривая I: кривая спроса асимптотически приближается к прямой .


2) Функция спроса на товары второй необходимости («относительной роскоши») имеет вид: следующий


Эта зависимость также имеет предел , но более высокого уровня; при этом спрос на эту группу товаров появляется лишь после того, как доход достигнет величины . График – кривая II.
3) Функция Торнквиста для предметов роскоши имеет вид:


Эта функция не ограничена. Спрос возникает с уровня дохода М3 и далее возрастает. График - кривая III: с ростом дохода М она асимптотически приближается к прямой


где

26. Статические модели, учитывающие зависимость спроса от дохода (Дж. Дьюзенберри, М. Фридмана).
В своей работе «Доход, сбережения и теория потребительского поведения» (1949 г.), выдвинув гипотезу относительного дохода Дьюзенберри предположил, что в основе потребительского поведения лежат две идеи:
1) желание человека «жить не хуже, чем другие» (демонстрационный эффект);
2) желание человека «жить не хуже, чем раньше» (не хуже самого себя ранее).

Гипотеза демонстрационного эффекта основана на идее о том, что потребление человека определяется не его абсолютным текущим доходом (Yi), а отношением его дохода к среднему доходу (Y') того социального слоя, к которому он принадлежит. Функция потребления Дьюзенберри для отдельного человека имеет вид: Сi = α Yi + βY’, где α и β - положительные параметры, характеризующие соответственно долю потребления из собственного дохода человека и долю потребления из среднего дохода социального слоя, к которому принадлежит этот человек. Средняя склонность к потреблению в этом случае будет равна: арс = Сi/Yi = α Yi/ Yi + βY' / Yi = α + βY' / Yi
В краткосрочном периоде доход человека может не совпадать со средним доходом его социального слоя (Y' ≠ Yi), поэтому если растет доход только данного человека (или домохозяйства) (Yi >Y'), арс будет снижаться. В долгосрочном периоде доход человека совпадает со средним доходом его социального (Yi = Y'), поэтому арс будет равна (α + β) = сonst, т.е. остается неизменной, и функция потребления из линейной превращается в пропорциональную доходу: apc Yi = (α + β) Yi.
Второй важный фактор, определяющий потребительское поведение - привычка человека к достигнутому уровню потребления, поэтому при сокращении дохода в краткосрочном периоде человек старается не менять свое потребительское поведение и почти не снижать уровня потребления.

Модель потребления М. Фридмана (гипотеза постоянного дохода). Гипотеза постоянного дохода утверждает, что люди в разные годы испытывают случайные и временные изменения в уровне своего дохода. М. Фридман предложил рассматривать текущий доход Y как сумму двух компонентов: постоянного дохода Yр и временного дохода Yt; то есть Y=Yp+Yt. Постоянный доход (средний) является той частью дохода, которая, согласно ожиданиям людей сохранится в будущем. Временный доход (случайный) — тот доход, который не ожидают сохранить в будущем.

М. Фридман предположил, что потребление должно в основном зависеть от постоянного дохода. Потребители тратят свой постоянный доход, но предпочитают откладывать большую часть временного дохода. М.Фридман заключил, что необходимо рассматривать функцию потребления примерно следующим образом: С=α Yp, где α имеет постоянное значение (потребление пропорционально постоянному доходу). Разделив обе части уравнения функции потребления Y, получим: APC=C/Y=α·Yp/Y, где APC — средняя норма потребления.
АРС зависит от отношения постоянного дохода к текущему. Когда текущий доход временно превышает уровень постоянного, значение средней склонности к потреблению на время падает; когда текущий доход временно становится меньше постоянного, средняя склонность к потреблению на время увеличивается.

27. Стат. модели, учитывающие зависимость спроса от дохода (Дж.М. Кейнса).
В основе кейнсианского подхода к исследованию содержания функции потребления лежат следующие предположения:
1. Значение предельной склонности к потреблению, то есть доля потребления в каждом дополнительном долларе дохода находится между нулем и единицей. Основной психологический закон состоит в том, что люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той же мере, в какой «растет доход».
2. Отношение потребления к доходу, называемое средней склонностью к потреблению, уменьшается по мере роста дохода.
3. Доход является основным фактором, определяющим потребление.

В алгебраической форме кейнсианская функция потребления, соответствующая «основному психологическаму закону», записывается так:
С=Са+СуY; Са>0; 0<Су<1,
где Са — величина автономного (независимого от текущего дохода) потребления; Су — предельная склонность к потреблению, которая показывает, насколько увеличится потребление при увеличении текущего дохода на единицу: Су =ΔС/Δу; у - абсолютный доход.
Характерной особенностью функции является то, что по мере роста дохода снижается средняя норма потребления

28. Статические модели: многофакторные корреляционные модели спроса.
В практике среднесрочного прогнозирования спроса всегда были популярны многофакторные корреляционные и регрессионные модели. Эти модели выступают как функции спроса, в которых в качестве переменных используются факторы, определяющие динамику спроса. В многофакторных моделях спрос на определенный товар характеризуется как функция нескольких независимых переменных. Многофакторная модель позволяет точнее отразить процесс формирования спроса, чем трендовые однофакторные модели. Среди многофакторных моделей особое признание получила множественная линейная регрессия. Такую форму связи тем или иным способом необходимо привести к линейному виду, единственным требованием которого является достаточная близость теоретической кривой к эмпирическим значениям ряда. Оценка близости производится посредством исчисления среднеквадратического отклонения.
На потребление могут влиять такие факторы как уровень денежного дохода, размер и состав семьи. Последний с помощью потребительской шкалы может быть выражен через размер семьи в потребительских единицах.
Наиболее часто применяемы линейная и двойная логарифмическая модели. Также используются модель спроса на продукты питания и модель спроса на одежду.

29. Факторы динамики потребления и сбережений.
1) доход домашних хозяйств;
2) богатство, накопленное в домашнем хозяйстве;
3) уровень цен;
4) экономические ожидания;
5) величина потребительской задолженности;
6) уровень налогообложения.

Величины потребления и сбережений относительно стабильны при условии, что государство не предпринимает специальных действий по их изменению, в том числе через систему налогообложения. Стабильность этих величин связана с тем, что на решения домашних хозяйств "потреблять" или "сберегать" влияют соответствующие традиции. К тому же факторы, не связанные с доходом, многообразны и изменения в них нередко взаимоуравновешиваются.

30. Статические модели, учитывающие зависимость спроса от дохода.
Кривые Э. Энгеля
Кривая Энгеля иллюстрирует зависимость между объёмом потребления благ и доходом потребителя при неизменных ценах и предпочтениях. Кривая Энгеля полезна при определении степени влияния на спрос дохода и изменений в относительных ценах. Кривые Энгеля схожи с кривыми спроса, поскольку они изображают соотношение между важным фактором, влияющим на спрос, и количеством приобретаемых благ

Функциии Л. Торнквиста
Специальные виды функции спроса для трех групп товаров: первой необходимости, второй необходимости и предметов роскоши. Кривые, соответствующие этим функциям, отличаются уровнями насыщения (для товаров первой необходимости) и уровнями доходов, инициирующих приобретение товаров второй необходимости и предметов роскоши.
Концепция относительного дохода Дж. Дьюзенберри
Расходы потребителя зависят не только от его дохода, но и от социального положения в общей массе потребителей.
Концепция постоянного дохода М. Фридмана
Личный потребительский спрос рассматривается как результат действия постоянных и случайных факторов. Постоянные факторы – личные активы потребителя (уровень образования, профессиональные навыки, способности и т.д.).
Концепция абсолютного дохода Дж. М. Кейнса
«Люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление вслед за увеличением дохода, но в несколько меньшей степени по сравнению с ростом дохода»
М ногофакторные корреляционные модели спроса.
-линейная
-двойная логарифмическая
-спрос на продукты питания
-спрос на одежду

31.Причины стимулирования внутреннего спроса.

 

В итоговом коммюнике саммита «двадцатки» в Каннах (ноябрь 2011 г.) отмечается, что страны с положительным сальдо государственного бюджета готовы принять дополнительные меры по стимулированию внутреннего спроса. Предполагалось, что подобные меры будут способствовать восстановлению баланса мировой конъюнктуры и тем самым – экономического роста.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: