Меры государственной политики: расширение социальной поддержки малообеспеченных семей (США)




Принципы программы продовольственных субсидий:

– программа является федеральной с выделением средств на ее реализацию из федерального бюджета и передачей этих средств субъектам РФ, которые предоставляют субсидии нуждающимся семьям;

– программа имеет заявительный характер, при котором критерием предоставления субсидий является величина дохода заявителей: субсидии предоставляются семьям, суммарный доход которых ниже установленной величины прожиточного минимума для семей данного типа;

– субсидии предоставляются ежемесячно в сумме, равной 45% разности между величиной прожиточного минимума семей соответствующего состава и суммарным доходом этих семей (по данным обследований бюджетов домохозяйств, именно столько приходится на покупку продуктов питания в семьях с доходами ниже прожиточного минимума);

– субсидии предоставляются на основе ежемесячного зачисления назначенной их суммы на электронные дебетовые карты, выдаваемые получателям субсидий, или передачи последним продуктовых талонов на соответствующую сумму (в тех регионах, где использование электронных карт пока ограничено);

– получатели субсидий расплачиваются за приобретенные ими в торговых предприятиях продовольственные товары с помощью электронных карт или продовольственных талонов; в последнем случае торговые предприятия сдают полученные талоны в орган, осуществляющий реализацию программы предоставления субсидий, который перечисляет соответствующие суммы на счета этих предприятий;

– на сумму предоставленных продовольственных субсидий их получатели могут покупать любые продовольственные товара за исключением алкогольных напитков и импортных товаров (в тех случаях, когда возможно установление страны производителя).

Продовольственные субсидии полностью расходуются на покупку продовольственных товаров и тем самым стимулируют рост экономики, увеличивая совокупный спрос, в первую очередь на продукцию сельского хозяйства, а также на ее переработку, транспортировку и продажу этих товаров. Это особенно важно в период замедления экономического роста в условиях кризиса.

Так, по оценкам американских экономистов, представленным в 2008 г. на слушаниях в Конгрессе США, увеличение численности участников программы продовольственных субсидий является в краткосрочном периоде самым эффективным способом стимулирования экономического роста: каждый доллар, вложенный в эту программу, приводит к росту ВВП на 1,73 долл. Это является максимальным значением мультипликатора среди всех антикризисных мер, реализованных в США. Значение мультипликатора для такой меры как снижение ставки налога на доходы корпораций в США, составляет всего 0,30.

Необходимо значительно увеличить сумму детских пособий, выплачиваемых бедным семьям с детьми до 16 лет.

При этом, как при предоставлении продовольственных субсидий, такая социальная помощь в большинстве случаев должна быть строго адресной, т. е. предоставляться именно малообеспеченным семьям.

Одним из немногих исключений может стать выплата детских пособий семьям с детьми до 6 лет, не посещающим детские дошкольные учреждения из-за нехватки последних.

36Меры государственной политики по стимулированию роста внутреннего спроса: реформирование налоговой и пенсионной систем.

Снижение дифференциации доходов и уровня бедности населения в значительной степени достигается за счет перераспределения государством доходов физических лиц на основе системы их налогообложения.

В абсолютном большинстве стран для этих целей используется прогрессивная шкала налога на доходы физических лиц при одновременном снижении налогообложения низких доходов.

В результате применения такой системы налогообложения существенно сокращается дифференциация располагаемых доходов по сравнению с номинальными и снижается уровень бедности населения.

Переход на плоскую шкалу НДФЛ с невысокой его ставкой (13%) обосновывался в основном необходимостью стимулировать сокращение скрытой оплаты труда.

Однако такого эффекта достичь не удалось: по данным Росстата, уровень скрытой оплаты труда за время применения плоской шкалы и низкой ставки налогообложения практически не изменился.

Второй причиной, по которой можно было бы считать отчасти оправданной введение плоской шкалы налогообложения при низкой ставке НДФЛ, являлся низкий размер оплаты труда.

К настоящему времени официальная оплата труда существенно повысилась.

В этих условиях, особенно учитывая высокую дифференциацию заработной платы, представляется полностью оправданным восстановление прогрессивной шкалы НДФЛ.

Первым этапом такой реформы налогообложения должно стать существенное повышение ставки налога, взимаемого с заработной платы наиболее высокооплачиваемых работников.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: