Основные категории диалектики




Диалектика

Диалектика (от др. греч. dialektike – искусство спорить, вести рассуждение) — способ мышления, стремящийся осмыслить предмет в его целостности и развитии, в единстве его противоположных свойств и тенденций, в многообразных связях с другими предметами и процессами. Изначальный смысл этого понятия был связан с философским диалогом, умением вести дискуссию, выслушивать и учитывать мнения оппонентов, стремясь найти путь к истине.

Противоположное понятие – метафизика (от др. греч. meta ta physika – после физики) – это понятие имеет два смысла: 1. Сходный со значением понятия онтология. Как мы помним он связан с именем Аристотеля, однако нас в данном случае интересует второй его смысл; 2. Противоположность диалектике. В этом смысле метафизический взгляд на реальность упрощает её, рассматривает вещи и процессы вне их движения, развития, взаимосвязи с остальным миром. В некоторых случаях метафизичность заключается в сведении объяснения явлений к более простым, примитивным причинам, по сравнению с теми, которые в действительности их вызывают. Например, когда объясняют такие сложные социальные явления как любовь, счастье лишь их химической или биологической основой. Понятно, что химические соединения и биологические процессы влияют на состояние любви, счастья, однако объяснять эти столь богатые социальные явления так односторонне и примитивно было бы большой ошибкой и упрощением. В таком случае говорят о редукционизме. А в случае объяснения явлений сложного порядка при помощи принципов механики говорят о механицизме. Наш мир гораздо сложней чем просто механизм в Ньютоновской картине мира, он скорей напоминает живой организм, чутко и мудро реагирующий на любые изменения.

Итак, диалектический способ мышления связан с гибкостью и глубиной мысли, со способностью гармонично сочетать в мысли противоречивое, точно также как эти противоречия совмещаются в самой действительности. Развитие мира и происходит за счёт удивительно гармоничного переплетения его противоречивых и разнообразных сторон, такого хитросплетения его всеохватывающих взаимодействий, что способствует эволюции. Поэтому способность мыслить диалектично, осознавая эту удивительную гибкость законов природы, можно считать показателем умственного развития человека.

В более простой формулировке диалектика – это учение о всеобщей связи и развитии. Диалектика выявляет источник движения, внутренние движущие силы развития, законы и закономерности этого развития.

Различают диалектику развития объективного мира (законы и взаимосвязи самого мира) и диалектику развития субъективного мира (человеческого мышления), которая является отражением объективной (в виде логики нашего мышления, сформировавшейся как результат познания законов и взаимосвязей самого мира).

В учении диалектики выделяются несколько принципов, основными из которых являются принцип всеобщей связи и взаимодействия и принцип развития.

Принцип всеобщей связи и взаимодействия. Весь мир есть единое целое, где любой предмет, любое событие является звеном в бесконечной паутине взаимосвязей и взаимозависимостей. Всё в мире так или иначе связано со всем, а каждое опосредованно связано с каждым. Ни одно событие в мире не происходит просто так, а является следствием тех условий, которые были созданы всеми остальными событиями. Поэтому если хотя бы одно событие в мире произошло иначе, чем оно должно произойти или чем уже произошло, то через взаимосвязь с другими событиями, оно могло бы повлиять на ход событий совершенно в другом месте и в другой области жизни, в том числе могло бы изменить и ход нашей жизни. Это называется эффект бабочки. Это название ввёл математик Лоуренц, который работал над «теорией хаоса» и сформулировал уравнения, которые способны описать даже хаотичное движение частиц, т.е. нашёл даже в этом хаосе определённый порядок, описываемый математически. Одно из положений его теории он и сформулировал на популярном языке, назвав его «эффектом бабочки». Изначально смысл его заключался в том, что даже взмах крыльями бабочки, находящейся на одном континенте (допустим в России), способен вызвать ураган или смерч на другом континенте (допустим в США). Этот принцип схож с «эффектом домино» или «эффектом рушащегося карточного домика», из которого убрали всего одну карту. А объясняется он тем, что даже малейшая активность (допустим деятельность бактерий) вызывает следствия, которые накапливаясь одно вызывая другие как снежный ком, может в конечном счёте вызвать глобальные изменения. Допустим в США для возникновения смерча создаётся 99,99 % условий, но этого недостаточно для его зарождения, а недостающие 0,01 % условий создаются как отдалённое следствие деятельности бактерий в России за год перед этим. За год следствия от деятельности бактерий в России привели к цепочке других следствий, которые за это время дошли до США и оказались в определённом месте как раз тем недостающим звеном для возникновения смерча. Так, получается как будто смерч оказался следствием деятельности бактерий в России. Хотя на самом деле она лишь дополнила необходимые условия.

Удачный пример для иллюстрации действия этого эффекта приводит и Рэй Брэдбери в своём произведении «И грянул гром». Путешественники отправляются в путешествие на машине времени далеко в прошлое. Там предусмотрено специальное место прогулки по специальному ковру, чтобы случайно не повлиять на ход событий. Но всё же не удаётся всё проконтролировать и один из путешественников наступает на бабочку и, возвращаясь обратно в будущее, люди оказываются уже в совершенно изменившемся мире. Чем это объясняется? Тем, что бабочка, если бы ничего не случилось, породила множество миллиардов следствий за свою жизнь (съела много тли, породила много потомства), т.е. повлияла бы на события определённым образом. Более того, каждое из этих следствий от её деятельности (допустим, её потомство) также должно было породить миллиарды следствий. И за миллионы лет эволюции (до момента путешествия из будущего) эти следствия, которые должны были произойти, всё множили и множили новые отклонения, что в конце концов повлияло на весь ход эволюции, кардинально изменив будущее.

Отсюда цель человечества – познать наиболее важные взаимосвязи действительности и благодаря этому усовершенствовать свою жизнь, построить её с учётом этих взаимосвязей.

Игнорирование принципа всеобщей связи и взаимодействия негативно сказывается в практических делах. Так, вырубка лесов ведет к уменьшению количества птиц, а это сопровождается увеличением числа сельскохозяйственных вре­дителей, а значит и падению урожая. Таким образом, два события, казалось бы, никак не связанные друг с другом, оказываются связаны друг с другом через цепочку следствий. Вырубка лесов приводит к падению урожая (это называется опосредованная связь событий).

Можно привести и другие примеры, связанные с реальными историческими событиями. Так, крушение банка «Леман Браузерс» в США 15 сентября 2008 года привело к цепочке следствий (банкротство других банков, недостаток ликвидности в мире, падение мирового производства и как результат падение спроса на сырьё, а значит и падение цен на него), которая привела к экономическому кризису в России вследствие резкого уменьшения поступления доходов в стране.

Другим примером может служить ситуация с осушением Аральского моря. В СССР планировалось изменить русла рек в Казахстане для того чтобы сделать почву этих регионов более плодородной. Но в результате того, что небыли просчитаны все последствия, высохло Аральское море, а земли так и остались малоплодородными. Более того значительно изменилась вся экосистема региона, начали вымирать многие виды растений и животных. И самое опасное, что в Аральском море был остров, на котором были захоронены самые опасные штаммы заболеваний. А в результате того, что море высохло остров превратился в полуостров и туда начали заходить животные из-за чего возникает угроза их заражения, а через них заражения и людей.

Ещё одним примером может служить политика властей США на востоке, когда разрушаются традиционные устройства восточных государств, что приводит к обострению многих сдерживаемых ранее противоречий внутри этих обществ и ситуациям серьёзной нестабильности, гражданским войнам среди населения и разгулу преступности. То же самое можно сказать и по отношению к политике США на Украине. Таким образом, при значимых решениях важно по возможности просчитывать их возможные последствия, исходя их глубокого понимания существующих взаимосвязей и противоречий.

Связь —это зависимость одного явления от другого в каком-либо отно­шении.Основные формы связи: пространственные, временные, генетические (порождённые общим источником), причинно-следственные, существенные и несущественные, необходимые и случайные, непосредственные (прямые) и опосредованные (через звенья поседствий), внутренние и внешние и т.д. Связь не существует сама по себе, вне того, что связано.

Явления мира находятся не только во взаимной зависимости, они взаимодействуют: один предмет воздействует определенным спосо­бом на другой и испытывает его воздействие на себе.

Поскольку всё в мире так или иначе взаимосвязано, то если бы было возможно учесть все эти взаимосвязи вместе в их взаимной зависимости, то можно было бы предсказать, вычислить любое событие в будущем. Однако никакой суперкомпьютер никогда этого сделать будет не способен (хотя бы из-за того, что для этого у всего человечества не хватит рук, чтобы завести все параметры, факторы в вычисляющую программу), поэтому для человека предопределённости не существует, она не имеет для него смысла. В любом предсказании всегда есть возможность ошибки, неточности или неправильной интерпретации, возможность влияния внешних факторов столь отдалённых, что предугадать их влияние и учесть их было бы нереальным. Жизнь слишком сложна, чтобы её можно было однозначно просчитать во всех деталях и нюансах. Как бы ни было определено развитие событий в силу причинных факторов всех составляющих их процессов, человек создаёт свою судьбу сам.

Отсюда хотя наука и признаёт причинную обусловленность всего в мире (по крайней мере, на нашем уровне, но остаются вопросы по поводу внутриатомной реальности), учёные выступают с резкой критикой фатализма, веры людей в предопределённость судьбы. Ведь если человек поверит в какую-либо негативную тенденцию в его судьбе, то она тогда и будет продолжаться, но не потому, что всё так и предопределено, а потому, что он перестанет стараться изменить ситуацию, будет плыть по течению наиболее простых и удобных ему решений. Определённость развития событий причинно-следственными связями никоим образом не противоречит свободной воле человека, его свободному выбору, способностью быть хозяином своей судьбы.

Такая установка учёных называется научный детерминизм. Детерминизм (от лат. determinare ­– определять, ограничивать) – учение, в котором утверждается о всеобщей обусловленности, взаимозависимости всех событий в мире, зависимости каждого из них от условий и причинных факторов. Научный принцип детерминизма входит в структуру научного метода, нацеливая исследование на выявление причин и закономерностей в природе, обществе или мышлении.

Однако существуют и крайности в отношении людей к законам действительности. Первая из них – это фатализм, когда отрицается случайность в любой её форме, даже в относительной. С этих позиций, всё в жизни необходимо, предопределено и должно произойти обязательно определённым образом, но никак не иначе, ничего не может случиться по-другому. Как правило, такое отношение к жизни связано с её пониманием как изначально продуманного замысла бога. Однако практика многих людей показывает, что, во-первых, даже в случае предсказаний самых общепризнанных великих ясновидящих (Ванги, Кейси) нет 100% вероятности сбываемости их пророчеств, а значит, полагаться на эту предопределённость нет смысла, а во-вторых, такое отношение к жизни опасно своими последствиями, ведь все наши решения, все наши мысли и представления, так или иначе сказываются на нашей судьбе. Уверовав в иллюзию, в удачную или неудачную цепь событий, приняв желаемое за действительное, можно оказаться на пути к разбитому корыту. Мы не можем достоверно знать, что готовит нам наше будущее, оно всегда, в любой момент может пойти по другому пути, чем мы ожидаем. Однако, как это ни странно, его самые неожиданные для нас повороты, самые невероятные её узоры и узелки, в то же время, не будут противоречить природной предопределённости, научному детерминизму.

Другая версия фатализма заключается в том, что объективные законы якобы автоматически приводят к определённым результатам, предопределяя их. Однако ошибка здесь в том, что законы, особенно законы истории и человеческой жизни часто осуществляются не прямолинейно, не как простой алгоритм: «если, то», а через сложный и противоречивый процесс. И при этом проявляются не в каждом «здесь и сейчас», а в тенденции, их результат заметен лишь на больших промежутках времени. Более того, не учитывается, что эти законы осуществляются через самих людей, через их волю, а потому всё зависит от нас самих.

Вторая крайность – волюнтаризм, когда считают, что человеческая деятельность целиком определяется лишь волей человека. Однако здесь не учитывается, что в основе воли людей лежат объективные закономерности, продиктованные качествами человека: его склонностями, характером и опытом. Более того, его интересы и цели исходят из определённых сложившихся обстоятельств.

 

Основные категории диалектики

О мире в целом, об отношении челове­ка к миру мы мыслим категориями, т.е. предельно общими поня­тиями с помощью которых мы упорядочиваем все наши знания о мире. Всё, что человек знает об окружающем его мире и о самом себе, он знает в форме понятий. Наиболее общие из них, которые являются связующими звеньями между всеми остальными понятиями (точно также как в действительности все вещи переплетены между собой взаимосвязями и различными процессами) называются категории. Категории — это наиболее общие, фундаментальные понятия науки, отражающие те связи и стороны в действительности, которые пронизывают весь мир, всё существующее. Другими словами, категории — это формы отражения в мысли универсальных законов объективного мира.

Категории взаимосвязаны между собой и в определенных условиях переходят друг в друга: случайное становится необходимым, единичное — общим, количественные изменения влекут за собой из­менения качества, следствие превращается в причину для следующего события и т.д. Эта взаимосвязь категорий есть отражение взаимо­связи между явлениями самой действительности. Однако стоит пояснить как возможно превращение единичного в общее, а случайного в необходимое. Например, одна из первых форм денег представляла собой каменную глыбу с дыркой, в которую продевалось бревно и с его помощью эта глыба таким образом перекатывалась. Затем она переворачивалась, бревно доставалось, а значит, украсть такую глыбу было довольно непросто. Так, кто-то первым, случайно догадался, что можно использовать эту глыбу как эквивалент обмена между товарами и услугами. А сейчас деньги уже стали всеобщим и необходимым для всех средством, без которого едва ли можно себе представить нашу жизнь. Таким образом, то, что изначально было случайным и единичным стало всеобщим и необходимым.

Диалектика категорий:

Сущность и явление:

Тот мир, к которому мы привыкли, который мы видим, слышим, воспринимаем другими органами чувств – это мир явлений, мир, который нам является. Но у любого явления есть своя сущность, точно также как у любого следствия есть своя причина. Сущность любого объекта, процесса содержит в себе весь потенциал его возможных проявлений, но далеко не все из них лежат на виду и очевидны для нашего ума. И если мы, например, встречаем первый раз незнакомого человека, то по его внешнему облику, по его сказанным словам, сделанным поступкам, т.е. по его проявлениям, у нас возникает первое впечатление о нём, что он собой представляет. Но первое впечатление часто бывает обманчиво, и в других ситуациях он может показать себя совсем с других сторон. И чем больше мы имеем с ним дело, тем больше разнообразных его проявлений мы замечаем, а значит, тем больше у нас возможности, чтобы глубже его понять, проникнуть во внутреннюю сущность его личности. Точно также и со всеми проявлениями мира, с которыми мы сталкиваемся в жизни. У всего мира есть его скрытые, глубинные, сущностные стороны, которые и проявляют то те, то иные свои свойства во всём воспринимаемом нами многообразии внешних признаков.

Таким образом, любые явления мира – это всегда явления определённых сущностей. Поэтому процесс познания идёт в направлении движения мысли от поверхностного, видимого, от того, что нам является, ко все более глубокому, скрытому, т.е. к сущности. Любой закон окружающего нас мира выражает сущностную связь между явлениями.

Возможность и действительность. Любая действительность содержит в себе определённые заложенные в ней возможности. Эти возможности либо реализуются сами, естественным образом, либо их реализует человек, руководствуясь собственными целями. При их реализации действительность меняется, а значит, в ней появляются новые возможности и т.д. до бесконечности. Возьмём пример человека первобытного общества. У него были возможности (заложенные в действительности) в том, чтобы создать топор. Он реализует эти возможности и его создаёт. Но при этом меняется и сама действительность, а значит, в ней появляются новые возможности, например создания хижины или лодки. Человек реализует эти возможности, создаёт хижину и лодку, но при этом снова появляются новые возможности. Так, при помощи лодки он может ловить рыбу, сплавать на отдалённый остров и добыть там новую пищу и т.д. В конце концов у человека появляется сложная техника, компьютеры, при помощи которых гораздо проще создавать новые достижения, новые возможности. Таким образом, диалектика этих категорий раскрывает суть прогресса общества. Однако нужно также учитывать, что возможности бывают разные, одни из них более реальны, другие сложно достижимы, а третьи лишь теоретические (например, возможности человечества перелететь в другую галактику, а может даже вселенную). Просчёт реальности любых возможностей должен опираться на глубокое понимание действительности.

Целое и части. Любое целое состоит из частей, но совокупность этих частей ещё не составляет целого, точно также как все детали механизма часов в разобранном состоянии (или в неправильно собранном) ещё не составляют целого самих часов. Точно также симбиоз в живой природе это нечто большее, чем просто существа в нём участвующие если бы каждый из них жил сам по себе, по отдельности. Каждый их таких живых существ оказывает взаимную помощь другому, а потому вместе они сильней, выносливей, более живучи и сыты, чем порознь. В природе очень часто наблюдается синергетический эффект, когда 2+2 далеко не всегда равно 4. Это и с суммой масс микрочастиц, это и с поглощением одной финансовой или промышленной компании другой компании, если это поглощение просчитано.

Форма и содержание: Любая вещь или процесс есть единство формы и содержания, т.е. любое содержание приобретает определённую форму. Таким образом, форма организации зависит от того что организуется, т.е. от содержания. В то же время форма накладывает определённые ограничения для изменений в содержании. Однако содержание способно сбросить эту старую форму и обрести новую. Так, форма организации общества постепенно меняется, усовершенствуется под влиянием своего содержания, т.е. людей. А человек может резко сменить свой имидж под влиянием изменившегося внутреннего мира или состояния.

Система, структура и элементы: Любые элементы одного типа выстраиваются в определённую структуру. И если эта структура не хаотична, а упорядочена, то тогда может идти речь об их системности. Любой элемент системы должен рассматриваться только в контексте всей системы в целом. Так, фраза вырванная из контекста может быть понята совершенно иначе, чем тот смысл, который она несла в самом тексте. Этот эффект часто используется, например в целях дискредитации какого-либо политика, когда из его речи выбираются фразы, которые несли в тексте иной смысл, но сами по себе звучат нелепо, глупо, вызывающе или агрессивно.

Или можно привести пример освещения событий в Южной Осетии западными СМИ. Пока Грузия уничтожала Градами (современными аналогами Катюш) обычных жителей Южной Осетии и российских миротворцев, то все западные СМИ, будто слепые, молчали больше суток. Но как только части российской армии начали переходить границу с Южной Осетией в защиту населения и своих миротворцев, так западные СМИ вдруг «проснулись» и начали показывать это, говоря о том, что они переходят границы Грузии для вторжения. И в этой системе отсчёта (в изложении западных СМИ), без рассмотрения контекста этих событий, действительно, Россия казалась однозначно агрессором. Ведь официально Грузия даже после войны с Южной Осетией в 90-е годы не признала её независимость, а значит «де-юре» Россия вторгалась на территорию Грузии. Но «де-факто» была совершенно иная ситуация. Так, без пояснения соответствующего контекста западными СМИ (в отрыве элемента из её системы), они создавали новый ложный контекст и ложную систему, дискредитируя образ России.

То же самое и с присоединением Россией Крыма. В рамках современного международного права большое значение имеет нерушимость границ государств и другое государство не может посягать на территории другого государства. Однако этот принцип действует только в условиях правового государства. А на Украине произошёл государственный переворот, покушение на президента, генеральную прокуратуру, разгон конституционного суда и беспрецедентное давление на СМИ. По сути общество раскололось на два лагеря и было на грани гражданской войны (по ситуации до присоединения Крыма). В условиях крушения государственности по международному праву принцип незыблемости границ становится менее значимым (поскольку в результате беспорядков, гражданской войны границы могут измениться, например, страна распасться на более мелкие части) и на первый план выходит принцип самоопределения народа. Что и было сделано на референдуме в Крыму подавляющим большинством голосов. Но поскольку Запад (СМИ, правительства) интерпретировал события на Украине не как переворот, а как всеобщую народную революцию, то в их системе понимания получалось, что Россия аннексировала Крым незаконно. Однако здесь также западными СМИ события на Майдане вырывались из контекста реальных событий, например, не учитывалось отношение людей Юго-востока Украины к этому перевороту, правовой беспредел, творящийся в стране.

Необходимость выражается в случайностях. Например, законы природы в каждом конкретном случае проявляются по-разному, в зависимости от обстоятельств и в этом смысле «случайно». А случайность – форма проявления и дополнение необходимости. Любое случайное есть результат какой-то причинно-следственной связи и связано с проявлением каких-либо законов. Случайное существует только по отношению к более необходимому, глобальному, либо является таковым в отношении элемента чуждого рассматриваемой системе расчётов. А необходимое в отношении к гораздо более необходимому и глобальному может выступать как случайное. Решение президента или начало войны может стать для вас необходимым фактором, влияющим на вашу судьбу, но в отношении космических процессов выступать ничтожно малым, незначительным, случайным фактором.

Чаще восприятие как случайного связано с непониманием причин тех или иных событий. Так, если мы в чём-то плохо разбираемся, политике ли, в экономике, физике ли или химии, психологии ли или медицине, то для нас события в этих сферах часто выглядят неожиданными, что вызывает в нас ощущение их случайности. Например, нам может показаться, что правительство принимая какое-либо решение «совсем уже с ума посходило». Однако понятно, что в правительстве сидят вовсе не дураки, а самые компетентные люди и для многих специалистов эти решения обычно вполне понятны и закономерны.

Более подробно проблема случайности раскрыта в теме «философская проблематика».

Общее никогда не существует само по себе, а всегдасуществует только через единичные вещи и процессы, а единичное не может существовать вне общего, как абсолютно уникальное и неповторимое. Любая вещь относится к какому-то виду, роду или классу в чём-то подобных вещей. Любой человек, как бы уникален он ни был, в каком-то отношении будет схож с другими: цветом волос ли, телосложением ли, цветом глаз, психологическим типом, какими-то общими чертами характера, мировоззрения, склонностями, потребностями наконец и т.д. Не бывает абсолютно уникальных людей, они могут быть уникальными лишь в каком-либо отношении. Среди миллиардов людей почти на каждого человека найдётся множество очень на него похожих, как внешне, так и внутренне. Общность всех людей обусловлена нашей единой природой, общим генетическим кодом человека, а также во многом общими условиями жизни (образование, культура: книги, фильмы и т.д.). Все мы люди, все мы во многом похожи друг на друга, ведём себя типично оказавшись в абсолютно схожих ситуациях. Точно также и весь мир в своей основе имеет примерно одинаковую структуру вещества, всё состоит из атомов, молекул, волн, элементарных частиц, всё когда-то порождено одним и тем же источником – «Большим Взрывом» и с тех пор это всё продолжает свой общий процесс эволюции. Именно в этом наше единство с природой, родство со всей Вселенной.

Однако есть люди, которые, что называется «за деревьями не видят леса», за деталями не видят более важных вещей – общего, глобального. А есть люди мыслящие слишком абстрактно, оторвано от действительности, не улавливая всей тонкости конкретных взаимосвязей, не замечая важных деталей и нюансов.

Качество, свойство и отношение: Качество проявляется в виде свойств, но по отношению к различным предметам и процессам, оно проявляет только определённые свои свойства. Так, характер у человека один, его в данном случае можно рассматривать как целостное качество. В отношении одних людей он проявляет одни свои черты характера (свои свойства), а по отношению к другим – другие. Для одних он может показаться скучным и стеснительным, а для других ярким и жизнерадостным, но и то и другое будет выступать разными гранями одного и того же характера (целостного качества человека).

Или другой пример: одно и то же химическое соединение с одним химическим элементом может вступить в реакцию, а с другим – не вступить, но при изменении условий, например, температуры, вступит в реакцию и с этим химическим элементом. Т.е. проявить свои разные свойства по отношению к разным ситуациям.

Абстракция (от лат. abstractio — отвлечение) – отвлечение существенных свойств, связей или сторон действительности от менее существенных в отношении цели познания. Таким образом, абстрактное это отвлечённое, оторванное от действительности, упрощённое или обобщённое, выделенное как наиболее существенное для каких-то целей.

Конкретное (единство в многообразии его проявлений) –тесно связанное с самой действительностью, схватывающее всю тонкость реальности, предельно полное и точное.

Понятия конкретного и абстрактного соотносительны, т.е. одно и то же содержание может выступать как более конкретное в отношении к более абстрактному, но в то же время выступать как более абстрактное в отношении к более конкретному. Например, понятие белка конкретно в отношении понятия животного, но абстрактно в отношении того какая именно белка.

Любое абстрактное выделено из определённой совокупности более конкретного. При этом, как правило, это выделение происходит для большей простоты и ясности в понимании. Чаще конкретика деталей и тонких взаимосвязей действительности слишком сложна для восприятия, поэтому мы мыслим, как правило, при помощи абстракции из конкретного тех или иных черт, сторон, связей и отношений. А любое конкретное и есть выражение в самой действительности тех абстрактных сторон, связей и отношений, которые абстрагировались для более эффективного понимания. В случае же очень высокой степени абстрагирования для лучшего понимания возможна конкретизация информации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: