Схема блочного распределения искусств по классам и их доминирования по возрастам




 

ДОУ и 1-й класс 2-5 классы 6-9 классы 10-12 классы
Музыка Движение Изо Устное слово Театр-сцена Литература
Субдоминантные искусства
Танец Изо (лепка, рис.) Театр (общение) Устное слово Музыка (изобразительная) Устное слово, поэзия Театр (роль) Письмо (описание) Экран (анимация)   Танец (общение) Изо – декоративно-прикладное, визаж Литература (драма, экранизации) Литература (письменность, каллиграфия, оформление книги) Экран (документальный) Музыка (прикладная, сценическая) Театр/Танец Архитектура, Дизайн, Среда. Экран (художественный) Изо (музей, городская и пейзажная среда, интерьер, ансамбль)
Время блоков «Искусство» в расписании (уроков в неделю)
6 уроков ежедневно 4-6 уроков сдвоенные уроки через день 6 уроков (включая литературу) сдвоенные уроки через день 6 уроков (включая литературу) сдвоенные уроки через день
         

 

По мере прохождения доминантного периода, специфика способа художественного восприятия и осознания мира, характерная для данного возраста, специфика искусства, формы художественного представления и мышления, выражаемая определенными формами художественной деятельности, выступает базой для наращивания новой ступени развития содержания на занятиях другими видами искусства, которые становятся доминантными. Прежде доминантные формы искусств, выходят за рамки общеобразовательного процесса и выносятся во внеклассные занятия. Начинают преобладать индивидуаль­ные наклонности, интерес семьи и т.п., что существенно меняет акценты на обязанностях общего образования в сравнении с дифференцированным направлением индивидуального пути жизни данного ученика.

Б.Г.Ананьев указывает, что так называемые «типичные возрастные черты», несмотря на индивидуальные различия детей, (на это указывают также А.Н.Леонтьев и Н.С.Лейтес), отчетливо проявляются до периода 18 лет и в дальнейшем все менее явны. Начиная, с 30-35 лет (другие ученые называют возраст 27-28 лет), возраст в основном утрачивает свое значение для качества профессиональной деятельности и её успешности. В случае яркой одаренности высокий уровень деятельности может проявиться очень рано, но столь же неожиданно оборваться в отрочестве. А.Валлон считал раннюю специализацию интереса плохим прогнозом уровня общего развития ребенка, в дальнейшем.

Б.П.Юсов[195] определил примерные критерии оценки, «критерии-ориентиры», т.е. направления, по которым можно определять успешность интегрированного художественного образования школьников. Многолетняя практика интегрированных занятий со школьниками разного возраста по шести видам интегрированных программ на базе отдельных видов искусства и в соединении нескольких искусств (изо, музыка, литература, драматизации, игра на простых инструментах типа шумовых), обобщение опыта педагогов около 40 школ в 6 регионах позволили сформировать следующий ряд критериев-ориентиров:

1. Быстрота включения в творческий процесс, скорая мобилизация и активность в работе.

2. Желание и умение работать в коллективе, согласованно взаимодействовать.

3. Цельность поэтического пространства ребенка, внутренняя устойчивость художественного представления об образе при смене модальности выражения: переход от звука к цвету и т.п.

4. Вариативность и художественное разнообразие образов замысла: переложение в другие средства, сочетание, цвета, формы, слова и т.д.

5. Способность продуктивно завершать работу – приходить к решению от нерешительности: дети часто не знают, что делать.

6. Скорость овладения рабочими навыками (генерализация) при переходе к другим малознакомым искусствам, быстрое схватывание основы новых средств выражения.

7. Взаимосвязь смыслового и художественного пространства. Успешное нахождение формы и средств для передачи смысла образа.

8. Эффект личного участия. Сопереживание с образом и преображение в него (виртуальность образа). В старшем возрасте с этим приходится бороться, (увлечение виртуальным пространством, компьютерным моделированием и играми).

9. Свободное развертывание и свертывание рабочего пространства: развертывание звука в цвет и движение; свертывание цвета, звука и танца – до графики, линии; ограничение передачи многоцветного явления двумя-тремя красками.

10. Взаимоналожение: совмещение возможностей разных искусств в одной творческой работе.

11. Воображение (широта, гибкость, возвышенность образов, стремление к героике, мечте).

12. Индивидуальность образа, неожиданность решения, без шаблона, навязчивого приема, манерности.

13. Потребность повседневного общения с искусством, его включенность в распорядок жизни, в привычное общение. Интерес к ряду искусств предпочтительнее замкнутого интереса к одному из них (Ю.У. Фохт-Бабушкин).

14. Активность цвета как интегрирующего фактора культуры, особенно на занятиях музыкой, театром, словесностью.

15. Привлечение пространственных представлений о явлениях в мире: пространственность музыки, театра, литературных форм.

16. Внимание к интонации, особенно в фонетике слова, а также к интонации цвета, движения, жеста.

17. Чувство общей полифонической художественной среды, внимание к качеству окружающей среды, её гармонии.

18. Словесная находчивость речи, суждений, динамичность и интонация речи. Речь, слово как важный интегратор в культуре и творчестве. Родной (материнский) и иностранные языки.

19. Интерес к этно-региональным особенностям культуры, её традициям и наследию.

20. Увязывание региональных особенностей культуры и искусства с глобальными, общечеловеческими проблемами культуры.

Главным интегрирующим показателем является, конечно, общее духовное возвышение интересов, чувство радости на занятиях творчеством, разделенное в общении с друзьями, усиление доверия к учителю, родителям, взрослым.

 

Концепция образовательной области «Искусство» [196]

(Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н.)

Искусство, художественное освоение мира представляло собой неустранимую составляющую жизни человеческого общества, человече­ского способа существования. Не заменимо искусство и для развития ка­ждого ребёнка как цельного и творческого человека. Роль искусства проявляется в личностно-ценностном, творческом и прикладном плане.

Другие учебные предметы развивают почти исключительно рациональную сторону психики ребёнка, его способность решать познавательные задачи. И только искусство может закономерно развивать чувства детей: душевную чут­кость, эмоциональную отзывчивость, нравственную, ценностную сферы. А без этого человек тем опаснее, чем он компетентнее во всех остальных отношениях.

Приобщение к искусству и художественному творчеству пробуждает у ре­бёнка способность видеть и ценить красоту мира, чувство сопричастности при­роде, истории, жизни людей, чувство личной ответственности за всё. На этой единой основе естественным путём решаются разные воспитательные задачи, ко­торые мы безуспешно пытаемся решить по отдельности, явочным порядком и декларативными средствами (воспитание толерантности, патриотизма, экологи­ческое воспитание, ценность здорового образа жизни и т.д.)

Занятия искусством развивают не только чувства как сферу внутренней жизни человека, но и чувства как органы восприятия окружающего мира. Это опять таки единственная область, которая осваивается не с помощью условных знаков, слов, искусственных языков и абстрактных понятий, а обращена, в пер­вую очередь, непосредственно к зрению, слуху, осязанию, двигательной актив­ности ребёнка. Искусство восполняет опасную односторонность современного рационального образования, возвращая ребёнка к реалиям и ценностям единст­венной и необратимой жизни, частью которой является он сам. Такая коррекция особенно необходима сегодня, когда дети вовлекаются в так называемые вирту­альную реальность, условную, легко обратимую и не вызывающую к чувству от­ветственности.

Человек наделён творческой природой, и блокирование этого потенциала в детстве чревато отрицательными и зачастую непредсказуемыми последствиями в дальнейшей жизни. В искусстве ребёнку легче всего приобрести ранний опыт полноценного успешного творчества - зарождения и осуществления собственно­го замысла, развить творческое воображение. Это условие психологического здоровья ребёнка и залог будущей самореализации в любой сфере деятельности. Известно, что в учебных заведениях, где искусству и творчеству отведено дос­тойное место, улучшается эмоциональное состояние детей, их отношения к шко­ле и успеваемость по другим предметам.

В отсутствии полноценного художественного образования пустоту неиз­бежно заполняет низкопробное и разрушительное псевдо- и антиискусство. Это показывает, на сколько искусство в тех или иных формах личностно необходимо растущему человеку. Трудно представить себе, например, подростковую матема­тическую субкультуру или химическую «попсу», которые удовлетворяли бы ин­теллектуальный голод ребёнка и отводили его от настоящей науки. А в области искусства это происходит постоянно. Сегодня преобладающее воздействие в массовой культуры, особенно Телевидения, на целые поколения детей разруши­тельно и нравственно-эстетическом, интеллектуальном и психофизиологическом отношениях. Для исправления положения не достаточно обновления художест­венного образования в школьных и внешкольных формах: нужны серьёзные из­менения в государственной культурно-образовательной политике. Школы и культурная среда должны сотрудничать, а не противоречить друг другу.

Создавая оптимальные условия для пробуждения общего творческого по­тенциала человека, занятия искусством развивают и способность ребёнка к ху­дожественному творчеству как таковому. Эта способность потенциально свойст­венна каждому нормально развивающемуся ребёнку, а не только будущим живо­писцам и музыкантам (как и способность логически мыслить присуща не только профессиональным философам и математикам). Не раскрывая в себе эту способ­ность взрослеющий человек остаётся личностно ущербным. В то же время ин­тенсивное и полноценное общее художественное образование - это основа для пробуждения особой специальной одарённости «питомник» будущих творцов художественной культуры.

Занятия искусством имеют также большое прикладное значение. Они фор­мируют хороший вкус и целый ряд навыков, знаний и способностей, нужных во многих областях деятельности и житейских ситуациях - от тонкого различения цветов до культуры речи, понимание её Смысловых и интонационных оттенков, способность ярко выразить мысль.

Задача общеобразовательной школы - вырастить не художника - практика, а такого зрителя, читателя, слушателя, который:

· испытывает потребность в обще­нии с искусством;

· воспринимает произведение не просто как отражение объективной реальности или, напротив, как формальную конструкцию, а как во­площение авторского замысла;

· способен вступать в заочный «диалог» с его творцом;

· постигает картину мира, систему ценностей, воплощённую в произведении, соотносит её с собственными и включает общение с искусством в процесс личностного саморазвития.

Но важнейшее условие дос­тижения такого уровня восприятия искусства - это опыт практического творче­ства, «бывания» в позиции творца художественных образов и соотнесение этого опыта с постижением произведений мастеров.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: