Московское государство XIV – XVI вв. (централизованная монархия)




Приложение

К курсу «История. история европейского Севера и Арктики»

Пояснительная записка по методике работы с опорными конспектами

Опорные конспекты представляют собой краткую схему шести периодов исторического процесса зарождения, становления и развития Российской православной цивилизации. Геометрия графической модели показывает пространственно-временной континуум, образуемый деятельностью человека, который отражает две стадии одного периода исторической динамики: интеграционную и дезинтеграционную, а также моменты кризисов, определяющих направленность общественных процессов. Это позволяет выявить место каждого правителя и объяснить смысл его государственной деятельности в контексте целого периода, как политического, так и цивилизационного. Текстовое содержание конспекта раскрывает основные структуры государственной монархической системы, важнейшие государственные акты и события внешней и внутренней политики, а также достижения в области культуры. Тем самым раскрывается единая историческая линия развития политической системы Российской цивилизации и сопряжённых с ней ведущих сфер общественной жизни. Отдельно выделена тема «Общественно-политические течения XIX –XX вв», в которой показаны их мировоззренческие истоки.

Методика работы с конспектами: перед началом изучения курса студентам даётся объяснение теоретической схемы исторического процесса в контексте системного подхода с элементами синергетических закономерностей. Затем системная картина интерпретируется на социально-историческом материале, то есть раскрываются закономерности зарождения, формирования и последующей перестройки всех сфер жизни общества, необходимой для полноценного завершения одного политического периода. В результате, преподаватель имеет возможность, объясняя исторический материал, постоянно анализировать его с точки зрения фундаментальных системных преобразований, в контексте которых имеет место как детерминизм линейных, так и вероятность нелинейных процессов. Сконцентрированный таким образом учебный материал приобретает смысловое содержание, что позволяет объяснить исторические параллели, выявляя общее и особенное, обусловленное, прежде всего --, -- духовной природой человека.

Конспекты могут применяться как при самостоятельном изучении нового материала индивидуально или группой студентов, так и при повторении в качестве своеобразных раздаточных контурных карт.

Киевская Русь IX –XIII вв. (раннефеодальная монархия)

(первый период политического развития 750/400 лет)

любовь к родине

Хан /

Александр Невский // III – VII вв. «сидение» в Карпатах

западные славяне

Ярослав Всеволодович южные славяне

Юрий Всеволодович восточные славяне

(Старая Ладога)

Константин Всеволодовичи (Новгород) Рюрик

Олег

Всеволод Большое Гнездо Игорь

Святослав)

Юрий Долгорукий Владимир

Владимир Мономах ◙

Ярослав Мудрый)

 

 

 

Московское государство XIV – XVI вв. (централизованная монархия)

(второй период политического развития - 300 лет)

самодержавие

Иван Грозный \опричнина

\хан (Александр Невский)

Даниил Александрович

Юрий Данилович

Иван Данилович Калита

) Сергий

Радонежский

Симеон и Иван Даниловичи

Иван IV Дмитрий Донской

Василий I \ м. Киприан

Василий III + Е. Глинская

Василий II Юрий Дмитриевич

Василий Косой

Дмитрий Шемяка

Иван III

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: