Интериоризация психических функций




Вопр.

Лев Семенович Выготский (1896-1934) – выдающийся ученый, методолог отечественной психологической науки, основатель культурно-исторической парадигмы в психологии и создатель теории высших психических функций.

Работа Л. С. Выготского с названием «Развитие высших психических функций» вышла в свет в 1931 году. Основным объектом изучения данного труда явилось формирование человеческой психики, опосредованное использованием знаков (специфических регуляторов, вводимых культурой). Под знаком автор понимал слово, речевой элемент.

Влияние речевого развития на формирование высших, сложных психических функций оценивалось Выготским как такое, которое трудно переоценить. Речь – это культурно-исторический аспект развития человека как социального существа.

Понятие и характеристики высших психических функций

В значение «развития высших психических функций» Выготский включает, во-первых, процессы овладения внешними средствами культурного развития и мышления (языком, счетом, письмом и пр.), а во-вторых, процессы развития специальных высших психических функций (произвольное внимание, логическое мышление, произвольная память, произвольная воля и пр.).

Высшие психические функции обладают характеристикой произвольности, то есть управляемости со стороны человека. Эта произвольность обеспечивается опосредованностью знаком или стимулом-средством характера высших психических функций.

Высшие, сложные психические функции, согласно Выготскому, обладают характеристикой системности (то есть представляют собой комплексы психических функций, а не отдельно взятые психические процессы и состояния). Его научная точка зрения на природу высших психических функций состоит в невозможности их изучения путем разложения на более мелкие, первичные психические функции.

Хотя психические функции высшего порядка (опосредованные речью) и развиваются на основе простых психических процессов, они принципиально не сводимы к их сумме. Система (в данном случае, высшие психические функции) – это больше, чем сумма ее частей, поскольку она включает в себя сложные взаимосвязи между ее элементами.

Высшие психические функции: культурно-исторический аспект

Натуральные функции психики присущи как человеку, так и животным, организуя биологически обусловленное поведение. Человек обладает дополнительной формой обусловленности своего поведения. Социальная среда рассматривается Л. С. Выготским как «источник» формирования личности. Развитие ребенка (и человека вообще) – процесс естественного природного развития, который переплетается с социальным, культурно-историческим уровнем. На этом уровне своего онтогенетического развития ребенок овладевает культурой, способами мышления, поведения. Происходит это посредством речи и ее составляющих – слов (или символов-знаков).

Психическое развитие ребенка

Процесс формирования высших психических функций Выготский изучает на примере психического развития ребенка. Он указывает, что при всей важности изучения первых лет психического развития детей, предпосылок, биологических корней развития высших психических функций (на чем концентрируется традиционная детская психология), невозможно ограничиться только этим уровнем исследований.

Более ранние подходы к изучению психического развития ребенка уделяли недостаточное внимание культурному, историческому в человеческом поведении.

Доречевое содержание психики (то есть развитие психики, пока ребенок не овладел навыками речи) в последствие опосредуется и дополняется знаками-словами и получает дополнительное развитие. Выготский называет такие знаки-символы «психологическими орудиями». С их помощью формируются высшие психические функции. Они, в свою очередь, взаимодействуют уже с законами культурного развития сознания (которое отлично от натурального развития психики у животных).

Процесс животной, биологической активности и высшей (человеческой) активности не сменяют друг друга в развитии ребенка, а развиваются совместно и одновременно.

Культурное развитие ребенка представляет собой формирование его личности и становление его мировоззрения.

Интериоризация психических функций

Речевая операция, которая превращает простые психические функции в высшие, всегда выступает сначала как внешняя по отношению к личности. Натуральные психические функции ребенка вначале управляются извне (взрослые учат его, направляют поведение). Затем они становятся внутренними, интрапсихическими (ребенок становится субъектом своего поведения и сам им управляет). Этот процесс называется интериоризацией психической функции. Эти интериоризированные натуральные функции постепенно усложняются и преобразовываются в более сложные (осознанные, автоматизированные, произвольные).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: