Имя числительное, глагол.




Занятие 4

Т е м а: Культурноречевые проблемы морфологии.

Теоретическиевопросы:

1. Особенности склонения сложных и составных количественных и порядковых числительных.

2. Сочетания числительных с именами существительными. Употребление собирательных числительных.

3. Образование некоторых личных форм глагола (глаголы с недостаточной и изобилующей парадигмой).

4. Варианты видовых форм глагола. Возвратные и невозвратные формы: двузначность конструкций с глаголами на - СЯ.

5. Литературные и разговорные варианты причастий и деепричастий.

 

Литература:

 

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. – Ростов-на-Дону, 2002.

2. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – 3-е изд., испр. – М., 2001.

3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 2000 (и другие издания).

4. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 2001.


Практические задания

1. Следующие числительные и словосочетания поставьте в формы родительного, творительного и предложного падежей. Придумайте предложения, иллюстрирующие употребление этих числительных в указанных формах.


1982 год

0,942

3,265

семеро

сорок первый

1 47/91

мало

полтораста

несколько

43499 штук

трое

сороковой

полтора

531/476

 


 

2. Замените цифры соответствующими числительными. Раскройте скобки, употребив существительные (словосочетания с существительными) в нужной падежной форме.

 

1. Вместе со всеми 374 (участник конференции) мы отправились в Старую Руссу. 2. Наша база находилась в 841 (километр) от города. 3. За время экспедиции полярники прошли свыше 1958 (километр). 4. Из 941 (выпускник) нашего курса на встречу приехали только около 750. 5. Мы израсходовали 3/4 (бак) воды. 6. Воздух наполнился 1000 (разный птичий свист). 7. Довольно трудно издать книгу с 7395 (чертеж) в нашем издательстве. 8. За новый проект проголосовало 0,9 (собравшиеся). 9. В (1973 год) и произошло это печальное событие. 10. Царь Леонид с 300 (спартанец) в Фермопильском ущелье прикрывал отступление греческих войск.

 

3. Со следующими словами составьте предметно-количественные словосочетания («числительное + существительное»). Назовите слова, с которыми а) можно употребить только количественное числительное; б) можно употребить собирательное числительное; в) вообще невозможно образовать подобных сочетаний.

 

Кенгуру, мальчик, ребенок, джинсы, дом, учебник, щенок, ножни­цы, отъезжающий, булочная, человек, ябеда, медведь, подруга, сливки, дискотека, сюрреализм, плакса, сутки, волокита, ягненок, родня, друг, смелость, возможность, зелень, песок, персик, командующий, дуб, лисица.

 

4. В приведенных предложениях найдите ошибки, связанные с употреблением имен числительных, квалифицируйте их и, приведя необходимую аргументацию, предложите правильный вариант.

 

1. Коллектив нашего участка обязуется благоустроить восемьдесят и три десятых процентов подведомственной территории к январю двухтысячно первого года. 2. Сообщаю, что вчера в ночь между одиннадцати и двадцати четырех часов я находилась дома, что может быть подтверждено троими соседками. 3. На площади собралось около четырехсот людей. 4. Было решено закончить экспедицию через двадцать три сутки. 5. Тысячью годами позже на этом месте возник другой город. 6. Семь и три десятых километров железнодорожного пути оказались неисправными. 7. В тысячу девятисот тринадцатом году мы уехали из России. 8. Сейчас, когда я могу гордиться сороками лет прожитой жизни, многие вещи мне кажутся иными. 9. Победителя наградили полторастами тысячами рублей. 10. После проверки выяснилось, что на складе не хватало три тысячи пятьсот сорок две коробки конфет.

 

5. Когда мы говорим о знаменательных датах, событиях и т. п., то часто пользуемся сложными прилагательными и существительными, содержащими компонент -летний или -летие (сорокалетний, столетие и т. п.). В составе таких слов количественные числительные стоят в форме род. п., а после числительных один и тысяча используется соединительный гласный (однолетний, тысячелетие). В следующих предложениях раскройте скобки и употребите соответствующее сложное прилагательное или существительное.

 

1.В этом году мы праздновали (30 лет) юбилей нашей школы. 2. Скоро мы будем отмечать (300 лет) нашего города. 3. Этот город, известный с VI века до нашей эры, несмотря свой (2600 лет) возраст, так и не стал мегаполисом. 4. Праздник, посвященный (276 лет) годовщине университета, будет проходить в новом клубе. 5. Мой дедушка собирался дожить до своего (95 лет).

 

6. Поставьте слова из скобок в нужной форме; цифры напишите прописью.

6,5 (литр), 22,4 (тонна), 4 1/2 (метр), 2 1/2 (грамм), 1,01 (часть), 21 3/5 (процент), 4 8/9 (тонна), 2 и более (трудный вопрос), 3 и менее (рационализаторское предложение), 4 и более (интересная книга), масса равна (полторы тысячи килограммов), объемом (тысяча литров); открыли 22 (детские сады), отремонтировали 23 (сани), купили 24 (ножницы), прошло 32 (сутки).

 

7. Объясните употребление собирательных числительных в данных ниже предложениях. Замените, где возможно, собирательные числительные количественными. Укажите причины невозможности такой замены.

 

1. Трое друзей стояли в кузове и смотрели, смотрели на все, что было знакомо с детства (В. Кетлинская). 2. Скоро комната наполнилась детьми, прелестными девочками и мальчиками. Их было пятеро (Н. Гоголь). 3. В толпе заключенных небольшой группкой стояли мужичины. Четверо из них вышли вперед (В: Собко). 4. Дома у него четверо детей, а крику никогда не слышно (В. Семин). 5. Самолет за один рейс может взять только шестерых. Раненых же было семеро (Б. Полевой). 6. Семеро одного не ждут (пословица). 7. От коменданта прислали двое розвальней (Д. Фурманов). 8. С пролетки не спеша сошли двое седоков (К. Федин). 9. Отец троих детей Николай Павлович Баль – уважаемый человек в деревне (из газет).

 

8. Проанализируйте употребление видов глаголов в данных предложениях. Устраните «видовой разнобой», исправьте предложения.

 

1. В целом по стране это дает большую экономию средств, облегчит процесс обработки металла. 2. Надо не только учиться читать, но и применить полученные знания на практике. 3. Основная задача высшей школы состоит в том, чтобы воспитывать студентов, вооружить их знаниями. 4. Надо помогать студентам расти в профессиональном отношении и проявить свой способности на практике. 5. Мы старательно закрепляли первые скромные успехи, стремились углубить и расширить их, повели организованную борьбу с недостатками. 6. Участники конференции поделились с коллегами опытом и брали на себя новые обязательства. 7. Проверить все данные опытов и описывать их оказалось невозможным.

 

9. Приведите видовые пары к данным глаголам. Укажите возможные варианты и дайте их нормативно-стилистическую характеристику.

 

Заготовить, закалить, изготовить, морализовать, заподозрить, обеспокоить, обусловить, опорожнить, опорочить, оспорить, подытожить, приурочить, сосредоточить, удостоить, узаконить, уполномочить.

 

10. Пользуясь словарем-справочником «Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка», дайте нормативно-стилистическую характеристику приведенных глаголов. Сопоставьте их оценку в указанном словаре и в толковых словарях современного русского языка.

Акцентировать - акцентовать, ассигновать - ассигновывать, атаковать - атаковывать, брезгать - брезговать, видеться- видаться, врезываться - врезаться, выломать -выломить, вылезать - вылазить, достичь - достигнуть, закаливаться - закаляться, использовать - использовывать, изготовлять - изготавливать, локализовать - локализировать, модернизовать - модернизировать, нормализовать - нормализировать, популяризовать - популяризировать, стабилизовать- стабилизировать, стандартизовать - стандартизировать, терроризовать - терроризировать.

 

11. Вставьте пропущенные буквы; мотивируйте выбор формы.

1. В чем вы меня запод...зриваете? 2. Профессор в своей статье осп...ривал мнение других исследователей и убедительно доказывал свою точку зрения. 3. Несколько человек из семьи Дюпонов, стоящих во главе концерна, решают судьбы людей, которые их на это не уполном...чивали. 4. В конце рабочего дня Никифоров обычно звонил Кате, и они уел...вливались о встрече. 5. Права участвовать в конкурсе удостаивались лучшие воспитанники детского дома. 6. Результаты своих впечатлений о поездке он начал подыт...живать уже в поезде.

7. Мать всегда старалась приур...чивать свой отпуск к школьным каникулам. 8. В Пушкине сосредот...чиваются лучшие стороны великой нации. 9. Нарушение предметной точности в художественной речи обусл...вливается тем, что художественное произведение не является зеркальным отражением реально происходящих событий.

 

12. Образуйте формы 1-го и 3-го лица ед. числа настоящего (будущего) времени от приведенных ниже глаголов. Дайте нормативно-стилистическую оценку встречающихся в речи вариантов. Отметьте глаголы, не употребляющиеся в форме 1-го лица ед. ч., и укажите причины ее отсутствия.

 

Бороздить, бриться, брызгать, ваксить, выздороветь, вынудить, гудеть, колесить, кудахтать, махать, мурлыкать, мяукать, опротиветь, очутиться, ощутить, плескать, полоскать, победить, пылесосить, рыскать, сыпать, трусить, тыкать, хныкать, щипать, ютиться.

 

13. Выберите из заключенных в скобки глаголов наиболее подходящий по смыслу. Мотивируйте свой выбор.

 

1. Стрелки часов (двигаются - движутся). 2. Революции (двигают- движут) историю. 3. Им (двигает- движет) чувство долга. 4. Последний звонок, поезд (двигается- движется). 5. Поезд трогается, вагоны медленно (двигаются - движутся) вдоль перрона. 6. С лица (капает - каплет) пот. 7. Над нами не (капает - каплет). 8. Мать (мечется - метается) по комнате. 9. Рыба (мечет - метает) икру. 10. Девушка хорошо (мечет - метает) диск. 11. Кто-то (машет- махает) рукой. 12. Волки (рыщут- рыскают). 13. По деревне (рыщут- рыскают) полицейские.

 

14. Выберите из скобок подходящую форму глагола. Мотивируйте свой выбор. Укажите возможные варианты и различия между ними.

 

1. Из тюрьмы (бегал - бежал) опасный преступник. 2. Мы познакомились с ним в поезде, когда я (ехал - ездил) в Могилев. 3. Я купил эти книги, когда мы (шли -ходили) в кино. 4. Было очень тихо, только внизу под горой разговаривали женщины. Они (шли - ходили) на речку за водой. 5. Помните Крым в двадцать седьмом году? Осень. Старый Ливадийский парк. Я (шел - ходил) в Ореанду. 6. Павлов решил внимательно осмотреть дом, изучить все пути к нему. Он осмотрел второй этаж, третий, четвертый... (идти - ходить) было трудно. 7. В сумке была найдена карта генерала с обозначением маршрута, по которому Сергей Иванович часто (шел - ходил) пешком от штаба до своего дома. 8. Из дома, занятого врагом, в нашу сторону (летели - летали) зеленые ракеты. 9. Любопытную картину наблюдал я однажды в джунглях Центральной Африки, куда мы (ехали - ездили) для охоты на диких слонов. 10. Наша машина (ехала - ездила) по лесной дороге. Справа и слева непроходимой стеной стоял густой тропический лес. 11. Хорошо (бегать -бежать) по дорожкам нового стадиона. 12. (Лететь - летать) самолетом в такую погоду опасно. 13. Хотелось (бродить - брести) по аллеям этого старого парка.

 

15. В данных предложениях устраните "временной разнобой". Исправьте ошибки.

1. Когда я уходила, женщина снова умоляет меня не упоминать ее имени. 2. Большое значение придавал Чехов правильному и точному словоупотреблению. Он советует избегать частых повторений одного и того же слова, так как повторяющиеся слова не только нарушают музыкальность фразы, но и притупляют силу эмоционального воздействия на читателя и слушателя. 3. Большинство студентов-отличников активно выступали на собрании, делились опытом своей работы, энергично критикуют недостатки, замеченные на факультете. 4. Когда я дочитал до строк, где обрывается жизнь Давыдова, горькие слезы льются по лицу. Не верится, что его убили. 5. На следующий день приходит к нам Анна Алексе­евна и рассказала все моим родителям.

 

16. Образуйте от данных ниже глаголов формы прошедшего времени единственного числа.

Вянуть, завянуть, засохнуть, киснуть, крикнуть, лоп­нуть, мерзнуть, мокнуть, постигнуть, промокнуть, привыкнуть, притихнуть, раскиснуть, сдохнуть, смолкнуть, сохнуть, стукнуть.

 

17. Образуйте от данных глаголов формы 2-го лица единственного и множественного числа повелительного наклонения. Укажите возможные варианты и дайте их функционально-стилистическую характеристику.

 

Ездить, ехать, поехать, уехать, вынуть, бежать, положить, класть, лечь, захотеть, смочь; утаить, кроить, поить; почистить, испортить, морщить, корчить; вынести, выйти, выкупить; выкинуть, выбросить, выправить, высыпать; кончить, нянчить; уведомить, лакомиться, закупорить.

 

18. Исправьте предложения, укажите характер речевых ошибок.

1. Сообщалось, что в настоящее время каждые сутки задерживается 25-30 водителей в нетрезвом состоянии. 2. В текущем году факультет организовывает курсы повышения квалификации учителей. 3. На прощание было нам сказано: «Передавайте директору от меня привет, если увидите». 4. В следующем году молочная ферма оснастится новым оборудованием. 5. Налажена связь, чистятся дороги и шоссе. 6. К жанру сказки Щедрин на протяжении всего своего творчества прибегнул неоднократно, а особенно в 80-е годы, когда жанр сказок особенно ему импонировал. 7. Иссякнули малейшие возможности добиться положительного ответа. 8. Дачные поезда идут с этой станции ежедневно. 9. Содержание произведений публициста гармонически слито с яркой, запоминающей формой. 10. Словообразовательные расхождения белорусских и русских лексем нередко обуславливают разное грамматическое оформление существительных одного рода в белорусском и русском языках.

 

19. Образуйте все возможные формы причастий. Образец – читающий, читавший, читаемый, читанный, читан.

Солить, лечить, идти, гнать, лететь, летать, призвать, сыпать, блистать, петь.

 

20. Определите семантические и стилистические оттенки выделенных глагольных форм.

1. Яд каплет сквозь его кору, К полудню растопясь от зною (А. Пушкин). 2. И капают горькие слезы Из глаз на холодный песок (М. Лермонтов). 3. Как будто бродильный сок брызжет из некоторых книг, опьяняет нас, заражает и заставляет браться за перо (К. Паустовский). 4. Но ползут по кругу стрелки, - Время движется вперед (С. Маршак). 5. Является ли подобная тема каким-ни­будь научным открытием? Движет ли она вперед нашу науку? (Б. Лавренев). 6. Филинов попробовал отговорить его от рискованной ночной поездки по местам, где, возможно, рыщут разъезды противника (К Седых). 7. Вот рыскают по свету, бьют баклуши, Воротятся, от них порядка жди (А. Грибоедов). 8. По сторонам дороги колыхалась высокая тяжелая трава. Казалось, колыхает ее ветер, разлетающийся от грузовика (В. Солоухин). 9. Ты знаешь край, где все обильем дышит, Где реки льются чище серебра, Где ветерок степной ковыль колышет (А.К Толстой). 10. - Зачем кулаком махаешь? - все так же невозмутимо переспросил Шалимов (А. Гайдар). 11. Илья останавливается, вынимает платок и машет матери (Ю. Каказов). 12. Чуть заметно колыхаясь под ногами, плоты плыли вперед (М. Горький}. 13. Глубоко под почвой кипела борьба, глухо колыша поверхность (Б.Лавренев). 14. Снова солнце искры мечет Над волной роскошно-алой (В. Брюсов). 15. На реке гукнул пароход, и крик его весело прокатился по воде, мечась между гранитными берегами (Б. Полевой). 16. - Я бреду по улице, а впереди меня-... едет на подводе сонный водовоз, за его спиной плескается в бочке вода (С. Тхоржевский). 17. Все кругом молчит; Лишь волны плещутся бушуя (А. Пушкин). 18. Плеская шумною волной В края своей ограды стройной, Нева металась, как больной В своей постеле беспокойной (А. Пушкин). 19. Плеща на стол, он наполнил свободный стакан (С. Саргпаков). 20. - Что вы тут мурлычете, лейтенант? - спросил он неожиданно (В. Кочетов). 21. Когда я счастлив, я непременно мурлыкаю что-нибудь про себя (Ф. Достоевский). 22. Жёлтым и красных огнем полыхают вязы и клены в пойме, столетние вербы сыплют в реку желтые листья (Я Лесков). 23. Подойдет праздник, ее берут и сыпят десятка по два ягодок в графин с водкой (Г. Марков). 24. И вот показались березы. Так сладок Отчизны дымок, Он щиплет глаза, появляются слезы И в горле счастливый комок (Е. Долматовский). 25. Сорок первый год, войны еще нет, она где-то далеко, а здесь еще мяучат кошки, продают бочковое пиво (А. Арбузов).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: