Возрастные периоды взрослости




Из: Гаврилина Л.К.. Бызова В.М. Кризисы взрослой жизни: моменты роста. СПб., 2010

Возрастные периоды взрослости

Идея деления онтогенеза на периоды, в каждом из которых происходят характерные изменения и формируются определенные качества личности широко применяется в педагогике и психологии. В различных периодизациях за основу берут те или иные показатели развития человека:

· антропологические – учитываются конституциональные особенности, строение тела, вес мозга, эндокринная система, половое созревание;

· психологические – учитываются особенности психический функций, процессов отношений Я к миру, развитие личности в целом;

· педагогические – принимаются во внимание этапы обучения.

Общее во всех периодизациях – признание самоценности каждого возраста, его вклада в жизненный контекст. Существует несколько точек зрения относительно того, какого человека можно считать взрослым:

· физиологическая – считается, что взрослость – период достижении я пика физического развития(сила, ловкость, способность к воспроизведению потомства);

· юридическая - взрослость рассматривается сквозь призму выполнения социальных норм и правил;

· психологическая – это период реализации всех возможностей челвоека как индивида, субъекта, личности, характеризуется созданием собственной семьи, родительством, профессиональным становлением, самореализацией.

Большинство отечественных периодизаций охватывает период детства и взросления. Полная периодизация всего жизненного цикла человека представлена зарубежными учеными (Д.-Б. Бромлей, Д.Векслер,.Л Ш.Бюллер, Э.Эриксон). В периодизации Д.-Б. Бромлея взрослость – самый длительный период: 21-65 лет. Он делится на раннюю взрослость (21-25 лет), среднюю взрослость (25-40 лет), позднюю взрослость (40-55 лет) и предпенсионный возраст (55-65 лет). С 65 лет начинается старение, оно продолжается до 70 лет. Затем следует дряхлость.

Ш. Бюллер делит взрослую жизнь на пять стадий. Первая предшествует профессиональному самоопределению (16-20 лет). Вторая (16-20 – 25-30 лет) характеризуется поисками своего призвания и профессии. Третья – пора зрелости личности, она охватывает период от 25 до 45-50 лет. В это время человек находит сферу применения своих сил, возможностей, уточняет и реализует свои жизненные планы. Четвертая стадия – это завершение профессиональной деятельности(45-50 лет – 65-70лет).После этого – пятая стадия, длящаяся до завершения жизни.

Наиболее известная и широко применяемая – периодизация Э.Эриксона [ 64] Он предложил восемь возрастов жизни, в каждом из которых личность решает определенные задачи, а социальная среда поддерживает это решение. На решение каждой возрастной задачи отводится время – психологический мораторий. В это время необходимо уложиться, в противном случае задача остается нерешенной, что меняет нормативный ход развития. Восемь стадий – восемь стабильных периодов. В конце каждого возникает новое качество, которое, будучи двухполюсным, оказывается внутренне конфликтным. «Застревание» на нерешенной задаче может быть снято в любом следующем возрасте: Э. Эриксон смотрел оптимистично на перспективы развития. Взрослости отведены три стадии, не имеющие специальных названий: шестая стадия (ранняя зрелость 20-25 лет), когда совершается базовый выбор между близостью и изоляцией, седьмая (средняя взрослость – 25-64 года) – выбор между производительностью и застоем, восьмая (поздняя взрослость) – выбор между целостностью личности и отчаянием [20:32-37. Если возрастная задача была решена и необходимое качество сформирована, то достигнутая сила личности позволяет индивиду на следующей стадии рискнуть тем, что на предыдущей было наиболее ценным и уязвимым. Молодой человек, утвердивший в подростковом возрасте свою личностную индивидуальность, с готовностью и желанием смешивает ее с другими: он готов к психологически интимной близости, сотрудничеству, к жертвам и компромиссам, он не боится утратить свое Я, растворившись в другом. Противоположностью близости является дистанцирование от того, что опасно для Я, что вторгается в его территорию интимных отношений. Отношения близости, соперничества и борьбы переживаются в связи с личностно себе подобными людьми. После установления взрослого чувства долга они становятся предметом этического чувства. При несформированной в подростковом возрасте личностной идентичности наблюдается избегание психологически интимных контактов в юности, приводящее к одиночеству.

В возрасте средней зрелости сильным качеством является производительность. В это понятие Э.Эриксон включил эволюционное развитие, сформировавшее человека как общественное, обучающее и учащееся животное. Зрелый человек нуждается в том, чтобы быть нужным, а, значит, в поощрении со стороны тех, о ком заботится. Другая сторона производительности – это забота о порождении и воспитании нового поколения, а также продуктивность и творчество.

Целостной личностью становятся в заключительной стадии жизненного цикла те, кто стал «родителем детей и создателем идей и вещей». Предпосылки целостности:

· все возрастающая уверенность в своей склонности к порядку и осмысленности;

· принятие своего жизненного пути как единственно должного, не нуждающегося в замене, и как предела жизни;

· появление новой, отличной от прежней, любви к своим родителям.

Целостная личность спокойно относится к конечности жизни. Если интеграции нет, то реально пройденный путь как предел жизни не принимается. Возникает отчаяние, которое выражает чувство, что времени осталось мало, чтобы попытаться достичь целостности другим путем. Сравнительный анализ существующих в отечественной психологии периодизаций детства показывает, что подходы к ним не могут быть перенесены на взрослость, потому что [62]:

· есть периодизации, которые не соотносятся друг с другом;

· применение периодизационного подхода к некоторым аспектам развития человека малоэффективно;

· существует множество явлений, которые не объясняются периодизационными схемами;

· рассматриваются только восходящие линии развития;

· не дифференцированы понятия критического и кризисного периодов;

· недостаточно рассматривается дискретность развития.

Периодизационные схемы, предложенные в рамках акмеологии, отличаются структурностью: их авторы сосредотачиваются не на содержательных аспектах развития, а на его динамических характеристиках.

Некоторые авторы не выделяют протяженных этапов жизненного цикла. Так, Я. Перн предложил рассматривать «узловые точки» развития личности [9]. В 18-19 лет человек созревает как член общества, стремится освоить окружающий мир. В 25-26 лет формируется мировоззрение, созревает личность, в 32-33 года человек созревает деятель, способен осуществлять замыслы предыдущего периода. 37-38 лет – вторая вершина деятельности. 43-44 года – критический «узел», когда деятельность продолжается без заметного ущерба в силу приобретенного опыта. Далее может быть спад активности, когда человек просто доживает вторую половину жизни, а может быть новый творческий подъем после 50 лет. Следующую за этим возрастом неделимую на стадии фазу автор назвал фазой мудрости.

Большинство же исследователей выделяют в периоде взрослости от двух до семи фаз. Каждую фазу заканчивает нормативный кризис развития. Его сроки и варианты разрешения варьируются в зависимости от характера протекания предыдущего периода, индивидуальных особенностей, жизненных обстоятельств[40].

Первая фаза длится приблизительно с 20 до 30 лет. Молодые люди стремятся к самостоятельности, независимости, осознают себя взрослыми и полноправными членами общества, включаются во все виды социальной активности и овладевают многими социальными ролями, создают семью, начинают воспитывать детей. Аномальное развитие характеризуется изоляцией от людей, избеганием контактов или неразборчивыми отношениями. В течение этой фазы происходит встреча со своим призванием или появляется постоянное профессиональное занятие. До 25 лет идет поиск смысла жизни, переживаются трудности взросления и может наблюдаться некоторая неудовлетворенность. Между 25 и 30 годами эти трудности преодолеваются, жизнь обретает осмысленность и наполненность, продолжается профессиональное самоопределение, уточняются критерии оценки себя как профессионала. Переходный к следующей фазе период – от 29 до 32 лет. В течение этого времени возникают внутренние противоречия: первые успехи позади, труд и быт обрели стабильность, будничность, что вызывает снижение полноты бытия. Появляется желание перемен, личностного и профессионального роста, порой меняется сфера деятельности, уклад семейной жизни.

Вторая фаза – от 30 до 40 лет. Это годы накопления относительно постоянных материальных средств и социальных связей, лидерства в различных видах деятельности. Обретается новый статус в обществе, на работе, в семье, подводятся предварительные итоги жизни.

 

Третья фаза –40/45 – 50/55 лет. На ее протяжении упрочаются и структурируются социальные связи, появляется уверенная жизненная позиция, социальная ответственность, становится адекватной самооценка, обретается внутреннее равновесие и привязанность к семье. Накоплен профессиональный опыт, стабильны профессиональные притязания. В 50-55 лет наблюдается нормативный кризис: происходит оценка прожитого и сделанного и будущее рассматривается с учетом обретенного профессионального статуса, физического состояния, семьи. Доминирующим источником удовлетворенности жизни становятся успехи детей.

Четвертая фаза – поздняя зрелость: 50/55-60лет. Это осознание сокращение будущего времени жизни, угасания здоровья и в то же время – пик социальных достижений: положение в обществе, авторитет, реализация избирательных интересов, продолжение творческой деятельности и профессионального самоопределения, наставничество.

Период зрелости – самый длительный период в жизни человека. И не только потому, что объективно увеличилось время жизни в сравнении с отдаленными эпохами, но и в связи с увеличением времени на социализацию и появление возможности влияния индивидуальной судьбы человека на судьбу общества. Именно в зрелом возрасте человек особенно остро ощущает свою принадлежность к обществу.

Как альтернатива традиционному периодизационному подходу предлагается рассмотрение жизненных событий: вместо жесткой привязки жизненных событий к периодам развития человека рассматривать их в привязанности ко времени [62]. Это позволяет увидеть, как человек субъективно видит линию своей жизни, ее логику, значимость каких событии выделяет. Анализируется микросоциум человека: события объединяют людей, создают малую событийную группу. Нормальные события - распространенные, имеющие место в жизни большинства людей, нормативные – наиболее социально желательные, одобряемые обществом. Нормативные события объединены в план ожиданий и целей человека, идеальной формы жизненного пути. Для одних людей важна внешняя событийность и они стремятся оказаться в эпицентре неординарных событий, для других важны внутренние переживания, вызванные пусть даже и рядовым событием.

Так, Е.Ю. Коржова в рамках личностно-ситуационного взаимодействия рассматривает личность «человека внешнего», которая развивается путем смены все новых ситуаций, в которые она себя помещает. Наливайко Т.В., развивая этот подход, пишет о личности «человека внутреннего», который развивается в первую очередь путем смены «личностей», т.е. существенных личностных параметров, личностных уровней, которую влечет за собой выбор новых жизненных ситуаций. Развитие личности может происходить как «событийное» (через внешние ситуации) и собственно «личностное» (внутреннее развитие). Человек с выраженной субъектностью, а, значит, жизнестойкий, будет обладать личностью «человека внутреннего», и для него возможно как развитие «событийное», так и «личностное», т.к. любое событие переживается им в качестве стимула для развития собственных возможностей [35]

Все работы по изучению взрослости можно разделить на три группы: работы по акмеологии индивида, акмеологии субъекта деятельности и акмеологии личности.

Индивид в концепции Ананьева Б.Г. – система природных свойств как разноуровневое структурное образование[34]. Первичные свойства – индивидуально-типические:конституциональные, нейродинамические и билатеральные особенности симметрии организма, признаки пола. Вторичные свойства – темперамент, структура органических потребностей, задатки, сенсорная организация.

Исследование развития взрослого Б.Г.Ананьева ориентировано на психофизиологические аспекты развития. Ананьев пришел к выводу, что изменчивость интеллектуального развития человека можно охарактеризовать по нескольким критериям:

· пики развития процессов и функций – во взрослом возрасте развитие состоит не в поочередной смене доминирующих познавательных процессов, а в образовании и преобразовании уровневых и структурных характеристик нервно-психического развития;

· структура и динамика интеллекта – во взрослом возрасте изменяются центры интеллектуальной структуры, усложняется система связей между функциями и процессами.

Периодизация жизни взрослого человека, предложенная Б.Г.Ананьевым направлена на определение возможностей обучения взрослых, профессионального роста. Выделены следующие периоды жизненного пути – подготовки, старта, стабилизации достижений, первой кульминации, спада, второй кульминации, финиша. Взрослость характеризуется достижением зрелости человека как индивида: заканчивается общесоматическое развитие, достигает оптимума физическое и половое созревание. Однако понятия «взрослость» и «зрелость», по мысли Ананьева Б.Г., не являются синонимами даже на уровне индивида. Еще больше они расходятся, когда речь идет о субъекте или личности.

Акмеология субъекта деятельности разрабатывается в широком спектре вопросов достижения профессионализма деятельности, профессионального мастерства, продуктивности интеллектуальной деятельности, в том числе, сохранности продуктивности в позднем онтогенезе, изучаются фазы творческого процесса, личностные особенности его протекания (Анциферова Л.И., Реан А.А., Бодалев А.А., Пономарев Я.А.,Петровский А.В. и др.) Субъектность способствует активной, сознательной и целенаправленной реализации накопленного опыта не только при решении проблемных, стрессовых, но всех задач. Субъектность в деятельности и поведении, процессах восприятия, мышления, принятия решений и т.п. связана, прежде всего, с индивидуальными особенностями освоенной человеком преобразующей активности: индивидуальными особенностями постановки и решения задач (мысленных или предметных). Специфика субъектности определяется функциями регуляции активности, которые актуальны в данный момент для человека или актуальны с точки зрения перспективы.

Период зрелости – это период постепенного физического увядания, но в то же время это – период расцвета интеллекта человека и его духовности. Источником энергии в этом возрасте может стать разум, обращенный и к проявлениям «Я», и к свойствам жизни вообще. Концепция о завершенности развития интеллектуальной сферы личности в ранней юности в настоящее время пересмотрена и заменена иной, основанной на положении о безграничности личностного развития человека. Развернуты теоретические и экспериментальные исследования структуры и функций интеллекта взрослого человека. Акцент на изучении интеллектуальной сферы взрослых обусловлен двумя основными причинами: онтологической и гносеологической. Онтологическая заключается в том, что по мере становления личности интеллектуальные процессы играют все большую роль в мотивационно-потребностной, эмоционально-афективной и волевой сфере человека. Гносеологический фактор связан с развитием самой психологической науки, с выделением в ней нового течения – «когнитивной психологии».

Ученые выделяют два типа умственных способностей – текучий и кристаллизированный интеллект[48].Текучий интеллект включает в себя скорость и результат запоминания, индуктивное мышление, оперирование пространственными образами, восприятие новых связей и отношений. Этот тип интеллекта отражает биологические возможности нервной системы, развивается на ранних стадиях онтогенеза и постепенно снижается на протяжении взрослости. Кристаллизованный интеллект имеет в основе приобретенные знания и опыт, проявляется в способности видеть, анализировать проблемы, определять стратегии их решения. Этот вид интеллекта развивается в образовательном процессе при опоре на имеющийся базис в виде текучего интеллекта.

Согласно данным исследований, в зрелые годы в процессе трудовой деятельности достигаются более высокие уровни развития психических функций, так как они находятся в условиях оптимальной нагрузки, мотивации и операциональных преобразований[4]. При отсутствии же трудовой деятельности наблюдается снижение уровня функций. Систематический труд способствует специализации отдельных психических функций: совершенствуется развитие глазомера, корректируется и становится более избирательным внимание, развивается память и мышление, особенно в сензитивные возрастные периоды:18-24 и 29-33 для памяти и 26-29 лет для мышления.

В 20-25 лет преобладает относительная независимость психических функций, в 26-29 лет происходит постепенное повышение степени интегрированности всей системы интеллекта, происходят качественные преобразования структуры интеллекта взрослого человека. В структуре мышления доминирующее место начинает занимать обобщение на словесном материале. Центральной характеристикой памяти становится объем вербального запечатления долговременной памяти. Зрелая личность способна не только решать поставленные перед нею задачи, но и сама ставит проблемы, проявляет умение нестандартно подходить к существующим правилам, нормам, преобразовывать их. Формируются индивидуальные когнитивный и учебный стили. Все когнитивные процессы обретают профессиональную направленность и избирательность, чем приостанавливается их естественное возрастное снижение. «Растущая гибкость мышления позволяет зрелой личности преобразовывать привычную ситуацию в проблемную, осовобождаться от стандартных стратегий решения социальных задач» [4:55].

Установлен феномен «централизации» в развитии интеллекта на поздних стадиях онтогенеза: за счет возрастания компенсаторной регулирующей роли понятийного мышления усиливается взаимозависимость познавательных функций

В исследованиях подтверждено, что формирование у взрослого человека новых интеллектуальных способностей – свидетельство и возникновения у него новых познавательных мотивов, и нового типа отношений к миру, к людям, к себе. Качественное изменение интеллекта – не функция возраста и не прерогатива людей умственного труда, но вне интеллектуальной активности оно невозможно.

Вместе с тем, в ряде научных исследований установлены дефекты мышления взрослых людей аналогичные тем, что обнаружил Ж.Пиаже в опытах с маленькими детьми[1: 639-640]:

· глобальные, нерасчлененные оценки явлений в трудных ситуациях;

· ориентация на случайные признаки, несущественные отношения;

· большая связанность предметным материалом (одна и та же задача при изменении материала решалась не правильно);

· нарушение логических правил;

· нечувствительность к противоречиям;

· давление житейского уровня объяснения над логическим;

· неумение отвечать на заданный вопрос;

· неумение обобщать;

· низкий уровень осознания приемов мышления;

· эгоцентричность, низкий уровень диалогичности сознания: нет умения видеть другие позиции, отличные от собственной.

 

Этот научный факт указывает на нетождественность паспортного возраста и интеллектуальной, личностной зрелости. У взрослых людей есть большой потенциал интеллектуального развития, который может быть реализован в системе непрерывного образования. Именно учебная деятельность способствует взаимосогласованности разноуровневых и разнородных форм мышления, повышая гибкость и подвижность всей системы интеллекта. Так как уровень функционального интеллекта взрослого человека остается высоким, в ходе обучения взрослых существуют объективные возможности для устранения дефектов мышления, для освоения более эффективных методов практической и теоретической деятельности.

Исследователи творчества отмечают взлет творческой активности в зрелом возрасте, особенно в гуманитарных областях. Таких взлетов может быть больше и у большего числа людей, если в непрерывном образовании взрослых уделить внимание преодолению избыточного вербализма и раскрепощению правополушарного образно-эмоционального мышления, которое является основой творчества, через предложение всем обучающимся: а) спецкурсов по искусству; б) программ личностного роста, в основе которых – художественная коммуникация.

Акмеология личности занимается проблемой социальной зрелости личности.

Реан А.А. предложил рассматривать зрелость интеллектуальную, эмоциональную и личностную (социальную). Четыре компонента личностной зрелости: ответственность, терпимость, саморазвитие и четвертый интегративный компонент – позитивное мышление, позитивное отношение к миру [45].

В психологии существует концепция о двух типах ответственности: а) личность считает себя ответственной за все, происходящее с ней в жизни; б) ответственность возлагается на обстоятельства, ситуацию, других людей. Ответственность формируется с развитием автономности и обеспечением условий для принятия самостоятельных решений относительно самого себя. Гиперопека в школе и семье – предпосылка безответственности в зрелые годы. Главным признаком зрелости является сознание своей ответственности и стремление к ней.

Понимание ответственности в психоаналитической психологии: «…это обычная, простая честность в ответах самому себе – о себе и своей жизни. У этой честности три дела: прямое признание себя таким, какой ты есть, без преуменьшений или преувеличений; готовность отвечать за последствия своих действий, решений и т.п., не пытаясь «вывернуться» или свалить вину на других; осознание того, что решение твоих проблем зависит от тебя, а не другие люди, судьба или время должны их за тебя решать. Это не значит, что нельзя принимать постороннюю помощь, это подразумевает получение всевозможной помощи. Но даже лучшая помощь со стороны не принесет пользы, если ты сам не делаешь усилий к конструктивным изменениям» [56:151]

Признак эмоциональной зрелости – осознание и интеграция чувств: вины, утраты, гнева, одиночества, тревоги Д. Холлис пишет: «…мы должны быть достаточно внимательными, чтобы различать:

1)реальную вину как форму ответственности;

2)вину как мнимую защиту от страха;

3)экзистенциальную вину» [55].

Осознать свою реальную вину – это признать свои ошибки, пагубные последствия ошибочного выбора. Это не только мудро, но и приносит облегчение. Мнимая вина является защитной реакцией от страха, она появляется из опасений причинить другим людям неприятные переживания: обиду, ярость и т.п. «Чтобы стать в реальном мире настоящим человеком, а не эмоциональным хамелеоном, следует определить для себя систему приоритетов; желание доставлять окружающим удовольствие не должно занимать в ней главенствующее место. Страх, поднимающийся из глубины души человека, может захлестнуть и переполнить его, потому что этот страх зародился еще во время чрезвычайной детской эмоциональной уязвимости» [55:37]

Экзистенциальная вина – самая тяжкая вина. Она связана: а) с осознанием бессознательных ошибок («благими намерениями вымощена дорога в ад») причастности к общей вине человечества; б)с проблемой нравственного выбора: невозможно отдать предпочтение чему-либо, не затронув чьих-либо интересов; в) с нарушением родительских запретов, с чувством долга перед родителями: чувствуют горечь те, кто остались с родителями в ущерб индивидуации, чувствуют себя виноватыми те, кто покинули родительский дом. Зрелая личность определяет характер вины и признает сложность и неоднозначность бытия. Также необходимо признать, что тревога – неизбежный спутник человеческого существования. Осознание причин тревоги, позволяет превратить страхи в программу действия. Осознание и вербализация гнева приводит к его исчезновению:

Я был разгневан на своего друга:

Я сказал ему о своем гневе, и гнев прекратился.

Я был разгневан на своего врага:

Я не сказал ему о своем гневе, и мой гнев вырос.

Уильям Блейк, 1794

Другим важнейшим признаком эмоциональной зрелости является хороший контроль эмоций и управление ими. Эмоциональная зрелость проявляется в способности отвечать за свое психическое состояние, не обвиняя в нем ни других людей, ни обстоятельства.

Терпимость – также двух видов: а) сенсуальная терпимость (терпимость-глухота) – человек не чувствует, не замечает других людей, их эмоций, состояний, отношений; б) диспозиционная терпимость – терпимость как позиция, личностная установка: человек терпим и при этом эмпатичен, способен к сопереживанию, к сочувствию.

В последние годы появилось понятие «толерантность», близкое по содержанию к первому виду терпимости: в ее основе выдержка, самообладание, самоконтроль и в результате – адаптация к неблагоприятным факторам. Своеобразие понятий толерантности и терпимости определяется их границами (Клепцова Е.Ю., 2002). Человек может быть терпим ко всему, что не угрожает личности, коллективу, социуму. Толерантность выступает как пассивная форма реагирования, а терпимость – как активная. Толерантность актуализируется в условиях несовпадения взглядов, мнений, оценок, поведения, верований и т.п. и проявляется в снижении сензитивности к объекту за счет задействования механизмов терпения. Границы ее проявления распространяются от высокомерия, сдержанности, терпеливости, выдержки, самообладания до беспомощности. Терпимость актуализируется в таких же ситуациях, а проявляется в повышении сензитивности к объекту за счет эмпатии, ассертивности, понимания. Границы же проявления терпимости – от снисходительности, сотрудничества до уступчивости.

Потребность и стремление к саморазвитию – залог и физического, и социального долголетия. Зрелость – пора расцвета, лучшая пора в жизни и творчестве – так было принято считать в античные времена. В современной акмеологии нет однозначного временного соотнесения достижения людьми вершин своих возможностей: диапазон широк – от детства до старости. Большое значение при этом имеет духовность человека – при развитом духовном «Я» человек может любой период жизни превратить в период расцвета.

Потребность в саморазвитии более выражена у людей с позитивным мышлением. Позитивное мышление проявляется в: а) в способности к рефлексии, в ходе которой субъект отделяет себя от собственных переживаний, наблюдая и анализируя их; б) в способности к самонаблюдению с опорой на знание психологических механизмов объектов размышления; в) в понимании истоков происхождения стереотипов, программ культурного поведения; г) в развитой сосредоточенности.

Саморазвитие – и важнейшая составляющая зрелой личности, и условие достижения зрелости. Актуальная потребность в саморазвитии, стремление к самосовершенствованию представляют огромную ценность. С наличием выраженной потребности в саморазвитии связаны успешность профессиональной деятельности, профессиональное долголетие.

Возможны четыре варианта соотношения и проявления развития индивида, субъекта деятельности, личности [7]

1.Индивидное развитие человека значительно опережает его личностное и субъектно-деятельностное развитие.

2.Личностное развитие человека идет более интенсивно, чем индивидное и субъектно-деятельностное.

3.Субъектно-деятельностное развитие лидирует по сравнению с двумя другими.

4.Наблюдается относительное соответствие темпов индивидного, личностного и субъектно-деятельностного развития.

В первом варианте организм достигает того состояния, которое соответствует взрослости, а ценностно-отношенческая сфера не сформирована, профессиональные интересы и склонности отсутствуют. При втором соотношении основные ценности жизни усвоены, но субъектность отсутствует, нет привычки к волевому усилию, не делаются шаги к профессиональному самоопределению. При третьем соотношении наблюдается любовь к труду при небольших физических возможностях и несформированных личностных качествах. Потому труд может оказать и положительное, и отрицательное влияние на ход личностного развития.

Наиболее способствует оптимальному развитию четвертое соотношение: хорошее физическое развитие и самочувствие – важный фактор усвоения нравственных ценностей, формирования положительной мотивации и становления человека как субъекта деятельности. Указанные соотношения грубо и приблизительно интегрируют все многообразие соотношений, которые имеют место в жизни конкретных людей: изменения в личности в период взрослости, формирование профессионала отличаются неповторимостью и единственностью.

Личностное и профессиональное развитие тесно связаны[40]. Установки, потребности, способности личности, ее интеллект влияют на профессиональный выбор, ход профессиональной адаптации: могут способствовать формированию профессионального мастерства, достижению вершин в профессии или быстрому профессиональному старению, профессиональной деформации личности. Неразрешенные кризисы взрослости могут привести к регрессивному развитию личности, нарушениям нервно-психического здоровья и утрате профессиональной субъектности. Профессиональная деятельность, в свою очередь, может оказать позитивное или негативное влияние на личностный онтогенез: формирование самооценки, самоотношения, того или иного вида мотивации.

Личностный и профессиональный онтогенез в период взрослости характеризуется продолжением развития личностных качеств и наибольшей активностью в профессиональной деятельности. Варианты взаимодействия двух видов онтогенеза: а) личностное развитие опережает профессиональное и является предпосылкой того, чтобы человек состоялся как профессионал; б) профессиональное развитие опережает личностное и человек становится профессионалом, не сложившись в зрелую личность. Первый вариант особенно необходим для тех, чья профессия относится к типу «человек-человек»: успех или неуспех в этих профессиях определяется не только профессиональными знаниями, умениями, навыками, но и (и в очень большой мере) качествами личности, личностной зрелостью.

Таким образом, формирование профессионала опирается на общее личностное развитие, осуществляется на его фоне. Личность может оказывать как позитивное (поддержка профессионального мастерства. стимулирование творчества), так и негативное влияние на хо профессиональной адаптации. Ведущим фактором становления профессиональной субъектности является личностная (социальная зрелость).

Существуют определенные гендерные различия в проявлениях социальной зрелости. Так, важным моментом обретения женщиной зрелости является осознание ею нейтральности мира. Женщина, зрелая личность, ощущает себя субъектом и самоотношения, и отношений к себе со стороны окружающих, то есть она осознает, что сама создает эти отношения. Уверенная в себе зрелая женщина овладевает обобщенной жизненной концепцией, основанной не на эмоциях, а на рефлексивном, рациональном, разумном отношении к происходящему в жизни. Она может найти в себе силы для достижения значимости в обществе, в семье, в собственных глазах за счет обновления границ собственного «Я», за счет осознания своей экзистенциальности. Однако многим женщинам для этого не хватает гуманитарных, прежде всего – психологических, знаний об организации жизни, об индивидуальном стиле жизни, о личности вообще и о себе самой[1]. Журналы для женщин разных возрастов решают эту проблему лишь частично, ибо только на уровне расширения кругозора она не решается – нужно глубинное общение с собой и другими, то есть включение в специально организованные формы групповой работы.

Важной характеристикой мужской личностной зрелости является независимость от оценок результатов его деятельности другими. Формула зрелости мужчины – в строчках Б.Пастернака: «Пораженье от победы ты сам не должен отличать». Такая позиция позволяет не «застревать» ни на успехах: насладился победой – и к новой цели, ни на неудачах: извлек уроки и двинулся дальше, к вершинам самоактуализации.

Зрелый мужчина остается ценным работником в своей профессиональной сфере. Однако он работает результативнее, чем в молодости, так как умеет отделять главное от второстепенного, что является следствием формирования обобщенной концепции жизни.

Представители обоих полов способны в зрелом возрасте учиться и переучиваться: уровень функционального интеллекта взрослого на разных этапах возрастной эволюции остается достаточно высоким. Именно эта функциональная база и позволяет взрослому человеку осуществлять дальнейшее, не функциональное, а личностное развитие: углублять свои представления об окружающем мире, развивать взгляды и убеждения, осваивать новые виды теоретической и практической деятельности.

И мужчины, и женщины зрелого возраста обладают огромным потенциалом учительства, наставничества. Им необходимо обмениваться своими знаниями и опытом с другими людьми: это позволяет им выйти на новый уровень в своей специальности.

Зрелая личность – это тип личности, образующийся в результате личностного роста и имеющий сформированное устойчивое единство личностных черт и ценностных ориентаций, развитое нравственное сознание, сложившуюся мотивационно-потребностную сферу. Личностно зрелому человеку присуще психологическое здоровье, самовыражение и самораскрытие, продуктивность и творчество, стремление развиваться в направлении самодостаточности и компетентности, обретать смысл жизни.

Таким образом, и в зарубежной, и в отечественной психологии, период взрослости – это время, когда люди продолжают развиваться, отвечают за собственное развитие, критически переоценивают свою жизнь. Исследуя взрослость, ученые в меньшей степени делят ее на определенные этапы развития, акцентируют внимание на прохождении кризиса как этапа развития личности. Главные особенности развития во взрослости – минимальная его зависимость от хронологического возраста и более выраженная внутренняя детерминированность. Изменения мышления, поведения и личности взрослого человека определяются, прежде всего, обстоятельствами жизни, родом занятий, установками. Огромное значение имеет событийный ряд взрослой жизни. Многие исследователи рассматривают взрослость как критический и неоднозначный возрастной период, переживание которого отличается у мужчин и женщин, хотя и подчиняется общим закономерностям. Паспортный и психологический возраст человека(интеллектуальный, эмоциональный, личностный) могут не совпадать.

В философии эта нетождественность нашла объяснение в синергетическом объяснении возраста как фрактала [63]. Фрактал (от латинского «frangere» – ломать, разбивать на части) – это неправильная, изломанная геометрическая форма, которая состоит из подобных же форм меньшего размера, которые в свою очередь состоят из своих уменьшенных копий. Важнейшее свойство фрактальности – самоподобие. Как бы мы ни делили фрактал, мы найдем в результате всех делений ту же самую исходную форму, только в уменьшенных подобиях.

Человеческая жизнь имеет фрактальное устройство. Она многократно делима. Возраст – процесс непрерывного и циклического возрастания жизни. Это и период жизни, и фаза в становлении каждого периода. У периода детства ест



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: