Зрелый (средний) возраст




Возрастная психология

Возрастная психология - это область психологии, которая изучает психологические особенности формирования личности на разных возрастных этапах. Делится на подразделы: детская, подростковая психология, психология юности, взрослости, старости (геронтопсихология).

Предмет - возрастная динамика психики человека, онтогенез психических процессов и психологических качеств личности.

Объект исследований - закономерности развития и формирования личности.

Возрастная психология отмечает те сравнительно медленные, но основательные количественные и качественные изменения, которые происходят в психике и поведении людей при их переходе из одной возрастной группы в другую. Обычно эти периоды охватывают значительные периоды жизни, от нескольких месяцев для младенцев до ряда лет для старшего возраста.
Возрастная психология изучает процесс развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека.


Возраст - специфическое сочетание психики и поведения человека.

 

Понятие возраста неоднозначнои включает в себя ряд аспектов.

Прежде всего различают:
1. Хронологический возраст, определяется продолжительностью жизни человека (по паспорту);
2. Биологический возраст - совокупность биологических показателей, функционирование организма в целом.
3. Психологический возраст - определенный уровень развития психики, в который включается: умственный возраст (показатель интеллекта); психосексуальный возраст (уровень эротических интересов); рекреационный возраст (проведение свободного времени).
В реальной жизни отдельные составляющие возраста не всегда совпадают. Психологический возраст может не совпадать с хронологическом возрастом отдельного человека, записанным в его свидетельстве о рождении, а затем в паспорте.

Выделяют следующие компоненты возраста:

1. Социальная ситуация развития - совершенно своеобразные, специфические для данного возраста, исключительно единственные и неповторимые отношения между человеком и окружающей его действительностью. (Л. С. Выготский).

Для каждого возраста характерны типичные формы отношений и поведения.

2. Новообразования - психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данном возрастном этапе и которые определяют ход дальнейшего психического развития.

«Под возрастными новообразованиями следует понимать тот новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношения к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный возрастной период». (Л.С. Выготский) Например, возникновение речи в раннем возрасте, чувство взрослости в подростковом возрасте.

3. Ведущая деятельность - это деятельность, в наибольшей степени способствующая психическому и поведенческому развитию ребенка в данный период его жизни и ведущая развитие за собой (Эльконин Д.Б.).

Существуют разные возрастные периодизации развития. В них выделяют разные периоды, эти периоды по-разному называются, различны возрастные границы, т.к. их авторы в основу заложили разные критерии.

К числу периодизаций, охватывающих весь жизненный цикл человека, относится периодизация, принятая Международным симпозиумом по возрастной периодизации в Москве (1965 г.):

 

 

Периодизация Эльконина

Периодизация Д. Б. Эльконина, являющаяся интеграцией концепций Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева, выделяет следующие периоды:

  • Раннее детство
    • Младенчество (0—1 год)
    • Ранний возраст (1—3 года)
  • Детство
    • Дошкольный возраст (3—7 лет)
    • Младший школьный возраст (7—11/12 лет)
  • Отрочество
    • Подростковый возраст (11/12—15 лет)
    • Ранняя юность (от 15 лет)


Кризисы на разных возрастных этапах


Признаки кризиса: появление негативных черт, трудновоспитуемость, неотчетливость границ.

Кризисы возникают на каждом возрастном этапе и имеют в первую очередь позитивное значение. Кризис является необходимым условием дальнейшего развития, почвой для появления новообразований.

Противоречия между новыми потребностями и старыми возможностями, описанные нами в таблице, и являются причинами кризиса.

Основные кризисы:

1. Кризис новорожденности - происходят резкие изменения условий жизни. До появления на свет плод находится в достаточно комфортных условиях: необходимые температура, давление, питание. В момент рождения все условия мгновенно изменяются: резкие звуки, резкий свет, ребенка пеленают, кладут на весы. » З. Фрейд назвал первый крик ребенка «криком ужаса».

2. Кризис одного года - возникает потребность в новых впечатлениях, в общении, а возможности ограничены - навыки в ходьбе отсутствуют, говорить еще не может. Л.С. Выготский связывал переживание кризиса 1-го года с тремя моментами: ходьба, речь, аффект и воля.

3. Кризис трех лет - проявляется стремление к самостоятельности, ребенок впервые говорит “Я сам!'', первое рождение личности. Выделяют две линии протекания кризиса - 1) кризис независимости: негативизм, упрямство, агрессивность, либо 2) кризис зависимости: плаксивость, робость, стремление к тесной эмоциональной привязанности.

4. Кризис шести-семи лет - появление собственной активности, неустойчивость воли и настроения, утрата детской непосредственности, возникает осмысленная ориентировка в своих переживаниях. Кризисные переживания связаны с осознанием новой позиции, стремлением стать школьником, но пока сохраняется отношение как к дошкольнику.

5. Кризис подростковый - кризис характера и отношений, притязания на взрослость, независимость, но отсутствуют возможности их реализации. Промежуточность положения - «уже не ребенок, еще не взрослый», психические и социальные изменения на фоне бурной физиологической перестройки.

6. Кризис юности 16-18 лет - впервые возникают вопросы самоопределения в профессии, встают вопросы смысла и цели жизни, планирование дальнейшего профессионального и жизненного пути.

Кризисы сопровождают и взрослую жизнь человека. Выделяют кризис молодости 23-26 лет, кризис 30-35лет, кризис середины жизни 40-45, кризис пожилого возраста 55-60 лет, кризис старости. Различают малые и большие кризисы. К большим кризисам относят: кризис новорожденности, кризис 3-х лет, подростковый кризис, кризис середины жизни 40-45 лет.

 

Дошкольный период (3—7 лет)

Ведущая деятельность: игровая.

Ведущая потребность в этом возрасте – потребность в общении; творческая активность.

Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра.

Ведущая функция – воображение.

Особенности возраста:

- общение со взрослым ситуативно-личностное;

- проявление произвольности всех психических процессов;

- в общении со сверстниками происходит переход от ситуативно-деловой формы к внеситуативно-деловой;

- проявление творческой активности во всех видах деятельности;

- развитие фантазии;

- половая идентификация.

Беседы ребенка со взрослым в это время сосредоточены на взрослом мире и для дошкольника важно знать – «как нужно», он стремится к взаимопониманию и сопереживанию со старшими. Благодаря взрослому, ребенок усваивает нравственные законы, учится оценивать свои поступки и поступки окружающих его людей. Родители выступают для ребенка как образец поведения. Дошкольник очень чутко воспринимает замечания и указания взрослого и это является благоприятным условием для воспитания, обучения, а также подготовки ребенка к школе. По мере усвоения норм и правил поведения они становятся теми мерками, которыми пользуется ребенок в оценке других людей. Но приложить эти мерки к себе самому ребенку очень трудно.

 

Новообразования:

- предвосхищение результата деятельности;

- активная планирующая функция речи;

- внеситуативно-деловая форма общения со сверстниками.

Младший школьный возраст (7—11/12 лет)

Ведущая деятельность: учебная (познавательная).

Особенности психического развития:

1. Переход от игровой деятельности к учебной как ведущей деятельности младшего школьного возраста, в которой формируются основные психические новообразования.

2. Установление новой социальной ситуации развития, центром которой становится учитель.

3. Завершение. перехода от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению.

4. Преобладание механической памяти.

5. Развитие способности целенаправленно, произвольно запоминать материал.

6. Формирование познавательных мотивов учения: стремление получать знания; стремление овладеть способами самостоятельного приобретения знаний;

7 Зависимость учебной мотивации и самооценки от оценки учителем знаний ребенка.

Младший школьник с живым любопытством воспринимает окружающую среду, которая с каждым днём раскрывает перед ним всё новые и новые стороны. Именно в младшем школьном возрасте развивается внимание. Без сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен. На уроке учитель привлекает внимание учеников к учебному материалу, удерживает его длительное время. Младший школьник может сосредоточено заниматься одним делом 10-20 минут. В 2 раза увеличивается объём внимания, повышается его устойчивость, переключение и распределение. В связи с возрастным относительным преобладанием деятельности первой сигнальной системы у младших школьников более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Они лучше, быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения. Младшие школьники склонны к механическому запоминанию без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала. Мышление начинает отражать существенные свойства и признаки предметов и явлений, что даёт возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения. В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственого поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться направленность личности.

Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями. Прежде всего они импульсивны – склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Причина – потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения. Возрастной особенностью является и общая недостаточность воли: младший школьник ещё не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Он может опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы и возможности. С годами всё больше развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления. Большие возможности предоставляет младший школьный возраст для воспитания коммуникативных умений. За несколько лет младший школьник накапливает при правильном воспитании важный для своего дальнейшего развития опыт коллективной деятельности – деятельности в коллективе и для коллектива, умения сотрудничать.

 

Новообразования:

1. Внутренний план действий.

2. Произвольность всех психических процессов.

3. Самооценка, самоконтроль.

Подростковый период (11/12—15 лет)

Подростковый возраст – важнейший этап жизни человека, время выборов, которые во многом определяют последующую судьбу.

Ведущая деятельность: интимно-личностное общение со сверстниками.

 

Особенности психического развития:

 

1. Эмоциональное взросление детей. Оно включает в себя открытие ими своего внутреннего мира и поиски схожего внутреннего мира. Теперь целью общения становиться познание окружающих, а через них - себя. Как следствие этого, обычно наблюдается распад эмоциональных связей в группе, то есть непостоянные дружеские связи – «сегодня с одним, завтра с другим».

2. Происходит снижение самооценки.

3. Поведенческое взросление, то есть отражение взросления в поведении (подражание привычкам и внешнему виду взрослых).

4. Борьба за самостоятельность, требование позволить делать всё, что хочется. В этом возрасте борьба за самостоятельность в мыслях и поступках приобретает для подростков особое значение. Для них очень важно, чтобы окружающие с уважением выслушивали их точку зрения, поэтому им обычно нравятся различного рода дискуссии.

5. Потребность в общении со сверстниками, потребность быть принятым в группе сверстников.

6. Развитие интеллектуальной сферы, способность к абстрактному мышлению.

Для подростков характерна обидчивость, раздражительность, требование позволить делать то, что запрещают, даже если это совсем не необходимо. Большинство подростков в этом возрасте проявляют живой интерес к самопознанию, поэтому они с радостью принимают игры и задания, позволяющие им посмотреть на самих себя. В сферу самопознания входит и изучение опыта межполового общения. Девочки и мальчики пытаются нравиться друг другу, экспериментируют с формами ухаживания. В связи с этим в данном возрасте внешность подростка выходит на первый план, так как является визитной карточкой для принятия в группе сверстников. Следующая важнейшая линия развития подростка – отделение от семьи. Это не означает разрыв с семьей, а установление новых партнерских взаимоотношений, в которых семья и подросток способствуют развитию друг друга, помогают друг другу в решении своих жизненных задач.

В этом возрасте у подростков появляются собственное мнение на вещи, свои интересы и пристрастия в музыке, спорте. Неодобрительное высказывание о них воспринимается как глубокое оскорбление.

В этот важный момент необходимо:

· Осознать начало взросления детей, принять его;

· Расширить сферу самостоятельности, обучать самостоятельным действиям, контроль за детьми;

· Понимать возможности детей, давать им право на ошибку;

· Оказывать поддержку, подчеркивая ценность и уникальность чувств и мыслей каждого.

 

Новообразования:

1. Чувство взрослости.

2. Развитие самосознания.

3. Развитие мировоззрения.

4. Формирование системы теоретических знаний.

 

 

Юношеский возраст (от 15 лет) — стадия развития между подростковым возрастом и взрослостью.

Ведущая деятельность: учебно-профессиональная.

Особенности психического развития:

1. Главное психологическое приобретение ранней юности - это открытие своего внутреннего мира. Это очень важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает и немало тревожных, драматических переживаний. Оказывается, <внутреннее я> может не совпадать с внешним поведением, актуализируя проблему самоконтроля. Не случайно самая распространенная юношеская проблема- слабоволие.

2. Вчерашние школьники, в своем большинстве, оказываются недостаточно приспособленными к требованиям реальной жизни, они не умеют брать на себя ответственность за последствия собственных действий, не пользуются полученными в школе знаниями и умениями в собственной деятельности.

3. Формирование жизненных планов.

В своих ожиданиях, связанных с будущей профессиональной деятельностью и семьёй, юноши и девушки достаточно реалистичны. Но в сфере образования, социального продвижения и материального благополучия их притязания зачастую завышены. При этом высокий уровень притязаний не подкрепляется столь же высоким уровнем профессиональных устремлений. Профессиональные планы юношей и девушек недостаточно корректны. В этом проявляется их недостаточная готовность к реальным трудностям и проблемам будущей самостоятельной жизни.

Главное противоречие жизненной перспективы юношей и девушек - недостаточная самостоятельность и готовность к самоотдаче ради будущей реализации своих жизненных целей.

4. В эмоциональной сфере юношей сохраняется повышенная ранимость, чувствительность, иногда имеют место депрессивные состояния.

5. Для юношей, как и для подростков, по-прежнему значима потребность в общении. Общение становится более интенсивным, глубинным. Поиски друга, объекта любви добавляют немало волнений и переживаний в этом возрасте.

 

Завершается же социально-психологическое и личностное самоопределение уже за пределами школьного возраста, в среднем между 18 и 21 годами.

 

Новообразования:

1. Система ценностей.

2. Формирование логического интеллекта.

3. Стиль мышления.

 

Зрелый (средний) возраст

Период зрелости – самый длительный в жизни современного человека. Именно в зрелом возрасте человек может (и должен) ощущать свою принадлежность к обществу в полной мере. Этапы периода взрослости:

1) ранняя взрослость (21/22 – 35 лет);

2) средняя взрослость (36 – 55/60).

Ведущая деятельность: профессиональная.

 

Особенности психического развития:

1. Яркое проявление всех человеческих качеств. В это время человек может раскрыть свои способности, реализовать возможности, это расцвет его индивидуальности.

2. Становление в профессиональном плане

3. Реализация себя в роли супруга (или супруги) и родителя.

4. Человек продолжает свое индивидуальное развитие. Его основные психологические функции стабилизируются. Внимание также изменяется, становится избирательным, увеличиваются его объем и способность к переключению.

5. Память достигает больших показателей (как долговременная, так и кратковременная).

6. Мышление отличается гибкостью и подвижностью процессов.

7. В эмоциональной сфере также присутствуют свои особенности. Человек стремится к установлению длительных позитивных эмоциональных связей. Он старается завоевать и удержать общественные позиции. Сталкиваясь с комплексом родительских отношений, человек может осознанно подходить к оценке своих способностей и возможностей.

Новообразования:

1. Семья (отношение к ней и внутри нее).

2. Профессиональное становление.

Второй период взрослости также имеет свои отличительные черты.

1. Для этого возраста характерно снижение уровня психических функций. Это обусловлено тем, что возможности организма человека снижаются.

2. Интеллектуальная деятельность достаточно продуктивна, но после 50 лет начинает снижаться. Более значимыми для человека становятся внутрисемейные отношения.

3. Профессиональная деятельность продолжает занимать большое место в жизни человека. Человек реально оценивает себя как личность, самооценка становится обобщенной.

Этот период жизни – время переоценки целей и притязаний. В эти годы часто испытывают кризис середины жизни, который ощущается как внезапное осознание, что полжизни уже прожито. Оно соединяется с вопросами, что достигнуто, и что в действительности означает жизнь. В этот момент своей жизни человек нередко начинает отдавать себе отчёт в том, что он не достиг целей, поставленных когда-то перед собой, и, вероятно, никогда их не достигнет и даже, если он их достиг, всё равно может испытывать разочарование. Кризис середины жизни определяется расхождением между мечтами, поставленными в молодости целями и действительностью. Поскольку мечты часто нереальны, оценка достигнутого может оказаться окрашенной негативно. Тогда человек начинает мрачно смотреть на жизнь и считать, что “уже поздно что-либо менять” и “уже не успеть”. В 40 лет человек как бы заново пересматривает свою жизнь. Это своего рода повтор, дубль 30-летнего кризиса, когда человек заново начинает искать смысл жизни. Часто он обусловлен изменениями в семейной жизни. К этому времени дети становятся более самостоятельными, у них появляется своя жизнь, отпадает острая потребность в родителях (как было до этого момента). Люди начинают терять близких, друзей, родственников. Все это не может не сказаться на человеке, его позиции и отношении к жизни.

Центральная тема в средней зрелости – генеративность – желание повлиять на следующее поколение через собственных детей, через практический или теоретический вклад в развитие общества.

В этом возрасте человек формулирует свою точку зрения о внешнем мире, его будущем и о своём участии в нём. Осознав и оценив реальное положение вещей, наметив с учётом этого новые цели или скорректировав старые, человек, подходящий к себе доброжелательно и здраво, благополучно преодолевает этот перевал и с новыми планами вступает в следующий период своей жизни.

 

Новообразования ранней взрослости претерпевают изменения, но по-прежнему остаются весьма значимыми. Они становятся более осмысленными.

 

 

Пожилой возраст (56/61 – 75 лет)

В преклонном возрасте особенно сильно страдает произвольное запоминание логически мало связанного материала, в то время как логическая и смысловая память хорошо сохраняется до 70-90 лет.

1. Прекращение трудовой деятельности обусловливает определённое изменение социального престижа. К моменту наступления пенсионного возраста подавляющее большинство людей достигает максимально возможного профессионально-должностного и материального уровней, владеет высоким мастерством в своей работе, пользуется заслуженным авторитетом и уважением своих коллег. Выход на пенсию означает отказ от этого положения и, разрушая привычный жизненный стереотип, нередко приводит к депрессии. Выход на пенсию – это очень важный этап в жизни человека. Он влечет за собой множество перемен, одной из которых является изменение образа, стиля жизни. Это переход человека из одной социальной роли в другую.

Изменяется личность человека, он начинает иначе себя вести, относиться к людям, заново осмысливает действительность и свои ценности. Ему нужно примириться с новой социальной ролью, т. е. понять, какие возможности перед ним открываются, какие пути для него закрыты, что значит быть пенсионером. Человек, привыкший каждый день выполнять определенные обязанности, повременно выстраивать свой день, выходя на пенсию, теряется. Он имел определенную модель поведения, которая теперь перестала быть актуальной. Это может стать причиной возникновения агрессивного поведения.

Выход на пенсию – это изменение ситуации не только для одного человека, но и для тех, кто окружает его, поэтому процесс приспособления проходят и пенсионер, и его близкие.

2. Возрастает роль семьи. Семья может предоставить пожилому человеку не только экономическую поддержку, необходимый уровень комфорта и различного рода хозяйственно-бытовые услуги. Живя в семье, человек в преклонных годах сохраняет возможность посильно помогать детям, приносить им пользу и содержательно общаться с детьми. Участвуя в воспитании внуков и принятии семейных решений, пожилой человек поддерживает свой престиж, а обсуждая с более молодыми членами семьи их учебную и производственную деятельность, находит применение своему жизненному и профессиональному опыту.

3. В старости неизмеримо возрастает роль дружбы. Без неё утрата некоторых социальных ролей при постепенном ухудшении здоровья может порождать у человека чувство покинутости. Люди отошедшие от дел и потерявшие близких нуждаются не только в помощи, они испытывают острую потребность в общении с друзьями. Вследствие одиночества у очень пожилых людей может даже наблюдаться некоторая болтливость и навязчивость в общении.

 

4. Наряду с процессами старения у человека развиваются приспособительные психологические механизмы, благодаря которым полноценная деятельность может продолжаться вплоть до глубокой старости. Так, например, слабеющая непроизвольная память компенсируется богатой ассоциативной памятью или навыком записывать необходимые сведения, недостаточное распределение внимания восполняется его повышенной переключаемостью.

 

Таким образом, главным достижением в психическом развитии на данном возрастном этапе выступает способность человека адаптироваться к новым условиям своего существования, к тем изменениям, которые происходят внутри его самого.

Старческий возраст (76 – 90 лет)

Люди пожилого возраста чаще могут ощущать себя одинокими.

Причины переживаний:

1) слабое состояние здоровья, не позволяющее человеку покидать пределы квартиры;

2) отсутствие семьи и близких людей (или тот случай, когда семья живет в другом городе);

3) очень ограниченный круг общения. Само по себе одиночество – это отсутствие общения с другими людьми, когда человек либо прекращает вовсе, либо сводит до минимума контакты с социумом, окружающим его миром. Чувствуя себя одиноким, человек ощущает свою бесполезность, ненужность. Истощаясь эмоционально, человек и физически ощущает себя ослабленным.

Человек находится в неизменном движении жизни: круг его общения ограничен (врачи, соседи, посещающие его родственники). Каждый день он выполняет одну и ту же деятельность. Новые яркие события в его жизни очень редки, практически отсутствуют. Основными потребностями являются физиологические: в тепле, еде, здоровом и спокойном сне и т. д.

Для старого человека важно ощущать заботу, любовь, тепло со стороны его семьи, родных. Проявляемая друг о друге забота отодвигает на задний план все негативные ощущения и переживания.

Типичны для этого состояния склонность к прощению, благожелательность, мягкость, доброта.

Пожилым людям свойственно обладать многими качествами, схожими с представителями других поколений. Но у пожилых людей есть одно, которого нет и не может быть у других.

Новообразование: Это – мудрость жизни, знаний, ценностей.


 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: