Тема: Этапы развития психологии. Предмет и задачи психологии и педагогики.




Психология – (с греч.) учение о душе, наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности, изучающей мир субъективных душевных явлений, процессов и состояний, осознаваемых самим человеком или не осознаваемых;

- одна из самых сложных наук, так как носителем психики является головной мозг, самый сложный по строению и закономерностям деятельности организм и механизм; наука о самом сложном, о свойствах самой организованной материи.

Житейская психология – психологические знания, почерпнутые людьми из обыденной жизни.

Научная психология – устойчивые психологические знания, полученные в процессе теоретического и экспериментального изучения психики людей и животных.

 

Психика – свойство головного мозга, обеспечивающее человеку и животным способность отражать воздействие предметов и явлений реального мира;

- продукт развития живой материи, субъективный образ объективного мира, на основе и при помощи которого осуществляется ориентировка и управление поведением;

- свойство мозга, заключающееся в его способности отражать окружающую действительность.

 

Сознание – высший этап развития психики и продукт общественно-исторического развития, результат труда;

- высокий уровень развития психики, высшая форма интеграции психической деятельности, высший уровень психического отражения действительности, присущий только человеку, как общественно-историческому существу.

 

Бессознательное – форма отражения действительности, в ходе которой человеком не осознаются его источники, а отражаемая реальность сливается с его переживаниями;

- такой уровень работы психики, который содержит в себе информацию, никогда не попадающую в активное сознание: инстинкты, влечения, информацию, полученную в раннем детстве.

 

Поведение – совокупность поступков и действий кого-либо, создающих целостное представление об образе жизни кого-либо.

Деятельность – специфический вид человеческой активности, направленной на творческой преобразование, совершенствование действительности и самого себя.

Субъект – существо, обладающее сознанием и волей, способностью к целесообразной деятельности, направленной на тот или иной объект.

Личность – понятие, обозначающее совокупность устойчивых психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность.

Индивид – отдельно взятый человек в совокупности всех присущих ему качеств: биологических, физических, социальных, психологических и др.

Индивидуальность – своеобразное сочетание индивидных свойств человека, отличающих его от других людей.

Человек – живое существо, обладающее мышлением, речью, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда.

Бихевиоризм (поведенческая психология) – учение, в котором в качестве предмета психологических исследований рассматривается только поведение человека и изучается его зависимость от внешних и внутренних материальных стимулов. Бихевиоризм отрицает необходимость и возможность научного исследования собственно психических явлений.

Глубинная психология (психоанализ/фрейдизм) – учение, созданное Фрейдом. Содержит систему идей и методов интерпретации сновидений и других бессознательных психических явлений, а также диагностики и лечения различных душевных заболеваний.

Гуманистическая психология – отрасль психологии, в которой человек рассматривается как высшее духовное существо, ставящее перед собой цель самосовершенствования и стремящееся к ее достижению. Г.п. возникла в первой половине 20в.

Гештальтпсихология – направление психологических исследований, возникшее в Германии в начале 20в. в период открытого кризиса психологической науки. В противоположность ассоциационизму гештальтпсихология утверждала приоритет структуры, или целостности, в организации психологических процессов, законах и динамике их протекания.

Когнитивная психология – одно из современных направлений исследований в психологии, объясняющее поведение человека на основе знаний и изучающее процесс и динамику их формирования.

Психические явления -

Психические процессы – процессы, происходящие в голове человека и отражающиеся в динамически изменяющихся психических явлениях: ощущениях, восприятии, воображении, памяти, мышлении, речи и др.

Психические свойства

Психические состояния

Педагогика – наука о воспитании, образовании и обучении.

Развитие – степень умственной, духовной зрелости, просвещенности, широта кругозора; развитость.

Формирование – процесс физического развития, приобретения зрелости форм.

Воспитание – процесс систематического, направленного воздействия на духовное и физическое развитие личности в целях обучения, привития навыков поведения в обществе, формирования характера и его отдельных черт.

Образование – процесс усвоения знаний; обучение, просвещение.

Обучение – процесс прививания каких-либо навыков, получения знаний.

Методология – совокупность приемов исследования, применяемых в научном познавании мира.

Методы (основные и вспомогательные) - способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: