Словарь основных понятий




Студенту необходимо знать содержание понятий, употребляемых для элементарного владения методикой преподавания. Предлагаемые ниже понятия составляют суть обучения технологии танца.

 

КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА ТАНЦА - система практических приёмов по управлению движениями на основе мышечных ощущений, требующая фиксации для закрепления основ, как необходимое условие совершенство­вания. На её основе приобретается навык перестройки системы движений. Задача школы – научить студента правилам и приёмам, при помощи кото­рых можно управлять устойчивостью, апломбом.

СИСТЕМА – этообщий принцип обучения, воспитания, целостное направление структуры и организации; сущность процесса и его стратегия; конструкция всех частей школы, соединение методических знаний в доктрину.

МЕТОДИКА – совокупность способов достижения цели; механизм приёмов и технологий (анализ, синтез) для выявления истины; в методиках обучения, исследования есть индивидуальные и групповые методики (общепризнанные), которые могут взаимно трансформироваться, видоизменяться.

УСТОЙЧИВОСТЬ – умение сохранить определённое положение тела в

равновесии. Устойчивость – основа в постижении апломба (равновесия). Студент учится двигаться так, чтобы в любой момент зафик­сировать то или иное положение тела, позу, правильно расположить центр тя­жести. Так, для исполнения позы студент мысленно её представляет,соз­даёт образ, настраивает все части тела на её удержание.

 

КОНТРОЛЬ - играет ведущую роль. Он ведётся за правильным

выполнением движения, вырабатывает устойчивость, апломб, осанку. Контроль осуществляется посредством саморегуляции студента по требованиям пре­подавателя. Контроль помогает правильно перераспределить работу между группами мышц: включить в неё задействованные в данный период и ос­вободить от нагрузки другие группы мышц.

 

ПОВТОР метод усвоения правил, приёмов, ощущений. Повтор спо­собствует выработке мышечной памяти, развитию внимания студента к поставленному перед ним заданию, исправлению ошибок как самостоя­тельно, так и с помощью преподавателя. Повтор способствует закрепле­нию получаемых знаний, навыков, умений.

КООРДИНАЦИЯ – одно из необходимейших качеств артиста балета.

Без координации невозможно овладеть искусством танца.

Координация – это умение согласовывать работу всех частей тела в

точно заданной форме, музыке, образе, сочетание правил, приёмов и

ощущений, согласо­ванных с музыкой. Студент учится сочетать,

варьировать их на практике, сознательно организовывать движения

заданной формы во времени, про­странстве, в рамках образа. Координация

помогает управлять всем двига­тельным аппаратом, создавать образное

исполнение, что и определяет ар­тистичность. («Танцевальность», как её

называют в повседневной жизни).

 

ЭЛЕВАЦИЯ - (от франц. elevation - подъЁм, возвышение) - «природная

способность танцовщика выполнять высокие прыжки с перемещением в про­странстве (пролЁтом) и фиксацией в воздухе той или иной позы».

 

BALLON - (баллон, от франц. букв. - воздушный шар, мяч) - составная часть элевации - «способность во время прыжка задерживаться в воздухе,

сохранить позу».

 

ДЕРЖАТЬ «КРЕСТ» - удерживать, координировать перекрёстное поло­жение конечностей в тех или иных позах, управляя движением. В основе креста лежат правила перекрёстной координации мышц всех частей тела: ног, рук, спины, шеи. Школа классического танца ис­пользовала естественный принцип перекрестной координации всех четы­рёх

конечностей, взяла за основу, развила его и довела до совершенства.

 

КОРПУС - включает в себя плечевой пояс, спину и её мышцы, рёбра, мышцы груди и живота. «Стержень устойчивости - позвоночник. Надо, ря­дом самонаблюдений за ощущениями мускулатуры в области спины при

различных движениях, научиться его ощущать и владеть им».

(А. Я. Ваганова).

 

EN DEHORS – (ан деор – наружу). Движение или вращение от опорной ноги.

 

EN DEDANNS – (ан дедан – внутрь). Движение или вращение к опорной ноге.

 

PREPARATION – подготовка к движению. В школе классического танца – это подготовительные движения, позы, положения рук, ног и корпуса, которые имеют свою форму исполнения, свой характер, манеру и стиль.

Исполняется в заданном музыкальном размере, темпе, ритме и характере

предлагаемого движения. По исполнению preparation судят о школе и профессионализме учащихся. Без preparation в классическом танце не начинается ни одно движение, т. к. в них заложена «основа», «образ», «характер» и техника исполнения будущего основного движения.

 

ЗАТАКТ - (важный элемент в воспитании музыкальности исполнителя). В музыке – слабая доля перед сильной, в начале такта музыкального

предложения. Затакт может быть равен 1/4, 2/8, 3/8 и т. д. В хореографии затакт - сигнал к нача­лу выполнения любого движения, его принято

выделять командой «и».

СТАНОК (палка) – приспособление в виде длинного шеста, которое крепится к стене и является опорой для рук танцовщика. Упражняясь

у станка, исполнители быстрее приводят свой костно-мышечный аппарат

в состояние готовности к работе без опоры на середине зала. Как говорил А. Ермолаев: «Только у станка можно развить мускулатуру,

эластичность и гибкость корпуса, суставов, выворотность, высоту шага,

красоту поз. Помни всегда, как бы себя ни чувствовал, какое бы настроение у тебя не было, не пропускай урока. Успехи достигаются не

годом, а годами. Перед спектаклем и репетицией всегда делай экзерсис у станка, тогда у тебя никогда не будет травм ».

 

СТАНОК – это условное название комплекса движений, исполняемых

у палки, прикреплённой параллельно стенам зала. Задачи и цели станка: научиться делать все программные движения устойчиво, легко и сильно, чтобы затем эти же движения исполнялись на середине зала так же устойчиво без подскоков, без падений, без колебаний корпуса легко и

непринуждённо, сильно, уверенно и без напряжения. «Станок» ставит корпус, вырабатывает устойчивость, aplomb, правильность поз. Упражняясь у станка надо всё время сознательно проверять возможность исполнения того или иного движения на середине. Поэтому нельзя «вцепляться» в станок, «висеть» на станке, т.е. оттягиваться от станка держась за него рукой.

ОПОРНАЯ НОГА. Когда в хореографии употребляется условное название «опорная нога», то специалисты подразумевают функцию той ноги, на которой в данный момент находится вес всего тела танцовщика и через которую проходит центральная осевая линия. Значит – «Опорная нога –это нога, на которую перенесён центр тяжести танцовщика».

 

РАБОТАЮЩАЯ НОГА – это условное название освобождённой от

тяжести корпуса ноги, выполняющей какое-либо движение на полу или

в воздухе. Функции «работающей ноги» определены правилами и приёмами школы классического танца.

ЗАБРАТЬ БОК – условное название в классической хореографии, которое помогает сохранению ровности поз при движении. В момент

перехода с одной ноги на другую, смене ракурса позы, бок одноимённой

работающей ноги имеет тенденцию к отставанию. Поэтому, правила предусматривают, активно втягивать – «забирать» бок работающей ноги

к себе несколько вверх, до выравнивания всей позы.

 

ДЕРЖАТЬ УГОЛ – это условное выражение, которое употребляется обычно в связи с подъёмом работающей ноги в сторону. Бедро

работающей ноги при этом оттягивается назад, а голень, икроножная мышца и пятка тянуться вперёд. Это способствует развитию необходимой в классическом танце выворотности и закреплению поднятой ноги, в тазобедренном суставе, на определённой высоте над полом.

 

УГОЛ ПОДЪЁМА – в хореографии условно «углом подъёма» принято

называть степень отведения ноги вверх на различную высоту: 25*, 45*, 90* градусов и выше.

 

НАПРАВЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ – понятие которое служитдля определения направления движений, служат также указания: «вперёд», «назад», «в сторону»; направо или налево; «по прямой», «по диагонали», «по кругу» и т.д.

 

ТОЧКИ ПЛАНА СЦЕНЫ – для более удобного ориентира исполнителей принята «вагановская» схема деления танцевальных залов

по точкам, описанная в книге «Основы классического танца». Если смотреть со стороны исполнителя, то первая точка находится прямо в центре переднего края зала или сцены, вторая – в правом переднем углу

зала, третья – в центре правой стороны зала, четвёртая – в правом заднем

углу зала, пятая – сзади в центре верхней стороны зала, шестая – в левом

заднем углу зала, седьмая – в центре левой стороны зала, восьмая – в левом переднем углу зала.

 

ИСПОЛНИТЬ ОБРАТНО – значит, что каждая комбинация движений в экзерсисе или танце может быть исполнена в обратном направлении.

При этом учитывается специфика каждого движения и особенности его

развития.

Условное понятие «обратно» может быть связано с исполнением в

противоположном направлении, смена поз на противоположные, со сменой ракурсов. Понятие «обратно» в хореографии связано не только со сменой направлений, не только с тренировкой координации,

но и с развитием образно-художественного мышления у будущих артистов балета.

СЕРЕДИНА ЗАЛА – в хореографии это условное понятие, которое

предполагает исполнение движений без опоры, без «станка». Движения

«на середине» требуют умения владеть устойчивостью и координацией

тела. В ежедневном уроке после упражнений у станка танцовщики

переходят на середину зала и продолжают занятия без опоры.

 

РИСУНОК ДВИЖЕНИЯ – это обычно употребляемое выражение,

требующего от исполнителя чёткого, правильного выполнения не только порядка последовательности движений, но и строгого соблюдения чистоты классической формы.

ВЕРХ СЦЕНЫИ НИЗ СЦЕНЫ – издавна сцена для лучшего обозрения имела небольшой наклон к переднему краю, рампе, зрителю.

Поэтому передний край принято называть «низом сцены», а дальний –

«верхом сцены».

ПОЛОЖЕНИЕ В ТРИ ЧЕТВЕРТИ ОБОРОТА – (en trois quart или

еpaulement (от epaul – плечо)) – поза классического танца, образующаяся

из отчётливого поворота головы к выдвинутому вперёд или назад плечу.

Поворот корпуса на 1/8 круга.

ИСПОЛНЕНИЕ СПИНОЮ – это условное название употребляется,

когда танцоры расположены спиной к зрителю.

 

ИСПОЛНЕНИЕ В ПРОФИЛЬ – это значит, что исполнители расположены тем или иным боком к зрителю.

ПРЫЖКИ (маленькие, средние, большие) – в классическом танце при

изучении прыжковых движений условно, ориентировочно принято разделять их по высоте и амплитуде перемещения на маленькие, средние

и большие.

 

МЯГКОЕ, ЖЁСТКОЕ PLIE – это условное название, относящееся к качеству опорно-связочного аппарата, степени его развитости. При мягких эластичных связках plie (приседание) выглядит плавным, тающим.

При «жёстком» plie приседание происходит сухо, толчкообразно, на

зажатых мышцах, что сковывает движение в целом.

 

КОМБИНАЦИИ («интересные комбинации», «полезные комбинации»,

«трудные комбинации», «необычные комбинации») – эти условные названия известны всем артистам балета со школьных лет. В самом корне этого слова заложено понятие комбинирования, составления различных основных и связующих движений. Определённый

художественно-логический порядок в расположении тех или иных

элементов воспитывает технику, мастерство, художественный вкус,

чувство стиля у будущих артистов балета. Благодаря такому методу

изучения движений, процесс постижения исполнительского мастерства

происходит постепенно от простого к сложному.

 

ПОЗА – в мире танца бытуют выражения «правильные позы», «устойчивые позы», «держать позу». Позой называется закрепление частей скелета в определённом положении. Организация позы необходима для преодоления силы притяжения. Поза человека служит для сохранения равновесия тела в состоянии двигательного покоя и при

выполнении статической или динамической работы. Поза – это «речевая

единица» в хореографическом и композиционном многообразии.

FORCE ( форс – сила) - «взять нужный форс», «сбивающий форс», «мало форса» - обычно эти условные названияупотребляются в связи с движениями вращательного характера.

Форс – в переводе с фр. языка значит сила, которая возникает при

вспомогательных движениях махово-подхватывающего характера свободными звеньями тела, направленных в сторону вращения и помогающих ему.

ПОСАЖЕННЫЙ КОРПУС – это условное название связано с неправильной осанкой, что вызвано неверным расположением верхней

(не опорной) части тела относительно центральной осевой линии к нижней (опорной) части тела. Правильно поставленный корпус «не сидит на ногах», т.е. силой внутренних мышечных натяжений «снимает вес»

верхней части тела, делая ноги «лёгкими» и свободными в движении.

«Посаженный корпус», постоянно действуя своим весом на ноги, приводит к неправильному их развитию, скованности и деформации.

ПОСАЖЕННЫЕ НОГИ – условное название, связанное с мышечным

закрепощением ног. Происходит такое явление от перегрузок, часто

повторяющихся однотипных движений, неумения чередовать напряжение

мышц с их освобождением, незнания методики и правил чередования

основных и связующих движений.

МАХИ И ПОДХВАТЫ – это профессиональные условные названия,

связанные с техникой исполнения движений. Если во время прыжка

руки из открытого положения совершают движение по направлению

«к себе», в учебной практике называется «подхват». Если руки совершают движения из закрытых положений «от себя» - называются

«махи». Махи и подхваты должны исполняться сильно, точно, координировано, музыкально и незаметно. Это воспитывает мастерство

и художественность исполнения.

 

КРЕСТ В КОРПУСЕ – в основе условного понятия «крест» лежит принцип перекрёстной координации звеньев противоположных частей тела. Крест в корпусе – это взаимосвязь противоположных групп мышц

расположенных в спине над опорной ногой, с группой мышц работающей ноги или, как говорят, связь колена работающей ноги с лопаткой

одноимённой опорной ноги. Такая перекрёстная связь помогает поднять корпус над опорным бедром, подтянуть мышцы корпуса, снять тяжесть

тела с опорной ноги, закрепить позу на оси в устойчивом положении,

сохранить правильную осанку, параллельность бёдер и плеч, а главное,

помогает управлять устойчивостью за счёт внутренней тяги мышц связанных в единое определение - «замка» в спине.

 

ОСТАВЛЯТЬ ГОЛОВУ ( или «держать точку») – эти условные выражения обычно употребляются при исполнении различных вращательных движений. Голова во время пируэта несколько задерживается, затем быстрее, чем корпус, поворачивается в исходное положение. Активное и самостоятельное участие головы во вращении

позволяет ученику смотреть прямо и почти непрерывно в одну точку,

не распыляя своего внимания по всему учебному залу. Удержание точки

обеспечивает сохранение изображения внешнего мира на сетчатке глаз,

и тем самым зрительную ориентацию.

ШКОЛА КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА – это исторически сложившаяся, устойчивая система технических и выразительных средств

хореографического искусства. Это наука со своим особым языком, способным передавать мысли на расстоянии. Название классический

указывает не столько на то, что эта система восходит к античной культуре, сколько о том, что школа классического танца является высшим

достижением в искусстве хореографии, образцовой, совершенной.

СТИЛЬ – это не механическое построение частей в какой-либо отрасли

науки, литературы, искусства, а способ организации в систему.

В искусстве хореографии часто можно слышать выражения: «стиль танца»,

«стиль спектакля», «стиль постановщика», «стиль исполнителя», «стиль

театра», «стиль педагога» и т.д. Способ (образ) изложения, изображения,

выражения, мышления, т.е. совокупности основных идейно-художественных

особенностей в творческой жизни мастера, исполнителя или коллектива,

проявляющийся в типичных для них темах, идеях, характерах и в своеобразии выразительных средств, художественных приёмов, - определяет стиль.

 

СТИЛИЗАЦИЯ – это намеренная имитация художественного стиля,

характерного для определённого автора, эпохи, направления и т.п.

В творчестве нередко своим основным стилем авторы избирают именно стилизацию.

ЛЁГКИЙ КОРПУС ( лёгкие ноги) – эти условные названия передают

ощущение готовности двигательного аппарата не только к физической

работе над трудными движениями, но и состояние художественного вдохновения, послушности всего организма воле исполнителя.

ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ – в искусстве танца это одно из ценнейших

качеств. Выразительность – свойство художественного отражения жизни в образной сущности изображаемых явлений и характеров. Это способность

выразить мысль, отношение к явлениям, чувства, эмоции, настроения,

состояния, своё мироощущение. Выразительность подразумевает активное

отношение исполнителя, постановщика, их оригинальную трактовку,

идейно-эмоциональную насыщенность образа.

В противоположность этому – «невыразительность» представляет лишь внешнюю, техническую форму, не несущую внутреннего духовного содержания. Основное в выразительности движения не поза, а её тембр,

то есть то, что актёр вкладывает в позу, чувство образа, его эмоция, её

ритм, окраска эпохи.

ЯЗЫК ТАНЦА – это система обучения искусству танца. Система

воспитания владения выразительностью танцевальных движений и средств определённой общностью людей, проявление духовных сил

того или иного народа. Это особая знаковая система, дающая возможность передавать без слов на расстоянии мысли и чувства, ибо

танец – это зримая энергия мысли.

КРИТИЧЕСКАЯ ТОЧКА – это условное название связанное со сменой направлений движений. В возвратных движениях связанных с

махами, прыжками, имеется «точка», в которой усилия, приложенные

по направлению в одну сторону, меняют направление. Этот момент

смены направлений условно называют «критической точкой».

МЁРТВАЯ ТОЧКА И ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ – эти условные названия

связаны между собой. При большой мышечной нагрузке, может возникнуть состояние резкого понижения работоспособности, которое сопровождается ощущениями полного изнеможения и невозможности продолжать работу. Такое состояние получило условное название

«мёртвой точке». Мёртвая точка – это физиологическое состояние утомления. Если силой воли заставить себя продолжить работу во время

состояния утомления, то наступит спад мышечного напряжения, появится

лёгкость движений, прилив новых сил. Это обновлённое состояние

условно называют «вторым дыханием».

ХОЛОДНЫЕ НОГИ (ХОЛОДНЫЙ КОРПУС) – под этими условными названиями подразумевается неготовность костно-мышечного аппарата к профессиональной работе.

Известно, что каждому артисту балета необходим определённый тренаж – «разогрев», который вводит мышцы тела в рабочее состояние.

ПУСТЫЕ НОГИ, ПУСТЫЕ РУКИ, ПУСТОЙ КОРПУС – эти условные выражения связаны с выразительностью, художественностью

исполнения движений, танца в целом. Исполнение движений без мышечной проработки поставленной задачи, с отклонением от классических правил исполнения, бездумно, безвольно, немузыкально –

в целом создаёт впечатление невыразительности, несоответствия образу,

характеру, настроению танца.

ПАМЯТЬ – это свойство психологического отражения

действительности, зависит от природных качеств анализаторов человека

(зрительных, слуховых, двигательных). Способность помнить, запоминать

развивают в совокупности все анализаторы.

ПАМЯТЬ ЗРИТЕЛЬНАЯ – это способность быстро запоминать и удерживать в памяти увиденное без внешнего физического повторения.

ПАМЯТЬ СЛУХОВАЯ – это природное качество, способствующее

лучшему запоминанию увиденного, когда зрительный образ сопровождается слуховыми раздражителями (музыкой, словами, звуками).

ПАМЯТЬ МЫШЕЧНАЯ – это свойство двигательного аппарата

удерживать образ движения, позы и точно воспроизводить его многократно.

ПАМЯТЬ МОТОРНАЯ – это природная одарённость, связанная с

точным воспроизведением не только отдельных движений, но и целых

комбинаций, танцев с кратковременного показа.

Таким образом, каждый педагог, в качестве профессионального

«приспособления», сам «коллекционирует», отбирает, копит те слова,

которые помогают ему в наиболее быстром и успешном достижении цели.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: