Программа учебной дисциплины
Филология в системе современного гуманитарного знания
Направление подготовки
032700 – Филология
Магистерская программа: «История и теория русской литературы»
Квалификация (степень) выпускника
Магистр
Форма обучения
Очная
Рязань 2011
1. Цели освоения учебной дисциплины:
Овладение знаниями об основных философских концепциях, получивших применение в области филологии, и пониманием связей современной филологии с другими гуманитарными науками. Формирование представления о современной научной парадигме филологии, методологических принципах и методических приемах филологического исследования в целом и в избранной конкретной области. Освоение методологии научного познания при изучении различного вида текстов и коммуникаций, методов и приемов речевого воздействия в различных сферах коммуникации. Приобретение способности совершенствовать и развивать свой интеллектуальный уровень в изменяющихся условиях профессиональной деятельности.
2. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры:
М. 1. Общенаучный цикл. Базовая часть. Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные обучающимися в бакалавриатедля ее освоения необходимы компетенции, сформированные у учащихся в результате изучения дисциплин ООП подготовки бакалавра по профилю «Отечественная филология»: «Основы филологии», «Введение в литературоведение», «Введение в профильную подготовку (отечественная филология)», «Теория литературы».
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:
знать, понимать и глубоко осмыслять философские концепции в области филологии, место гуманитарных наук и роль филологии в выработке научного мировоззрения (ОК-1, 2, 5; ПК-1, 4);
уметь: использовать фундаментальные знания по филологии в профессиональной деятельности; совершенствовать и развивать свой интеллектуальный уровень, адаптироваться к изменению профиля деятельности (ОК-1, 2, 5; ПК-1, 4);
владеть основами методологии научного познания, действующей в области гуманитарных дисциплин и применять их в филологических научных разработках (ОК-1, 2; ПК-1, 4);
Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО 032700– «Филология»:
а) общекультурные (ОК):
· способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);
· способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2);
· способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-5);
б) профессиональные(ПК)
· способность демонстрировать знания современной научной парадигмы в области филологии и динамики её развития, системы методологических принципов и методических приёмов филологического исследования (ПК-1);· способность демонстрировать углубленные знания в избранной конкретной области филологии (ПК-2); · владение коммуникативными стратегиями и тактиками, риторическими, стилистическими и языковыми нормами и приемами, принятыми в разных сферах коммуникации, умение адекватно использовать их при решении профессиональных задач (ПК-3);· способность к самостоятельному пополнению, критическому анализу и применению теоретических и практических знаний в сфере филологии и других гуманитарных наук для собственных научных исследований (ПК-4);
· владение навыками самостоятельного исследования системы языка и основных закономерностей функционирования фольклора и литературы в синхроническом и диахроническом аспектах; изучения устной и письменной коммуникации с изложением аргументированных выводов (ПК-5);
· владение навыками квалифицированного анализа, комментирования, реферирования и обобщения результатов научных исследований с использованием современных методик и методологий, передового отечественного и зарубежного опыта (ПК-6);
4. Структура и содержание учебной дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 108 а.ч., в том числе аудиторных – 54 часа: 18 Л, 36 ПР; 54 СР.
№ п/п | Раздел дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
Филология как гуманитарная наука: объект, предмет, цели, методы изучения. Методологическая специфика литературоведения | 1-6 | Л: 6 | СР: 18 | ПР: | К: еженед. | Тест - 4 Участие в практ. занятиях – 1,2,3,4,5,6 | ||
Значение основных общенаучных концепций в развитии современной парадигмы филологии | 7-12 | Л: 6 | СР: 18 | ПР: | К: еженед. | Эссе -11 Участие в практ. занятиях – 7,8,9,10,11,12 | ||
Методика и методология филологического исследования | 13-18 | Л. 6 | СР: 18 | ПР:12 | К: еженед. | Участие в прак. занятиях — 13,14,15,16,17, 18 Эказмен - 18 |
№ п/п | Темы, разделы дисциплины | Кол-во часов | Компетенции |
1. | Система гуманитарных наук и место в ней филологии. | 2/0/4/6 | ОК-1, 2, 5; ПК-1, 2, 3, 4, 5, 6 |
2. | Историзм как принцип существования гуманитарного знания и современное его понимание. | 2/0/4/6 | ОК-1, 2, 5; ПК-1, 2, 3, 4, 5, 6 |
3. | Человек как субъект и объект исследования в современной филологии. Специфика и своеобразие литературоведческой методологии. | 2/0/4/6 | ОК-1, 2, 5; ПК-1, 2, 3, 4, 5, 6 |
4. | Современные тенденции развития гуманитарных дисциплин и филологии. | 2/0/4/6 | ОК-1, 2, 5; ПК-1, 2, 3, 4, 5, 6 |
5. | Общенаучные методы в филологии и специальные современные филологические методики. | 2/0/4/6 | ОК-1, 2, 5; ПК-1, 2, 3, 4, 5, 6 |
6. | Использование в филологическом исследовании методик других гуманитарных дисциплин. | 2/0/4/6 | ОК-1, 2, 5; ПК-1, 2, 3, 4, 5, 6 |
7. | Роль филологии в гуманитаризации современного научного знания. | 2/0/4/6 | ОК-1, 2, 5; ПК-1, 2, 3, 4, 5, 6 |
8. | Изучение текста и коммуникации как одна из новых задач литературоведения. | 2/0/4/6 | ОК-1, 2, 5; ПК-1, 2, 3, 4, 5, 6 |
9. | Методы речевого воздействия в разных профессиональных сообществах и сферах. | 2/0/4/6 | ОК-1, 2, 5; ПК-1, 2, 3, 4, 5, 6 |
Содержание разделов дисциплины
Модуль 1. Филология как гуманитарная наука: объект, предмет, цели, методы изучения [ОК-1, 2, 5; ПК-1, 2, 3, 4, 5, 6]
Филология как часть гуманитарной науки. Мультипарадигмальность и междисциплинарность методологии – важнейшая особенность современного гуманитарного знания. Историзм как принцип существования гуманитарного знания. Становление и развитие исторического мышления в гуманитарных науках XIX-XX веков. Современное понимание исторического мышления в гуманитарных науках. Повышение значимости человека как субъекта исследования в современной филологии и как её объекта. Взаимодействие филологии с антропологией, семиотикой, герменевтикой, теорией коммуникации, когнитивными науками как важнейшая основа современной парадигмы филологии. Специфика и своеобразие литературоведческой методологии.
Модуль 2. Значение основных общенаучных концепций в развитии современной парадигмы филологии [ОК-1, 2, 5; ПК-1, 2, 3, 4, 5, 6]
Филология и философия на современном этапе их взаимного тяготения. Взаимное влияние филологии и философии на методологическом уровне. Современные тенденции развития парадигмы филологии. Расширение проблематики исследований, развитие междисциплинарных, пограничных и прикладных исследований в современной филологии. Методология филологического исследования: общенаучные и специфические составляющие. Значимость нового языкового, литературного и коммуникационного материала. Фундаментализация исследовательских проблем.
Модуль 3. Методика и методология филологического исследования [ОК-1, 2, 5; ПК-1, 2, 3, 4, 5, 6]
Варианты методологических принципов и методических приемов в современном филологическом исследовании. Общенаучные методы в филологии. Специальные современные филологические методики. Использование в филологическом исследовании методик других гуманитарных дисциплин. Роль филологии в гуманитаризации современного научного знания. Методы речевого воздействия в разных профессиональных сообществах и сферах. Текст как объект филологии. Изучение текста и коммуникации как одна из новых задач литературоведения.