ОСНОВНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ




Акмеология – наука, возникшая на стыке естественных, общественных и гуманитарных наук и изучающая феноменологию, закономерности, механизмы и способы развития человека на ступени становления его зрелости, и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии.

Аккомодация –термин Ж. Пиаже для обозначения акта изменения наших мыслительных процессов, когда новый объект или идея не укладываются в наши понятия.

Амбивалентность (чувств) – наличие «нежных» и враждебных чувств, одновременно испытываемых человеком по отношению к одному и тому же лицу.

Ассимиляция –в теории Ж. Пиаже – это процесс включения новой информации в качестве составной части в уже существующие схемы.

Архетип –в теории К. Г. Юнга – структурный компонент коллективного бессознательного. Архетип – это универсальная мыслительная форма (идея), содержащая значительный эмоциональный элемент. Эта мыслительная форма создает образы или видения, в обычной бодрствующей жизни соответствующие некоторым аспектам сознательной ситуации.

Аттитюд –социальная фиксированная установка, предрасположенность к определенному поведению личности в ситуациях общения с другими людьми.

Аутентичность (конгруэнтность) –в гуманистической психологии соответствие между представлением о себе и актуальной ситуацией.

Базальная тревога – термин, введенный К. Хорни и определяемый как чувство изоляции и беспомощности ребенка в потенциально враждебном мире.

Бессознательное – 1) в широком смысле («описательном», по З. Фрейду) – те содержания психической жизни, о наличии которых человек либо не подозревает в данный момент, либо не знает о них в течение длительного времени, либо вообще никогда не знал. Выделяются два вида так понимаемого бессознательного: предсознательное и собственно бессознательное; 2) в более строгом («динамическом») смысле бессознательным может быть названо только то, осознание чего, в отличие от предсознательного, требует значительных усилий или же вообще невозможно. Бессознательное в этом смысле может быть, по З. Фрейду, как самое «низкое» (безудержные сексуальные и агрессивные влечения Ид), так и самое «высокое» в душевной жизни (деятельность Супер-эго).

Бихевиористы – психологи начала ХХ века, исследовавшие внешние, поддающиеся наблюдению и измерению, формы поведения безотносительно к их внутренним физиологическим механизмам.

Вытеснение – механизм психологической защиты, представленный в виде избавления от внутреннего конфликта с помощью исключения из сознания неприемлемого мотива или нежелательной информации.

Генерализация раздражителя –распространение реакции с одного специфического раздражителя на другие.

Герменевтика – метод описательной психологии, общий наукам об обществе, культуре, человеке, представляет собой искусство истолкования различного рода текстов – литературных, религиозных, исторических, научных и др. Аналогом герменевтики в объективной психологии является метод анализа продуктов деятельности.

Гуманистическая психология –согласно этой теории, люди поступают в соответствии со своей волей и действуют творчески; эта теория тесно связана с философией экзистенционализма.

Деградация личности –утрата психической уравновешенности, устойчивости, ослабление активности и работоспособности.

Деперсонализация –состояние отчужденности личности от самого себя, неадекватное восприятие человеком своего «Я». Собственно телесное или духовное естество воспринимается при депресонализации как частично или полностью утраченное.

Детерминистская модель –точка зрения, подразумевающая, что ценности, установки, формы поведения и эмоциональные реакции человека определяются имевшими место в прошлом или действующими в настоящем факторами окружающей среды.

Деятельность – динамическая саморазвивающаяся система взаимодействий субъекта с миром, имеющая иерархическую структуру.

Диспозиция личности –предрасположенность субъекта к поведенческому акту, действию, поступку, реакции на внешнюю среду.

Жизненный путь – индивидуальная история личности, ее содержание, мировоззренческая суть.

Жизненная стратегия – это постоянное приведение в соответствие своей личности и характера и способа своей жизни, построение жизни, сначала исходя из своих индивидуальных возможностей и данных, а затем из тех, которые вырабатываются в жизни.

Закон взаимодействия личности и деятельности –личность проявляется в деятельности, которая является ее причиной, но формирование личности – ее следствие, а как фактор ее формирования – причина.

Замещение – использование одного предмета или действия вместо другого предмета или действия при наличии общих свойств (функций), важных для конкретной задачи в игровой деятельности ребенка.

Защита (психическая) – совокупность бессознательных процессов, которые призваны защитить «Эго» от угроз со стороны реальности (как правило, в детстве) или со стороны влечений и/или «Супер-эго» (у взрослых). Для защиты может быть использован любой психический процесс или деятельность (труд, игра и т. п.), а также специальные защитные механизмы.

Защитные механизмы – особого рода психическая активность, реализуемую в форме специфических приемов переработки информации, которые могут предотвратить потерю самоуважения и избежать разрушения единства «образа Я».

Знак – любой чувственно воспринимаемый элемент действительности, выступающий в определенном значении и используемый для хранения и передачи некоторой идеальной информации о том, что лежит за пределами этого материального образования.

Зона ближайшего развития –расстояние между актуальным уровнем самостоятельной деятельности ребенка и потенциальным уровнем его деятельности под руководством взрослых или более опытных сверстников.

Идентификация — механизм присвоения отдельным индивидом всесторонней человеческой сущности, представленная как процесс эмоционального и иного самоотождествления человека с другим человеком, группой, образцом и осуществляемая через интериоризацию и экстериоризацию.

Индивид – это данный конкретный человек со всеми присущими ему особенностями (один из людей).

Индивидуализация – длительный процесс психологического созревания.

Индивидуальность – своеобразие человека как индивида и личности.

Интериоризация – процесс превращения реальных действий с предметами во внутренние, идеальные.

Классическое обусловливание (выработка условных рефлексов) – тип научения, при котором нейтральный раздражитель начинает вызывать реакцию после того, как он многократно сочетается с безусловным раздражителем.

Когорта – группа или совокупность людей, родившихся в один и тот же период времени.

Комплекс – совокупность аффективно заряженных мыслей, интересов и установок личности, воздействие которых на актуальную психическую жизнь, как правило, бессознательно. Складывается главным образом в раннем детстве и обусловливает многие закономерности последующей психической жизни. В психоанализе (З. Фрейд) выделяются Эдипов комплекс, комплекс кастрации, экскрементальный комплекс и др.

Комплекс кастрации – термин, введенный З. Фрейдом для обозначения комплекса, возникающего у ребенка в тесной связи с детским сексуальным развитием (сексуальными исследованиями детей и детскими сексуальными теориями). Основным проявлением комплекса кастрации у мальчика является возникающий под влиянием мнимых и реальных угроз со стороны взрослых страх потерять свой половой орган в качестве наказания. У девочки комплекс кастрации состоит в своеобразном, появляющемся после открытия различия полов, сплаве чувств страха и зависти к мужскому половому органу, определенных сексуальных фантазий и т. п.

Комплекс неполноценности – термин, введенный А. Адлером для обозначения сильного чувства неполноценности, которое может затруднить позитивный рост и развитие личности. Однако умеренное чувство неполноценности может побудить человека к конструктивным усилиям и достижениям. Стремление человека к совершенству, по А. Адлеру, определяется исходным и неизбежным переживанием чувства собственной неполноценности и необходимости ее компенсировать.

Комплекс оживления – сложная сенсорно-двигательная реакция младенца (около 2–3 мес.), возникающая при восприятии близкого человека, в первую очередь своей матери.

Конфликт –столкновение противоположно направленных психологических феноменов.

Кризис – это критический момент, поворотный пункт жизненного пути личности, связанный с невозможностью реализации жизненного замысла.

Либидо – одно из ключевых понятий психоанализа. Исходно обозначало лежащую в основе всех сексуальных проявлений индивида психическую энергию, использовалось как синоним сексуального влечения. В более поздних работах З. Фрейд использует понятие либидо как синоним влечения к жизни.

Личность – прижизненное системное образование, отражающее социальную сущность реального человека как сознательного субъекта познания и активного преобразователя мира; индивид, обладающий механизмом усвоения социального опыта.

Личностный конструкт –в теории Дж. Келли – идея или мысль, которую человек использует, чтобы осознать или интерпретировать, объяснить или предсказать свой опыт.

Личностное новообразование –любое психическое явление (образование), включающее или предполагающее механизм идентификации и рефлексивные отношения.

Личностный рост – спонтанные изменения, которые происходят во внутреннем мире человека и выражаются в конструктивном овладении средой, социально-полезном развитии и сотрудничестве с людьми.

Личностное сознание – сознание, присущее личности, представляющее собой субъективный образ объективной реальности.

Личностное поведение –поведение, в основе которого лежат обращения одного субъекта к другому, являющиеся, с одной стороны, прямыми или опосредованными притязаниями, с другой – их прямым или опосредованным признанием или непризнанием.

Механистическая модель – в теориях научения – представление о людях как о машинах, которые приводятся в действие входным сигналом (стимулом) и в ответ вырабатывают выходной сигнал (реакцию).

Мировоззрение – обобщенная система взглядов человека на мир в целом, на место человека в мире и на свое собственное место в нем; понимание человеком смысла его поведения, деятельности, позиции, а также истории и перспективы развития человеческого рода.

Мотив – это связанные с удовлетворением определенных потребностей побуждения к деятельности, отвечающие на вопрос «Ради чего она совершается?».

Мотивация –это совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность; это относительно устойчивая и индивидуально неповторимая система мотивов.

Наблюдение – метод психологического исследования, рассчитанный на непосредственное получение нужной информации через органы чувств.

Направленность личности – понятие, обозначающее совокупность потребностей и мотивов личности, определяющих главное направление ее поведения.

Нарциссизм – привязанность либидо к собственному «Эго» как к объекту. Может быть первичным (когда «Эго» и «Ид» еще не отделены друг от друга), сменяющимся в норме привязанностью части либидо к внешним объектам; и вторичным, когда часть либидо «отвязывается» от объектов и вновь обращается на «Эго».

Научение – основной, связанный с развитием, процесс изменения индивидуума в результате приобретения личностного опыта или упражнения.

Образ самого себя – аффективно-когнитивный комплекс первичного отражение ребенком самого себя (по М. И. Лисиной).

Оперантное обусловливание – тип обусловливания, который имеет место, когда организм получает подкрепление за произвольно порождаемую реакцию. В этом случае происходит научение только тому, что подкрепляется.

Оперантное поведение – поведение, при котором индивид произвольно воздействует на внешнюю среду или совершает какое-либо действие. В основе оперантного поведения лежит оперантное обусловливание.

Отрицание – механизм психологической защиты, который определяется как процесс устранения, игнорирования травмирующих восприятий внешней реальности. Этот механизм защиты обнаруживает себя в конфликтах, связанных с появлением мотивов, разрушающих основные установки личности; с появлением сведений, которые угрожают самосохранению, престижу, самоуважению.

Переживание – это особая деятельность по перестройке психологического мира, направленная на установление смыслового соответствия между сознанием и бытием, общей целью которой является повышение осмысленности жизни.

Периодизация психического развития личности –принцип рассмотрения психического развития в онтогенезе, основанный на выделении качественно отличающихся ступеней (стадий).

Поведение – целенаправленная система последовательно выполняемых действий, осуществляющих практический контакт организма с окружающими его условиями жизни.

Проекция – механизм психологической защиты, представленный процессом приписывания (переноса) собственных чувств, желаний и личностных черт, в которых человек не хочет себе сознаваться из-за их неприемлемости, на другое лицо.

Проприум – в концепции Г. Олпорта – нечто непременно осознаваемое, некая центральная, частная область нашей жизни, сердцевина нашего бытия. Проприум включает ощущения телесного «Я», чувство непрерывной идентичности себя, самооценку, отношение к окружающему миру, образ себя, рациональное «Я», интенции, долговременные цели и, наконец, «Я» как исследователь себя.

Психоанализ –направление в психологии, основанное на теории З. Фрейда, придерживавшегося детерминистских взглядов на человеческую природу и считавшего, что личность мотивируется внутренними биологическими влечениями.

Рационализация – механизм психологической защиты, понимаемый как приписывание логических или благовидных оснований поведению, мотивы которого неприемлемы или неизвестны, как оправдание перед другими или перед собой своей несостоятельности.

Реактивные образования – защитный механизм трансформации травмирующего мотива в свою противоположность.

Регрессия – возврат психического развития на более раннюю ступень.

Рефлексия – процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.

Рост – увеличение размеров, функциональных возможностей и сложности органа или организма в целом до точки оптимальной зрелости.

Самоактуализация – (от лат. действительный, настоящий) – одно из концептуальных понятий гуманистической психологии, желание стать всем, чем возможно; потребность в самосовершенствовании, в реализации своего потенциала; сила, которая заставляет человека развиваться на самых различных уровнях, определяя его овладение моторными навыками и высшие творческие взлеты.

Самосознание – осознание самого себя как существа, осознающего мир и изменяющего его. Процесс осознания своего «Я», как физического, духовного и общественного существа, включает в себя знание и в то же время отношение к себе, как к определенной личности.

Сензитивный период развития – период в жизни человека, обеспечивающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения.

Символическая (знаковая) функция сознания – обобщенная способность к различению обозначения и обозначаемого и к выполнению действий замещения реального предмета знаком.

Системный подход – современный методологический принцип науки, один из аспектов диалектического учения о связях. Термин «системный подход» охватывает группу методов, с помощью которых реальный объект описывается как совокупность взаимодействующих компонентов. При разработке проблем личности используются такие «системные» понятия, как иерархия, уровни, саморегуляция, структура, организация, интеграция и т. д.

Смысл личностный – значение, которое объект, событие, факт или слово преобретают для данного человека в результате его личного жизненного опыта. Понятие введено А. Н. Леонтьевым.

Сознание – высший уровень психического отражения человеком действительности, ее представленность в виде обобщенных образов и понятий.

Созревание – процесс развития, заключающийся в предварительно запрограммированных изменениях роста в соответствии с генетическим планом.

Социализация – процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений.

Старение – биологические изменения в организме, происходящие после прохождения точки оптимальной зрелости.

Стресс – неспецифический ответ организма на воздействие вредных агентов.

Сублимация – в психоанализе защитный механизм и индивидуальный критерий зрелости особого вида; она ведет к тому, что индивидуум отрекается от непосредственного и прямого удовлетворения влечений и освобождаемая при этом энергия, переходит в распоряжение «Эго» для культурной деятельности.

Фрустрация –состояние диссонанса между наличием сильной мотивированности достичь цель и наличием преграды, препятствующей этому достижению: физической, биологической, психологической, социокультурной.

Черта личностная – предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций.

Экзистенционализм – направление в философии ХХ века в центре внимания которого – стремление человека найти смысл своего существования и жить свободно и ответственно в соответствии с этическими принципами.

Я-концепция –динамическая система представлений человека о самом себе, включающая осознание своих физических, интеллектуальных и прочих свойств, самооценку, субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: