Толерантность – способность организма выдерживать отклонения экологических факторов, его выносливость при изменении условий.




Трофические связи – см. «взаимодействие между видами, популяциями».

Тяжёлые металлы - ртуть, свинец, цинк, медь, хром, олово, марганец. Ядовиты для живых организмов, обладают способностью накапливаться по пищевым цепочкам.

Урбоэкология – раздел экологии, изучающий процесс урбанизации природы. У.п. - это превращение естественных ландшафтов в искусственные под влиянием городской застройки. Сопровождается массовым преобразованием природных экосистем, массовым накоплением различных отходов в окружающей среде. Урбанизация - от лат. слова “urbanus” - городской - это процесс повышения роли городов в развитии общества. Предпосылками урбанизации являются: рост индустрии, углубление территориального разделения труда, развитие культурных и политических функций городов. Процесс урбанизации происходит вследствие реализации потребностей людей в устройстве на работу, образовании, в связи с культурными и бытовыми потребностями. Города существовали ещё в древности, но урбанистическая цивилизация возникла лишь в ХХ веке. Если население планеты удваивается каждые 35 лет, то городское население - каждые 11 лет. причём крупнейшие центры растут вдвое быстрее небольших городов.

В начале Х1Х века в городах мира проживало лишь 29,3 млн. чел.(3% населения Земли), в 1900 г -224,4 (13,6%), в 1950 г - 729 млн. чел (28,8%0, в 1980 г - 1821 млн. (41,1%). Сегодня более половины людей рождаются в городах. Доля городского населения в Европе составляет 69%, в Азии- 38%, в Африке - 20%, в Северной америке - 75%, Латинской Америке - 65%, Австралии и Океании- 76%. В США его доля составляет 73%, во Франции - 78%, в Германии - 85%, в Великобритании - 91%.. Если в развитых странах процесс урбанизации стабилизировался, то в развивающихся странах Африки и Азии этот процесс идёт очень динамично,причём наиболее стремительно идёт рост крупнейших городов. Дело в том, что лишь крупные города обладают необходимой инфраструктурой для нового промышленного строительства.

В начале ХХ1 века 5,5 млрд. людей живут в городах. На планете идёт формирование сплошного урбанистического мира. В некоторых странах выросли гигантские мегаполисы (в Мехико уже к 1960 г проживало 25% населения Мексики, в Буэнос-Айресе - 30% населения Аргентины, в Монтевидео- более 50% населения Уругвая. Уже сейчас г в США более 50% населения живут в трёх мегаполисах - (Сан-Франциско - Сан-Диего, 20 млн.), (Чикаго-Питтсбург-20 млн.) и (Бостон- Нью-Йорк-Вашингтон (80 млн.). Последний город представляет собой полосу сплошной восьмисоткилометровой застройки. Футурологи предполагают, что такие мегаполисы в будущем займут обширные площади материков, особенно в их прибрежной зоне.

Таковы прогнозы футурологов. На самом деле города, построенные людьми,стали врагами людей.

Всемирная организация здравоохранения предупредила, что после угрозы мировой ядерной войны самой опасной проблемой доля человечества является колоссальный рост городского населения.

В условиях больших городов влияние на человека природного компонента ослаблено, а антропогенных факторов - резко усилено. Автотранспорт, промысленные предприятия, коммунально - бытовое- хозяйство, загрязняют окружающую среду разнообразными вредными для человека химическими веществами и элементами, твёрдыми, жидкими, газообразными и пылевыми отходами, которые накапливаются в воздухе городов, в его водоёмах, в почве и жилищах. ПДК по различным загрязняющим веществам, например, в ряде городов России, превышены в десятки раз. Электромагнитные и шумовые воздействия также вносят свой вклад.

Глобальная система мониторинга охватывает более 100 городов мира, установлено, что областями наибольшего загрязнения диоксидом серы в 1976-1985 гг были Европа, Южная Америка, Азия, а наименьшего - Австралия, Канада, Новая Зеландия. Области наибольшего содержания взвешенных частиц в воздухе - в Азии, особенно в Индии.

В итоге городское население страдает различными заболеваниями, в том числе генетическими рождаются больные дети, растёт смертность.

Устойчивое развитие (в понимании ООН) –

В современном мире широко используется рекомендованный Организацией Объединённых Наций термин «устойчивое развитие».

На рубеже тысячелетий человечество осознало приход глобальной экологической опасности, которая вышла по масштабам и вреду для людей на первое место, опередив многие другие. Поэтому, в противоположность традиционному «техносферному» подходу к выстраиванию стратегии развития какого-либо региона, когда программа развития в лучшем случае содержит небольшой раздел, посвящённый охране природы, предлагается экологический подход, ставящий во главу угла «устойчивое развитие» в том понимании, о котором мы будем говорить ниже.

Устойчивое развитие какой либо территории в современном понимании – это сплав, синтез экономики, социальной политики, оптимального природопользования и экологизации всей антропогенной деятельности. Экологическая безопасность населения - основа устойчивого развития. Таким образом, термин “устойчивое развитие” в геоэкологическом смысле, включает и социальные аспекты, рассматривает всестороннее благополучие населения, как цель развития, исключает традиционный технократический подход, рассматривающий зачастую развитие производства, индустриализацию, как самоцель.

Международная комиссия по окружающей среде в 1987 г дала следующее определение термину “устойчивое развитие”: «устойчивое развитие – это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности».

Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992) констатировала насущную необходимость перехода мирового сообщества на рельсы “устойчивого развития” (sustanable development), обеспечивающего должный баланс между решением социально-экологических проблем и сохранением окружающей среды, отказ от которого неминуемо приведёт к деградации природной среды и катастрофе для человечества. Устойчивое развитие предполагает, что при социально-экономическом развитии территории должны сохраняться постоянными определённые параметры общества и среды, а именно:

1) здоровье и генофонд населения;

2) физико-химические и климатические константы среды;

3) природные ландшафты и биоразнообразие.

С другой стороны, устойчивое развитие предполагает оптимизацию обеспечения человека необходимыми ресурсами путём сбалансирования цикла изъятия и возобновления ресурсов.

Устойчивое развитие предполагает готовность общества изменить традиционный технократический подход в пользу достижения вышеперечисленных целей.

Ущерб от загрязнения природной среды

Ущерб от загрязнения окружающей среды подразделяют на экономический, социальный и моральный.

Под экономическим ущербом понимаются выраженные в стоимостной форме фактические и возможные убытки, причиняемые народному хозяйству загрязнением окружающей среды, или дополнительные затраты на компенсации или предотвращение этих убытков.

Непосредственный экономический ущерб под воздействием загрязнённой внешней среды наносится хозяйству через разрушение стройматериалов, коррозию металла, разрушение резины, тканей, красок, через гибель полезных животных и растений, снижение урожайности и т.п.

Под экономическим ущербом, наносимым окружающей природной среде, принимаются выраженные в стоимостной форме фактические и возможные убытки, причиняемые народному хозяйству загрязнением окружающей среды, или дополнительные затраты на компенсацию этих убытков.

Например, экономический ущерб от загрязнения атмосферы равен:

У=УЗСКn

где:

Уз- ущерб от повышенной заболеваемости населения (дополнительные затраты на оплату бюллетеней и медицинские услуги, дополнительные затраты в связи с потерями продукции из-за повышенной заболеваемости);

Ус- ущерб сельскому и лесному хозяйству (снижение урожайности культур и продуктивности животных, снижение прироста и усыхание древесины, дополнительные затраты на восстановление леса);

Ук- ущерб жилищному, коммунальному и бытовому хозяйствам (дополнительные затраты на содержание жилищного и коммунального хозяйства, дополнительные затраты населения на потребление бытовых услуг, товаров длительного пользования);

Уn= ущерб промышленным объектам (потери сырья и топлива, дополнительные затраты на ремонт и восстановление основных фондов, потери, связанные с повышенной текучестью кадров).

 

В развитых странах сохранение качества окружающей среды требует затрат в размере 1-2,5% от национального дохода.

Часть этих затрат идёт на уменьшение выбросов в окружающую среду (строительство и эксплуатация очистных сооружений. создание защитных зон от источников загрязнений, разработка замкнутых технологических циклов, создание систем контроля и управления уровнем загрязнения среды.

Другая часть идёт на компенсации, связанные с нарушением труда и отдыха людей, заболеваемостью, потерями рабочего времени, ухудшением состояния экосистем.

Третья часть идёт на компенсацию потерь сырья, энергии и продукции вследствие выбросов промышленных отходов.

Социальный ущерб состоит из таких аспектов, как миграция населения, заболеваемость и смертность, социальные возмущения.

Моральный ущерб заключается в воздействии загрязнённой среды на моральное состояние человека (например, ”радиофобия” в чернобыльской зоне).

Эффективность капитальных вложений, например, в водоохранное строительство (отношение величины предотвращённого ущерба за вычетом текущих затрат к величине капитальных вложений) для различных отраслей промышленности колеблется от 0,4 до 11,3,то есть достаточно высокая, а сроки окупаемости капвложений довольно короткие – от 0,8 до 2,6 года (лишь для угольной промышленности - 11 лет).

Фабрические связи – см. «взаимодействие между видами, популяциями».

Фауна - комплекс животных организмов какого либо биотопа, ландшафта или биосферы в целом, в настоящее время или в ка­кой-либо исторический период.

Физическое загрязнение – см. «загрязнение»

Флора - комплекс растительных организмов какого-либо био­топа, ландшафта или биосферы в целом, в настоящее время или в какой-либо исторический период.

Форические связи - см. «взаимодействие между видами, популяциями».

Фотосинтез – окислительно - восстановительная реакция син­теза органических веществ из неорганических с помощью све­товой энергии и хлорофилла зелёных растений. Под воздействием лучистой энергии Солнца углекислота, вода, ферменты и хлорофилл клеток фитопланктона, химически взаимодействуя, преобразуются в протоплазму, состоящую из различных необходимых для жизни органических веществ. Процесс фотосинтеза как уже говорилось ранее, сопровождается выделением кислорода в атмосферу и поглощением из неё диоксида углерода (углекислого газа):

6СО2 + 12 Н2О + 2821,9 Кдж ®холорофилл®С2Н12О6 + 6Н2О + 6О2

Хемотрофы - организмы, синтезирующие органические веще­ства из неорганических за счёт энергии окисления ам­миака, сероводорода и других веществ.

Химическое загрязнение – см «загрязнение»

Чернобыльская авария (последствия) - Паника захлестнула нашу планету после Чернобыля — катастро­фы гигантского масштаба, которая была подана прессой еще более трагически. Чернобыль «будет стоить... до 425 тыс. смертей от рака»,—писал западногерманский журнал «Штерн». Уничтожался урожай овощей в ФРГ и Голландии, даже в Канаде рекомендовалось не пользоваться дождевой водой, ограничи­вались поездки в Советский Союз.

Чернобыль действительно был трагедией, и дело не столько в много­миллиардных убытках (сумма которых с каждым годом возрастает), а в гибели людей, спаленных его огнем в первые дни катастрофы, судьбах переселенцев с опустевшей земли, из «зоны», в судьбах стариков, привязанных к своим домам и не желающих никуда уез­жать. В 1990 году Верховный Совет УССР объявил эти районы зоной экологического бедствия. После аварии на Чернобыльской АЭС на территории России в 15-ти регионах образовались зоны загрязнения местности цезием-137 с уровнем выше 1 ки/кв. км., общей площадью около 55,1 тыс. кв. км. Это: Брянская, Белгородская, Воронежская, Калужская, Курская, Липецкая, Ленинградская, Орловская, Рязанская, Тамбовская, Тульская, Пензенская, Смоленская, Ульяновская области и Республика Мордовия.

По воздействию на природную среду аварию на Чернобыльской АЭС можно рассматривать как малую атомную войну. Сотни тысяч га с/х и лесных угодий, обширная сеть водных источников по сути навсегда была выведена их строя.

 

Площади загрязнённых территорий на территориях России, Белоруссии и Украины приведены в таблице 2.

 

Таблица 2. Площади загрязнённых территорий на территориях России, Белоруссии и Украины после Чернобыльской аварии.

    Страна Плотность загрязнения, ки/ кв. км      
  5-15 15-40 более 40 всего Площадь загрязнения,кв.км %/%      
Россия 5760 20-60 310 8130 29,0      
Белоруссия 10160 4210 2150 16520 58,9      
Украина 1960 820 640 3420 12,1      
Всего 17880 7090 3100 28070 100,0      

Территории с уровнем загрязнения цезием-137 выше 5 ки/кв.км расположены в России в Брянской, Тульской, Калужской и Орловской областях. Их общая площадь составляет почти 7900 кв.км. В Брянской области находятся территории с уровнями более 15 и 40 ки/кв. км, их площадь - 2130 и 310 кв. км соответственно.

Шелфорд В. – английский эколог, автор закона толерантности (см. «законы и принципы экологии»).

Шельф - подводное продолжение континентов до глубин по­рядка 200 м, от берега до материкового склона.

Эвапотранспирация – суммарное испарение.

Эволюция видов, экосистем и биосферы (биол.) - необратимое и, по мнению автора-составителя словаря-справочника, в опреде­лённой степени направленное развитие живой при­роды, сопровождающееся изменениями генофондов популяций и видов, формированием адаптаций, вымиранием и образованием но­вых видов, преобразованием биоценозов и биосферы в целом и (см. статью автора «Случайность или закономерность управляет развитием живой природы?», список литературы).

Эврибионт - организм, способный жить в широком диапазоне условий внешней среды.

Эвтрофикация водоёмов – чрезмерное обогащение водоёмов органическими веществами, вносимыми береговым стоком, перио­дически приводящее к гибели жизни в водоёме (см. также «загрязнение гидросферы»).

Экобизнес – бизнес в различных сферах экологии, природопользования, использования и охраны природных ресурсов, создания экологически чистых производств с замкнутыми циклами, производства экологически чистой пищевой и другой продукции, более ценной в условиях рынка, и т.п.

Экологическая безопасность – сохранение безопасной для людей среды обитания, в том числе воздуха, воды, жилища, пищи и т.п., которое обеспечивается экономическими и правовыми механизмами охраны среды (см).

Экологическая ниша – место, положение, «ячейка», занимаемое данным видом в природе.

Экологическая пирамида –

Численность и биомасса последовательных уровней трофической цепи убывает в геометрической прогрессии при переходе от каждого нижнего уровня к более высокому. Нижнем уровнем пирамида является абиотический фон, неорганические вещества. Второй уровень – продуценты (автотрофы, см.) преобразуют неорганические вещества в органические с помощью процесса фотосинтеза (см.) и питаются ими. Третий уровень – консументы 1 порядка, организмы питающиеся продуцентами – автотрофами, четвёртый – консументы 2 порядка, использующие в пищу консументов 1 порядка, пятый – консументы 3 порядка, или хищники, питающиеся организмами предыдущих уровней. На вершине пирамиды расположены организмы – биоредуценты - грибы, водоросли, микроорганизмы, разлагающие консументов и продуцентов до уровня неорганических веществ(см. также «законы и принципы экологии», принцип пирамидальной организации экосистем»). Таким образом, круг обмена веществ в экологической пирамиде замыкается.

Экологическая политика - Стратегическими целями экологической политики России являются:

- последовательное решение проблем развития хозяйственного комплекса государства, при котором полностью учитываются экологические и природно-географические условия конкретных территорий для обеспечения благосостояния народов, населяющих эти территории;

- последовательное достижение на каждой конкретной территории качества среды обитания,отвечающего современным санитарно- гигиеническим нормам, с учётом также генетического здоровья населения;

- восстановление и сохранение биосферного равновесия, генофонда биоты;

- рациональное использование всего природного потенциала России.

Для достижения этих целей требуется и намечается решение следующих конкретных задач:

1. Разработка единой системы природоохранного законодательства, экологических стандартов и нормативов, переход на международные нормы.

2. Реструктуризация народного хозяйства на базе ресурсо - и энергосбережения, внедрения экологически техники и технолог ий.

3.Формирование эффективной системы госуправления (менеджмента) в области экологии и природопользования, которая позволит осуществлять единую государственную политику России и её регионов.

4. Усиление контроля за регламентом природопользования с применением соответствующих санкций, пресечение экологических правонарушений и преступлений, гласность при их расследовании.

5. Расширение сети и совершенствование структуры природоохранных организаций.

6. Введение лицензирования природопользования.

7.Создание гарантий для современных и последующих поколений людей, их жизни в здоровой среде обитания.

8.Компенсация ущерба здоровью и благополучию людей.

9.Введение льготного кредитования и субсидирования экологических программ.

10.Организация системы непрерывного и всеобщего экологического

образования.

11. Экологическая паспортизация предприятий и регионов. Выявление зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического риска.

Сегодня применяется следующая классификация экологического состояния региона: 1) относительно удовлетворительная экологическая обстановка: 2) напряжённая экогическая обстановка; 3)критическая обстановка; 4) кризисная обстановка; 5)катастрофическая обстановка (зона экологического бедствия).

На сегодня в России официально объявлены зонами экологического бедствия:

-зона чернобыльской катастрофы;

-районы тяжёлого радиоактивного загрязнения на Южном Урале;

-некоторые районы Поволжья, Урала, Кузбасса, Центральной Якутии, Приамурья, Красноярского края и Кольского полуострова.

Практически во всех регионах России могут быть выделены локальные зоны экологического неблагополучия и бедствия.

Экологическая экспертиза – оценка соответствия объектов (проектов, планов работ, мероприятий и т.п.) требованиям экологической безопасности общества. Регулируется законом РФ «Об экологической экспертизе» и соответствующим региональным законодательством.

Экологический менеджмент – менеджмент (управление) в сфере экологии и природопользования.

Экологический менталитет – образ мышления людей, при котором чистота природной среды и здоровье человека ценится выше других ценностей.

Экологическое право – система законов и подзаконных актов экологической и природоохранной направленности.

В России, в частности. в Калининградской области, действует специальное экологическое законодательство, Постановления Правительства и международные договора и конвенции, в том числе:

1. Конституция Российской Федерации.

2. Закон Российской Советской Федеративной Социалистической Республики “Об охране окружающей природной Среды”

(Закон принят в 1991 г).

3. Федеральный Закон “Об экологической экспертизе”(1995 год).

4. Базельская Конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (1989 г).

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1996 года №1098 “О Федеральной целевой программе “Отходы”.

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 ноября 1996 года № 1404 “Об утверждении Положения о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах”.

7. Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озёр” (Хельсинки, 1992 год).

8.Конвенция “Об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте” (Эспо, Финляндия,1991 год).

9.Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (ООН,1979 год).

10 Положение о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей Среды (1996 г).

11. Приказ Министра охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ от 18.06.96 “О порядке проведения работ по лицензированию отдельных видов деятельности в области охраны окружающей Среды”.

12. Закон Калининградской области “Об экологической экспертизе”(27.06.1996).

13. Водный Кодекс Российской Федерации (октябрь 1995 года).

14. Постановление Правительства РФ от 1 июня 1996 г № 766 “О государственном регулировании и контроле трансграничных превозок опасных отходов”.

15. Закон Калининградской области «Об экологической политике» (2000 г), и др.

 

Экология – термин предложен в 1866 г. немецким учёным Э.Геккелем (от греч. «ойкос» – дом, жилище, и «логос» знание, учение. Первоначально она рассматривалась, как раздел биологии. Однако своё развитие эта наука получила в ХХ веке. Это наука о взаимоотношениях неживой, живой при­роды и человека. В современном понимании она включает различ­ные прикладные аспекты (демографический взрыв и его последст­вия, загрязнение среды и защита от загрязнения, природные ресурсы и приро­допользование, устойчивое развитие и т.п.).

Экология видов и других систематических групп –

жизненные циклы и связи с факторами среды отдельных видов, родов, семейств и т.п. живых организмов.

Экология человека – см. «экология».

Экосистема - система, включающая сообщество живых орга­низмов и среду их обитания (биоценоз+биотоп).Экосистемы могут быть различных масштабов, например:

1. Микроэкосистема (ствол мёртвого дерева);

2. Мезоэкосистема (пруд озеро, лесная поляна и т.п.);

3. Макроэкосистема (океан, континент и т.п.);

4. Мегаэкосистема (биосфера Земли).

Экосистема может быть искусственной (например, жилище, аквариум, космический корабль и т.п.) и естественной.

Естественные экосистемы, по аналогии с биомами, подразделяют на наземные, морские и пресноводные.

Экономические и правовые методы охраны среды –

Многие специалисты, в том числе и юристы, в развитых странах считают экологические проблемы по сути проблемами экономическими. Такая позиция согласуется с тем, что в настоящее время во многих странах и особенно в США наблюдается ослабление административного регулирования экономики. Экономические методы адресны, однозначно определяют требования к управляемому объекту, однако в отличие от административных команд учитывают, что объекты управления сознательно ставят перед собой цели и столь же сознательно стремятся к их достижению. Такая целевая установка - важная отличительная особенность управления в социальных и экономических системах. Поэтому сущность экономических методов состоит в организации деятельности управляемых объектов путем создания преимуществ в потреблении. Этим управление экономическими методами отличается от стимулирования, которое предусматривает поощрение и санкции неэкономического характера.

Роль экономических методов заключается в создании механизмов управления, стимулирующих средоохранную деятельность и поиск путей минимизации экономических затрат, которое понесет общество ради достижения желаемого состояния окружающей среды и ее отдельных компонентов.

В числе экономических инструментов экологического регулирования можно назвать:

- платежи или налоги за право пользования природными ресурсами;

- компенсационные платежи за выбытие природных ресурсов из целевого использования или ухудшение их качества, вызванное производственной деятельностью;

- платежи или налоги за выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду;

- дополнительный налог с прибыли предприятий, выпускающих экологически вредную продукцию или применяющих экологически опасные технологии.

Все эти чисто экономические инструменты служат соблюдению экологических стандартов наиболее эффективным путем.

Эмиссионный налог и платежи. Давно известна точка зрения, объявляющая противозаконной любую загрязняющую

деятельность и полагающая, что загрязнение окружающей среды можно просто запретить. Этот подход не только экономически не обоснован, но и просто абсурден, ибо любая деятельность, связанная с природопользованием, приводит к загрязнению.

В качестве основной меры контроля за загрязнением в развитых капиталистических странах предусмотрено введение налогов природопользователей и загрязнителей окружающей среды, преимущественно на региональном и местном уровнях. Так в ФРГсравнительно недавно законодательно введена система налогообложения всех загрязняющих производств. В Нидерландах такая система функционирует уже на протяжении 10 лет, во Франции - начиная с 60-х годов.

Система налогов на загрязнение воздуха и вод очень сложна. Она заключается в установлении платы за единицу загрязнения для всех источников на таком уровне, при котором стремление к минимизации издержек привело бы к общему снижению загрязнения, достаточному для достижения стандартов. Налоговая система имеет два главных преимущества no сравнению с системой административного достижения стандартов ПДВ (предельно допустимый выброс) или ПДК.

Во первых, в результате действия обеспечиваемых налогов системой стимулов возникает ситуация, при которой борьба с загрязнением будет концентрироваться на тех объектах, где она дешевле всего. Каждый загрязнитель будет уменьшать загрязнение до тех пор, пока предельные издержки предотвращения загрязнения не сравняются с установленной платой за загрязнение. Во вторых, налоговая система может функционировать при недостатке исходной информации.

Иногда можно просто установить величину налоговой ставки, наблюдать за последствиями, а затем повышать или понижать ее до тех пор, пока не будет найден правильный уровень. В экологическом плане эмиссионный налог, то есть налог за выбросы в атмосферу, размещение твердых отходов, сбросы в водоемы, способствует замене или сокращению экологически вредных производственных процессов, смене структуры выпуска продукции в сторону ее экологизации, введению более экологически ценных технологий производства, технологий очистки, переработке вторичных ресурсов. На первом этапе налоговый "гнет" естественно сказывается на конечной цене готовой продукции. Однако после адаптации фирм к перечисленным изменениям соотношение спроса и предложения нормализуется и цены установятся на прежнем уровне.

Альтернативой эмиссионному налогу являются платежи, устанавливаемые для любого источника выбросов и взимаемые только в том случае, если выбросы превышают заранее установленный уровень. Практика таких платежей существует с 1973 года в Японии.

Налоги и платежи за ресурсы. Налоги на использование ресурсов применяются для ограничения спроса, когда нет необходимости установления максимума совокупного использования ресурсов. Перед введением налога должны быть ликвидированы субсидии и другие факторы, искажающие цена на ресурсы. Налоги и платежи должны отражать реальную стоимость ресурсов. Высокие налоги и цены на ресурсы должны стимулировать более высокие технологии и структуру потребления, но они должны вводиться постепенно, дабы избежать экономических срывов.

Залоги и облигации. В некоторых странах Запада применяется схема залогов - возмещений. Согласно этой схеме залог взимается с экологически грязных и нежелательных продуктов и возмещается, как только этот продукт надлежащим образом уничтожается. Залоговые вклады на возмещение экологического ущерба позволяют также избежать нелегальных сбросов загрязнителей, ибо залог больше расходов на захоронение отходов. Экологические цели могут быть достигнуты и посредством совместного несения расходов фирмами. Примером тому могут служить водные ассоциации в районе Рура в Германии. В этих ассоциациях членство обязательно для каждого загрязнителя.

Экологические фонды. Экологические фонды обычно носят перераспределительный характер: средства поступают от загрязнителей и им же возвращаются на конкретные средоохранные мероприятия или идут на улучшение экологической обстановки в целом. Это позволяет координировать экологическую деятельность и приводить ее в соответствии с общими целями экологической политики. Фонды могут быть национальными, межрегиональными, региональными и местными. Первые три типа образуются для проведения крупных экологических программ и мероприятий по охране окружающей среды, стоимость которых превышает имеющиеся средства местных фондов. Местные экологические фонды складываются из следующих средств:

- эмиссионные налоги и платежи предприятий (за выбросы в атмосферу, сбросы в водоемы, размещение твердых отходов);

- налоги и платежи за ресурсы;

- залоги- возмещения и облигации пользования;

- средства, изысканные в возмещение ущерба, причиненного при нарушении средоохранного законодательства;

- плата предприятий за выбросы (лицензионные взносы);

- штрафы, взысканные в административном и судебном порядке с юридических и физических лиц, виновных в нарушении законодательства по охране окружающей среды. Средства крупных фондов могут расходоваться на финансирование:

- крупных средоохранных проектов на предприятиях при невозможности их осуществления за счет собственных средств

- строительства, технического перевооружения, реконструкции и капитального ремонта средоохранных объектов, действующих на соответствующей территории

- научно - исследовательских разработок и создания новых видов средоохранной техники и технологии

- мероприятий по предупреждению и компенсации негативных социально-экономических последствий нарушения средоохранного законодательства на данной территории (озеленение, борьба с шумом и т.д.).

- работ по оценке воздействия на окружающую среду и проведения экспертизы экономических проектов, приуроченных к данной территории;

- создания специализированных предприятий по переработке отходов производства на территории данного региона;

- частичное или полное погашение банковских кредитов, данных предприятиям для проведения ими крупных капиталоемких мероприятий средоохранного назначения (строительство очистных сооружений, внедрение безотходных технологий и т.д.) при условии обеспечения высокого качества этих работ и выполнения их в определенные сроки. Определенная доля отчислений местных фондов может резервироваться и образовывать страховой фонд, средства которого будут направляться на ликвидацию негативных последствий от непредвиденных природных процессов и явлений, а также аварий, причиняющих ущерб окружающей среде. Надо отметить, что все перечисленные статьи расходов относятся к прямым расходам на экологическую деятельность. Кроме них, существуют еще и косвенные расходы, которые не могут покрываться из экологических фондов. Связанные с ними выплаты осуществляются из госбюджета.

Метод соглашения о компенсации ущерба и постоянный мониторинг. Принцип "колпака". Управление по охране окружающей среды США (ЕРА) недавно приняло ряд мер по уменьшению жесткости и негибкости своих правил. Эти меры явились результатом политического давления, вызванного влиянием жестких правил на региональное экономическое развитие. Например, ЕРА имеет право запрещать строительство предприятий в определенных районах, если в результате этого может быть превышен допустимый уровень загрязнения. В последнее время ЕРА отказывается от таких мер, явно препятствующих региональному развитию. Например, теперь во многих районах США ЕРА применяет политику "компенсации". При такой политике фирмам разрешено размещать свои предприятия в тех районах, где раньше это было запрещено, поскольку дополнительные выбросы могли привести к загрязнению воздуха выше допустимого уровня. При политике "компенсации" фирма, желающая начать производство на данной территории, должна побудить другие фирмы снизить объемы выбросов. Обычно это достигается путем выплаты некоторой суммы. Без этого условия, фирма не может получить разрешения на размещение своего производства. Например, "General Motors" получила разрешение ЕРА на строительство нового завода в Оклахоме, после того как через местную торговую палату было достигнуто соглашение с нефтяными компаниями, осуществляющими производство в данном районе о сокращении ими выбросов углеводорода в качестве компенсации за выбросы завода "General Motors". Заключение соглашений о компенсации, подобных этому, равносильно продаже существующих прав на загрязнение. Политика ЕРА стала более гибкой и благодаря программе, прозванной "под колпаком у ЕРА". Данная программа заключается в том, что фирма "накрывается" воображаемым "колпаком", благодаря чему ведется постоянное наблюдение за всеми видами выбросов. Если фирма превышает предельно допустимые выбросы по одному из загрязняющих веществ, ЕРА не "замечает" этого нарушения при условии, что фирма, в то же время уменьшает объем выбросов другого загрязнителя по сравнению с нормативным. Более гибкий подход соблюдению стандартов позволяет фирмам добиться существенной экономии на издержках. Наконец, недавно ЕРА продвинулась еще на один шаг к модели "прав на загрязнение" разрешив фирмам, у которых объемы выбросов меньше нормативных "накапливать" экономию по выбросам для целей описанной системы. Фирма, у которой объем выбросов определенного загрязнителя меньше нормативного, получает "кредит" на превышение норм выбросов в будущем. Кроме того, фирма может продавать эти "кредиты" другим фирмам. Этот метод стимулирует фирмы уменьшать объемы выбросов ниже установленных норм поскольку в результате они получают "кредиты", которые они могут затем продать и увеличить таким образом свой доход.

Особенности экономических методов природоохранной деятельности в России. В нашей стране на первом этапе становления хозяйственного механизма природопользования недостатки административной системы руководства проявлялись более явно и отчетливо, чем в других странах. Экономические методы управления на этом этапе отсутствовали практически полностью. На это, в частности, указывает бесконтрольный порядок финансирования большинства отраслей и предприятий, занятых воспроизводством природных ресурсов, отсутствие достоверной денежной оценки результатов деятельности этих отраслей, бесплатность большинства видов природопользования и т.д. К наиболее существенным недостаткам относилось практически полное игнорирование экономических и тем более рыночных стимулов, либо их формальное применение, не затрагивающее в должной мере экономиче



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: