Социально-политические взгляды




I. VII-V вв. до н. э. досократовский период (Гераклит, Демокрит и др.),

Открытие человеческого разума – закон (логос), которому все подчиняется.

Тема – первоначала мироздания, его происхождение и устройство. Философы –исследователи природы, астрономы, математики. Фалес – вода, Анаксимен — воздух, Гераклит — огонь.

Пифагорейцы- космос, познаваемый посредством числа. Последующие авторы (Эмпедокл, Демокрит) называли не одно, а несколько начал (четыре элемента, бесконечное множество атомов). Ксенофан- критик мифологии и религии. Земля появилась из моря – ракушки, отпечатки рыб. Высмеивал богов в человеческомобичии. Бытие в различных формах – всё это Бог. Философы задумывались о причинах порядка в мире. Гераклит, Анаксагор учили о правящем миром разумном начале (Логос, Ум). Демокрит – атомизм.

II. 2-я пол. V - IV вв. до н. э. классический период (Сократ, Платон,Аристотель и др.);

Тема- проблема человека. проблема политики и государства и отношение к человеку.

Софисты – странствующие платные учителя добродетели, в центре их внимания – жизнь человека и общества. знание - средство для достижения жизненного успеха, ценное- риторика – владение словом, искусство убеждать. переориентации античной философии от познания природы к осмыслению внутреннего мира человека.

Ярким выражением - философия Сократа. Главное-знание добра, т.к. зло- от незнания людьми своего подлинного блага. Путь к знанию - самопознании, в заботе о своей бессмертной душе, а не о теле, в постижении сущности главных нравственных ценностей. Познай самого себя.

Платон - мир по природе двойствен: в нем различаются видимый мир изменчивых предметов и невидимый мир идей. Идея –категория философии, сущность вещей. Душа человека до его рождения пребывает в царстве чистой мысли и красоты. Тело - темница, “вспоминает о мире идей”.

Аристотель - критика платоновской теории идей. Сам он предложил метафизическое учение о божественном Уме, первоисточнике движения вечно существующего видимого космоса. Аристотель положил начало логике как особому учению о формах мышления и принципах научного знания.Первым ввел понятие материи- вечное, несотворимая и неуничтожимая.

III. III-II вв. до н. э. эллинистический период (Эпикур и др.),

Упадок рабовладельческого общества, распад Греции.

Основное назначение философии видят в практической жизненной мудрости. Главенствующее значение приобретает этика, ориентированная не на общественную жизнь, но на внутренний мир отдельного человека.

Стоики - мир как божественный организм, пронизанный и полностью управляемый огненным разумным началом,

эпикурейцы – как различные образования атомов,

скептики призывали воздерживаться от какого-либо утверждения о мире.

Различно понимая пути к счастью, все они сходно усматривали блаженство человека в безмятежном состоянии духа, достигаемом путем избавления от ложных мнений, страхов, внутренних страстей, приводящих к страданиям.

IV. I в. до н. э.- VI в. н. э. римская философия.

Под влиянием Рима. Тяга к религии.

учение о первоначале всего сущего – Едином, которое превыше бытия и мысли и постижимо только в единении с ним.

Вывод: античная философия оттождествляет Бога и природу.Космосодушевлен.высокий уровень понятий, но нет законов. Материализм+идеализм

 

4

1 период Античной философии – натурфилософия.

Тема – первоначала мироздания, его происхождение и устройство. Философы –исследователи природы, астрономы, математики. Главный вопрос – поиск первоначала.

Милетская школа

Фалес – вода. 3 состояния. Формы – ощущать, слышать, обонять, температуры – противоположности. Водород в воде – вещество вселенной.бог есть разум мира.

Анаксимандр - идеи бесконечности миров.первооснову сущего - айперон – неопределенную и бесконечную субстанцию: ее части изменяются, целое же остается неизменным. Это бесконечное начало недоступно чувственному восприятию, но постижимо разуму. Это вечно живой источник новообразований. Все существующее как бы рассыпано в виде крохотных долек. Так крупицы золота образуют целые слитки, а частички земли – ее конкретные массивы.

Анаксимен – воздух. Не присуще воде. Кислород – дыхание и жизнь. Сгущается и разряжается – порождает остальное.

Элейская школа

Качественная концепция бытия.

Ксенофан–высмеивание богов. Земля появилась из моря – ракушки, отпечатки рыб.Единое Бог. Это центр бытия, это само бытие. Бытие во многих видах и это одно – Бог. Бог не отделим от мира.

Парменид - соотношения мышления и бытия. Бытие не возникло: оно непреходяще. Бытие есть, небытия нет. Нет движения.

Зенон – опровержение существования многого. Отрицал движение.

Пифагорейцы

Колличественная концепция. “Все есть число”

Пифагор – в числе – законы природы. Эксперименты со струнами. Всё повторяется через периоды.

Душа бессмертна. Реинкарнация.

Эмпедокл – 4 стихии,2 силы которые соединяют и разделяют – дружба и вражда.

Демокрит – атомизм. Мысль не существует без носителя.

Софисты

Было аристократия и тирания – стало рабовладельческая демократия

Софисты – странствующие платные учителя добродетели, в центре их внимания – жизнь человека и общества. знание - средство для достижения жизненного успеха, ценное- риторика – владение словом, искусство убеждать.

Протагор - “Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют”. Относительность знания - каждому утверждению найдется противоречащее ему утверждение.

Горгий - доказывает три положения: что ничего не существует, а если что-нибудь и существует, то оно невыразимо и неизъяснимо.Ни о чем нельзя сказать достоверно.

Сократ – от размышления о мире и космосе и природе – к человеку и обществу, в котором он живет. От материализма к идеализму. Главное-знание добра, т.к. зло- от незнания людьми своего подлинного блага. Путь к знанию - самопознании, в заботе о своей бессмертной душе, а не о теле, в постижении сущности главных нравственных ценностей. Познай самого себя. Человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно. «я знаю то что ничего не знаю» - принцип плзнавательной скромности.

Софисты ищут основы человеческого существования не в мире, но в самом человеке.

Вывод: натурфилософия - философия природы.явилась первой исторической формой философии и фактически сливалась с естествознанием.

 

 

5

Термин "диалектика" (от греч. - искусство вести беседу, спор) имеет различные смысловые оттенки. Впервые его применил Сократ, имея в виду искусство диалога, направленное на достижение истины путем столкновения различных мнений. Платон рассматривал диалектику как процесс разделения понятий на виды и связывание их в более общие понятия, "роды".

Сейчас диалектика как учения о противоречивости существующего и возможности разрешения противоречий в жизни и в мысли.

Парменид - проведении принципиального различия между мышлением и чувственностью, а соответственно и между мыслимым миром и миром чувственно познаваемым. Мышление и соответствующий ему мыслимый, умопостигаемый мир есть прежде всего “единое”, которое Парменид характеризовал как бытие, вечность и неподвижность. Он дает одну из первых формулировок идеи тождества бытия и мышления: “мыслить и быть есть одно и то же”.критерием истины разум, он отвергал ощущения из-за их неточности. Всё, что мыслимо, есть бытие. Бытие есть мысль, оно едино и неизменно, абсолютно и самотождественно, не имеет внутри себя деления на субъект и объект; оно есть вся возможная полнота совершенства, среди которых на первом месте Истина, Добро, Благо, Свет.Бытие всегда есть, всегда существует, ононеделимо и неподвижно, оно завершено. Это не Бог и не материя и уж тем более не какой-нибудь конкретный физический субстрат. Это - нечто, становящееся доступным нашему мышлению лишь в результате умственных усилий, т.е. собственно философствования.Если признать небытие, то оно необходимо существует. Если это так, то бытие и небытие оказываются тождественными, но в этом заключается видимое противоречие. Если же бытие и небытие нетождественны, то бытие существует, а небытие не существует. Но как тогда мыслить несуществующее? И Парменид приходит к выводу, что таким образом мыслить нельзя.уПарменида с бытием связывается сам факт существования мира, которое есть одновременно и истинно сущее знание.

Платон - Основой всякого бытия является “единое”, которое само по себе лишено каких-либо признаков, не имеет частей, то есть ни начала, ни конца, не занимает какого-либо пространства. О нем вообще ничего нельзя сказать, оно выше всякого бытия, ощущения, мышления.Бытие - это особое понятие, которое не является родовым. Это означает, что его нельзя подвести под более общее, также как и под него все остальные понятия. Поэтому, принимая тезис Парменида, отождествляющего бытие и мысль о бытии, он уточняет это положение, говоря о том, что бытие само по себе - это лишь абстракция, потенциальное, мыслимое бытие, ареально всегда существует бытие чего-то, т.е. бытие конкретных предметов. Следовательно, соотношение бытия и мышление есть соотношение конкретного предмета и мысли о данном предмете. Мир представляет собой реальное существование отдельных, материальных и духовных предметов и явлений, бытие же - это абстракция, которая лежит в основе решения общих вопросов о мире.

6

Платон - древнегреческийфилософ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. Известен своим учением об идеях и об идеальном государстве.

Об идеях: человек идет от идей к вещам. Сначала идеи-образцы, потом вещи их воплощающие. В голове-много идей. Будет ли воплощение? Мир идей – действительность, мир вещей – тень.идея в голове - акт воспоминания о мире идей. Пример – вообразить пещеру. Первооснова – мир идей. Их нельзя пощупать, увидеть и осязать, их можно созерцать только умом, через понятия.

О душе: Душа человека до его рождения пребывает в царстве чистой мысли и красоты. Тело - темница, “вспоминает о мире идей”.Душа - бессмертная сущность, три части: разумная, обращенная к идеям; пылкая, аффективно-волевая; чувственная, движимая страстями, или вожделением.

О государстве: достойную жизнь можно вести только в совершенном государстве, Платон создает в афинской школе для своих учеников условия идеального государства.“идеальное государство”– аристократия, аристократическая монархия; Тирания – наихудшая форма государственного устройства, а демократия была для него объектом общей критики. три основные формы правления — монархию, аристократию и демократию.

Тройное деление (как и у души)

население делится на три сословия: земледельцы-ремесленники, стражи и правители (мудрецы-философы).

государством призваны управлять только аристократы как лучшие и наиболее мудрые граждане.

совершенное государство - это такое государство, в первом сословии преобладает умеренность, во втором - мужество и сила, в третьем - мудрость.

каждый делает то, что ему надлежит делать;

государство – воплощение идей, а люди – игрушки, придуманные и управляемые Богом.

Вывод: Философия Платона оказалась важнейшим интеллектуальным достижением античной эпохи. В основанной Платоном школе был воспитан Аристотель, наряду с Платоном оказавший определяющее влияние на развитие западно-европейской философии.

7

Аристотель ученик Платона, основоположник науки логики. Колебался между идеализмом и материализмом.

Любовь к систематичности, деталям – положил начало новым наукам. Законы логики, формы логического мышления: понятие, суждение, умозаключение, доказательство, опровержение.

Создатель учения о категориях, основных философских понятиях. Категориальная картина мира.

по ряду вопросов расходился со своим учителем. Идеи не могут существовать отдельно от вещей. Идеи – формы вещей.

Нет духа вне материи. Платон утверждал обратное. Объективное существования материи, Аристотель считал ее вечной, несотворимой и неуничтожимой. Материя не может возникнуть из ничего, не может также увеличиваться или уменьшаться в своем количестве. Однако сама по себе материя, инертна, пассивна.

Для того чтобы из нее возникли разнообразные вещи необходим гончар – бог. Форма и материя неразрывно связаны между собой. Весь мир представляет собой ряд форм, находящихся в связи друг с другом.

Метафизика содержит учение о 4 основных принципах бытия.

Бытие — живая субстанция, характеризующаяся специальными принципами или четырьмя началами (условиями) бытия:

  1. Материя — «то, из чего». Многообразие вещей, существующих объективно; материя вечна, несотворима и неуничтожима; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве; она инертна и пассивна. Бесформенная материя представляет собой небытие. Первичная материя выражена в виде пяти первоэлементов (стихий): воздух, вода, земля, огонь и эфир (небесная субстанция).
  2. Форма — «то, что». Сущность, стимул, цель, а также причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Создает формы разнообразных вещей из материи Бог (или ум-перводвигатель). Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи, явления: оно представляет собою слияние материи и формы.
  3. Действующая причина (начало) — «то, откуда». Началом всех начал является Бог.
  4. Цель — «то, ради чего». Высшей целью является Благо.

Идея души

Душа не может существовать без тела, но сама она нетелесна. “Именно душа придает смысл и цель жизни”. Смерть тела освобождает душу для ее вечной жизни: душа вечна и бессмертна.

Об обществе и государстве.

Человек – политическое существо, т.е. социальное, и он несет в себе инстинктивное стремление к “совместному жительству”. Он не отделял общества от государства.

Первым результатом социальной жизни он считал образование семьи. Потребность во взаимном обмене привела к общению семей и селений. Так возникло государство.

Он выделял 3 формы гос. правления: монархия, аристократия, и полития. Отклонение от монархии дает тиранию, от аристократии – олигархию, от политии – демократию. В основе всех общественных потресений лежит имущественное неравенство.

Наилучшее государство – это такое общество, которое достигается через средний элемент (между рабами и рабовладельцами), чем больше средний элемент, тем наилучший строй.

Обязанности граждан в разное время жизни: в молодости – военная служба, в зрелом возрасте – дела государственного управления; земледелие, ремесла и вообще всякий физический труд остается уделом рабов. Рабство — явление естественное и всегда должно быть основой производства.

Вывод: Философия Аристотеля явилась одним из вершинных достижений античной мысли и оказала существенное влияние как на последующую историю философии в античности, так и на философию средневековья.

8

5- 15 века. Средневековая философия связана прежде всего с религией. Философия – служанка богословия.

движение философской мысли было пронизано проблемами религии.

Библия – “Книга книг”. Библия стала отправной точкой любой теории. Исключение многобожия и единая сущность мира.

искусство правильного толкования и разъяснения положений Завета.

Упадок философской и научной мысли. Философия была подчинена религии.

Христианство – гос религия

Большинство ученых – представители духовенства, монастыри – очаги культуры и науки.

Высшая реальность – не природа, а Бог.

Преимущество духовного над телесным – истязания, умерщвления плоти. Идеи расходившиеся с учениями церкви – ересь, наказания – костры, пытки, что крепче – тело или дух.

2 этапа:

1. Патристика – учение отцов церкви. Проблема сущности Бога, тройственности. отношение свободы человекачерез возможность спасения или гибели души.происхождение зла и почему бог его терпит.

Августин Аврелий (Блаженный)

Его идеи затрагивают проблемы бытия и времени, движение истории и исторического прогресса, проблему личности, его воли и разума перед Богом. Августин считал, что Бог сотворил мир из ничего, т.е. он сотворил не только порядок и устройство в мире, но и саму субстанцию (первоматерию). Бог сотворил и время, которое не существовало до творца. Сам Бог находится вне времени.

История, определяется божественным провидением, она имеет направленность. История закончится вторым пришествием Христа, который будет судить народы и каждого человека за грехи.

Проблемы личности, его свободы, воли и разума. Человек есть разумная душа, которая пользуется земным телом. Человек стремится к Богу, потому что, он находит в Нем любовь, покой и благодать.

Воля и вера, гораздо выше ума, который склонен к ошибкам, недостоверен. Вера – высший источник истины. Истину надо искать в Боге, а не в науке.

Человеческая личность свободна (даже если это раб) выбирать между добром, благом и злом. Зло – это недостаток добра. Бог не виновен в существовании зла. Человек не просто “раб Божий”, он – личность, связанная с Богом. Человек - подобие Бога. любой человек (даже ребенок)- личность.

Хотел объединить все народы не в государственном смысле, а в миротворческом.

2. Схоластика – школьная философия, представители - рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение.

Фома Аквинский – проблема: соотношение религии и философии, веры и знания.

Человека надо изучать всего целиком, т.е. в единстве души и тела. Труп – это не человек, но и дух тоже не человек. Человек – это личность, а личность ведома Богом к блаженству. Природа - не злое, а доброе начало. Природу создал Бог.

Надо жить в реальном мире, в единстве с природой и стремиться к земному (а не только к райскому) блаженству. Это не противоречит учению Христа, а вытекает из учения, изложенного в Евангелии. Истина одна – это Христос и его учение. Разум и вера помогают в познании истины.

Бог сотворил природу, равно как и все формы бытия. Разум начинается с фактов, ощущений и приходит к истине, объясняет бытие Бога и ценности христианства. Следовательно, разум и наука опирающиеся на факты природы, не противоречат церкви и вере. Бог – конечная реальность.

 

Вывод: мировоззрение на религиозной основе, вере, в центре философии – Бог. Воспитание плоти и подчинение духовному началу.

 

9

Новое вреня-с 17 в.

философия - дляпознании природы, а не божественных истин. Особенности науки Нового времени есть результат своеобразной научной революции. Активное «выпытывание» тайн природы и на практическое использование ее результатов. Наука должна служить общественной пользе, а не только прославлять мудрость творца, считали мыслители Нового времени.

наука Нового времени основана на опыте и эксперименте, неотделима от математики, поскольку выражает закономерные связи в природе с помощью чисел.наука становится производительной силой общества, поскольку посредством инженерной деятельности ее открытия целенаправленно внедряются в производство. А со временем она становится движущей силой обновления военной техники.

философия шла двумя путями — путем эмпиризма и рационализма.

Представители эмпиризма - что основой и источником всех наших знаний о мире является опыт, который мы получаем посредством органов чувств.

Душа и ум первоначально чисты, нет врожденных идей.ощущения и восприятия пишут на них знания. ощущения могут обмануть – эксперимент. индуктивный метод.

Френсис Бэкон –4 идола искажают познание. Индукция- от единичного к общему.

Гобб с (эмпирик) видит в окружающем нас мире многообразные взаимодействия физических тел, которые происходят по чисто механическим законам. Мир, с его точки зрения, есть материя, а точнее — материальные тела в движении. И такого рода движение легко научно спрогнозировать. Столь же механистически Гоббс описывает жизнедеятельность живых существ, в том числе и человека, у которого сердце подобно пружине, нервы — нитям, суставы — колесам. И все это сообщает нашему организму, как машине, движение. Что касается психики человека, то ее движущей силой Гоббс считал естественное стремление выжить

Локк (эмипирик) – учение об ощущениях как источник знаний.люди не рождаются с готовыми идеями.новорожденный – чистая доска на котой жизнь рисует знания.нет ничего в уме чего раньше не было в ощущениях.

Рационализм – философское воззрение, признающее разум (мышление) источником познания и критерием истинности, а чувства при этом играют только вспомогательную роль.

Восприятия и ощущения иллюзорны.. опытные данные – сомнительны. Главное то что человек мыслит.дедуктивный метод. В разуме есть ряд идей без помощи ощущений.их надо развивать. Получать истинное знание о мире. Истинный метод всех наук и философии похож на математический.

Декарт -в математике чувственный опыт не имеет решающего значения, в ней главная роль принадлежит выводу, доказательству. Но вывод и доказательство — это уже формы познания при помощи разума. Именно ему и принадлежит решающая роль в познании. Дедукция – от общего. «Я мыслю, следовательно существую». Дуализм. 2 субстанции.подвергать сомнению.

Спиноза – бог существует но лишен качеств личности. Это природа обладающ протяжением и мышлением.природа-мыслит. А человеч мышление-часть мышления.

Лейбниц –мир состоит из монад.(духовные элементы бытия, активные, самостоятельные, непрерывно изменяющиеся, способны к страданию,восприятию и сознанию). Низшие и высшие монады – животные и люди.

Вывод: усиление науки,2 противоположные точки зрения. Преоблад рационализм – развитие мат логики.

10

Французский математик и философ Ренэ Декарт

Он стремился разработать универсальный дедуктивный метод для всех наук, исходя из теории рационализма, предполагающего наличие в человеческом уме врожденных идей, которые во многом определяют результаты познания. Декарт -в математике чувственный опыт не имеет решающего значения, в ней главная роль принадлежит выводу, доказательству. Но вывод и доказательство — это уже формы познания при помощи разума. Именно ему и принадлежит решающая роль в познании. Дедукция – от общего.

Рационализм– философское воззрение, признающее разум (мышление) источником познания и критерием истинности.

Механический характер. Вселенная – механизм, правила. Импульс дает Бог. Потом творческая сила.

Образование звезд и планетных систем - вихревое движение материи. Мировая материя беспредельная, однородна, не имеет пустот и делима до бесконечности. Материя находится в непрерывном количественном и качественном движении, определяемом универсальными законами механики. Тем же законам подчинается органический мир: животные – это сложные машины. Человек в отличие от животных обладает душой, разумом и речью, что выходит за пределы действия законов механики.

Фундаментальным понятием – субстанция.

Отвергал одушевленность животного мира, душа присуща только человеку, составляя особую субстанцию.

Субстанция-бог. Остальное – творимое Богом.

Дуализм. Два рода субстанций – духовную и материальную. Материальная делима до бесконечности, а духовная неделима. Субстанция обладает атрибутами – мышлением (впечатление, воображение, желание) и протяженностью (фигура, положение), прочие производны от них.

Подвергать сомнению - приводит к достоверному знанию.я не могу сомневаться в том, что я сомневаюсь, что существует мое сомнение, мысль. Отсюда: “Я мыслю, следовательно, существую”.

Дедуктивный метод на 4 принципах:

1. нельзя принимать за истинное то, что не является очевидным.

2. делить исследуемую проблему на множество частей.

3. от простого к сложному.

4. составлять обзоры исследуемого явления.

Вывод: В то же самое время его взгляды были враждебно встречены церковью.

11

Величайший исследователь природы в Новое время был английский философ Фрэнсис Бэкон.

Родоначальник эмпиризма. Считал, что философия должна носить прежде всего практический характер. Поставил задачу – создать научный метод. Великое восстановление наук.

“Знание – сила”. Могущественен тот, кто может, а может тот, кто знает. Путем идущим к знанию, является наблюдение, анализ, сравнение и эксперимент – опыт

Опыт – фундамент познания, он подчинен целям. Ученый должен, по Бэкону, идти в своих исследованиях от наблюдения единичных факторов к широким обобщениям, т.е. применять индуктивный метод познания.

Опыт может дать достоверное знание только тогда, когда сознание свободно от ложных “призраков”. У людей много предрассудков и заблуждений.

“Призраки рода” - это ошибки, вытекающие из того, что человек судит о природе по аналогии с жизнью людей;

“призраки пещеры” заключаются в ошибках индивидуального характера, зависящих от воспитания, вкусов, привычек отдельных людей;

“призраки рынка” - это привычки пользоваться в суждении о мире ходячими представлениями и мнениями без критического к ним отношения;

“призраки театра” связаны со слепой верой в авторитеты.

Не ссылаться ни на какие авторитеты – таков был принцип.

Борьба с призраками еще не гарантирует правильного познания. Необходим правильный метод – медленное, осторожное восхождение к общему. Прежде всего необходимо расчленение, анализ природных явлений. Следующий этап – нахождение “простых природ” - свойств явлений.

склонность людей к обобщениям, не подтвержденным фактами.

Наука не зависит от религии, подобна воде, имеет свои источником или небесные сферы, или землю. Она состоит из двух видов знаний – один внушается Богом, а другой ведет свое начало от органов чувств. Наука таким образом делится на теологию (богословие) и философию.

Классификация человеческого знания основывается на трех способностях разумной души. История основывается на памяти, поэзия – на воображении, философия – на рассудке.

Вывод: Итак, в своей теории познания Бэкон неукоснительно проводил мысль о том, что истинное знание вытекает из опыта. Такая философская позиция называется эмпиризмом. Бэкон и был не только его основоположником, но и самым последовательным эмпириком.

12

Творчество Канта делится на два этапа – докритический и критический. В работах докритического периода Кант – эмпирик, в работе “Всеобщая естественная история и теория неба” он выдвинул знаменитую гипотезу о происхождении Солнечной системы из гигантской газовой туманности. Он изучал взаимосвязь приливов и вращения Земли, разработал систему классификации животного мира, выдвинул идею естественного происхождения человеческих рас.

Критический период начинается с работ: “Критика чистого разума”, “Критика практического разума”, “Критика способности суждения”. Переход Канта к критической философии не был одномоментным событием, а прошел несколько важных стадий. Первый шаг был связан с радикальным изменением взглядов Канта на пространство и время.

Все главные проблемы критицизма сводятся к одному вопросу: «что такое человек?»: «что я могу знать?», «что я должен делать?».

знание неоднородно, есть разные объекты познания, которым соответствуют различные типы познавательной деятельности, не сводимые друг к другу.есть духовные способности, не сводимые к познанию.

Кант различает не зависящий от наших ощущений и мышления мир – мир “вещей в себе”. Для теоретического познания мир вещей в себе закрыт. Однако существует мир феноменов, явлений – мир чувственных предметов, мыслимых рассудком.Чувственности противостоит мышление или рассудок.

Чувственность трактуется им как способность испытывать воздействия со стороны предметов. Результатом такого воздействия оказываются ощущения.

Кант различает внешнее и внутреннее чувство. Формой внешнего чувства он называет пространство, формой внутреннего – время.

Знаменит антиномиями (столкновение двух противоположных утвердений, одинаково имеющие место быть):

1.антиномия конечности и бесконечности пространства и времени. 2 утверждения - мир имеет начало и мир не имеет начало.

Доказал: как наступило настоящее если до нас была бесконечность - мир имеет начало.

Мир ограничен во времени, а значит до него было время (до начала мира), и оно пустое – мир не имеет начала.

2. антиномия простого и сложного.

3.природное в человеке и свобода воли. Человек подчинен законам природы – вольное существо, противоречие.

4.антиномия необходимости и случайности.

Учение о категориях: мы мыслим категориями. Но развил его Гегель.

Вывод: Философия Канта оказала громадное воздействие на последующую мысль. Кант является основателем «немецкой классической философии», представленной масштабными философскими системами Г. В. Ф. Гегеля и др.

13

Гегель - немецкий философ, представитель немецкой классической философии,

Система

Исходное положение философии гегеля - тождество бытия и мышления, т.е. понимание реального мира как проявления идеи, понятия, духа. Это тождество Гегель рассматривал как исторически развивающийся процесс самопознания абсолютной идеей самой себя.

Мир – саморазвитие абсолютного духа, проходящий 3 стадии:

1.идея (тезис) - утверждение

2.природа (антитезис) - отрицание

3. дух (синтез) – отрицание отрицания

Природа – отрицание идеи. Дух – возвращение идеи к себе. На этой стадии – синтез мышления и бытия.

Дух Бога, по Гегелю, не есть дух над звездами, за пределами мира, но Бог присутствует вездесущно.

абсолютной реальностью является разум.

Все находится в процессе -Философские взгляды Гегеля пронизаны идеей развития: невозможно понять явление, не уяснив всего пути, который оно совершило в своем развитии, что развитие происходит не по замкнутому кругу, а поступательно от низших форм к высшим, что в этом процессе совершается переход количественных изменений в качественные, что источником развития являются противоречия: противоречие движет миром.

Противоречия – не ошибка и не недостаток мышления, а корень движения. Мы мыслим предметы с помощью противоречий – в единстве противоположностей. Из него – многообразие мира.

Категориями мыслит:

философия делится на три части: логику, философию природы и философию духа.

Логика содержит: учение о бытии, например включает в себя: 1) качество, 2)количество, 3)мера.

Качество состоит из трех частей: 1) бытие, 2) наличное бытие, 3) для-себя-бытие. Бытие это триада: чистое бытие – ничто – становление. Здесь достигнут предел деления, или триада, состоящая из категорий, каждая из которых не может быть разложена на триады.

Гегель смотрел на мир, человеческую жизнь глобально, сведя индивидуальное сознание к ничтожному. Его философия – философия абсолютного духа. Его развитие по ступеням: природа, люди, их жизнь и сознание.

Разум в истории.

Поиски этого разума привели Гегеля к обнаружению исторической закономерности:

история развивается не как автоматический процесс; история человечества слагается из действий отдельных людей, каждый из которых стремиться реализовать свои собственные интересы и цели. Понимание истории заключается в активности человека. В результате действий людей, преследующие свои цели, возникает нечто новое, отличное от их первоначальных замыслов, с чем люди вынуждены считаться в своей дальнейшей деятельности. Так случайность становиться необходимостью.

Разум в истории осуществляется таким образом, что каждый народ получает право внести свою лепту в процесс

Ему соответствуют четыре этапа:

восточный мир (свободен один человек. То была эпоха деспотизма, и этот один человек был деспотом.), греческий и римский (что свободны некоторые люди, но не человек как таковой. Соответственно свобода была тесно связана с существованием рабов и могла быть лишь случайным, недолговечным и ограниченным явлением.с распространением христианства человечество узнало настоящую свободу; человечество начало сознавать, что свободен человек как таковой – все люди) и

германский. Где германский воплощение полной свободы.

Всемирная история есть воплощение свободы в реальной жизни народов.

Народ без государства не имеет истории.

Именно в государстве человек обретает свое достоинство как независимая личность.

Вывод: В философской концепции Гегеля имеются фаталистические и даже трагические мотивы. Гегель оказал громадное влияние на философию 19 века.философские учения Л. Фейербаха, К. Маркса, Ф. Энгельса и др.

 

14

Философия Людвига Фейербаха (1804 — 1872) считается завершающим этапом немецкой классической философии, видными представителями которой были Кант, Гегель, и началом мат



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: