Причины нарушения памяти




Мнестические нарушения встречаются при многих неврологических заболеваниях. Обычно нарушение памяти сочетается с другими нейропсихологическими или неврологическими расстройствами, но может быть и единственным или основным проявлением заболевания головного мозга.

Прежде всего, необходимо остановиться на проблемах снижения памяти и возраста. Жалобы на забывчивость особенно часты у пожилых людей. Нормальное старение само по себе сопровождается некоторым снижением памяти. В то же время многие тяжелые заболевания головного мозга, одним из первых проявлений которых может быть нарушение памяти, также начинаются преимущественно в пожилом возрасте.

Нормальные возрастные изменения памяти происходят после 45-60 лет исподволь и обычно не прогрессируют или прогрессируют очень медленно. Нормальные возрастные изменения памяти никогда не приводят к существенным затруднениям в повседневной жизни.

Существует понятие "успешное старение", при котором человек полностью или почти полностью сохраняет мнестический и интеллектуальный потенциал и даже в самом преклонном возрасте ничуть не уступает молодым в памяти и других когнитивных способностях. Предполагается, что к "успешному старению" предрасполагают конституциональные особенности индивидуума, здоровый образ жизни, интенсивная интеллектуальная деятельность в молодые и средние годы жизни.

Перечислим патологические состояния, при которых чаще всего встречаются расстройства памяти. К ним относятся:

· нейродегенеративные заболевания (болезнь Альцгеймера; деменция с тельцами Леви; фронтотемпоральная дегенерация; первичная прогрессирующая афазия; кортико-базальная дегенерация; заболевания с преимущественным поражением подкорковых базальных ганглиев (болезнь Паркинсона, прогрессирующий надъядерный паралич, хорея Гентингтона, другие дегенеративные поражения базальных ганглиев));

· сосудистые заболевания головного мозга (последствия единичного инсульта в "стратегической" зоне; мультиинфарктное состояние; сосудистая деменция, связанная с хронической церебральной ишемией; болезнь Бинсвангера);

· смешанные (сосудисто-дегенеративные) когнитивные нарушения;

· дисметаболические энцефалопатии (алкоголизм; гипоксическая энцефалопатия);

· соматогенные нарушения (гипоксемия (при дыхательной недостаточности); печеночная энцефалопатия; почечная энцефалопатия; гипогликемиче-ская энцефалопатия); гипотиреоз; дефицитарные состояния (дефицит витаминов В1, В12, фолиевой кислоты, белков); интоксикации солями металлов (алюминий, цинк, медь); интоксикации лекарственными препаратами (холинолитики, барбитураты, бензодиазепины, нейролептики, соли лития и др.); гепатолентикулярная дегенерация;

· нейроинфекции и демиелинизирующие заболевания (ВИЧ-ассоциированная энцефалопатия; губчатый энцефалит (болезнь Крейтцфельдта - Якоба); прогрессирующие панэнцефалиты; последствия острых и подострых менингоэнцефалитов; прогрессивный паралич; рассеяный склероз; мультифокальная лейкоэнцефалопатия);

· черепно-мозговая травма;

· опухоль головного мозга;

· ликвородинамические нарушения;

· нормотензивная (арезорбтивная) гидроцефалия.

Нарушения памяти наиболее часто встречаются при болезни Альцгеймера (дегенеративное заболевание головного мозга) (БА). Особенностью мнестических расстройств у таких пациентов являются нарушения памяти на недавние и отдаленные события жизни, их прогрессирующий характер, сочетание мнестических расстройств с трудностями пространственной ориентировки, а также постепенное формирование зависимости от посторонней помощи.

Если говорить о сосудисто-мозговой недостаточности (в отечественной литературе используют термин "дисциркуляторная энцефалопатия" (ДЭ)), то это органическое поражение головного мозга, которое формируется в результате повторных острых нарушений мозгового кровообращения и/или его хронической недостаточности.

 

Диагностическими критериями ДЭ являются:

· наличие признаков поражения головного мозга (клинических, анамнестических, инструментальных);

· наличие признаков острой или хронической церебральной дисциркуляции (клинических, анамнестических, инструментальных);

· наличие причинно-следственной связи между нарушениями гемодинамики и развитием клинической, нейропсихологической, психиатрической симптоматики;

· клинические и параклинические признаки прогрессирования сосудистой мозговой недостаточности.

 

Вопрос

Мышление - высшая ступень познания человеком действительности. Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Через органы чувств - эти единственные каналы связи организма с окружающим миром - поступает в мозг информация. Содержание информации перерабатывается мозгом. Наиболее сложной (логической) формой переработки информации является деятельность мышления. Решая мыслительные задачи, которые перед человеком ставит жизнь, он размышляет, делает выводы и тем самым познаёт сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой основе преобразует мир.

Мышление не только теснейшим образом связано с ощущениями и восприятиями, но оно формируется на основе их. Переход от ощущения к мысли - сложный процесс, который состоит прежде всего в выделении и обособлении предмета или признака его, в отвлечении от конкретного, единичного и установлении существенного, общего для многих предметов.

Мышление выступает главным образом как решение задач, вопросов, проблем, которые постоянно выдвигаются перед людьми жизнью. Решение задач всегда должно дать человеку что-то новое, новые знания. Поиски решений иногда бывают очень трудными, поэтому мыслительная деятельность, как правило, - деятельность активная, требующая сосредоточённого внимания, терпения. Реальный процесс мысли - это всегда процесс не только познавательный, но и эмоционально-волевой.

Природа мышления

Прежде всего мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление (в элементарных формах оно имеется и у животных) также можно понимать как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений.

 

Отличие мышления от других психологических процессов состоит также в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана. Мышление в отличие от восприятия выходит за пределы чувственно данного, расширяет границы познания. В мышлении на основе сенсорной информации делаются определенные теоретические и практические выводы. Оно отражает бытие не только в виде отдельных вещей, явлений и их свойств, но и определяет связи, существующие между ними, которые чаще всего непосредственно, в самом восприятии человеку не даны. Свойства вещей и явлений, связи между ними отражаются в мышлении в обобщенной форме, в виде законов, сущностей.

На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением, и степень его участия в этих познавательных процессах определяет их уровень развития.

Мышление — это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не-образ, а некоторая мысль, идея. Специфическим результатом мышления может выступить понятие — обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях.

Связь мышления с другими познавательными процессами:

Хотя логические операции органически входят в состав мышления, оно не всегда выступает как процесс, в котором действуют только логика и разум. В процесс мышления зачастую вмешиваются, изменяя его, эмоции. Вот что по этому поводу писал Рубинштейн: «Подчиняясь деспотическому господству слепого чувства, мысль начинает порой регулироваться стремлением к соответствию с субъективным чувством, а не с объективной реальностью..., следует «принципу удовольствия» вопреки «принципу реальности»... Эмоциональное мышление с более или менее страстной предвзятостью подбирает доводы, говорящие в пользу желанного решения»1.

Эмоции, однако, способны не только искажать, но и стимулировать мышление. Известно, что чувство придает мысли большую страстность, напряженность, остроту, целеустремленность и настойчивость. Без возвышенного чувства продуктивная мысль столь же невозможна, как без логики, знаний, умений, навыков. Вопрос только в том, насколько чувство сильно, не переходит ли оно пределы оптимума, обеспечивающего разумность мышления. В процессах мышления эмоции особенно выражены в моменты нахождения человеком решения трудной задачи, здесь они выполняют эвристическую и регулятивную функции. Эвристическая функция эмоций заключается в выделении (эмоциональной, сигнальной фиксации) некоторой зоны оптимального поиска, в пределах которой находится искомое решение задачи. Регулятивная функция эмоций в мышлении проявляется в том, что они способны активизировать поиск нужного решения в том случае, если он ведется в правильном направлении, и замедляют его, если интуиция подсказывает, что избранный ход направления мысли ошибочен.

Рассмотрим структуру познавательных процессов, с помощью которых человек получает и осмысливает информацию, отображает объективный мир, преобразуя его в свой субъективный образ.

Ощущение, восприятие, мышление служат неразрывными частями единого процесса отражения действительности. Чувственное наглядное познание предметов и явлений окружающего мира есть исходное. Однако, ощущая, воспринимая, наглядно представляя себе любой предмет, любое явление, человек должен как-то анализировать, обобщать, конкретизировать, другими словами, мыслить о том, что отражается в ощущениях и восприятиях. Ощущения, восприятия, представления, мышление, память составляют познавательные процессы.

Кратко остановимся на качествах творческого мышления

1. Проблемный характер подхода к изучаемым явлениям – это качество творческого мышления проявляется в умении найти вопросы, подлежащие выяснению, исследованию, найти проблемную ситуацию там, где многим кажется, что ее нет, что все в расследуемом деле просто. Например, следователь использует на стыке реконструктивной и поисковой деятельности проблемный характер мышления.

2. Динамичность мышления – способность быстро, творчески ориентироваться в расследуемом деле, выделить, что достойно первостепенного внимания и от чего следует отвлечься, быстрота схватывания информации и определение оснований, которыми нужно руководствоваться в последующем развитии версии. Это качество мышления помогает и в таком следственном действии, как допрос.

3. Оперативность мышления – включение умственных операций (наблюдательности, воображения), которые в исследовании вещественных доказательств и различных юридических фактов наиболее значимы; оперативность мышления необходима и в поисковой деятельности следователя для разумного сочетания наблюдательности, воображения и интуиции.

4. Широта мышления – это продуктивность творческой работы при решении многих проблем. Данное качество особенно необходимо следователям и судьям, расследующим или рассматривающим хозяйственные преступления, где нужна большая разносторонность, рациональное применение знаний, умений и опыта в процессе познавательной деятельности.

5. Глубина мышления проявляется в выявлении существенных свойств, связей и отношений между предметами и явлениями. Конкретным выражением глубины мышления является сочетание анализа и синтеза. Глубина мышления тесно связана с избирательностью. Чем уже проблема, явление, тем больше свойств, деталей можно рассмотреть при ее изучении.

6. Обоснованность в выдвижении версий по расследуемому делу – в качественной проработке. Смелость, оригинальность и обоснованность отличны от дискурсивного мышления тем, что эти качества в процессе познания предшествуют логике, особенно на первых этапах расследования Так, следователь, обладая этими качествами, гораздо скорее составит вероятную версию при переборе вариантов, чем другой, который не обладает этими качествами.

7. Логичность мышления – это развитие последовательности мыслительного процесса, строгость и "проницательность" доказательства, умение сделать обобщающие выводы из обширных и разнообразных юридических фактов.

8 Критичность и непредвзятость (объективность) мышления – стержень мыслительного процесса работника юридического труда, без которого он не может установить истину.

Вопрос

1. Интеллект как познавательная деятельность человека включает уже приобретенный опыт (знания) и способность к дальнейшему его приобретению и применению на практике. Интеллект всегда рассматривается (как и ум, разум, уровень знаний) в непосредственной связи с мышлением. Однако интеллект обобщает все
познавательные процессы: внимание, мышление, память и, не являясь самостоятельной функцией или тем более отграниченным от других психическим процессом, всегда должен рассматриваться только комплексно.
Значение интеллекта особо велико именно для медицинской психологии. В патологии встречаются такие случаи, когда налицо относительная сохранность ассоциативного процесса, сравнительно ненарушенная
способность к суждениям, выводам, а познавательные возможности человека все-таки резко снижены. В одних случаях это может быть связано с нарушениями памяти, внимания, в других – с уменьшением
первоначального объема знаний, навыков, неспособностью пополнять свой опыт, приобретать новые сведения. Уровень познания окружающего при этом несомненно понижается, однако это снижение не сопровоаздается столь же выраженными изменениями мыслительного процесса как такового. Например, при резко выраженной гипертермии существенных расстройств интеллекта может и не быть, однако нарушения формального
мышления почти обязательны. Наоборот, при снижении интеллекта в связи с сотрясением головного мозга мышление совершается с соблюдением законов логики, без значительных отклонений в смысле темпа и
целенаправленности. В силу этого выделение интеллекта необходимо для более пристального и подробного изучения нарушений психической деятельности соответствующих больных.
В истории психологии с понятием «интеллект» связано целое направление интеллектуализма, представителем которого был И. Гербарт (1776-1841), считавший интеллект основной функцией психики и объяснявший все другие психические явления различными сочетаниями представлений.В прошлом предлагалось довольно много определений интеллекта. Из них наиболее распространенным было данное К. Ясперсом: <Интеллект – это человек в целом, рассматриваемый со стороны его способностей>. При этом оставалось непонятным – как же следует приступать к исследованию интеллекта: базируясь на особенностях всей психической сферы или принимая во внимание лишь способности исследуемого? Разумеется, человек, больной или здоровый, во всех без исключения случаях должен изучаться всесторонне, т.е. «в целом». Однако для этого необходимо знание отдельных качеств и свойств психики. Поэтому приведенное еще бытующее определение интеллекта по существу ничего не дает ни в теоретическом, ни в практическом отношении.
Объединение в понятии интеллекта категорий, связанных с познавательным процессом, соответственно предполагает изучение каждой из этих категорий в отдельности. Кроме того, должны быть рассмотрены и некоторые иные слагаемые, из которых составляется личность человека в целом. Приведенное в начале раздела определение интеллекта включает прежде всего опыт и знания человека. Обе эти категории не могут рассматриваться без учета способностей и одаренности.

2. СПОСОБНОСТИ
Способности – это такие индивидуальные свойства человека, которые помогают ему быстрее и легче овладеть знаниями, приобрести те или иные навыки и умения. Способности – психическое явление, более широкое, чем интеллект. При этом подразумевается, что способности бывают всегда к некой определенной деятельности: к познанию и применению его на практике, к музыке, к технике и т.д. Поэтому и говорят о способностях не только интеллектуальных, но и музыкальных, художественных, технических, летных и т.д способности должны учитываться врачом при проведении им медико-социальной (врачебно-трудовой) экспертизы. Но особое значение дяя медицинской психологии имеют именно интеллектуальные способности. Поэтому, хотя в учебниках общей психологии способности рассматриваются в особой главе, включаемой в раздел о личности наряду с главами о направленности личности, темпераменте и характере, мы рассматриваем их здесь вместе с интеллектом. При этом нельзя забывать, что если направленность и темперамент являются достаточно самостоятельными «подструктурами» личности, как мы видели в главе о личности, то способности, как и характер, включая в себя черты и направленности личности, и характера, являются общими свойствами личности. Авторы, стоящие на биологизаторских позициях, утверждают, что интеллект, как и другие способности индивидуума, передается по наследству в неизменном виде. Поэтому выше уровня, определенного наследственностью, способности якобы подняться не могут. Подобные взгляды не отвечают современному состоянию науки и в психолого-педагогическом плане могут быть даже вредными. Однако ни в коем случае нельзя и рассматривать такие взгляды как совершенно необоснованные и полностью отвергать их; в таком случае повторится известное своей лженаучностью специальное Постановление ЦК. ВКП(б) 1936 года, фактически запретившее использование в нашей стране психометрических методов изучения интеллекта и способностей и отбросившее тем самым отечественную науку на полвека назад.

Интеллект не есть некая постоянная величина. Его развитие и развитие способностей (на основании определенных биологических предпосылок – задатков) происходит в течение всей жизни, особенно интенсивно в детстве и юности. Следовательно, разовьются ли имеющиеся у человека задатки, – это в определенной мере зависит и от условий его жизни, воспитания и обучения. В развитии биологических предпосылок ведущая роль принадлежит именно той деятельности, которая опирается на них. И чем в более оптимальный (сенситивныи) период это будет сделано, тем эффективнее результаты развития. Задатки долгое время могут быть неразвитыми, не превращенными в способности, либо неиспользованными во всей широте до определенного времени. Так было с С.Т. Аксаковым, И.А. Гончаровым: оба писателя проявили незаурядное литературное дарование лишь после 40 лет.

 

Вопрос

 

Воображение значительно расширяет и углубляет познания мира. Так, слушая рассказ или читая книгу по истории, человек мысленно рисует себе картины далекого прошлого, а рассматривая географический атлас, путешествует природными ландшафтами.

При изучении математики и физики воображение помогает «оживить» абстрактные понятия, наполнить формулы конкретным содержанием. Следовательно, наряду с ощущениями, восприятием, памятью и мышлением воображение является одним из важных познавательных процессов. Свидетельством большой сложности его является отсутствие общепринятой дефиниции. В современной отечественной психологии распространенным является описательное определение воображения.Воображение - процесс создания человеком на основе ее предыдущего опыта образов объектов, которых она непосредственно не воспринимал и не воспринимает.

В зарубежной психологии существует несколько точек зрения на воображение и на отдельные ее аспекты. По одной из них, воображение (фантазия) является спонтанным и оторванным от действительности процессом. Она словно является результатом саморазвития и зарождается у человека как духовная сила, как проявление ее энергии или состояния духа. Такой взгляд на воображение не выходит за пределы идеалистического понимания природы психического. На самом деле же воображение человека детерминировано объективной действительностью и направлена на ее отражение.Представители ассоциативной психологии (В. Вундт, Т. Рибо и др.). Пытались свести воображение к других психических процессов или их комбинации, рассматривая ее то как комбинацию понимания и воли, то как сочетание восприятия, памяти и интеллекта. Это тоже неправильно.Возникает и развивается воображение в процессе деятельности человека. В ней отчетливо проявляется чисто человеческий характер деятельности: не представив результата труда, нельзя начать работу. В воображаемые ожидаемого результата заключается коренное отличие человеческого труда от инстинктивного поведения животных. Воображение позволяет предсказать заранее не только результат труда, но и его промежуточные формы. Обрабатывала первобытный человек камень для наконечника стрелы или ломала палку для лука - у нее был образ того, что она хотела получить в процессе труда, что должно было появиться в недалеком будущем. Таким образом, создавая с помощью воображения психические модели промежуточных и конечного результатов, человек ориентируется в процессе деятельности.Воображение является познавательным процессом. Ее специфика состоит в переработке прошлого опыта, сохраняется в форме образов и понятий. Поэтому она неразрывно связана с процессами памяти. Включаясь в восприятие, воображение обогащает новые образы, делает их более производительными. Так, чтобы понять сюжет, художник изобразил на полотне, нужно представить прошлую жизнь персонажей, их чувства, стремления и т.п..
Мотивируется воображение потребностями личности. Реальному удовлетворению потребности часто предшествует живое, яркое представление ситуации, в которой эта потребность может быть удовлетворена. Итак, в конкретно-образной форме воображение обеспечивает личности возможность отображения, опережает действительность (антиципации; лат. Anticipatio - определение заранее).Как и мышление, воображение начинает функционировать в проблемной ситуации, которая может иметь различные степени определенности. Если проблемная ситуация вполне очерчена и в процессе осознания превращается в указанную задачу, то ее решения подчинено преимущественно законам мышления. Роль воображения здесь ничтожна. Когда проблемная ситуация недостаточно определенной и перевести ее в задачу не удается, тогда на помощь приходит воображение. Ее ценность заключается в том, что, дополняя ситуацию, она позволяет принять решение и найти выход даже при отсутствии надлежащей полноты информации для мышления. Но в этом и слабость такого решения. Намеченные фантазией пути есть часто недостаточно и точными. Поэтому полученный решение может быть далеким от действительности. Итак, одной из причин возникновения воображения является необходимость для человека существовать и действовать в среде с неполной информацией.

Виды воображения

 Активное воображение – пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы.

 Пассивное воображение – его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.

 Продуктивное воображение – в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется.

 Репродуктивное воображение – ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

Функции воображения:

1. Образное представление действительности;

2. Регулирование эмоциональных состояний;

3. Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека;

4. Формирование внутреннего плана действий.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: