ЧАСТЬ 2. БУХГАЛТЕРСКИЙ ФИНАНСОВЫЙ УЧЕТ




 

ТЕМА 2.1. УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

 

Основные средства – это объект, предназначенный для использования в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг), а также в управленческих целях предприятия, используемый в течение длительного времени (более 12 месяцев) и способеный приносить предприятию экономические выгоды в будущем.

Учет основных средств регламентируется следующими документами: Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01) приказ Минфина от 30.03.2001г. № 26н (c изменениями и дополнениями от 18.05.2002г., 12.12 2005г., 18.09, 27.11. 2006г., 25.10, 24.12 2010 г., 16.05 2016 г); Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, приказ финансового ведомства от 13.10.2003 г. № 91н.

В соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ) в бухгалтерском учете к основным средствам относятся: здания, сооружения, измерительные и регулирующие приборы и устройства, жилища, вычислительная техника, оргтехника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, прочие виды материальных основных фондов. В Общероссийском классификаторе все основные средства распределены на группы, и для каждой группы задан нижний и верхний предел срока полезного использования.

К основным средствам не относятся: предметы, служащие менее 1 года, независимо от их стоимости; предметы стоимостью ниже лимита, устанавленного Минфином РФ (40 000 руб.), независимо от срока службы, орудия лова, бензомоторные пилы, сезонные дороги, временные ветки лесовозных дорог, временные здания в лесу сроком эксплуатации до лвух лет, специальные инструменты и специальные приспособления, независимо от их стоимости и т.д.

Единицей учета основных средств является инвентарный объект. Каждому инвентарному объекту присваивают определенный инвентарный номер, и заводится отдельная карточка, которые сохраняется за данным объектом на все время его нахождения в эксплуатации, запасе или на консервации[15].

Для документального оформления операций по учету основных средств, применяются унифицированные формы первичных учетных документов:

- акты (накладные) приемки-передачи основных средств № ОС-1, составляемые в момент принятия объекта к учету;

- инвентарные карточки № ОС-6, составляемые на каждый объект основных средств;

- акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объетов основных средств № ОС-3;

- акт приемки оборудования № ОС-14, предназначенный для оформления, поступившего на склад оборудования для установки;

- товарные накладные и счета-фактуры, являющиеся внешними по отношению к предприятию документами, подтверждающие факт приобретения объектов;

- накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств № ОС-2;

- акты на списание основных средств № ОС-4.

В бухучете основные средства принимаются к учету по первоначальной стоимости.

Первоначальная стоимость основных средств – это сумма фактических затрат предприятия на приобретение, сооружение и изготовление за минусом НДС и иных возмещаемых налогов[16].

К таким затратам относятся суммы:

- уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу), а также за доставку объекта и приведение его в состояние, пригодное для использования;

- затрат за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;

- расходов за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств;

- таможенных пошлин и сборов;

- невозмещаемых налогов, государственной пошлины, уплачиваемых в связи с приобретением ОС;

- вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект;

- иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением основного средства.

При расчете фактической стоимости не учитываются общехозяйственные (зарплата администрации, бухгалтеров, аренда офисов) и иные аналогичные расходы, кроме тех случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением, сооружением или изготовлением основных средств.

Затраты, формирующие первоначальную стоимость отражаются в бухгалтерском учете по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 08-4 «Приобретение объектов основных средств», в корреспонденции с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Принятие к учету ОС отражается записью по дебету счета 01 «Основные средства» в корреспонденции с кредитом счета 08, субсчет 08-4.

Активы, стоимость которых не превышает 40 000 руб., отражаются в составе материально-производственных запасов на счете 10 «Материалы», а стоимость этих активов списывается на текущие расходы.

Если здание уже построено, и капитальные вложения в него завершены, объект необходимо признать основным средством независимо от факта госрегистрации. Если же это здание еще не зарегистрировано, его отражают на специальном субсчете к счету 01«Основные средства».

Для приведения в соответствие оценки объектов с действующими ценами периодически проводится переоценка основных средств по восстановительной стоимости, представляющей собой затраты, необходимые для создания объекта в современных условиях.

Остаточная стоимость основных средств определяется вычитанием из их полной (первоначальной или восстановительной) стоимости суммы начисленной амортизации. В балансе основные средства показываются по остаточной стоимости.

На принятые к учету основные средства начисляется амортизация, то есть регулярно списывается на текущие расходы часть стоимости объекта. Исключение предусмотрено лишь для земельных участков и объектов природопользования. Такие основные средства не подлежат амортизации, потому что их потребительские свойства со временем не изменяются.

Амортизация – это процесс постепенного перенесения стоимости основных производственных фондов на изготавливаемую с их помощью продукцию (работы, услуги).

Согласно правилам бухгалтерского учета существует четыре способа амортизации: линейный; способ уменьшаемого остатка; способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования и способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Величина части этой стоимости, включаемая в затраты на производство продукции в данном отчетном периоде, называется амортизационными отчислениями.

Нормой амортизации называют размер отчислений, выраженный в процентах и исчисленный исходя из срока полезного использования объекта основных средств.

Годовая сумма амортизационных отчислений определяется:

при линейном способе – исходя из первоначальной (восстановительной) стоимости объекта основных средств и нормы амортизации;

при способе уменьшаемого остатка – исходя из остаточной стоимости объекта основных средств на начало отчетного года и нормы амортизации;

при способе списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования – исходя из первоначальной (восстановительной) стоимости объекта основных средств и соотношения, где в числителе – число лет, остающихся до конца срока полезного использования объекта, а в знаменателе – сумма чисел лет срока полезного использования объекта;

при способе списания пропорционально объему продукции (работ) – исходя из натурального показателя объема продукции (работ) в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования объекта основных средств[17].

Применение одного из способов по группе однородных объектов основных средств производится в течение всего его срока полезного использования.

Амортизационные отчисления по объекту основных средств начисляются ежемесячно, начиная с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и до полного погашения стимости этого объекта либо списания его с учета.

Амортизационные отчисления по объекту основных средств прекращаются с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стимости этого объекта или списания его с бухгалтерского учета.

Амортизационные отчисления не начисляются по полностью амортизированным основным средствам, а также при проведении реконструкции, модернизации и консервации сроком более трех месяцев, а также в период восстановления средств продолжительностью более 12 месяцев. Не подлежат амортизации объекты основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются (земельные участки и объекты природопользования).

Учет амортизации основных средств отражается в бухгалтерском учете по кредиту счета 02 «Амортизация основных средств» в корреспонденции с разными счетами в зависимости от направлений фактического использования конкретных объектов основных средств.

При выбытии объектов основных средств сумма начисленной амортизации списывается со счета 02 «Амортизация основных средств» в корреспонденции с кредитом счета учета основных средств 01 «Основные средства».

Суммы, потраченные предприятием на текущий или капитальный ремонт основных средств, списываются на расходы и учитываются по дебету «затратных» счетов. То же относится и к издержкам на техосмотр, поддержание в рабочем состоянии и прочее

При модернизации и реконструкции возможен иной вариант учета. Если в результате данных мероприятий улучшаются первоначально принятые показатели (срок полезного использования, мощность, качество применения и прочее), то затраты не списываются в текущие расходы, а увеличивают первоначальную стоимость объекта, то затраты на модернизацию или реконструкцию отражатся на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», а по завершении работ списаются на счет 01«Основные средства».

Сумму ежемесячной амортизации необходимо пересчитать исходя из увеличенной первоначальной стоимости и увеличенного срока полезного использования.

При выбытии обьекта основных средств (продажа) или списании (нет прибыли) открывается специальный субсчет «В» к счету 01«Основные средства». Остаточную стоимость и затраты, связанные с выбытием, показывают по дебету счета 91«Операционные доходы и расходы», выручку от реализации по кредиту счета 91«Операционные доходы и расходы». Доходы и расходы от списания отражают в отчетном периоде, к которому они относятся

В случае списания основного средства, переставшего приносить прибыль, проводки будут следующие:

Дебет 01-В Кредит 01 – списана первоначальная стоимость объекта

Дебет 02 Кредит 01-В – списана амортизация

Дебет 91 Кредит 01-В – списана остаточная стоимость объекта

Дебет 91 Кредит 01-В – списана остаточная стоимость объекта

Дебет 91 Кредит 60 – списана стоимость услуг сторонней организации по ликвидности объект

В случае продажи основного средства проводки будут следующие:

Дебет 01-В Кредит 01 – списана первоначальная стоимость объекта

Дебет 02 Кредит 01-В – списана амортизация

Дебет 91 Кредит 01-В – списана остаточная стоимость объекта

Дебет 62 Кредит 91 – получена выручка от продажи объекта

Дебет 91 Кредит 68 – учтен НДС от продажи объекта

Контрольные вопросы

 

1. Дайте определение понятию основных средств, их классификации и задачам учета.

2. Какие ограничения действуют при отнесении соответствующих объектов к основным средствам?

3. Какие виды оценок основных средств применяются в учете?

4. Охарактеризуйте виды оценки основных средств.

5. Как осуществляется учет переоценки основных средств?

6. Допускается ли изменение первоначальной стоимости принятого к учету объекта в период его эксплуатации?

7. Что такое амортизация основных средств?

8. Назовите способы начисления амортизации основных средств.

9. Раскройте методику начисления амортизации способом уменьшаемого остатка.

10. С какого момента начисляется амортизация по поступившим в предприятие основным средствам в отчетном периоде?

11. Как может осуществляться восстановление основных средств?

12. Чем различаются методики учета ремонта основных средств, модернизации и реконструкции?

13. Как списывается остаточная стоимость выбывшего объекта основных средств?

 

 

ТЕМА 2.2. УЧЕТ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ

 

Нематериальные активы - идентифицируемые активы, не имеющие материально-вещественной формы, предназначенные для использования в производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг в течении длительного времени при условии наличия юридических прав на эти активы, возможности установления их первоначальной стоимости

В настоящее время порядок принятия к учету нематериальных активов регламентирован ПБУ14/07«Учет нематериальных активов», утвержденным Приказом Минфина РФ от 27.12.2007г. N 153н (с изменениями от 25.10, 24.12. 2010 г.г., 16.05. 2016 г.).

К нематериальным активам относятся: произведения науки, литературы, искусства, программы для ЭВМ, изобретения, полезные модели, селекционные достижения, секреты производства (ноу-хау), товарные знаки, деловая репутация и т.д.

Не являются нематериальными активами расходы, связанные с образованием юридического лица, интеллектуальные и деловые качества персонала, их квалификация, а также вещи, в которых выражены результаты интеллектуальной деятельности.

Единицей бухгалтерского учета нематериальных активов является инвентарный объект, под которым понимается совокупность прав, возникающих из одного патента, свидетельства, договора уступки прав и т.п.

Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности для учета нематериальных активов предназначен счет 04. «Нематериальные активы».

На порядок формирования первоначальной стоимости нематериальных активов оказывает влияние способ приобретения. Нематериальные активы могут быть куплены, созданы самим предприятием, либо с привлечением сторонних специалистов, либо приняты к учету при приватизации государственного и муниципального имущества, либо получены безвозмездно и переданы в качестве вклада в уставный капитал юридического лица.

Каждый из этих способов приобретения накладывает на определение стоимости свои особенности.

Нематериальные активы принимаются к учету по первоначальной стоимости.

Для нематериальных активов, приобретаемых за плату, первоначальной стоимостью, является сумма фактических затрат на приобретение, за исключением НДС.

Первоначальные расходы по приобретению учитываются на счете 08.5 «Приобретение нематериальных активов».

Первоначальная стоимость нематериальных активов, созданных самой организацией, включает фактические расходы на создание и изготовление, которые должны быть документально подтверждены.

Порядок учета затрат на создание нематериальных активов зависит от характера дальнейшего использования активов. Если нематериальные активы планируется продать, то затраты на их создание учитываются на счете 20 «Основное производство». Если же в дальнейшем нематериальные активы будут использоваться для собственных нужд организации, учет затрат ведется на счее 08-5 «Приобретение нематериальных активов».

Не включаются в фактические расходы по приобретению, созданию нематериальных активов общехозяйственные расходы, если они непосредственно не связаны с приобретением активов.

При передаче актива в уставный капитал предоставляется учредительная документация, подтверждающая передачу. Оценка нематериальных активов, переданных в качестве вклада в уставный капитал, согласуется с учредителями и отражается в акте о стоимости вносимых активов. Для подтверждения стоимости вносимого имущества передающая сторона должна представить документы, которыми подтверждены расходы, формирующие первоначальную стоимость актива. Нематериальные активы принимается к учету по фактической (остаточной) стоимости, определенной по состоянию на дату принятия его к бухгалтерскому учету. Синтетический учет движения нематериальных активов осуществляется по счету 04 «Нематериальные активы»

В бухгалтерском учете делают записи: Дебет 08-5 Кредит 75, Дебет 04 Кредит 08-5.

Стоимость нематериальных активов, полученных безвозмездно, определяется исходя из их рыночной стоимости на дату принятия к бухгаттерскому учету и сопровождаеися следущими записями:

- стоимость безвозмездно полученного нематериального актива – Дебет 08-5 Кредит 98;

- оприходован нематериальный актив, полученный безвозмездно – Дебет 04 Кредит 08-5;

- сумма амортизационных отчислений по нематериальному активу – Дебет 26 Кредит 05;

- часть стоимости нематериального актива включена во внереализационные доходы – Дебет 98 Кредит. 91.

Источники поступления нематериальных активов свидетельствуют об их сходстве с основными средствами, что дает основание говорить, что общими являются принципы, положенные в основу их организации, документального оформления и учета.

Срок полезного использования нематериальных активов определяется предприятием самостоятельно при принятии объекта к бухгалтерскому учету исходя из:

- срока действия прав предприятия на результат интеллектуальной деятельности и периода контроля над активом;

- ожидаемого срока использования актива, в течение которого предприятие предполагает получать экономические выгоды.

Сроком полезного использования является выраженный в месяцах период, в течение которого предприятие предполагает использовать нематериальные активы с целью получения экономической выгоды. Нематериальные активы по которым невозможно определить срок полезного использования, считаются нематериальными активами с неопределенным сроком полезного использования (деловая репутация амортизируется в течение двадцати лет.

Стоимость нематериальных активов предприятий, за исключением некоммерческих организаций и активов с неопределенным сроком полезного использования, погашается посредством начисления амортизации.

Амортизационные отчисления производятся с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия актива к учету, и прекращаются с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости этого объекта или списания этого объекта с бухгалтерского учета.

Суммы амортизационных отчислений определяются ежемесячно и производится одним из следующих способов: линейный способ, способ уменьшаемого остатка и способ списания стоимости пропорционально объему продукции. Способ начисления амортизации здесь зависит от надежности расчета ожидаемого поступления будущих экономических выгод от использования актива, а также частоты получения экономических выгод[18].

При линейном способе сумма ежемесячной амортизации понимается как отношение фактической стоимости актива к показателю срока полезного использования нематериальных активов, выраженному в месяцах.

При способе уменьшаемого остатка амортизация находится как произведение остаточной стоимости актива на начало месяца и отношения установленного организацией коэффициента ускорения (не выше 3) к оставшемуся сроку полезного использования в месяцах.

Способ списания стоимости пропорционально объему продукции должен учитывать объем продукции за месяц и соотношение фактической стоимости актива и предполагаемого объема продукции за весь срок полезного использования данного актива.

Суммы амортизации отражаются по кредиту счета 05 «Амортизация нематериальных активов» в корреспонденции со счетами 08 «Вложения во внеоборотные активы», 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 26 «Общехозяйственные расходы», 23 «Вспомогательные производства», 44 «Расходы на продажу» и 97 «Расходы будущих периодов». При выбытии объектов нематериальных активов сумма начисленной по ним амортизации списывается со счета 05 «Амортизация нематериальных активов» в кредит счета 04 «Нематериальные активы».

Списанию с бухгалтерского учета подлежит стоимость выбывающего актива, а также актива, не способного приносить организации экономические выгоды в будущем. В ПБУ 14/2007«Учет нематериальных активов» приводится примерный перечень причин выбытия активов: прекращение срока действия права организации на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, передача по договору об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, переход исключительного права к другим лицам без договора, передача нематериальных активов в виде вклада в уставный капитал.

Доходы и расходы от списания нематериальных активов отражаются в бухгалтерском учете в отчетном периоде, к которому они относятся. Доходы и расходы от списания относятся на финансовые результаты предприятия в качестве прочих доходов и расходов, если иное не установлено нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету. Дата списания нематериальных активов с бухгалтерского учета определяется исходя из установленных нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету правил признания доходов либо расходов. Если выбытие обусловлено отчуждением актива другому предприятиию, оно оформляется актом приемки – передачи. При списании объекта в случае невозможности его дальнейшего использования составляется акт списания нематериальных активов с указанием причин невозможности его использования.

Одновременно со списанием стоимости актива подлежит списанию и сумма накопленных амортизационных отчислений по нему. Остаточная стоимость в случае выбытия списывается в дебет счета прочих доходов и расходов совместно с расходами, связанными с выбытием и суммами НДС по проданным и безвозмездно переданным объектам. Полученная в случае отчуждения нематериальных активов прибыль фиксируется на счете прибылей и убытков. При выбытии актива сумма дооценки переносится на счет учета нераспределенной прибыли или непокрытого убытка. В целях налогового учета убыток от реализации нематериальных активов, включается в состав прочих доходов и расходов равными долями в течение срока, определяемого как разница между сроком полезного использования и фактическим сроком эксплуатации.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятию нематериальных активов, их классификации и задачам учета.

2.Определите порядок учета нематериальных активов.

3.Как начисляется амортизация нематериальных активов?

4. Какие расходы включаются в первоначальную стоимость нематериальных активов?

5. Каким способом выражаются в бухгалтерском учете амортизационные отчисления по нематериальным активам?

6. На какой счет относится недоамортизируемая сумма по списываемым с баланса нематериальным активам?

 

 

ТЕМА 2.3. УЧЕТ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ

 

Производственные запасы – это товарно-материальные ценности, являющиеся предметами труда, на которые направлен человеческий труд с целью получения готовой продукции. Они полностью потребляются в каждом производственном цикле и переносят свою стоимость на стоимость произведимой продукции, оказываемых услуг. К производственным запасам относятся: сырье и основные материалы; вспомогательные материалы; покупные полуфабрикаты; возвратные отходы; топливо; тара и тарные материалы; запасные части.

Учет производственных запасов регламентируется: Положением о бухгалтерском учете материально-производственных запасов, утвержденным приказом Минфина РФ от 09.06.2001г. №44н ПБУ 5/01 (с изменегиями и дополнениями от 27.11. 2006 г., 26.03. 2007г., 25.10. 2010г., 16.05. 2016г.); Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденными приказом Минфина РФ от 28.12.2001г. №119н.

Для документального оформления операций по учету материалов применяются унифицированные формы первичных учетных документов:

- доверенность (ф. № М-2) – для оформления права лица выступать в качестве доверенного лица организации при получении товарно-материальных ценностей (ТМЦ) у поставщика;

- приходный ордер (форма № М-4) – составляется на складе при поступлении материальных ценностей;

- акт о приемке материалов (форма № М-7) – составляется членами комиссии при оформлении приемки материальных ценностей, имеющих расхождения с данными сопроводительных документов поставщика;

- карточка учета материалов (форма № М-17) – составляется материально-ответственным лицом на складе;

- товарная накладная (форма № ТОРГ-12) – выписывается поставщиком материалов;

- товарно-транспортная накладная (форма № Т-1) – применяется при перевозке грузов транспортом.

Материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости.

Фактическая себестоимость материально-производственных запасов, приобретенных за плату - сумма фактических затрат предприятия на приобретение (покупная стоимость, информационные и консультационные услуги, таможенные пошлины, вознаграждения посредникам, затраты по доставке, разгрузке, хранению, сортировке, фасовке), за исключением налога на добавленную стоимость.

Не включаются в фактические затраты на приобретение материально-производственных запасов общехозяйственные и иные аналогичные расходы[19].

Материально-производственные запасы полученые безвозмездно оцениваются по рыночной стоимости на дату принятия к учету.

Материально-производственные запасы, поступившие в счет вклада в уставный капитал, оцениваются в денежной оценке, согласованной учредителями.

Материально-производственные запасы, изготовленые собственными силами оцениваются в сумме фактических затрат на их изготовление.

Материально-производственные запасы, оприходованные оцениваются по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации.

Согласно Методическим указаниям по учету материально-производственных запасов для материалов в текущем учете применяются учетные цены, зафиксированые в учетной политике предприятия:

- договорные цены;

-фактическая себестоимость материалов по данным предыдущего месяца или отчетного периода;

- планово-расчетные цены;

- средняя цена группы.

В соответствии с Положением о бухгалтерском учете материально-производственных запасов (ПБУ 5/01) фактическая себестоимость отпущенных в производство материально-производственных запасов может быть произведена одним из следующих способов:

- по себестоимости каждой единицы;

- по средней себестоимости;

- по себестоимости первых по времени приобретения материально - производственных запасов (способ ФИФО)[20].

Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности для учета материально-производственных запасов предназначен счет 10 «Материалы», к которому открываются субсчета в соответствии с классификацией материалов.

При приобретении материалов от поставщиков составляются проводки:

Дебет 10 Кредит 60 на покупную стоимость;

Дебет 19 Кредит 60 на сумму НДС.

При отражении затрат, связанных с приобретением материалов: Дебет 10 Кредит 76, 71, 23, 70, 69.

При оплате счетов поставщиков за поставленные материалы: Дебет 60 Кредит 51.

Заготовление материалов отражается в бухгалтерском учете с использованием: счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и счета 16«Отклонения в стоимости материальных ценностей», при этом все расходы, связанные с заготовлением ресурсов, на основании поступивших расчетных документов предварительно собираются по дебету счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» в корреспонденции со счетами учета источника поступления.

В бухгалтерском учете делаются следующие записи:

Дебет 15 Кредит 60

Дебет 19 Кредит 60

Отражены затраты, связанные с приобретением материалов: Дебет 15 Кредит 76, 71, 23, 70, 69.

Приняты к учету по учетным ценам поступившие материалы Дебет 10 Кредит 15.

Списана сумма отклонений между фактической себестоимостью и их учетной ценой:

Дебет 16 Кредит 15 - сумма перерасхода;

Дебет 15 Кредит 16 - сумма экономии.

Аналитический учет по счету 10 «Материалы» ведется по местам хранения материалов и отдельным их наименованиям, при этом единицей учета выбираеся номенклатурный номер.

По мере совершения хозяйственных операций материально-ответственное лицо производит записи в карточки складского учета материалов; при этом после каждого факта их движения выводится количественный остаток.

По истечении месяца подчитывается количество поступивших и выбывших материалов и выводится остаток на конец месяца, который заносится в книгу складского учета, хранящуюся в бухгалтерии. Карточки складского учета проверяются и подписываются бухгалтером.

На применении карточек складского учета и сальдовой книги основан сальдовый метод учета, предусматривающий ведение сортового количественного учета только работниками складов в карточках.

На предприятиях, где количество наименований материалов незначительно, используется бухгалтерский метод учета, при котором в бухгалтерии на каждый вид производственных запасов открываются карточки количественно-суммового учета. Информация из карточек переносится в аналитические оборотные ведомости.

Все операции, связанные с выбытием материальных ценностей, должны быть своевременно отражены в бухгалтерском учете. Обязательными условиями для правильного учета являются оформление первичных учетных документов и правила оценки.

Для документального оформления операций по учету материалов применяются унифицированные формы первичных учетных документов:

-лимитно-заборная карта (ф. № М-8) – выписывается при отпуске материалов в основное производство;

- требование-накладная (ф. № М-11) – оформляется при передачи материалов со склада, возврата материалов на склад;

- накладная на отпуск материалов на сторону (ф. № М-15) – выписывается при продаже материалов на сторону.

При отпуске материальных ценностей в производство и ином выбытии их оценка производится одним из следующих способов:

- по себестоимости каждой единицы;

- по средней себестоимости (определяется как частное от деления общей стоимости запасов на их количество);

- по себестоимости первых по времени закупок (ФИФО). Материальные ресурсы, поступающие в производство, должны быть оценены по себестоимости первых по времени приобретения с учетом стоимости ценностей, числящихся в наличии на начало месяца.

Фактическое выбытие материалов отражается по кредиту счета 10 «Материалы» в корреспонденции со счетами 20, 23, 25, 26, 28, 29.

Отклонения между фактической себестоимостью и их учетными ценами отражаются по дебету счетаов 20, 23, 25, 26, 28, 29 в корреспонденции со счетом 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей»

Списаны материалов по фактической себестоимости в случае продажи на сторону по дебету счета 91 в корреспонденции со счетом 10 «Материалы».

 

Контрольные вопросы

 

1. Дайте определение материально-производственных запасов.

2. Каков порядок оценки материально-производственных запасов?

3. Назовите порядок формирования первоначальной стоимости материально-производственных запасов?

4. Для каких целей применяются учетные цены при оприходовании материально-производственных запасов?

5. На каких счетах ведется учет материально-производственных запасов?

6. Как организуется контроль за использованием материалов в производстве?

7. Как отражаются результаты инвентаризации материально-производственных запасов?

8. Какой максимальный срок полезного использования материально-производственных запасов принимается в составе оборотных активов?

9. Включаются ли в состав фактических затрат на приобретение материально-производственных запасов общехозяйственные и иные аналогичные расходы?

10. Что признается учетной ценой материально-производственных запасов?

11. На основании каких документов осуществляется приемка на склад поступивших от поставщиков материально-производственных запасов?

12. В чем суть метода ФИФО?

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: