Й этап «Подготовка презентации»




Технология презентации

(методическое пособие)

 

Вологда

2014г.

 

РАССМОТРЕНО

на заседании

методического совета

«____» _____________20___г.

Зам.директора по УР

____________Л.Б.Глазкова

 

В настоящем пособии представлена подробная схема подготовки и процесса презентации как современного средства обучения.

Пособие предназначено для студентов всех специальностей и преподавателей, а также рекомендуется к использованию слушателям отделения повышения квалификации.

 

Введение.

Презентация (англ. рresentation от латинского praesentatio букв.– представление), – торжественное, публичное представление, предъявление чего-либо.

Сущность технологии презентации состоит в том, чтобы с помощью специальных средств донести до сознания слушателей важную и необходимую информацию, аргументировано изложить свою позицию, мнение, точку зрения.

Использование технологии презентации готовит будущего специалиста к публичным выступлениям, поэтому рекомендуется студентам всех специальностей к применению при защите дипломных, курсовых, исследовательских внеаудиторных самостоятельных работ.

Кроме того, презентация может использоваться преподавателями как визуальное средство обучения студентов на учебных занятиях.

 

Публичные выступления могут быть трех видов:

 

 


Презентация включает в себя две важные стороны: содержание и процесс реализации. Они в совокупности определяют результат – качество достижения поставленной цели. В презентации можно выделить следующие этапы:

подготовка → процесс → результат

 

 

й этап «Подготовка презентации»

Алгоритм:

· постановка целей (почему?)

· определение концепции (где и когда?)

· выбор структуры (как?)

· подбор материалов (что?)

· оценка их качества (что и как?)

· выбор средств и приёмов для лучшего донесения информации (кто?)

 

Ответив на эти вопросы, можно определить цели этапа, время, место, адресность, уточнить структуру, подобрать подходящий материал.

 

Целеполагание:

Основная задача - уточнить причину выступления, при этом установить соответствие:

информация ↔ ожидаемый результат

 

Планирование презентации начинается с поиска ответов на основные вопросы:

- «На что направлено моё выступление?»

- «Что я от него жду?»

Выступления бывают в форме:

Информационное выступление, которое несет новые знания, расширяет представления, обучает чему-то.

Убеждающее выступление направлено на разъяснение и принятие позиции выступающего, изменение взглядов слушателей, действия определенным способом.

Развлекательное выступление предполагает получение слушателями удовольствия. Оно, как и убеждающее, подразумевает реакцию слушателей – интерес, активность, эмоциональную включенность аудитории.

В большинстве выступлений эти формы сочетаются.

Таким образом, постановка общей цели презентации позволяет на практике в выступлении расставить акценты, направить выступление к определенному результату. Помочь определиться с расстановкой акцентов может алгоритм творческой постановки целей, включающий следующие элементы:

· технологичность – возможно ли цели достичь, есть ли для этого подходящий алгоритм, средства;

· важность – на сколько важны цели выступающего и согласуются ли они с целями слушателей;

· отношение аудитории – соответствуют ли цели потребностям и уровню аудитории;

· рациональность – четкость, конкретность, точность в определении количества слушателей, идей, времени, объема информации.

Общая цель конкретизируется поддерживающими целями. Их количество не ограничено, но каждая способствует получению результатов на одном из четырех уровней:

- слушатели поймут и согласятся,

- будут способны применить,

- захотят применить,

- они сделают.

Понимание достигается за счет языка, терминологии, примеров, наглядностей и др.

Принятие идей и соглашение с ними достигается на основе:

- прямого обращения к аудитории,

- использования местоимения «мы» и именного обращения,

- с использование фраз «для нас это означает…», «как видите,

польза…».

Для возможности применения презентации необходимо четко определить время и место использования.

 

Построение концепции сообщения

После определения целей необходимо выработать концепцию выступления – общую линию, относительно которой выстраивается всё содержание.

Способы построения концепции разнообразны:

· выписывание основных мыслей;

· формулировка и графическое расположение на листе вопросов, требующих решения;

· перечисление всех точек зрения, подлежащих сравнению и др.

В конечном итоге получается результат – ключевой тезис сообщения, который одной – двумя фразами раскрывает смысл презентации, точно отражает её содержание, фокусирует внимание на её предмете.

Для того чтобы сформулировать ключевой тезис, надо определить его ценность для слушателей, ответив себе на следующие вопросы:

- Что наиболее значимо для аудитории? Что она ждёт?

- Что привлечёт и удержит внимание?

- Что сделает выступление понятным и запоминающимся?

 

Выбор структуры выступления.

Любое выступление состоит из трех частей: введения, основной части и заключения.

Введение содержит элемент мотивации для привлечения внимания и интереса слушателей к содержанию.

Основная часть состоит из трёх элементов: центральной идеи, тезисов и поддерживающего материала.

Центральная идея – является основной темой сообщения, которую должны запомнить слушатели. Существует «правило трёх», соответственно которому сообщение передает не более трех идей.

Тезисы (основные мысли) – блоки аргументов, которые подкрепляют основную идею, помогают её осмыслить, выполняют функцию наиболее значимых частей сообщения. Количество основных мыслей (тезисов) не должно превышать 5-7 пунктов.

Поддерживающий материал – могут быть использованы примеры, цитаты, аналогии, статистика и др.

После того, как определены центральная идея, основные мысли и поддерживающие материалы, продумываются логические связки на переходе от одного тезиса к другому, материал группируется.

Схемы группировки информации:

· Хронологическая последовательность – выступление строится последовательно от одного момента времени к другому при описании процессов, последовательности применения чего-либо.

· Тематическая последовательность – подразделяет сообщение на несколько частей для лучшего понимания и запоминания слушателями.

· Пространственная последовательность – использование взаимосвязей при расположении основных мыслей с применением графических схем и таблиц по ходу сообщения.

· Логическая последовательность – использует для группировки материала аналогии, сравнение, причинно-следственное соответствие, выделение главного и др.

Подготовка структуры основной части создает целостное представление о содержании сообщения, выделяет в нём особенно важное, что должно в первую очередь привлечь внимание.

Когда основная часть готова, создаются оптимальные условия для написания введения и заключения, которые обеспечат логическую связь между поставленной целью и полученным результатом.

Введение и заключение. Цель введения – обеспечить включение слушателей в тему презентации и раскрытие предмета выступления следующими приемами:

- обращение к аудитории,

- пример,

- цитата известной личности,

- риторический вопрос,

- определение.

Далее называется тема и формулируется проблема (выявление противоречий).

Цель заключения – обеспечение логической завершенности презентации. Грамотно составленное заключение показывает слушателям, что тема полностью раскрыта.

 

При планировании презентации, чтобы уложиться во временные рамки, вся собранная информация анализируется по следующим критериям: важность, необходимость, соответствие целям, интерес. После ревизии она разбивается на 3 части:

а) основная часть; то, без чего нельзя обойтись

в) уточняющая часть; то, что желательно включить

с) резерв; то, что является дополнением

Далее подобранные материалы подвергаются оценке.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: