Для исследования уровня познавательного развития детей старшего дошкольного возраста мы провели экспериментальное исследование, состоящее из трех этапов:
- первичная диагностика познавательного развития ребенка (констатирующий эксперимент);
- реализация комплекса педагогических условий, направленных на познавательное развитие ребенка (формирующий эксперимент);
- повторная диагностика уровня познавательного развития дошкольника (контрольный эксперимент).
Для проведения эксперимента, заключающегося в диагностике познавательного развития детей дошкольного возраста, мы взяли детей старшей группы МАДОУ № 18. В эксперименте участвовали 10 человек: 5 детей контрольной и 5 детей экспериментальной группы.
План эксперимента:
1. Подбор диагностик, выявляющих уровень познавательного развития дошкольников.
2. Предварительная работа: знакомство с детьми и условиями проведения диагностики.
3. Определение критерия оценки познавательного развития дошкольников.
4. Обработка и выводы результатов исследования.
2.1 Констатирующий эксперимент
Цель эксперимента: выявить уровень познавательного развития старших дошкольников.
Исследование уровня познавательного развития старших дошкольников мы проводили поэтапно:
-определение объема памяти;
-определение уровня развития воображения;
-определение уровня развития мышления;
-определение уровня развития внимания;
-определение уровня развития восприятия;
-определение уровня развития речи.
Констатирующий эксперимент реализовывался в следующей последовательности:
Определение объема памяти
Методика: Изучение зависимости объема произвольной образной памяти от содержания запоминаемого материала (Приложение №1.).
Анализ результатов: в экспериментальной и контрольной группах наибольший объем образной памяти при запоминании картинок и предметов (см. таблицы № 2 и 3).
Таблица № 2.
Результаты исследования объема произвольной образной памяти в Э.Г.
Ф.И. ребенка | Материал для запоминания | ||
предметы | картинки | геом. фигуры | |
Саша К. | |||
Юля П. | |||
Сергей Ж. | |||
Настя А. | |||
Олеся М. |
Таблица № 3.
Результаты исследования объема образной памяти в К.Г.
Ф.И. ребенка | Материал для запоминания | ||
предметы | картинки | геом. фигуры | |
Вика Г. | |||
Дима Х. | |||
Диана Н. | |||
Андрей Ж. | |||
Слава И. |
Лучше всего, судя по результатам, детьми запоминаются картинки. В норме ребенок 5-6 лет может запомнить 8-10 предметов (из 10-15) изображенных на предъявляемых ему картинках. Результаты контрольной и экспериментальной группы существенно не отличаются друг от друга.
Определение уровня развития воображения
Методика: Изучение умения гибко использовать знания и творчески их применять в конкретных условиях и обстоятельствах (Приложение №1).
Анализ результатов: в экспериментальной группе 80% показали средний уровень развития воображения, 20% - низкий уровень; в контрольной группе 40% - средний уровень, 60% - низкий уровень (см. таблицы №4. и 5.)
Таблица № 4.
Результаты уровня развития воображения в Э.Г.
Ф.И. ребенка | Уровень развития (группа) |
Саша К. | II группа (средний уровень) |
Юля П. | II группа (средний уровень) |
Сергей Ж. | I группа (низкий уровень) |
Настя А. | II группа (средний уровень) |
Олеся М. | II группа (средний уровень) |
Таблица № 5.
Результаты уровня развития воображения в К.Г.
Ф.И. ребенкаУровень развития (группа) | |
Вика Г. | I группа (низкий уровень) |
Дима Х. | I группа (низкий уровень) |
Диана Н. | II группа (средний уровень) |
Андрей Ж. | IIгруппа (средний уровень) |
Слава И. | I группа (низкий уровень) |
Определение уровня развития мышления
Методика: Изучение процесса обобщения
Анализ результатов: в экспериментальной группе 40% - высокий уровень развития мышления, 60% - средний уровень; в контрольной группе 80% - средний уровень, а 20% - низкий уровень (см. таблицы №2.5. и 2.6.)
Таблица №6
Результаты уровня развития мышления в Э.Г.
Ф.И. ребенка | Оценка результатов | Уровень развития |
Саша К. | 8-9 баллов | высокий |
Юля П. | 4-5 баллов | средний |
Сергей Ж. | 4-5 баллов | средний |
Настя А. | 8-9 баллов | высокий |
Олеся М. | 6-7 баллов | средний |
Таблица № 7.
Результаты уровня развития мышления в К.Г.
Ф.И. ребенкаОценка результатовУровень развития | ||
Вика Г. | 6-7 баллов | средний |
Дима Х. | 2-3 балла | низкий |
Диана Н. | 6-7 баллов | средний |
Андрей Ж. | 4-5 баллов | средний |
Слава И. | 4-5 баллов | средний |
Определение уровня развития внимания
Методика: Изучение устойчивости внимания.
Анализ результатов: в экспериментальной группе 80% - средний уровень устойчивости внимания, 20% - низкий; в контрольной группе 60% средний уровень, а 20% - низкий (см. таблицы №7. и 8.)
Таблица № 8.
Результаты уровня развития внимания в Э.Г.
Ф.И. ребенка | Время рассматривания картинок, мин | Уровень устойчивости внимания. | |||||
в ср-м | |||||||
Саша К. | 4 м. | 3,5 м. | 3,5 м. | 4,5 м. | 3 м. | 3,7 мин. | средний |
Юля П. | 4 м. | 3 м. | 3,5 м. | 4,5 м. | 3 м. | 3,6 мин. | средний |
Сергей Ж. | 3 м. | 3 м. | 2,5 м. | 4 м. | 2,5 м. | 3 мин. | низкий |
Настя А. | 4 м. | 3,5 м. | 3,5 м. | 4 м. | 3 м. | 3,5 мин. | средний |
Олеся М. | 4 м. | 3,5 м. | 3 м. | 4,5 м. | 2,5 м. | 3,6 мин. | средний |
Таблица № 9.
Результаты уровня развития внимания в К.Г.
Ф.И.ребенка | Время рассматривания картинок, мин. | Уровень устойчивости внимания | |||||
в ср-м | |||||||
Вика Г. | 3,5м. | 3 м. | 3 м. | 4 м. | 3 м. | 3,3 мин. | средний |
Дима Х. | 2,5 м. | 2,5 м. | 2 м. | 2 м. | 2 м. | 2,2 мин. | низкий |
Диана Н. | 4 м. | 3 м. | 3,5 м. | 4 м. | 3 м. | 3,5 мин. | средний |
Андрей Ж. | 4 м. | 3,5 м. | 3,5 м. | 4,5 м. | 3 м. | 3,7 мин. | средний |
Слава И. | 2,5 м. | 3 м. | 2 м. | 2 м. | 2 м. | 2,4 мин. | низкий |
Выводы об уровне устойчивости внимания.
мин. и выше - очень высокий
-5 мин. - высокий
-4 мин. - средний
-3 мин. - низкий
-2 мин. - очень низкий
Определение уровня развития восприятия
Методика: Изучение уровня развития восприятия (Приложение №5).
Анализ результатов: в экспериментальной группе 40% - высокий уровень развития восприятия, 40% - средний, 20% - низкий; в контрольной группе 80% - средний уровень, 20% - низкий (см. таблицы №2.9 и 2.10).
Таблица № 10.
Результаты уровня развития восприятия в Э.Г.
Ф.И. ребенка | Оценка результатов | Уровень развития |
Саша К. | 8-9 баллов | высокий |
Юля П. | 5-6 баллов | средний |
Сергей Ж. | 2-3 балла | низкий |
Настя А. | 8-9 баллов | высокий |
Олеся М. | 5-6 баллов | средний |
Таблица № 11.
Результаты уровня развития восприятия в К.Г.
Ф.И. ребенкаОценка результатовУровень развития | ||
Вика Г. | 4-5 баллов | средний |
Дима Х | 2-3 балла | низкий |
Диана Н. | 5-6 баллов | средний |
Андрей Ж. | 4-5 баллов | средний |
Слава И. | 4-5 баллов | средний |
Результаты констатирующего эксперимента представлены в диаграмме (см. рис 1.)
Рис. 1. Диагностика познавательного развития
В результате проведения эксперимента, цель которого определение познавательного развития детей старшего дошкольного возраста, мы получили исходные данные, свидетельствующие о том, что уровень развития психических процессов дошкольников остается средним или что еще хуже низким. Нужно отметить, что, получив инструкцию к выполнению задания, дети сосредотачивают свое внимание, напрягают память, развивают речь, что способствует увеличению объёма знаний, переходу с более низкого на более высокий уровень развития.
Проведение констатирующего эксперимента позволило:
1. Определить уровень познавательного развития дошкольников.
2. Определить направления развивающей работы.
Мы решили активизировать познавательные процессы дошкольников экспериментальной группы, используя педагогические условия для развития познания на этапе формирующего эксперимента.