Цели и задачи экспериментального исследования




 

Для исследования уровня познавательного развития детей старшего дошкольного возраста мы провели экспериментальное исследование, состоящее из трех этапов:

- первичная диагностика познавательного развития ребенка (констатирующий эксперимент);

- реализация комплекса педагогических условий, направленных на познавательное развитие ребенка (формирующий эксперимент);

- повторная диагностика уровня познавательного развития дошкольника (контрольный эксперимент).

Для проведения эксперимента, заключающегося в диагностике познавательного развития детей дошкольного возраста, мы взяли детей старшей группы МАДОУ № 18. В эксперименте участвовали 10 человек: 5 детей контрольной и 5 детей экспериментальной группы.

План эксперимента:

1. Подбор диагностик, выявляющих уровень познавательного развития дошкольников.

2. Предварительная работа: знакомство с детьми и условиями проведения диагностики.

3. Определение критерия оценки познавательного развития дошкольников.

4. Обработка и выводы результатов исследования.

2.1 Констатирующий эксперимент

 

Цель эксперимента: выявить уровень познавательного развития старших дошкольников.

Исследование уровня познавательного развития старших дошкольников мы проводили поэтапно:

-определение объема памяти;

-определение уровня развития воображения;

-определение уровня развития мышления;

-определение уровня развития внимания;

-определение уровня развития восприятия;

-определение уровня развития речи.

Констатирующий эксперимент реализовывался в следующей последовательности:

Определение объема памяти

Методика: Изучение зависимости объема произвольной образной памяти от содержания запоминаемого материала (Приложение №1.).

Анализ результатов: в экспериментальной и контрольной группах наибольший объем образной памяти при запоминании картинок и предметов (см. таблицы № 2 и 3).

 

Таблица № 2.

Результаты исследования объема произвольной образной памяти в Э.Г.

Ф.И. ребенка Материал для запоминания
  предметы картинки геом. фигуры
Саша К.      
Юля П.      
Сергей Ж.      
Настя А.      
Олеся М.      

 


Таблица № 3.

Результаты исследования объема образной памяти в К.Г.

Ф.И. ребенка Материал для запоминания
  предметы картинки геом. фигуры
Вика Г.      
Дима Х.      
Диана Н.      
Андрей Ж.      
Слава И.      

 

Лучше всего, судя по результатам, детьми запоминаются картинки. В норме ребенок 5-6 лет может запомнить 8-10 предметов (из 10-15) изображенных на предъявляемых ему картинках. Результаты контрольной и экспериментальной группы существенно не отличаются друг от друга.

Определение уровня развития воображения

Методика: Изучение умения гибко использовать знания и творчески их применять в конкретных условиях и обстоятельствах (Приложение №1).

Анализ результатов: в экспериментальной группе 80% показали средний уровень развития воображения, 20% - низкий уровень; в контрольной группе 40% - средний уровень, 60% - низкий уровень (см. таблицы №4. и 5.)

 

Таблица № 4.

Результаты уровня развития воображения в Э.Г.

Ф.И. ребенка Уровень развития (группа)
Саша К. II группа (средний уровень)
Юля П. II группа (средний уровень)
Сергей Ж. I группа (низкий уровень)
Настя А. II группа (средний уровень)
Олеся М. II группа (средний уровень)

 


Таблица № 5.

Результаты уровня развития воображения в К.Г.

Ф.И. ребенкаУровень развития (группа)  
Вика Г. I группа (низкий уровень)
Дима Х. I группа (низкий уровень)
Диана Н. II группа (средний уровень)
Андрей Ж. IIгруппа (средний уровень)
Слава И. I группа (низкий уровень)

 

Определение уровня развития мышления

Методика: Изучение процесса обобщения

Анализ результатов: в экспериментальной группе 40% - высокий уровень развития мышления, 60% - средний уровень; в контрольной группе 80% - средний уровень, а 20% - низкий уровень (см. таблицы №2.5. и 2.6.)

 

Таблица №6

Результаты уровня развития мышления в Э.Г.

Ф.И. ребенка Оценка результатов Уровень развития
Саша К. 8-9 баллов высокий
Юля П. 4-5 баллов средний
Сергей Ж. 4-5 баллов средний
Настя А. 8-9 баллов высокий
Олеся М. 6-7 баллов средний

 

Таблица № 7.

Результаты уровня развития мышления в К.Г.

Ф.И. ребенкаОценка результатовУровень развития    
Вика Г. 6-7 баллов средний
Дима Х. 2-3 балла низкий
Диана Н. 6-7 баллов средний
Андрей Ж. 4-5 баллов средний
Слава И. 4-5 баллов средний

 

Определение уровня развития внимания

Методика: Изучение устойчивости внимания.

Анализ результатов: в экспериментальной группе 80% - средний уровень устойчивости внимания, 20% - низкий; в контрольной группе 60% средний уровень, а 20% - низкий (см. таблицы №7. и 8.)

 

Таблица № 8.

Результаты уровня развития внимания в Э.Г.

Ф.И. ребенка Время рассматривания картинок, мин Уровень устойчивости внимания.
            в ср-м  
Саша К. 4 м. 3,5 м. 3,5 м. 4,5 м. 3 м. 3,7 мин. средний
Юля П. 4 м. 3 м. 3,5 м. 4,5 м. 3 м. 3,6 мин. средний
Сергей Ж. 3 м. 3 м. 2,5 м. 4 м. 2,5 м. 3 мин. низкий
Настя А. 4 м. 3,5 м. 3,5 м. 4 м. 3 м. 3,5 мин. средний
Олеся М. 4 м. 3,5 м. 3 м. 4,5 м. 2,5 м. 3,6 мин. средний

 

Таблица № 9.

Результаты уровня развития внимания в К.Г.

Ф.И.ребенка Время рассматривания картинок, мин. Уровень устойчивости внимания
            в ср-м  
Вика Г. 3,5м. 3 м. 3 м. 4 м. 3 м. 3,3 мин. средний
Дима Х. 2,5 м. 2,5 м. 2 м. 2 м. 2 м. 2,2 мин. низкий
Диана Н. 4 м. 3 м. 3,5 м. 4 м. 3 м. 3,5 мин. средний
Андрей Ж. 4 м. 3,5 м. 3,5 м. 4,5 м. 3 м. 3,7 мин. средний
Слава И. 2,5 м. 3 м. 2 м. 2 м. 2 м. 2,4 мин. низкий

 

Выводы об уровне устойчивости внимания.

мин. и выше - очень высокий

-5 мин. - высокий

-4 мин. - средний

-3 мин. - низкий

-2 мин. - очень низкий

Определение уровня развития восприятия

Методика: Изучение уровня развития восприятия (Приложение №5).

Анализ результатов: в экспериментальной группе 40% - высокий уровень развития восприятия, 40% - средний, 20% - низкий; в контрольной группе 80% - средний уровень, 20% - низкий (см. таблицы №2.9 и 2.10).

 

Таблица № 10.

Результаты уровня развития восприятия в Э.Г.

Ф.И. ребенка Оценка результатов Уровень развития
Саша К. 8-9 баллов высокий
Юля П. 5-6 баллов средний
Сергей Ж. 2-3 балла низкий
Настя А. 8-9 баллов высокий
Олеся М. 5-6 баллов средний

 

Таблица № 11.

Результаты уровня развития восприятия в К.Г.

Ф.И. ребенкаОценка результатовУровень развития    
Вика Г. 4-5 баллов средний
Дима Х 2-3 балла низкий
Диана Н. 5-6 баллов средний
Андрей Ж. 4-5 баллов средний
Слава И. 4-5 баллов средний

 

Результаты констатирующего эксперимента представлены в диаграмме (см. рис 1.)

 

Рис. 1. Диагностика познавательного развития

 

В результате проведения эксперимента, цель которого определение познавательного развития детей старшего дошкольного возраста, мы получили исходные данные, свидетельствующие о том, что уровень развития психических процессов дошкольников остается средним или что еще хуже низким. Нужно отметить, что, получив инструкцию к выполнению задания, дети сосредотачивают свое внимание, напрягают память, развивают речь, что способствует увеличению объёма знаний, переходу с более низкого на более высокий уровень развития.

Проведение констатирующего эксперимента позволило:

1. Определить уровень познавательного развития дошкольников.

2. Определить направления развивающей работы.

Мы решили активизировать познавательные процессы дошкольников экспериментальной группы, используя педагогические условия для развития познания на этапе формирующего эксперимента.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: