Власть как таковая представляет собой
особый вид общественных отношений,
присущий человечеству на всех этапах его
развития. Через властные отношения
реализуется объективная потребность
общества в саморегуляции и организации.
Понятие политическая власть отражает
способность и возможность индивидов или
групп оказывать определяющее
воздействие на общество, проводить свою
волю в управлении им, мобилизовать
большие массы людей на достижение
поставленных целей, регулировать
отношения между отдельными группами.
Отличительными признаками
политической власти являются:
• верховенство, т.е. обязательность ее решений для всего общества;
• право на легальное использование насилия против антиобщественных элементов;
• наличие единого центра принятия решений;
• выполнение роли арбитра в случае конфликтов между представителями различных социальных групп;
• обеспечение максимальной стабильности общества как целого в рамках существующих отношений собственности, действующих законов и конституции;
• целенаправленное использование средств массовой информации для формирования определенного общественного мнения. Субъект власти — это ее обладатель, носитель. Субъектом власти может быть:
правящая элита, индивид (лидер),
социальная общность (народ, нация, класс,
слой), политический институт
(государство, партия, группа интересов). Объектом власти могут быть: отдельный гражданин, социальная группа, общество в целом, организации и учреждения, руководимые субъектом власти. Важными характеристиками власти являются легитимность и легальность. Легитимность - это общественное признание власти и ее права на управление.
Легальность — это ее нормативно-
правовая закрепленность, узаконенность в
соответствующих государственных
документах.
Легитимная власть характеризуется как
правомерная и справедливая, так как
связана с верой подавляющего
большинства населения в то, что
существующий порядок является
наилучшим для страны. Типы легитимности:
Немецкий политолог и социолог М. Вебер
выделил три возможных типа
легитимности (господства) в зависимости
от ее источников: Традиционная
легитимность опирается на традицию, на
некогда установленный порядок,
Харизматическая легитимность основана на вере в руководителя, вождя, которому приписываются сверхвыдающиеся личные качества: мудрость, святость, героизм, Легальная (рациональная) легитимность имеет своим источником рационально установленные правила, нормы (законы). В демократических странах это основной тип легитимности.
Легитимация — достижение легитимности,
обоснование права политической власти на
принятие политических решений и
осуществление политических поступков и
действий, в том числе опирающихся
на насилие (аппарат принуждения).
Легитимацией называется юридическое
обоснование этих действий
существующими
в государстве законами ("легальность"), а
также достижение
признания общественным
сознанием уместности таких действий в
смысле их соответствия духу
существующей правовой системы ("легитимность"). В политической науке выделяются несколько универсальных механизмов Л. власти: 1) социально-психологический, основывающийся на психологических свойствах групп и больших масс акцент делается на конформизм массы, стремление "маленького" человека
ориентироваться на авторитеты и мнение большинства, веру в "справедливость" существующего порядка и принципы распределения ценностей; 2) политическое участие; 3) политическая социализация, в процессе которой происходит приобщение индивида к существующим ценностям, опыту, нормам.
Можно констатировать, что к сегодняшней
российской ситуации применимы
несколько моделей легитимации, в
которых в той или иной степени
используются элементы базовых моделей -
рациональной, традиционной и
харизматической. Например, рациональная
или, по М. Веберу, легальная модель
легитимации политической власти в
современной России представлена в
«усеченном» виде с гипертрофированно
развитыми связями, составляющими
потоки «вывода», и практически
исчезающими потоками со стороны
«ввода». Субъект политической власти -
партия «Единая Россия» - доминирует во
всех органах законодательной и
исполнительной власти, в
информационном поле государства; она в основном контролирует и распределяет властные, экономические и финансовые ресурсы по своей вертикали. Все эти действия, с одной стороны, приводят к относительной стабильности внутри общества, а с другой - разрушают механизм обратной связи, который только и может показать реальный уровень поддержки решений, действий и целей этой власти.
К традиционной модели легитимации
политической власти в России можно
отнести уважение к ней со стороны
большинства населения, которое участвует
в выборах представителей власти,
традиции преемственности власти и
деятельность последней по поддержке
такой формы коллективного сознания. В
рамках этой модели лидеры партии власти,
занимающие высшие посты в
государственной иерархии, легитимируют
свои действия, поддерживая в основном
слои населения, которые пока еще
сохраняют верность традициям
преемственности власти и участия в
выборах ее представителей.
В современных российских условиях
вариант харизматической модели
легитимации политической власти
представлен верой широких слоев населения в личные качества лидера партии власти. Для легитимации действий и решений политической власти регулярно используется информационный ресурс в сфере массовых телекоммуникаций.
Например, лидер партии власти участвует
в видеоконференциях, транслируемых
федеральными каналами, с жителями
различных регионов страны, которые
напрямую обращаются к нему со своими
проблемами и вопросами. Такая форма
легитимации призвана не только
поддержать харизму и авторитет лидера в
массовом сознании, но и показать
действенность усилий власти по
улучшению условий жизнедеятельности
населения страны в целом.
Избыточное регулирование со стороны
российской политической власти всех
сторон жизни общества и ее невнимание к
действиям механизма обратной связи,
выраженное в игнорировании
общественных оппозиционных движений,
отстаивающих пока лишь интересы
отдельных социальных групп, приводят к
усилению авторитарно- коррупционной
модели, которую можно отнести к
делегитимационной. В российской
политологической литературе
представлено много описаний этой модели.
В обобщенном виде эту модель можно
представить как создание определенных
условий, в т.ч. и посредством
«легитимных» коррупционных схем, для
накопления богатства, являющегося
главным источником политической власти.
Российскому обществу и его политической
власти необходимо развивать и
совершенствовать демократическую
модель легитимации, тем более что
понимание этого присутствует во всех
социальных слоях современной России.
К основным направлениям,
обеспечивающих легитимацию
государственной власти в Российской
Федерации, в перспективе должны
относиться: 1) формирование адекватной
ценностям, интересам и потребностям
общественной жизни населения правовой
политики; 2) применение мер
направленных на обеспечение
национальной безопасности государства;
3) проведение комплекса властных
организационно-правовых технологий,
направленных на формирование
демократического управления,
выдвижение государственной властью концепции будущего развития государства и общества в России; 4) дальнейшее совершенствование процесса активного участия гражданского общества в политико-правовой жизни государства (формировании органов власти, участие в референдумах, создание общественных объединений и т.д.).