Система государственных финансов и ее роль в государственном управлении




Важнейшим звеном финансовой системы
являются государственные и муниципальные
финансы, обеспечивающие органы

государственной власти и местного
самоуправления денежными средствами для
осуществления функций, предусмотренных
Конституцией РФ и другими

законодательными актами. Сущность
государственных и муниципальных финансов
состоит в том, что они охватывают ту часть
денежных отношений по поводу
распределения и перераспределения

стоимости созданного в обществе совокупного продукта, которая в установленном размере аккумулируется в руках органов государственной власти и местного самоуправления для покрытия расходов, необходимых для выполнения государством и местными органами власти своих функций.

Экономическое содержание государственных
финансов заключается в том, что это система
перераспределительных денежных от­
ношений, связанных с формированием и
использованием централизованных

(общественных) денежных фондов в целях
обеспечения ресурсами разнообразных
функций, выполняемых государством и
органами местного самоуправления.
В структуре государственных финансов
главным элементом выступают

взаимосвязанные бюджеты трех уровней —
федерального, регионального (субъекта РФ) и
местного. Также в систему государственных
финансов входят государственные и
территориальные внебюджетные фонды,
государственный кредит. Функции

государственных финансов:

1. функция перераспределения. Ее
результатом является: перераспределение
доходов рентабельных отраслей в отрасли с
низкой рентабельностью (например, из
промышленности в сельское хозяйство);
содержание за счет бюджета учреждений
непроизводственной сферы;
перераспределение доходов между
различными социальными группами
населения; перераспределение доходов между
различными территориальными
образованиями.

2. регулирующая функция государственных
финансов связана с образованием и
использованием бюджетного фонда.

Таким образом достигается сосредоточение финансовых ресурсов на приоритетных, с точки зрения государства, направлениях хозяйственной деятельности.

3. контрольная функция.

Финансы - система денежных отношений,
связанных с формированием и

использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и части


национального богатства в целях обеспечения
условий экономического роста,

благосостояния населения и социального мира.

В сферу финансов включаются две относительно самостоятельные подсферы: сфера государственных (муниципальных) финансов и сфера финансов хозяйствующих субъектов (организаций, предприятий, корпораций).

2. Финансовая система Российской
Федерации: структура и механизм
функционирования.
Финансовая система в
целом определяется как совокупность
различных сфер финансовых отношений, в
процессе которых образуются и

используются фонды денежных средств
(«система финансов» понимается как система
финансовых учреждений государства, т.е.
институциональная финансовая система).
Финансовая система состоит из:
государственных и муниципальных

финансов; финансов хозяйствующих

субъектов.

В сферу государственных и муниципальных
финансов входят: бюджетная система;
целевые внебюджетные фонды;

государственный кредит. В качестве
подсистем финансовой системы

рассматриваются фондовый рынок, фонды страхования.

В сферу финансов хозяйствующих субъектов
входят: коммерческие предприятия и
организации; финансовые посредники
(кредитные организации, частные

пенсионные фонды, страховые организации и
другие финансовые институты);

некоммерческие организации; домашние хозяйства.

Финансы хозяйствующих субъектов состоят
из государственных, муниципальных,
частных, акционерных, арендных и
общественных финансов, представляют собой
совокупность денежных отношений,

связанных с формированием и

использованием децентрализованных

денежных фондов в процессе кругооборота
производственных фондов и участия в
воспроизводстве рабочей силы.

Децентрализованные финансовые фонды
предприятий образуются в процессе
кругооборота капитала (основного и
оборотного): выручка, резервные фонды,
амортизационный фонд, прибыль и др.
Поскольку они непосредственно

обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта, то именно финансы предприятий и организаций выступают основой финансовой системы страны.

Государственные финансы включают в себя: - бюджетная система РФ. Важная роль бюджетной системы - финансирование


непроизводственной сферы (образование, здравоохранение, культуру, науку и т.д.);

внебюджетные фонды - средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включенных в бюджет. Внебюджетные фонды имеют строго целевой характер. К внебюджетным фондам относятся: Фонд социального страхования, Пенсионный фонд, Фонд медицинского страхования и т. д.;

- государственный кредит представляет собой особую форму денежных отношений между государством и юридическими и физическими лицами, при которых госу­дарство выступает, главным образом, в качестве заемщика средств, а также кредитора и гаранта;

- фонды страхования. Их можно разделить на фонды социального, имущественного, личного страхования, международного страхования и страхования вкладов; Фонды страхования предназначены для возмещения возможных потерь от стихийных бедствий и других форс-мажорных обстоятельств.

- фондовый рынок - сфера финансовых
отношений, возникающих в процессе купли-
продажи специфических финансовых активов

- ценных бумаг.

Система - совокупность или множество взаимосвязанных элементов.

3. Бюджетная система Российской
Федерации, принципы
бюджетного
устройства. БС РФ- основанная на
экономических отношениях и

государственном устройстве РФ,

регулируемая нормами права совокупность
федерального бюджета, бюджетов субъектов
РФ, местных бюджетов и бюджетов
государственных внебюджетных фондов.
До 1 января 2006 г. бюджетная система РФ
состояла из бюджетов трех уровней:
федеральный бюджет; бюджеты субъектов
РФ; местные бюджеты. С принятием новой
редакции Федерального закона «Об общих
принципах организации местного

самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131 -ФЗ и вступлением его в действие с 1 января 2006 г. в России фактически произошел переход на четырехуровневую бюджетную систему. Структура бюджетной системы: федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных внебюджетных фондов; местные бюджеты, в том числе: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты городских и сельских поселений.


Бюджетное устройство - это организация бюджетной системы, принципы ее построения.

Бюджетная система Российской Федерации
основана на принципах:
1. единства БС РФ (единство бюджетного
законодательства, принципов организации и
функционирования, форм бюджетной
документации и отчетности, бюджетной
классификации, санкций за нарушение
бюджетного законодательства, единый
порядок установления и исполнения
расходных обязательств и т.д.); 2.
разграничения доходов и расходов между
уровнями БС РФ (каждый уровень БС имеет
равные права на закрепление за ним доходов,
распределение расходов); 3.

самостоятельности бюджетов

(обеспечивается наличием собственных
доходных источников); 4. равенства
бюджетных прав субъектов РФ,

муниципальных образований; 5. полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов; б. сбалансированности бюджета (объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета); 7. эффективности и экономности использования бюджетных средств; 8. общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов (все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита); 9. гласности (исключение - сведения секретных статей -могут утверждаться только в составе федерального бюджета); 10. достоверности бюджета; 11. адресности и целевого характера бюджетных средств. Согласно БК РФ, бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Бюджет как инструмент

государственного регулирования. Согласно
БК РФ, бюджет - форма образования и
расходования фонда денежных средств,
предназначенных для финансового

обеспечения задач и функций государства и
местного самоуправления.
Бюджет выполняет следующие задачи:
перераспределение национального дохода;
государственное регулирование и

стимулирование экономики; межбюджетное регулирование; финансовое обеспечение социальной сферы и осуществление социальной политики государства; контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств. Структура бюджетной системы: федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных


внебюджетных фондов; местные бюджеты, в том числе: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты городских и сельских поселений. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов. Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов - в форме законов субъектов РФ. Местные бюджеты - в форме нормативно-правовых актов представительных органов местного самоуправления.

Исключительно из местных бюджетов
финансируются: содержание органов
местного самоуправления; формирование
муниципальной собственности и управление
ею; организация, содержание и развитие
учреждений образования, здравоохранения,
культуры, физической культуры и спорта,
средств массовой информации, других
учреждений, находящихся в муниципальной
собственности или в ведении органов
местного самоуправления; содержание
муниципальных органов охраны

общественного порядка; организация,
содержание и развитие муниципального
жилищно-коммунального хозяйства;

муниципальное дорожное строительство и
содержание дорог местного значения;
благоустройство и озеленение территорий
муниципальных образований; организация
утилизации и переработки бытовых отходов
(за исключением радиоактивных).
Для всех уровней годовой бюджет
составляется на один финансовый год,
который соответствует календарному году.
Совокупность всех бюджетов на
соответствующей территории составляет
консолидированный бюджет.
Доходы бюджетов всех уровней БС РФ
подразделяются на: 1) налоговые доходы
(федеральные, региональные и местные
налоги и сборы, а также пени и штрафы), 2)
неналоговые доходы (доходы от имущества,
находящегося в государственной и
муниципальной собственности, или от
деятельности государственных и

муниципальных организаций; доходы от
продажи земли и нематериальных активов;
административные платежи и сборы;
штрафные санкции, возмещение ущерба;
доходы от внешнеэкономической

деятельности и пр.), 3) безвозмездные и
безвозвратные перечисления (финансовая
помощь из бюджетов других уровней в форме
дотаций и субсидий; субвенции,

добровольные пожертвования). Расходная часть бюджетной системы включает в себя несколько основных направлений: а) содержание органов


государственной власти и местного
самоуправления, судов, правоохранительных
органов; б) обеспечение национальной
безопасности; в) науку; г) охрану
окружающей и природной среды; д)
социально-культурную сферу (образование,
здравоохранение, ЖКХ и др.); е)
международную деятельность.
В современных условиях он является
основным инструментом государственного
регулирования экономики, играет активную
роль в обеспечении ее стабильности и
развития. Содействует развитию

приоритетных отраслей экономики;

поддержка тех ее секторов, которые являются убыточными или низкорентабельными, но имеют высокую социальную значимость.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: