МАРКЕТИНГОВАЯ ЛОГИСТИКА И ЕЕ СОВРЕМЕННАЯ ПАРАДИГМА




В начале 1970-х годов возник ряд предпосылок появления новой концепции обеспечения конкурентоспособности фирмы. Во-первых, маркетинговую продуктовую ориентацию оказалось целесообразным дополнить объектовой ориентацией на конкретного потребителя (это особенно четко проявилось на оптовом рынке средств производства), что стало предметом новой науки и сферы предпринимательства, называемой ныне логистикой. Во-вторых, энергетический кризис начала 1970-х годов выдвинул в качестве главного условия существования и развития фирм ресурсный фактор, внедрение качественно новой системы ресурсосберегающих технологий как в сфере производства, так и в сфере обмена. На этом этапе потребитель рассчитывает сохранить достигнутый уровень потребления и качества жизни без увеличения затрат ресурсов. Фирмы-производители ориентируются на конкретного потребителя, стремятся удовлетворить его запросы с наименьшими общими издержками в сферах производства и обращения. Концепция логистики находит все более широкое использование, она рассматривается лицами, принимающими решение, как эффективный мотивированный подход к управлению с целью снижения как общих издержек, так и издержек производства.

В настоящее время логистика предлагает иную логику управления совокупными (материальными, финансовыми и пр.) ресурсами и позволяет обеспечить тесную координацию собственно логистической организации и производственной стратегии. Результатами реализации этой стратегии являются: необходимый ассортимент запасов в должном месте в нужное время; согласованность внешнего и внутреннего транспорта, гарантирующая своевременную доставку в соответствии с требованиями производства; синхронность складского хозяйства и транспорта и соответствие упаковки требованиям транспортировки. Все это позволяет минимизировать расход ресурсов, снизить производственные запасы и запасы готовой продукции; обеспечить синхронизацию потребительских заказов и транспортных услуг. По нашему мнению, логистика - теория и практическая деятельность по организации и управлению процессами движения единой совокупности материальных, финансовых, трудовых, информационных и правовых потоков в системе рыночной экономики

Логистика выступает сегодня как современная конкурентная стратегия хозяйствующих субъектов, целеполагающим фактором которой является ресурсосберегающий алгоритм предпринимательства; как системный подход, представляющий движение и развитие материальных, информационных, финансовых и трудовых ресурсов в категориях потоков и запасов; как алгоритм организации рационального движения материальных потоков и сопутствующих им потоков информации и финансов на всех стадиях воспроизводственного процесса; как видпредпринимательской деятельности, специализирующейся на закупке, хранении и доставке сырья, материалов, продукции потребителю.

И маркетинг, и логистика как науки, как виды функционального менеджмента имеют эмпирическую природу: своим происхождением они обязаны практической необходимости нахождения эвристических путей выхода из ситуаций, не имевших на тот момент классических путей решения. Как науки они обе давно уже обладают репрезентативной теорией. В настоящее время встает вопрос о поиске новых решений не только и не столько внутри этих наук, сколько на их стыке, в сферах их пересечения. Именно в этой области может быть достигнут системный (эмерджентный и синергетический) эффект. Указанную сферу мы определяем как маркетинговую логистику и понимаем под ней раздел предпринимательской логистики, включающий методологию, теорию, методику и алгоритмизацию процесса оптимизации потоков всех видов, которые сопровождают маркетинговую деятельность, а также совокупность методов, с помощью которых в системе маркетинга осуществляется анализ, синтез и оптимизация потоков, сопровождающих товар от производителя до конкретного покупателя и систему коммуникации субъектов маркетинговой системы в процессе взаимодействия.

Суть указанного подхода заключается в интеграции функциональных сфер, связанных с прохождением материального потока от производителя к потребителю (перевозки, управление запасами, складирование, информационное обеспечение и др.) в единый комплекс. В большинстве существующих определений логистика охватывает весь путь материального потока, существующего как в виде входящего, включающего сырье, материалы, комплектующие изделия, поступающие из внешних источников на предприятие и подвергающиеся переработке в процессе производства, так и выходящего - в виде готовой продукции, движущейся в направлении от производителя к потребителю. Если управление этим потоком и считать задачей маркетинговой логистики, то ее можно определить как планирование, организацию, учет и контроль, анализ и регулирование всех операций по перемещению и складированию, связанных с потоком готовой продукции от конца производственной линии до прибытия продукции на рынок, а также каналов распределения, требующихся для организации и обеспечения взаимодействия между фирмой и ее рынками.

Выделим два взаимосвязанных аспекта маркетинговой логистики: функциональный, связанный с прохождением материального потока (часто именуемый в литературе "физическим распределением") и институциональный, связанный с выбором канала распределения и управления им. Реализация подобного подхода, несомненно, служит достижению конкретной цели стратегии фирмы - наиболее полного удовлетворения запросов потребителей за счет обеспечения доступности необходимой им продукции, но не раскрывает всех возможностей системного совместного использования маркетинга и логистики [Функциональная интеграция маркетинга и логистики.].

Залогом успешного развития предприятия в условиях современного рынка является использование комплексного подхода к управлению снабжением и сбытом. Поэтому сегодня в наиболее прогрессивных компаниях применяется маркетингово-логистическая парадигма. Это обусловлено тем, что логистика, произойдя из науки об обеспечении войск, сегодня, в большей степени, ориентирована на снабжение, в то время как маркетинг, главным образом, обращен к проблемам сбыта, вместе же эти две науки охватывают единый коммерческий процесс].

Следует заметить, что инструменты маркетинга и логистики, как правило, используются по отдельности и в практической деятельности предприятий. Соответствующие отделы представляют собой две совершенно обособленных службы, одна из которых ближе к транспортно складскому управлению, другая же – к аналитической и сбытовой деятельности компании. Однако, можно говорить о том, что маркетинг и логистика тесно связаны между собой - логистика направлена на удовлетворение спроса, созданного с помощью маркетинга, маркетинг же, в свою очередь, зависим от логистического потенциала фирмы.

Также необходимо отметить, что некоторые инструменты, используемые в логистике и маркетинге, являются достаточно схожими, а иногда полностью совпадают. В первую очередь это касается аналитической работы. Так, например, в обеих сферах деятельности используются аналогичные виды ассортиментного анализа и прогнозов. Это связано с тем, что обработке теми и другими специалистами подвергается, подчас, одна и та же информация, данные о продажах, поставках и складских остатках.

Маркетинговые методы стимулирования сбыта, могут использоваться на благо логистической системы предприятия. Это достаточно очевидно: ведь продажи зависят от закупок и наоборот – предприниматель не может продать больше, чем закупил и ему не следует закупать больше, чем он сможет продать. Следовательно, любая компания в равной степени нуждается как в услугах логистов, так и в услугах маркетологов. Однако часто возникают проблемы с интеграцией обоих систем в рамках одного предприятия.

Как известно, наибольшего успеха на рынке может добиться компания, способная максимально сфокусировать свои усилия, добившись «бесшовной» интеграции всех служб в единую систему. В данном случае имеется в виду объединении деятельности специалистов по маркетингу и логистике в рамках коммерческого отдела.

Такая интеграция позволит избежать повторения некоторых процессов (анализ продаж, ABC-анализ, прогнозирование), повысить эффективность информационного обмена между маркетологами и логистами, а главное - добиться фокусировки усилий и тех и других специалистов на одних проблемах.

Также нельзя не учитывать эффект синергии. При правильно поставленной работе такого отдела эффект взаимодействия специалистов по маркетингу и логистике может во много раз превысить сумму результатов их работы по отдельности.

Следовательно, в условиях современного бизнеса для успешного существования предприятия на рынке, необходимо тесное взаимодействие маркетинговых и логистических структур компании, возможно, даже объединение их функций в рамках одного подразделения [Интеграция маркетинговых и логистических систем.

В условиях перехода к рыночной экономике внутренняя и внешняя среда машиностроительного предприятия находится в постоянной взаимосвязи, поскольку рынок является для предприятия одновременно и источником образования потоковых процессов (закупка ресурсов) и конечной целью их движения (сбыт готовой продукции).

К числу субъективных факторов, оказывающих существенное влияние на формирование хозяйственных связей машиностроительных предприятий, и обусловливающих необходимость их логистизации следует отнести:

• достаточно высокую степень монополизации машиностроительного производства и смежных с ним отраслей;

• исторически сложившуюся в России концентрацию машиностроительного производства на крупных промышленных предприятиях;

• ярко выраженную специализацию отдельных машиностроительных предприятий, не всегда соответствующую требованиям рынка;

• необходимость повышения инвестиционной привлекательности машиностроительного производства;

• соотношение между государственной и частной собственностью в машиностроительном комплексе;

• существующие условия конкуренции на отечественном и зарубежном рынках машиностроительной продукции.

Проведенное нами исследование позволяет выявить ряд основных особенностей организации и управления потоковыми процессами машиностроительных предприятий, к числу которых относятся:

• наличие тесных экономических взаимосвязей логистической системы управления потоковыми процессами конкретного машиностроительного предприятия с внешней средой;

• необходимость интегрирования производственных потоковых процессов внутри машиностроительного предприятия;

• наличие специфики многоступенчатого машиностроительного производства;

• пребывание продукта в производственном цикле в течение длительного времени, что обусловлено спецификой использования сложных технологий в производстве машиностроительной продукции;

• необходимость организации сервисного обслуживания потребителей машиностроительной продукции, включающего гарантийное и постгарантийное обслуживание.

Вышеперечисленные особенности организации и управления потоковыми процессами в машиностроительном производстве должны обязательно учитываться при установлении хозяйственных связей машиностроительных предприятий и их логистизации, предусматривающей создании логистических систем, логистических цепей и других логистических образований в отечественном машиностроительном комплексе [Внедрение моделей инновационной логистики в деятельности туристских фирм в условиях устранения проблем их функционирования.

Список используемых источников:

1. Функциональная интеграция маркетинга и логистики.

2. Концептуальные подходы в логистике.

3. В. Д. Жариков, В. В. Жариков, Производственная логистика: учебно-методическое пособие (учебно-методическая разработка) // Тамбов: Изд-во Тамб. Гос. техн. Ун-та, 2000. 62с.

4. Концепция маркетинговой логистики.

5. Функциональная интеграция маркетинга и логистики.

6. Интеграция маркетинговых и логистических систем. 7. Внедрение моделей инновационной логистики в деятельности туристских фирм в условиях устранения проблем их функционирования.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: