Принцип благополучия Клиента.




Некоммерческая общественная организация

«Ассоциация психологов Забайкалья»

ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС ПСИХОЛОГА

 

 

Принят на первом общем собрании

Ассоциации психологов Забайкалья

15.07.2017 г.

Основные положения.

Этический кодекс психолога Ассоциации психологов Забайкалья составлен в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации № 152-ФЗ от 27 июля 2006 года «О персональных данных», Всеобщей декларацией прав человека, Женевской конвенцией «О правах ребёнка», Хельсинкской декларацией Всемирной медицинской ассоциации «Этические принципы проведения медицинских исследований с участием людей в качестве субъектов исследования», международной Универсальной декларацией этических принципов для психологов, Этическим метакодексом Европейской федерации психологических ассоциаций, Уставом Ассоциации психологов Забайкалья.

 

В настоящем Этическом кодексе термин «Психолог» относится к лицу, имеющему высшее психологическое образование.

 

В настоящем Этическом кодексе термин «Клиент» относится к лицу, группе лиц или организации, которые обратились к Психологу, с целью получения психологической помощи, консультации, экспертного мнения, либо согласились быть объектом психологических исследований.

 

Действие данного Этического кодекса распространяется на все виды деятельности и формы работы Психолога. Этические кодекс устанавливает обязательные правила профессиональной деятельности психолога, но не исчерпывает всех возможных ситуаций возникающих в работе психолога.

 

Этический кодекс психологов служит:

- для внутренней регуляции деятельности Ассоциации психологов Забайкалья и её членов;

- для регуляции отношений и поддержания доверия членов Ассоциации с обществом и клиентами;

- для защиты психологов и психологии от дискредитации;

- для защиты лиц и организаций, обратившихся к психологу;

- для повышения и укрепления авторитета психологии, психологов, Ассоциации;

- в качестве практического руководства при разрешении проблемных и конфликтных ситуаций, возникающих в процессе профессиональной деятельности психологов;

- основой при рассмотрении Этической комиссией вопросов о нарушении психологом этических принципов профессиональной деятельности, порядке применения мер, направленных на устранение этих нарушений, и возможных санкциях.

 

 

Основные этические принципы психолога.

Этика работы Психолога основывается на общечеловеческих моральных и нравственных ценностях. Идеалы свободного и всестороннего развития личности и её уважения, сближения людей, создания справедливого, гуманного, процветающего гражданского общества являются определяющими для деятельности психолога. Этические принципы и правила работы психолога формулируют условия, при которых сохраняются и упрочиваются его профессионализм, гуманность его действий, уважение коллег-психологов и специалистов других помогающих профессий.

К основным этическим принципам относятся:

Принцип уважения.

Принцип благополучия клиента.

Принцип информированности Клиента.

Принцип конфиденциальности.

Принцип компетентности.

Принцип ответственности.

Принцип уважительного отношения к коллегам.

Принцип уважения.

2.1.1. Психолог исходит из уважения личного достоинства, прав и свобод человека, провозглашённых и гарантированных Конституцией Российской Федерации и международными документами о правах человека.

2.1.2. Психолог с равным уважением относится к людям вне зависимости от их возраста, пола, сексуальной ориентации, национальности, принадлежности к определённой культуре, этносу и расе, вероисповедания, языка, социально-экономического статуса, физических возможностей и других оснований.

2.1.3. Беспристрастность Психолога не допускает предвзятого отношения к Клиенту. Все действия Психолога относительно Клиента должны основываться на данных, полученных научными методами. Субъективное впечатление, которое возникает у Психолога при общении с Клиентом, а также социальное положение Клиента не должны оказывать никакого влияния на выводы и действия Психолога.

2.1.4. Психолог признаёт право Клиента на сохранение максимальной автономии и самоопределения, включая общее право вступать в профессиональные отношения с психологом и прекращать их.

2.1.5. Психолог не должен препятствовать желанию Клиента привлечь для консультации другого психолога (в тех случаях, когда к этому нет юридических противопоказаний).

Если по каким-либо причинам Психолог не может соблюсти любой из приведённых выше пунктов, он в праве не вступать с потенциальным Клиентом в профессиональные отношения, либо прекратить те профессиональные отношения, которые уже установились.

Принцип благополучия Клиента.

2.2.1. В своих профессиональных действиях Психолог ориентируется на благополучие клиента и руководствуется принципом «не навреди».

2.2.2. Психологу следует так организовать свою работу, чтобы ни её процесс, ни её результаты не наносили вреда здоровью и социальному положению Клиента и связанных с ним лиц.

2.2.3. Психолог не должен использовать профессиональные отношения в личных, религиозных, политических или идеологических интересах.

2.2.4. Если Клиент болен, то работа с ним допустима только с разрешения врача или согласия других лиц, представляющих интересы Клиента.

2.3. Принцип информированности Клиента.

2.3.1. Психолог должен нести ответственность за предоставляемую им информацию и избегать её искажения или некорректного предоставления в исследовательской и практической работе.

2.3.2. В случае возникновения ситуаций искажения информации психолог должен уведомить об этом участников взаимодействия и заново установить степень доверия.

2.3.3. Любое участие Клиента в психологической работе должно быть сознательным и добровольным. Это значит, что Клиент извещён в понятной для него форме и понятными для него словами о цели работы, её этапах, процедурах и методах, о способах использования полученной информации, об объёмах и характере информации, которая может быть сообщена другим заинтересованным лицам или учреждениям, и дал своё согласие на работу.

2.3.4. Психолог должен информировать Клиента о возможных рисках, дискомфорте, неприятном эмоциональном опыте, об альтернативных методах, включая непсихологические, и прочих условиях, потенциально способных повлиять на конечное решение Клиента в пользу принятия услуг Психолога или отказ от них.

2.3.5. В случае, если Клиент не в состоянии сам принимать решение о своем участии в работе, такое решение должно быть принято его законными представителями.

2.3.6. В тех случаях, когда предварительное исчерпывающее раскрытие информации противоречит задачам проводимого исследования, Психолог должен принять специальные меры предосторожности для обеспечения благополучия испытуемых. В тех случаях, когда это возможно, и при условии, что сообщаемая информация не нанесет вреда Клиенту, все разъяснения должны быть сделаны после окончания эксперимента.

2.3.7. Публичное распространение сведений об оказываемых Психологом услугах (реклама) приемлема только в том случае, если она не содержит ложных или искажённых сведений, отражает объективную информацию о предоставляемых услугах и отвечает правилам приличия.

2.3.8. Психолог не должен преувеличивать эффективность своих услуг, делать заявлений о превосходстве своих профессиональных навыков и применяемых методик, а также давать гарантии результативности оказываемых услуг.

2.4. Принцип конфиденциальности.

2.4.1. Информация о Клиенте, полученная Психологом в процессе его работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению.

2.4.2. При необходимости передачи информации о Клиенте третьим лицам, в том числе государственным учреждениям и органам власти, вся требуемая информация должна быть представлена в форме, исключающей её использование против интересов Клиента, компрометировать Клиента, Психолога или психологическую науку.

2.4.3. Любые государственные организации, на законных основаниях обязывающие предоставление информации о клиенте, должны быть предупреждены о том, что на них и их сотрудников распространяется обязательство сохранения профессиональной тайны.

2.4.4. Если информация, полученная от клиента, запрашивается экспертами для решения вопроса о компетентности психолога, она должна быть предоставлена в форме, исключающей идентификацию личности клиента. Для этого вся информация о клиенте регистрируется и хранится с учётом строгой конфиденциальности.

2.4.5. Отчёты о профессиональной деятельности, результаты исследований и публикации должны составляться Психологом таким образом, чтобы исключалась возможность идентификации личности Клиента окружающими людьми, не включёнными в круг специалистов, работающих с данным Клиентом.

2.4.6. Вся информация о Клиенте и проводимых исследованиях обязана храниться таким образом, чтобы доступ к ней имелся только у Психолога, непосредственно работающего с данным Клиентом.

2.4.7. На присутствие третьих лиц во время психологической работы необходимо предварительное согласие Клиента.

2.4.8. Видео- или аудиозаписи психологической работы, а также записи телефонных переговоров Психолог может делать только после того, как получил согласие на это со стороны Клиента. Ознакомление третьих лиц с видео-, аудиозаписями и телефонными переговорами Психолог может разрешить только после получения согласия на это со стороны Клиента.

В тех случаях, когда при взаимодействии с Клиентом у Психолога возникают объективно оправданные опасения за собственную безопасность или сохранение профессионального достоинства проведение видео- или аудиозаписи без уведомления Клиента допустимо. О всех подобных случаях Психологу следует в письменном виде ставить в известность Председателя АПЗ или работающую на данный момент этическую комиссию.

Принцип компетентности.

2.5.1. Психолог должен постоянно, когда это только представляется возможным, повышать уровень своей профессиональной компетентности.

2.5.2. Психолог обязан осуществлять практическую деятельность в рамках собственной компетентности, основанной на полученном образовании и опыте.

2.5.3. Психолог должен чётко осознавать и учитывает в работе собственные ограничения и границы своей профессии.

2.5.4. Психолог несёт ответственность за выбор подходов, процедур, методов, методик и техник работы с клиентом. Выбранные подходы, методы, методики, техники должны соответствовать нормативам, признаваться научным сообществом, иметь доказанную эффективность, а если речь идёт о диагностических методиках, то они должны быть стандартизованными, нормализованными, надёжными, валидными и адаптированными. Их применение обязано адекватно отвечать конкретной ситуации, в которой к ним прибегает Психолог, с учётом всех возможных значимых факторов, соответствовать поставленным целям и задачам.

2.5.5. Психолог должен применять методы обработки и интерпретации данных, получившие научное признание.

2.5.6. Психолог должен обладать исчерпывающими знаниями в области профессиональной этики и обязан знать положения настоящего Этического кодекса. В своей работе Психолог должен руководствоваться данными этическими принципами.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: