Формы организации учебного процесса и их сочетание




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Комсомольская средняя общеобразовательная школа»

 

Утверждаю:

директор МБОУ «Комсомольская СОШ» _______________Н.М. Журикова

30.08.2016г.

 

Рабочая программа

По элективному курсу

«Слово — образ — смысл: филологический анализ литературного произведения»

Для учащихся 11 класса

Срок реализации 1г.

Предмет: литература

Класс: 11

Преподаватель: Глебова Ирина Владимировна-

учитель русского языка и литераэтуры

МБОУ «Комсомольская СОШ»,

высшая квалификационная категория

 

2016-2017 учебный год

 

 

Согласовано:

Методический совет школы

Протокол № 1

От 27.08.2016г

 

Календарно-тематическое планирование

На 2016-2017 учебный год

Предмет: литература

 

Класс:11

Преподаватель: Глебова Ирина Владимировна

Планирование составлено на основе Программы элективного курса «Слово — образ — смысл: филологический анализ литературного произведения». Авторы: В. Ф. Чертов (отв. редактор), Е.М.Виноградова, Е.А.Яблоков, А.М.Антипова. (в сб. Программы элективных курсов. Литература. 10-11 классы. Профильное обучение. - 3-е изд, стереотипное. - М.: Дрофа, 2006);

Количество часов: 35 часов (1 час в неделю)

I четверть – 9 часов

II четверть – 7 часов

III четверть – 10 часов

IV четверть – 9 часов

 

Рабочая программа по элективному курсу

«Слово — образ — смысл: филологический анализ литературного произведения»

Для учащихся 11 класса

Аннотация к программе

Рабочая учебная программа элективного курса по литературе в 11 классе на 2016-17 учебный год составлена на основе:

- Программы элективного курса «Слово — образ — смысл: филологический анализ литературного произведения». Авторы: В. Ф. Чертов (отв. редактор), Е.М.Виноградова, Е.А.Яблоков, А.М.Антипова. (в сб. Программы элективных курсов. Литература. 10-11 классы. Профильное обучение. - 3-е изд, стереотипное. - М.: Дрофа, 2006);

- с учетом учебного плана МБОУ «Комсомольская СОШ» на 2016-17 учебный год.

Целью программы является развитие умений и навыков филологического анализа литературного произведения, полученных в 5—9 классах на основе системы знаний по теории литературы и русскому языку и расширяемых в старших классах.

Данный курс призван решить следующие задачи:

  • интегрировать знания по теории литературы, накопленные учащимися за время изучения литературы в среднем и старшем звене школы;
  • систематизировать, укрепить, развить и расширить навыки анализа текста в аспекте отдельных литературоведческих категорий (тематика, проблематика, жанр, художественный метод, тропы и др.), которые должны быть сформированы в средних и старших классах;
  • обучить целостному анализу литературного произведения и выявлению своеобразия его художественного содержания на основе анализа художественной формы, причем с опорой не только на знание теории литературы, но и на знания о структуре текстов разных типов и о сис­теме единиц языка, полученные в ходе изучения курса русского языка.

 

Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов (1 час в неделю).

 

Содержание программы учебного курса

На этом этапе рассматриваются наиболее сложные формально-содержательные литературоведческие катего­рии. От обучающего анализа отдельных аспектов литера­турного произведения учащиеся должны перейти к цело­стному самостоятельному анализу.

1. Хронотоп. Образ времени и пространства в произведении (8 часов)

Главные задачи. Сформировать у учащихся представ­ления о художественном мире как пространственно-вре­менном континууме, структура которого определяется системой значимых оппозиций и является основой со­держания литературного произведения; выработать на­выки анализа художественной модели времени как не­отъемлемой составляющей художественного образа; сис­тематизировать представления учащихся о видах про­странственных образов, об их функциях в произведении и средствах их создания.

Рассматриваемые проблемы и понятия. Художественное время как модель реальности. Модели времени: линей­ная, циклическая и др. Время и вечность. Прошлое — на­стоящее — будущее. Знаки времени: биографическое, се­мейное, календарное, природное, историческое, косми­ческое и т. п. Жизнеподобие и фантастика. История в произведении; историческая и «не историческая» литера­тура. Модели пространства. Понятия и оппозиции, ре­ализующие модели пространства (граница, путь и др., симметричное — асимметричное, внутреннее — внешнее, верх — низ, близкое — далекое, свое — чужое, посюсто­роннее — потустороннее и т. п.). Метафорические отно­шения между временем и пространством. Пространство и время как метафора (символ) бытия. Вода (река, море, озеро и др.), берег, пещера, могила, небо и другие архети-пические метафоры. Пейзаж (образ природы, образ горо­да). Статические и динамические образы. Мастерство пи­сателя в создании пейзажа: выбор точки зрения, масшта­ба изображения, степень детализированное™, сенсорные характеристики и др. Интерьер (образ дома, образ комна­ты). Ментальные пространства (картины воображаемой реальности) как проекции внутреннего мира персонажа. Система образов пространства в произведении. Основ­ные оппозиции. Пространство и персонаж. Средства со­здания пространственных образов.

Задания, направленные на формирование навыков ана­лиза текста. Обнаружение знаков времени (прямых и кос­венных) в произведении. Характеристика временной структуры. Выявление символики календарного времени. Обнаружение метафор со значением времени в художест­венном тексте. Сравнение нескольких произведений с точки зрения доминирующего типа художественного вре­мени. Анализ динамики времени и пространства в произ­ведении. Характеристика пространственной структуры произведения. Выявление основных пространственных оппозиций. Обнаружение пространственных метафор. Анализ пейзажа в произведении; анализ пейзажной дета­ли; характеристика художественного мастерства автора в создании пейзажа. Характеристика пейзажа как средст­ва создания образа персонажа. Характеристика пейза­жа как способа выражения авторской позиции. Анализ пейзажа в лирическом и драматическом произведениях. Анализ интерьера; характеристика интерьера как сред­ства создания образа персонажа и способа выражения авторской позиции. Выявление в произведении менталь­ных пространств различных типов и их характеристика в аспекте художественной функции. Выявление дина­мики пространственных образов в связи с типом хро­нотопа.

Темы для обсуждения. Тема пути в «Путешествии из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева и в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Выхожу один я на дорогу...». Образ времени в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Когда вол­нуется желтеющая нива...». Историческое время в рома­не А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Динамика про­странственных образов в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцы­ри». Городское пространство в драме А. Н. Островского «Гроза». Художественное время и пространство в «Сне Обломова» (роман И. А. Гончарова «Обломов»). Образ движущегося времени в стихотворении А. А. Фета «Ше­пот, робкое дыханье...». «Адище города» в ранней лирике В. В. Маяковского.

2. Образ персонажа (4часа)

Главная задача. Систематизировать и сделать более глубокими представления учащихся о содержании и сред­ствах создания образа персонажа, о роли системы персо­нажей в раскрытии проблематики произведения.

Рассматриваемые проблемы и понятия. Содержание об­раза — индивидуальное и типическое (универсальное, антропологическое, национальное, историческое, соци­альное и т. п.); характер и тип. Средства создания образа персонажа: имя, портрет, речевая характеристика, место в системе персонажей, роль в сюжете, функция в произве­дении, объекты природы, интерьер, деталь-символ, пря­мые оценки (автор — повествователь — персонаж). Сис­тема персонажей и ее связь с проблематикой произведе­ния. Персонажи, связанные отношениями подобия («двойники»), принадлежности к общей группе (подсис­тема персонажей), отношениями противопоставления (антиподы и антагонисты). Сопоставительная характе­ристика персонажей. «Вечные образы». Функциональные разновидности персонажей: главные, второстепенные, эпизодические, внесценические, антропоморфные, зоо­морфные и т. п. Традиционные типы персонажей (амп­луа) в драме: резонер, субретка и т. п.

Задания, направленные на формирование навыков ана­лиза текста. Характеристика содержания образа данного персонажа. Объяснение динамики характера персонажа. Выявление средств создания образа персонажа и спосо­бов выражения авторского отношения к нему. Анализ ав­торского отношения к герою. Выявление системных от­ношений между персонажами произведения. Характе­ристика одной из подсистем персонажей (женские, детские образы, слуги, народ и т. п.). Выявление персонажей-«двойников» и их характеристика. Характеристика второстепенных, эпизодических, внесценических персо­нажей (их систематизация и функции в произведении). Построение сопоставительной характеристики двух пер­сонажей одного или разных произведений. Сопостави­тельная характеристика персонажей одного типа в разных произведениях. Выявление «вечных образов» в произве­дении и группе произведений и объяснение их художест­венной функции.

Темы для обсуждения. Образ Чацкого в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Исторически конкретное и универсальное в образе Печорина. Средства выражения авторского отношения к героям в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Речевая характеристика персонажей в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Портрет и пей­заж как средства создания образа главного героя в рома­не М. Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Интерь­ер как средство характеристики персонажа в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». Гамлетовские черты в пер­сонажах русской литературы. Демонические персонажи в русской литературе. Образ Базарова в оценке литератур­ной критики. Молчалин и Чичиков (сопоставительная характеристика). «Отцы» и «дети» в комедии А. С. Грибо­едова «Горе от ума». Женские персонажи в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Второсте­пенные и внесценические персонажи в драме А. Н. Ост­ровского «Гроза». Раскольников, его «двойники» и анти­поды в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и на­казание».

3. Портрет в литературном произведении (2 часа)

Главная задача. Систематизировать представления учащихся о типах портретов, средствах их создания и ху­дожественных функциях.

Рассматриваемые проблемы и понятия. Статические и динамические портретные признаки. Портретная деталь. Лейтмотивная деталь. Характерологическая функция портрета. Реалистический и романтический портреты. Доминанта в портрете. Художественное мастерство авто­ра в создании портрета.

Задания, направленные на формирование навыков ана­лиза текста. Выявление совокупности портретных черт данного персонажа. Выявление психологических, возра­стных, социально характеризующих и т. п. деталей, стати­ческих и динамических признаков внешности персонажа. Анализ портретной детали. Анализ лейтмотивной детали. Выявление тропов в портрете персонажа. Анализ портре­та персонажа в его характерологической функции и с точ­ки зрения средств создания. «Точка зрения» в портрете и авторское отношение к персонажу. Сопоставительная ха­рактеристика портретов персонажей в одном или не­скольких произведениях.

Темы для обсуждения. Портреты главных героев в ро­мане А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Социальная и психологическая информация в портрете главного героя романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». Постоянные и ва­риативные детали в женских портретах в романе Л. Н. Тол­стого «Война и мир». Портрет Мцыри в поэме М. Ю. Лер­монтова «Мцыри». Ведущая черта портрета Платона Ка­ратаева в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».

4. Образ предмета (2 часа)

Главная задача. Систематизировать и сделать более глубокими представления учащихся о содержании и сред­ствах создания образа предмета, о предметном мире и его роли в произведении.

Рассматриваемые проблемы и понятия. Предметный мир произведения. Предмет и персонаж. Предмет и фабу­ла. Деталь как лейтмотив. Деталь как символ.

Задания, направленные на формирование навыков ана­лиза текста. Анализ образа предмета. Характеристика предметного мира произведения и его художественной функции. Характеристика предмета как одного из средств создания образа персонажа. Характеристика роли пред­мета в развитии сюжета. Выявление деталей-символов.

Темы для обсуждения. Предметный мир поэмы Н. В. Го­голя «Мертвые души». Образ шинели в повести Н. В. Го­голя «Шинель». Предметы-символы в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». Образ гранатового браслета в повести

A. И. Куприна «Гранатовый браслет». Сюжетообразующая функция предмета в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Символика образа микроскопа в рассказе

B. М. Шукшина «Микроскоп».

5. Образ события (5 часов)

Главная задача. Систематизировать представления учащихся о событийном ряде произведения.

Рассматриваемые проблемы и понятия. Сюжет и фабу­ла. Внефабульные элементы. Элементы фабулы (завязка, развитие действия, кульминация, развязка; пролог и эпи­лог). Типология фабул (исторические / современные, фантастические / жизнеподобные, любовные, семейные, авантюрные и т. п.). Фабульная линия. Количество фа­бульных линий в произведении. Классицистическое единство места, времени и действия в сюжете. Лириче­ский сюжет. Динамика сюжета. Эпизод. Сцена. Мотив как сюжетообразующий элемент. «Бродячие» сюжеты («сквозные темы и мотивы»). Архетипическое в сюжете (сюжет как метафора бытия).

Задания, направленные на формирование навыков ана­лиза текста. Разграничение события рассказывания (сю­жет) и изображенных событий (фабула). Выявление со­бытий, составляющих фабульную линию. Выявление эле­ментов фабулы в связи с развитием конфликта. Анализ финального эпизода; анализ эпилога. Анализ взаимо­действия фабульных линий. Анализ своеобразия лириче­ского сюжета. Анализ своеорразия развития сюжета в произведениях различных литературных направлений и жанров (классицистическая драма, романтическая поэма, лирическая проза, путешествие, авантюрно-детективный жанр, новелла и др.). Выявление сюжетообразующих ме­тафор в произведении. Выявление сходных мотивов в фа­булах разных произведений. Интерпретация сюжетов в их универсально-«вневременной» функции.

Темы для обсуждения. Универсальный смысл сюжетов «Маленьких трагедий» А. С. Пушкина. Основные фа­бульные линии и точки их пересечения в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Роль эпизода столкно­вения экипажей в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» (т. 1, гл. 5). Метафорический смысл фабулы в стихотворе­нии В. В. Маяковского «Необычайное приключение...». Своеобразие лирического сюжета в стихотворении С. А. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу...». Основные мотивы романтических стихотворений В. А. Жуковского «Море» и «Вечер». «Пророк» А. С. Пушкина и «Пророк» М. Ю. Лермонтова. Смысл названия главы «Раздвоение Ивана» в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

6. Эпизод в произведении (3 часа)

Главная задача. Систематизировать представления учащихся об эпизоде как элементе фабулы.

Рассматриваемые проблемы и понятия. Место эпизода в фабуле. Эпизод как единство признаков времени и про­странства, состава участников, их взаимоотношений и поступков. Точка зрения в эпизоде.

Задания, направленные на формирование навыков ана­лиза текста. Анализ признаков времени и пространства в эпизоде. Анализ участников событий, их взаимоотноше­ний и поведения в эпизоде. Анализ роли эпизода в созда­нии образов персонажей. Анализ точки зрения и автор­ской позиции в эпизоде. Целостный анализ эпизода. Анализ места данного эпизода в фабуле. Сопоставление типологически сходных эпизодов в различных произве­дениях.

Темы для обсуждения. Анализ сцены вранья в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Художественное время и про­странство в эпизоде «Раненый князь Андрей на Праценской горе» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» (т. 1, ч. 3, гл. 19). Анализ точки зрения и авторской пози­ции в сцене дуэли Печорина и Грушницкого в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Роль эпизо­да «Чичиков у Плюшкина» в поэме Н. В. Гоголя «Мерт­вые души». Сцены дуэли в романе И. С. Тургенева «От­цы и дети» и Л. Н. Толстого «Война и мир» (сопостави­тельный анализ). Диалог Базарова и Аркадия в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» (гл. XXI) и диалог Андрея и Пьера в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» (т. 1, ч. 1, гл. 6).

7. Текст и контекст (4 часа)

Главная задача. Совершенствовать навыки анализа произведения с учетом контекстов различных типов.

Рассматриваемые проблемы и понятия. Произведение и исторический контекст. Произведение и биографический контекст. Прототип и прототипическая ситуация. Аллю­зия. Художественная литература и публицистика. Доку­ментально-художественные и публицистические жанры и их использование в художественном произведении (очерк, памфлет, фельетон и т. п.). Интертекст (литера­турный контекст как один из видов художественного контекста). Виды интертекстуальных связей. Цитирование. Реминисценция. Мифологические, религиозные, фольк­лорные и т. п. реминисценции.

Задания, направленные на формирование навыков ана­лиза текста. Выявление автобиографических элементов в литературном произведении. Сопоставление фабулы произведения с современной автору действительностью и анализ аллюзий в произведении. Обнаружение признаков другого литературного произведения в тексте данного произведения. Выявление мифологических реминисцен­ций в произведении.

Темы для обсуждения. Страницы истории русской культуры и биографии поэта в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Автобиографические элементы в ро­мане М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Аллюзии в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Элементы публицистических жанров в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор». Литературные цитаты и реминисцен­ции в пьесе М. Горького «На дне». Фольклорные образы и мотивы в романе И. А. Гончарова «Обломов». Библей­ские образы и реминисценции в лирике А. А. Ахматовой. Пушкинские образы и мотивы в лирике А. А. Ахматовой. Мотивы и образы комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

8. Произведение и литературный процесс (3часа)

Главная задача. Развивать у учащихся умение опреде­лять место данного произведения в историко-литератур­ном процессе.

Рассматриваемые проблемы и понятия. Литературный процесс. Стадии литературного процесса. Фольклор и ли­тература. Основные фольклорные жанры (народный эпос, былина, легенда, частушка, сказка (волшебная, бы­товая), песня, анекдот, пословица). Литература светская и духовная. Основные жанры духовной литературы (житие, притча, хожение). Литературный род: эпос, лирика, дра­ма. Лироэпические и лирико-драматические произведе­ния. Литературный жанр. Основные эпические (роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, новелла, литературная сказка), драматические (драма, комедия, трагедия), лири­ческие (сонет, послание, ода, гимн, элегия, отрывок, эпи­грамма, эпитафия, рондо, стансы, романс, мадригалит. п.), лироэпические (роман в стихах, баллада, поэма, дума, басня) жанры и жанровые разновидности (путеше­ствие, утопия, антиутопия, роман-миф, авантюрный ро­ман, детектив и т. п.). Художественный метод и художест­венный стиль. Литературные направления, течения, ху­дожественные школы (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, «натуральная школа», натурализм, символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм, постмодер­низм). Традиционное и новаторское в произведении. Понятие литературной классики. Проблемы влияния литературы на жизнь общества и актуальности произве­дения.

Задания, направленные на формирование навыков ана­лиза текста. Выявление фольклорных элементов в произ­ведении. Анализ родового и жанрового своеобразия про­изведения. Сопоставление нескольких произведений од­ного жанра. Анализ жанрового многообразия творчества одного автора. Определение своеобразия художественно­го метода в конкретном произведении. Характеристика произведения в аспекте художественного метода. Анализ признаков стиля конкретного литературного направле­ния в произведении. Анализ произведения в аспекте его традиционности и новаторства. Анализ традиций творче­ства одного автора в произведениях другого. Анализ акту­альности классического произведения в сегодняшней действительности.

Темы для обсуждения. Жанровое своеобразие «Ма­леньких трагедий» А. С. Пушкина. Фольклорные темы, образы и мотивы в лирике С. А. Есенина. Черты фольк­лорных жанров и жанров древнерусской литературы в «Слове о полку Игореве». Соотношение эпического и ли­рического начал в поэме С. А. Есенина «Анна Снегина». Жанровое многообразие лирики А. С. Пушкина. Баллада В. А. Жуковского «Светлана» как лироэпическое про­изведение. Жанровое своеобразие пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад». Жанр элегии в поэзии русского роман­тизма. Басни И.А.Крылова и сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина (сопоставительный анализ). Роман А. С. Пуш­кина «Евгений Онегин» как реалистическое произведе­ние. Черты романтизма и реализма в романе М. Ю. Лер­монтова «Герой нашего времени». Своеобразие художест­венного метода в романе И. А. Гончарова «Обломов». Соотношение традиционного и новаторского в стихотворении В. В. Маяковского «Послушайте!». Стихотво­рение А. А. Блока «Вхожу я в темные храмы...» как про­изведение символизма. Пушкинские традиции в поэзии акмеистов. Трансформация традиционных жанров в поэ­зии В. В. Маяковского. Современное звучание произве­дений М. Е. Салтыкова-Щедрина. «Проклятые вопросы» героев Ф.М.Достоевского и сегодняшняя действитель­ность.

Итоговая работа — 3 часа.

Тематический план

№ раздела Название раздела Количество часов
  Хронотоп. Образ времени и пространства в произведении  
  Образ персонажа  
  Портрет в литературном произведении  
  Образ предмета  
  Образ события  
  Эпизод в произведении  
  Текст и контекст  
  Произведение и литературный процесс  
  Итоги года  

Итого: 35 часов

Требования к уровню подготовки учащихся

Важнейшими умениямии навыкамив 11 классе являются следующие:

●разграничивать понятия «произведение» и «текст»;

●навык выявления в произведении образы разных видов: образ времени, пространства, события, персонажей, предметов, вещей, растений, животных, явлений природы, автора, читателя;

●проводить на конкретных примерах диалектику отношений между художественной формой и художественным содержанием;

●развивать навык обнаружения конкретных стилевых явлений (психологизм, документализм, гротеск и др.) в произведении и выявления их художественной функции;

●навык сопоставительного анализа отдельного стилевого явления (психологизма) в произведениях разных авторов;

●навык обнаружения признаков стилизации и пародии в произведении и выявления их художественной функции;

●разграничивать понятия «биографический автор», «образ автора» и «автор – творец»;

●соотносить понятия «реальный читатель», «образ читателя» и «адресат»;

●определять способы создания образов рассказчика и повествователя, типы повествования;

●выделять «точки зрения», организующие повествование, и соотносить их с авторской позицией;

●развивать навык определения типа и роли монологов и диалогов в конкретных художественных произведениях;

●показывать разнообразие композиции литературных произведений;

●выделять элементы фабульной композиции;

●развивать навык анализа композиции фабулы и определения художественной роли фабульной композиции разных типов (анализ художественного произведения в единстве формы и содержания);

●анализировать внефабульные элементы в структуре художественного произведения;

●анализировать лирические отступления в структуре художественного произведения;

●анализировать паратекстовые элементы в структуре художественного произведения;

●анализировать художественные функции заглавия, зачина, концовки, рефренов;

●развивать навык выявления выразительно-изобразительных особенностей художественной речи, приёмов словесной игры;

●анализировать особенности поэтики произведения;

●проводить анализ языка художественного произведения и выявлять стилистические особенности текста на примере анализа прозы;

●анализировать идейно-эмоциональное содержание произведения;

●навык анализа содержания литературного произведения;

●проводить филологический анализ литературного произведения;

 

Формы организации учебного процесса и их сочетание

Занятия в соответствии с программой курса предполагают:

• работу с текстом;

• сопоставительный анализ документального и художественного текстов;

• устные и письменные формы анализа эпизода, главы, части произведения;

• самостоятельное выполнение различных творческих работ;

• выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;

• изучение теоретико-литературных понятий, необходимых для изучения основного курса литературы в 10-11 классах;

• анализ образной системы небольшого по объёму произведения; знакомство с образцами филологического анализа, опирающегося на изучаемые теоретико-литературные понятия; фрагментарное изучение образцов литературоведческих работ;
выполнение упражнений, помогающих соотнести знание теоретико-литературных понятий с практикой филологического анализа;

• обучение самостоятельному анализу литературно-­художественных произведений и их фрагментов в единст­ве формы и содержания;

• обучение самостоятельной аргументированной эсте­тической оценке произведения; выполнение учениками устных и письменных иссле­довательских работ по отдельным аспектам литературо­ведческого анализа, а также по целостному анализу про­изведений разных типов;

• составление тезисного плана сочинения; написание сочинений литературоведческого характе­ра, опирающихся на знания по теории литературы и навыки самостоятельного анализа литературных произве­дений;

• выполнение заданий тестового типа.

 

Календарно-тематический план

Дата по плану № п/п Тема, содержание Кол-во часов Дата по плану Дата по факту
    I. Образ времени и пространства в произведении (8ч)      
    Общее понятие о хронотопе.   3.09  
    Образ пространства в художественном произведении.   10.09  
    Образ времени в художественном произведении.   17.09  
    Образ времени в художественном произведении.   24.09  
    Анализ образов времени и пространства в художественном произведении.   1.10  
    Пейзаж в литературном произведении.   8.10  
    Модели хронотопов в произведениях русской литературы.   15.10  
    Модели хронотопов в произведениях русской литературы.   22.10  
    Образ персонажа (4ч)      
    Средства создания образа персонажа.   28.10  
    Содержание образа персонажа.   12.11  
    Система персонажей в литературном произведении.   19.11  
    Сопоставительная характеристика персонажей.   26.11  
    Портрет в литературном произведении (2ч)      
    Портрет персонажа в литературном произведении.   3.12  
    Мастерство словесного портрета.   10.12  
    Образ предмета (2ч)      
    Предметный мир в литературном произведении.   17.12  
    Мастерство художественной детали.   24.12  
    Образ события (5ч)      
    Фабула как метафора бытия.   14.01  
    Построение событийного ряда произведения.   21.01  
    Построение событийного ряда произведения.   28.01  
    Лирический сюжет   4.02  
    Лейтмотивы в событийной структуре произведения.   11.02  
    Эпизод в произведении (3ч)      
    Эпизод и его место в фабуле произведения.   18.02  
    Эпизод как единство признаков времени и пространства   25.02  
    «Точка зрения» в эпизоде.   4.03  
    Текст и контекст (4ч)      
    Контекстуальное рассмотрение литературного произведения.   11.03  
    Произведение и исторический контекст.   18.03  
    Виды интертекстуальных связей.   24.03  
    Аллюзии, цитаты и реминисценции.   8.04  
    Произведение и литературный процесс (3ч)      
    Литературный процесс и его стадии   15.04  
    Жанровое своеобразие литературного произведения.   22.04  
    Традиционное и новаторское в произведении.   29.04  
    Итоги года (3ч)      
    Итоговая письменная работа.   6.05  
    Итоговая письменная работа.   13.05  
  34-35 Анализ письменных работ.   20-22.05  
             

Список литературы для учителя (основной)

1. Слово-образ – смысл: филологический анализ литературного произведения. 10-11 классы: метод. пособие/В.Ф.Чертов, Е.М. Виноградова, Е.А.Яблоков, А.М.Антипова; под ред. В.Ф.Чертова.-М.: Дрофа, 2007.

2. Слово-образ – смысл: филологический анализ литературного произведения. 10-11 классы: программа /В.Ф.Чертов, Е.М. Виноградова, Е.А.Яблоков, А.М.Антипова; под ред. В.Ф.Чертова. -М.: Дрофа, 2006.

3. Слово-образ – смысл: филологический анализ литературного произведения. 10-11 классы: учебное пособие /В.Ф.Чертов, Е.М. Виноградова, Е.А.Яблоков, А.М.Антипова; под ред. В.Ф.Чертова. -М.: Дрофа, 2006.

Список литературы для учителя (дополнительный)

  1. Введение в литературоведение / под ред. Л. В. Чернец, 2-е изд. М., 2004.
  2. Е с и н А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. М., 1998.
  3. Ф а р и н о Е. Введение в литературоведение. СПб., 2004.
  4. Хализев В. Е. Теория литературы. 4-е изд. М., 2004.

Список литературы для учащихся (основной)

  1. Н и к о л и н а Н. А. Филологический анализ текста: учебное пособие. М., 2003.
  2. Слово-образ – смысл: филологический анализ литературного произведения. 10-11 классы: учебное пособие /В.Ф.Чертов, Е.М. Виноградова, Е.А.Яблоков, А.М.Антипова; под ред. В.Ф.Чертова. -М.: Дрофа, 2006.

Список литературы для учащихся (дополнительный)

1. Теоретическая поэтика. Понятия и определения: Хрестома­тия/Авт.-сост. Н. Д. Тамарченко. М., 2001.

2. Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика: Учеб­ное пособие. М., 1996.

Список литературы для учащихся (справочный)

  1. Б о р е в Ю. Б. Эстетика. Теория литературы: Энциклопеди­ческий словарь терминов. М, 2003.
  2. Коровкина Е. и др. Словарь рифм и поэтических терминов. Библиотека школьника. -М.: Филол. О-во «СЛОВО»: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2004.
  3. Квятковский А. П. Школьный поэтический словарь.- М.: Дрофа, 2000.
  4. Литературная энциклопедия терминов и понятий / гл. ред. и сост. А. Н. Николюкин. М., 2001.
  5. Литературный энциклопедический словарь / под ред. В. М. Кожевникова и П. А. Николаева. М., 1987.
  6. Элсанек А. Я. Основы литературоведения. Анализ худо­жественного произведения: Учебное пособие. М., 2001.
  7. Энциклопедический словарь юного литературоведа. М., 1998.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: