Ошибки восприятия в процессе общения




Несколько черт, присущих человеку, ведут к неадекватным или не­правильным выводам о вещах, которые он воспринимает. Оптический обман служит хорошим примером того, как одни и те же характеристи­ки объекта воспринимаются людьми по-разному. Наиболее важна предвзятость в восприятии, возникающая в отноше­ниях между людьми. На работе возникает много ситуаций, когда пред­взятость в восприятии могут спровоцировать такие простые вещи, как манера говорить или манера одеваться кого-либо из коллег. Предвзя­тость восприятия вызывает искажения, причины которых особенно важны для понимания. Рассмотрим различные виды реакции человека и типы возникающих при этом ошибок (т.н. тенденции в процессе вынесения суждений).

На процессе восприятия и понимания другого человека, помимо действия стереотипов, накладывают свой отпечаток и другие факторы, которые способствуют искажению образа другого чело­века и затрудняют взаимопонимание.

 

Первое впечатление: «Какая обаятельная улыбка. Он мне нравится».

Ореол: «Я думаю, что у него нет недостатков».

Проекция: «Я думаю, что его отец похож на меня».

Собственная теория личности: «Он такой скромный. Он никогда не присоединится к нашей команде».

Стереотип: «У него есть мотоцикл? Когда он покажет свои татуировки?».

Атрибуция: «Что он здесь делает? Наверняка его заставил прийти начальник».

Первое впечатление (гало-эффект). Впечатления о других людях формируются при знакомстве. Эта тенденция представляет проблему, потому что первое впечатление часто бывает самым длительным. Обычно первые контакты довольно короткие, следовательно, можно сделать вывод, что ранние впечатления основаны на ограниченной информации. Другими словами, при оценке человек использует только некоторые факты, а затем поддерживает сложившееся мнение.

Суть "гало-эффекта" заключается в том, что понравившийся с первого взгляда человек будет в дальнейшем восприниматься как приятный и независимо от того, что он будет делать или говорить, его слова и действия буду рассматриваться менее критически, т. е. более благосклонно. И наоборот, если человек не понравится с первого взгляда, то что бы он ни делал потом, все будет "не так". При этом необходимо помнить, что люди воспринимают позитивно похожих на себя (по манере одеваться, по взглядам, убеждениям, статусу) или просто привлекательных.

Ореол или акцент на одну характеристику. Многие люди сильно любят или не любят в других только что-то одно. Например, если одежда играет для человека большую роль, то манера одеваться может стать доминантой при оценке других людей. Если другой человек плохо одет, то результатом может быть общее негативное впечатление о нем. Эта тенденция называется эффектом ореола, что приводит к ситуации, когда одна или несколько характеристик индивидуума влияет на его оценку других характеристик.

Ореол также относится к нашей самооценке. Мы вынесем самое положительное мнение о человеке, обладающем такими же чертами, как и мы сами. Менеджер, всегда приходящий на работу вовремя, ско­рее всего, будет положительно относиться к подчиненным, которые пунктуальны, и негативно к тем, кто опаздывает.

В действии этого эффекта фиксируется зависимость восприятия частных свойств человека от влияния, вызываемого общим впечатлением о нем.

Он проявляется в том, что в целом неблагоприятное впечатле­ние о человеке мешает его коллегам увидеть его позитивные характеристики. И, наоборот, при общем благоприятном впечатлении негативные факторы не учитываются. В соответствии с этим эффектом восприятия жестко фиксируется сложившийся образ, без учета многогранности проявлений характера человека и его изменения.

 

Проекция. Проекция является формой защитного механизма, при помощи которого люди защищают себя от нежелательных характери­стик, которыми они обладают, но не хотят в этом себе признаться. По сути, мы видим в других те черты, которыми обладаем сами. Напри­мер, можно обвинить сослуживца в неряшливости, если неряшливость раздражает вас в себе самом. Проекция служит для создания неверных представлений. Если другие не обладают проецируемыми на них чер­тами, то неверное впечатление, созданное нами, будет довлеть над на­шим поведением, и последуют дальнейшие неверные выводы.

Собственная теория личности. Практически каждый человек явля­ется психологом-любителем и имеет свои собственные суждения о личности. Люди обладают чертой группировать характеристики других, или формировать собственную теорию личности. Это побуждает человека делать о личности других выводы, которые он считает правильными. Например, утверждения, что «честные люди упорно работают», «сони ленивы», «тихони опасны», привязывают одну характеристику личности к другой. Но любая связка может быть опасна. Упорный труд и честность не всегда связаны между собой. Сони не обязательно плохие работники. Тихоня может быть по-настоящему стеснительным или трусливым.

Попытки создать свою собственную теорию личности являются худшим проявлением любительской психологии. Самый безопасный способ сделать вывод о людях — это связать две характеристики вместе только при условии, что есть доказательство постоянной повторяемо­сти обеих характеристик.

Стереотипы. В собственной теории личности человек связывает вместе две или более характеристик. Стереотипы являются другим ви­дом привязки, т.е. мы привязываем характеристики людей к характе­ристике группы, к которой мы относим этих людей. Если мы выясня­ем, что человек итальянец, то мы можем подумать, что он очень эмо­ционален и склонен к жестикуляции. Если он ирландец, мы можем сделать вывод, что он любит виски. Другими, кроме национальности, группами стереотипов являются старики или дети, профессора, про­давцы, журналисты, начальники или любые другие категории, кото­рые что-либо значат для человека.

Члены групп, особенно однородных, имеют общие ценности и убе­ждения и могут даже иметь общие черты или особенности поведения. В некоторых случаях человек спокойно делает выводы о людях на ос­нове их принадлежности к той или иной группе. Скорее всего, он прав, делая вывод, что атлеты имеют хорошее здоровье, что средняя женщи­на поднимает меньше тяжести, чем средний мужчина, однако есть женщины, которые превосходят мужчин по поднятию тяжестей.

Часто стереотипы — это перепевы старых мифов и предрассудков. Тщательное исследование может показать, что лишь немногие члены группы обладают приписываемыми им характеристиками. Тем не ме­нее стереотипы очень распространены и сохраняются потому, что они полезны и помогают людям организовать мир вокруг них. Они основа­ны на неопределенности, а иногда и на страхе или угрозе, которые по­стоянно подкрепляются.

Стереотипы также подкрепляются языковой практикой, например, слово «очкарик», сказанное по отношению к школьнику, понимается как прилежный ученик, что не всегда соответствует действительности.

Атрибуция. Подоплекой нашего восприятия и суждений является желание знать, почему происходят те или иные события. В самой природе человека заложено фундаментальное желание объяснить причину собственного и чужого поведения. Вопрос «почему?» служит ключом для объяснения, организации и оправдания человеческого поведения. Неспособность объяснить причину события может привести нас в состояние дискомфорта и даже стресса. Если мы знаем, почему происходят события, то мы можем предусмотреть их в будущем и выбрать правильную линию поведения.

Установки. Искаженное представление о личности другого человека часто формируется под действием установок.

В психологии установкой называют сформировавшуюся в чело­веке неосознанную готовность к определенному поведению, готов­ность положительно или отрицательно реагировать на те или иные факты, события. Установка проявляется привычными суждени­ями, представлениями, поступками. Однажды выработанная она остается на более или менее длительное время. Скорость образо­вания и затухания установок, их подвижность разная.

 

Вопрос

Роль (в социальной психологии) (от франц. rуle) — социальная функция личности; соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от ихстатуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений. Понятие Р. ввел в социальную психологию Д. Мид (см. интеракционизм). Индивидуальное исполнение человеком Р. имеет определенную «личностную окраску», зависящую прежде всего от его знаний и умения находиться в данной P., от ее значимости для него, от стремления в большей или меньшей степени соответствовать ожиданиям окружающих. Диапазон и количество Р. определяются многообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в к-рые включена личность, ее потребностями и интересами. Различают Р. социальные, обусловленные местом индивида в системе объективных социальных отношений (Р. профессиональные, социально-демографические и др.). и Р. межличностные, определяемые местом индивида в системе межличностных отношений (лидер, отверженный и др.). Выделяют также Р. активные, исполняемые в данный момент, и латентные, не проявляющиеся в данной ситуации. Кроме того, различают Р. институционализированные (официальные, конвенциональные), связанные с официальными требованиями организации, в к-рую входит субъект, и стихийные, связанные со стихийно возникающими отношениями и видами деятельности.
Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский.

Неотъемлемой частью любого человеческого бытия выступает необходимость играть определенные роли в обществе, поскольку без этого невозможно функционирование общественного организма и невозможна сама самореализация индивида. Ролевое поведение представляет собой поведение индивида, проявляемое в зависимости от выполняемых задач в соответствии с ожиданиями окружающих. Основными его условиями считаются приемлемость и ясность самой роли. Ясность роли показывает, что данному человеку (который ее исполняет) понятно содержание роли, а также связь осуществляемой им деятельности с другими личностями. Приемлемость роли заключается в осознанной готовности к ее исполнению для получения определенного удовлетворения. Сама по себе роль не является моделью поведения. Характер индивида служит связующим звеном между ожиданиями и поведением. В результате, ролевое поведение выступает в качестве уникального продукта, свойственного для истолкования и интерпретации.

Любое поведение человека начинается с роли, выполняемой им в социальной среде. Таким образом, человек может оценивать и познавать себя, определяя свое место в конкретной среде, после чего контролирует, направляет и корректирует собственное поведение. Этот процесс проходит индивидуально в каждом отдельном случае и зависит исключительно от параметров психической личности, при подвергании ее влиянию производственной и социальной среды.

все социальные роли накладываются определенные ограничения в сочетаемости. В определенных условиях личность может столкнуться с тем, что определенные потребности приводят к противорению и, как следствие, разрыванию ролей. Так и возникает ролевой конфликт.

Ролевой конфликт представляет собой ситуацию, в которой человек сталкивается одновременно с несколькими требованиями, при которых осуществление одной из ролей приводит к невозможности исполнить все остальные. В общем виде выделяются два типа таких конфликтов:

межролевой — при возникновении между ролями;



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: