Отношение между противоположностями есть противоречие.




Диалектическое противоречие – это взаимодействие противоположных взаимоисключающих сторон и тенденций, предметов и явлений, которые находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая источником самодвижения и развития.

Из наличия ведущей противоположности в противоречии вытекает относительность единства и абсолютность борьбы противоположностей, необходимость разрешения противоречия. Все это в совокупности характеризует функцию диалектического противоречия как движущую силу развития. Среди бесконечного многообразия противоречий выделяют внутренние и внешние, основные и неосновные, антагонистические и неантагонистические противоречия.

Внутренние противоречия – это противоречия между взаимно противоположными элементами, образующими данную систему.

Внешние противоречия – это противоречия данной системы с окружающими ее системами.

Основные противоречия – это противоречия, определяющие все другие противоречия, их развитие и разрешение.

Неосновные противоречия – это производные, второстепенные противоречия, выражающие изменения отдельных свойств, сторон данного объекта.

Антагонистические противоречия – это противоречия между классами, общественными группами с противоположными непримиримыми интересами, разрешаемые насильственным путем.

Неантагонистические противоречия – это противоречия между классами, общественными группами, которые не обладают по отношению друг к другу диаметрально противоположными интересами.

 

17. Закон отрицания отрицаний.

Отрицание – это переход в новое качество

В мире все конечно, а значит, все имеет свою весну и лето, склоняется к осени и наконец гибнет в леденящей стуже зимы. Такова логика жизни – и всего природного, и всего социального. В бесчисленной смене нарождающихся и отмирающих форм возникают и исчезают виды растений, животных, сменяются поколения людей, формы общественной жизни. Но без отрицания старого невозможно рождение и созревание более высокого и полного сил нового, а стало быть, невозможен процесс развития. Этот закон диалектики органически связан с двумя остальными диалектическими законами. Его сущность можно выразить так: всякая конечная система, развиваясь на основе единства и борьбы противоположностей, проходит ряд внутренне связанных этапов. Эти этапы выражают неодолимость нового и спиралевидный характер развития, который проявляется в известном повторении на высшей ступени развития некоторых черт исходной стадии общего цикла. Напр., юность отрицает детство и сама в свою очередь отрицается зрелостью, а последняя – старостью. Различают три вида отрицания:

1) формально-логическое отрицание, в котором что-либо утверждается или отрицается и которое не отражает процесса развития;

2) метафизическое отрицание, в котором отрицание представляет собой полное, абсолютное уничтожение того, что существует или существовало;

3) диалектическое отрицание, основным содержанием которого являются два момента: уничтожение, отмирание старого, отжившего и в то же время сохранение положительного, способного к развитию.

Таким образом, отрицание отрицания предполагает: повторяемость в процессе развития; возврат к исходному положению, но на новой, более высокой ступени; относительную завершенность конкретных циклов развития; несводимость развития к движению по кругу.

В этом заключается сущность этого закона.

Разновидности развития:

1.Циклическое развитие

2.Линейное развитие

3.Спералевидное развитие – от высшего к низшему

4.Прогрессивное развитие – от низшего к высшему

Закон отрицания отрицания имеет всеобщий характер. Он действует в природе, обществе и мышлении.

18. Философия жизни Ницше.

Один из главных представителей неоклассической философии.Для немца Фридриха Ницше (1844–1900) в основе всего находится не воля к жизни, как у Шопенгауэра, а воля к власти. Он – сторонник сильных личностей, таких как герой его книги «Так говорил Заратустра», живущий высоко в горах, т. е. выше обычных людей, со своими ближайшими друзьями – мудрой змеей и гордым орлом. Чем дальше от природы до человека, тем больше затухает импульс к жизни, а сам человек – это уже прямое проявление болезни. Выход один – воспитывать сильных личностей, способных вести за собой слабовольные массы людей. Лозунг Ницше: «Живи опасно».

Ницше – прекрасный филолог и музыкальный импровизатор, к тому же страдающий от недугов. Все это переплавляется у него в своеобразную философскую форму, где яркие литературные эссе, проповеди, афоризмы, декларации, написанные подчас в музыкальных ритмах, то и дело противоречат друг другу. Ницше принято считать декадентом, т. е. представителем, причем ярчайшим, того направления в культуре конца XIX в., которое отмечено индивидуалистическим пессимизмом, аморальностью, эстетизацией кризисных явлений. Ницше считают также нигилистом, т. е. человеком, отрицающим все устоявшееся и не предлагающим новых позитивных ценностей. Впрочем, немало и таких авторов, кто обвиняет Ницше в культивировании фашизма, ибо, мол, «белокурая бестия» Ницше – это прообраз фашистского молодчика. В таком случае Ницше уже не столько нигилист, сколько приверженец фашизма. Думается, что все приведенные характеристики страдают явной односторонностью.

Ницше подобно любому философу занимается переоценкой существующих идеалов, но делает это во многих отношениях ярче и резче других. Для Ницше философия есть форма критики устоявшегося, традиционного, которое игнорирует становящееся, органичное по своему характеру стремление к власти. Это стремление не поддается научному изучению, а лишь истолковывается человеком. «Моя философия это горные высоты, можно простудиться». 5 принципов философии Ницше:

1)переоценка ценности2.)нигилизм.3).воля к власти4).принцип сверхчеловека.5.)принцип вечного возвращения.

1ый: отрицание прежних теорий морали. Прежняя мораль – это понятие совести. Мораль – это польза. Мораль – это только любовь к дальнему. Индивид – дальний. Дивидум -ближний. По Ницше:Любовь и насилие - не противоположности.

1)Переоценка ценностей – отрицание счастья. Человек не обязан быть счастливым. Человек обязан быть свободным. 2). Нигилизм – отрицание всех ценностей. Нигилизм – отрицание бытия. Бытия – нет. Есть только становление. Человек абсолютно индивидуален. 3) Воля к власи. Борьба рационализма и империзма:«Воля победима. И разум и чувства» Воля это основа жизни. Ни что другое не имеет значение. Воля есть и в живой и не в живой природе. «Жизнь это стремление к максимальной власти!» Воля это критерий поведения. Воля – это проявление свободы. Причины понижающие волю: высокий интеллект и женское начало.«когда идешь к женщине – бери плеть», «в женщине скрыты и раб и тиран», «Женщина – это кошка, в лучшем случае корова » 4)Принцип сверхчеловека. Природа в человеке создала фундаментальный промах. Человек может стать всем и ничем. Человек- это неустоявшееся животное. Сверхчеловек – это не лидер, не идеал. Сверхчеловек – это бесконечное возрастание мощи. Человек и тварь и творец. Самым главным врагом будешь ты сам. «я призываю вас не к работе, а к войне!» 5)Принцип вечного возвращения: 1.отрицание истории 2.отрицание стандартного поведения 3.вечное возвращение – это путь сверхчеловека.

«Боги рассмеялись когда один объявил себя единственным»

«с истиной творится что-то неладное»(истина заменяется оценкой)

Вывод: учение Ницше – первое направление в неоклассической философии.

Экзистенциализм

Экзистенциализм, или философия существования, – одно из направлений современной философии, возникшее накануне Первой мировой войны. Его представителями являются К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж. – П. Сартр, А. Камю и др. В нем традиционно различают религиозное и атеистическое направления.

Экзистенциализм стремится понять бытие как нечто непосредственно данное. Для такого понимания бытия требуется преодолеть интеллектуализм, рационализм и другие философские традиции. Постигнуть бытие можно только интуитивно, вжившись в него. Только тогда оно становится бытием человека.

В центре философии экзистенциализма лежит понятие свободы. Для данного философского направления характерно отрицание рациональной традиции, сводящей свободу к осознанию необходимости. Экзистенциализм провозглашает гуманистически-натуралистический принцип в понимании человеческой свободы. Свобода состоит в раскрытии природных задатков человека, в его раскрепощении, в развитии его «сущностных» сил.

Свобода должна происходить из экзистенции, а поскольку экзистенция ориентирована на трансцендентальность, т. е. на выход за пределы наличной ограниченности бытия, то понимание свободы разными представителями экзистенциализма сводится к разным трактовкам трансцендентальности. Г. Марсель и К. Ясперс утверждают, что свободу можно обрести лишь в Боге. Для Ж. – П. Сартра свобода есть отрицательность по отношению к бытию. Эту отрицательность он называет эмпирической данностью. Человек свободен в том смысле, что он сам желает, намеревается, проецирует свое бытие и себя, не определяясь ничем, кроме собственной субъективности. А ее сущность в идеале – в полной независимости от того, что есть. Но в этом случае свобода становится формой проявления крайнего индивидуализма.

Свобода в философии экзистенциализма предстает своеобразным бременем, которое вынужден нести человек, если он является личностью. Бременем является и выбор. Человек может отказаться от свободы, перестать быть самим собой, стать, как все, но этот отказ происходит вместе с отказом от себя как от личности.

Экзистенциализм отрицательно относится к разным формам человеческой коллективности. Все это ложное, а не подлинное бытие. Мнимым является и человеческое общение. Оно лишь подчеркивает одиночество каждого.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: