Конспект интегрированного занятия
Возрастная группа: старшая группа
Количество детей: 10-15 человек
Тема: « Семья »
Цель: Способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста представления о семье и нравственных нормах, воспитание любви и уважения к родным и близким.
Задачи:
Образовательные:
· формировать у детей старшего дошкольного возраста представление о семье и родственных связях;
· Учить детей быть внимательными к близким людям, заботиться о них, формировать чувство гордости за свою семью, воспитывать уважение к старшему поколению.
· Вызвать желание рассказывать о взаимоотношениях между детьми и взрослыми в семье.
Развивающие:
· Развивать самопознание и воспитывать у ребенка уважение к себе.
Воспитательные:
· Воспитывать доброжелательное отношение к близким людям.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие:
· Развивать у детей память, логическое мышление и творческое воображение;
· Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе;
· Развивать умение детей четко и полно отвечать на вопросы.
Речевое развитие:
· Активизировать в речи детей названия родственников, имена и отчества родителей, учить образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами, совершенствовать диалогическую и монологическую речь;
· Обогащать словарный запас детей;
· Развивать инициативность в общении с окружающими, умение вступать в контакт, договариваться, слушать и слышать партнёра.
Художественно-эстетическое развитие:
Закреплять умение выполнять поделку, развивать эмоциональную отзывчивость, творческую самостоятельность, эстетический вкус. Физическое развитие: совершенствовать технику основных движений: прыжки, выносливость, повороты влево вправо.
Обеспечение занятия: картинка девочка Аленка,макет дома, картинки членов семьи, картинка солнышко, картинка тучка, карточки семьи, цветная бумага белая и желтая, ножницы, клей.
Предварительная работа:
План совместной деятельности
1. Предварительная подготовка эмблема- ромашка (обвести на цветной бумаге трафарет ромашки и ее серединки, вырезать их).
2. Вступление: приглашение в гости к Аленке, загадки кто живет с Аленкой (вопросы педагога – ответы детей), беседа на тему «Семья»
3. Проведение основного этапа занятия: игра «Скажи ласково», игра «Солнышко и тучка», проведение физ. минутки, дидактическая игра «Собери цепочку», изготовление аппликации «эмблема- ромашка».
4. Подведение итогов: самоанализ детей.
Ход совместной деятельности
Этапы | Деятельность педагога | Деятельность детей |
Мотивационно – ориентировочный, организационный | 1) Вступительное слово педагога. Загадки для детей. ,Загадки №1, | Ответы на вопросы ведущего (воспитателя). |
Основной | 1) Педагог проводит игру «Скажи ласково» Приложение; 2)Игра «Солнышко и тучка» Приложение; 3)Физминутка Приложение; 4) Дидактическая игра «Собери цепочку»; 5) Беседа на тему семьи, 6) аппликация «Эмблема-ромашка» Приложение | Командное участие в игре «Скажи ласково»; 2.Участие в игре «Солнышко и тучка»; 3. Участие в физминутке; 4. Участие в дидактической игре «Собери цепочку»; 5. Ответы на вопросы воспитателя; 6. Изготовление эмблем-ромашек. |
Рефлексивно-оценочный этап | 1) Подведение итогов. | 1) Самоанализ детей «лучики и капельки» |
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Сегодня я приглашаю вас в гости к девочке Аленке. Хотите?
Ответы детей: Да, хотим
Воспитатель: Тогда скорее рассаживайтесь на стульчиках.
Дети рассаживаются на стульчиках.
Воспитатель: Живёт Аленка в этом красивом доме (обращаю внимание детей на макет дома). Но Алёнка живет не одна. И вот, чтобы нам узнать с кем она живет, нам надо будет отгадать загадки. (при отгадывании загадки детьми правильно устанавливаю в окошки дома картинку, обозначающую членов семьи).
Воспитатель: Слушайте внимательно (воспитатель загадывает детям загадки см. Загадки№2, дети активно отвечают).
Воспитатель: А теперь посмотрите, что же у нас с вами получилось. А получилась схема- мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра. Как можно назвать это одним словом?
Дети: Семья.
Воспитатель: Семья – это родные люди, которые любят друг друга, живут вместе, помогают друг другу.
- Давайте перечислим, из кого состоит семья
Дети: Дедушка, бабушка, папа, мама, брат (сестра, я.
Воспитатель: Ребята, а как члены семьи относятся друг другу?
Дети: Любят друг друга, уважают, помогают.
Воспитатель: Правильно, в семье все любят друг друга. И называют друг друга ласково.
- Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Скажи ласково»(см.Приложения)
(я буду называть членов семьи, а вы будете называть их ласково). Воспитатель: Молодцы, ребята!
- Вот такими ласковыми словами нужно называть своих родных.
- Все должны любить и уважать своих родных – мам, пап, бабушек, дедушек, сестренок, братишек.
- И никогда нельзя их ….
Дети: огорчать.
Игра «Солнышко и тучка» (см.Приложения)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Совершайте только хорошие поступки и над вами всегда будет светить солнышко. Ребята, вы наверное, устали? Давайте отдохнем.
Физминутка. (см. Приложения)
Воспитатель: Молодцы! Как хорошо отдохнули. Ну, а теперь предлагаю поиграть в другую игру. Для этого нужно сесть на свои места. Готовы?
Дидактическая игра «Собери цепочку»(см. Приложения)
Воспитатель: Ребята, посмотрите на доску. Что вы там заметили.
Дети: Что у девочки Аленки есть семья.
Воспитатель: Хорошо!
- Ребята, а в каждой семье есть взрослые и маленькие. Посмотрите внимательно на картинки и ответьте на вопросы:
Игра «Кто старше, кто моложе»
- Кто старше бабушка или мама? (ответы детей бабушка)
- Кто младше ребенок или папа? (ребенок)
- Кто старше мама или ребенок? (мама)
- Кто младше дедушка или папа? (папа)
-Мама моложе, а бабушка – (старше)
-Дедушка старше, а ребенок – (моложе)
Воспитатель: Молодцы! Справились.
- Ребята, как люди должны жить в семье (дружно, должны заботиться друг о друге)
- Верно. А вы знаете, что у каждого в семье есть свои обязанности. Ваши бабушки и дедушки, ваши родители всегда, что-то делают по дому. Я буду называть обязанности, а вы будете поднимать карточку того, кто это делает дома.
Ходит на работу – (ответы детей)
шьет – (мама)
ходит в магазин за покупками – (ответы детей)
учит уроки (сын, дочь)
готовит пищу – (мама, бабушка)
ухаживает за цветами – (ответы детей)
вытирает пыль – (мама, дочь)
моет посуду – (ответы детей)
убирает в доме – (ответы детей)
гладит – (мама)
играет – (ребенок, сын, дочь)
стирает –(мама)
читает сказку на ночь –(папа, дедушка, бабушка, мама)
мастерит – (дедушка, папа, ребенок и т.д.)
Воспитатель: Молодцы, справились!
Воспитатель: Ребята у всех есть семья и я предлагаю вам сделать аппликацию эмблему семьи «эмблема – ромашка». Будем делать?
Дети: Да, будем
(Проводится аппликация на тему «Эмблема- ромашка» см.Приложения).
Воспитатель: Отлично! У вас получились красивые эмблемки- ромашки.
Ваши родные очень обрадуются такому подарку.
-Ребята, давайте вспомним, что нового вы узнали сегодня? (Что такое семья, кто в семье живет, кто старше, кто младше и т. д.)
-Что такое семья? (Ответы детей)
-Как люди должны жить в семье?(Ответы детей)
-Как вы должны относиться к своим родным? (С уважением, любить и т.д.)
Скажем спасибо за гостеприимство Аленке.(Дети говорят спасибо Аленке)
Воспитатель: Ребята, в конце занятия я хотела бы вам дать вот такие лучики и капельки. Вам необходимо их приклеить к солнышку или к тучке. Возьмите лучик желтого цвета, если вам очень понравилось занятие и получили много интересной и полезной информации. Капельку голубого цвета, если занятие было не интересное, не получили никакой полезной информации.
Приложения:
Загадки №1
Кто научит гвоздь забить,
Даст машину порулить
И подскажет, как быть смелым,
Сильным, ловким и умелым (папа)
2. Кто стирает, варит, шьёт,
На работе устает,
Просыпается так рано?-
Лишь заботливая …. (мама)
3. Кто носки внучатам свяжет,
Сказку старую расскажет,
С медом даст оладушки?-
Это наша- …. (бабушка)
4. Он трудится не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед -
Мой родной, любимый …. (дед)
5. Кто веселый карапузик-
Шустро ползает на пузе?
Это младший мой…. (братишка)
6. Кто любит и меня и братца,
Но больше любит наряжаться?
Очень модная девчонка
Моя младшая … (сестренка)
Игра «Скажи ласково»
Дочь – доченька, дочурка
Сын – сынок, сыночек
Папа – папочка, папенька, папуля
Мама – мамочка, мамуля.
Дед – дедушка, дедуля
Бабушка – Бабуля, бабулечка.
Сестра – сестренка
Брат - братишка
Внук – внучок
Внучка –внученька
Воспитатель: Молодцы, ребята!
- Вот такими ласковыми словами нужно называть своих родных.
- Все должны любить и уважать своих родных – мам, пап, бабушек, дедушек, сестренок, братишек.
- И никогда нельзя их ….
Дети: огорчать.
Игра «Солнышко и тучка»
Воспитатель: Посмотрите, у вас в корзиночках лежат тучка и солнышко. Я буду предлагать ситуации, которые могут произойти в каждой семье; если она вызывает радость у родных, то вы показываете солнышко, а если плохое поведение, разочарование, то тучку.
-Вы помогли мама вымыть посуду?
- На прогулке испачкали куртку?
- Убрали за собой игрушки?
- Подрался с другом?
- Заботишься о бабушке, она заболела?
- Разбил мамину любимую вазу?
- Поздравил дедушку с днем рождения?
- Порвали книгу?
- Нарисовали красивую картинку?
-Съели манную кашу?
Воспитатель: Молодцы, ребята! Совершайте только хорошие поступки и над вами всегда будет светить солнышко. Ребята, вы наверное,устали? Давайте отдохнем.
Физминутка.
Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)
Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте)
Раз, два, три, четыре, пять, (прыжки на месте)
Всех могу пересчитать: (шагаем на месте)
Папа, мама, брат, сестра, (хлопаем в ладоши)
Кошка Мурка, два котёнка (наклоны туловища влево-вправо)
Мой сверчок, щегол и я (повороты туловища влево-вправо)
Вот и вся моя семья (хлопаем в ладоши).
Дидактическая игра «Собери цепочку»
Воспитатель: Возьмите карточки и разложите людей, изображённых на фотографии, по возрасту (сначала самый младший, затем тот, кто старше и т. д.).
Воспитатель: Ребята, посмотрите на доску. Что вы там заметили.
Дети: Что у девочки Аленки есть семья.
Воспитатель: Хорошо!