Бизнес-форум общественной организации «Деловая Россия»




Лазарева Алена

 

В День российского предпринимательства Владимир Путин принял участие в пленарном заседании 10-го бизнес-форума общероссийской общественной организации «Деловая Россия».

26 мая 2015 года

Москва

 

А.Репик: Спасибо большое, Владимир Владимирович.

Я хотел бы воспользоваться возможностью и присоединиться к Вашим поздравлениям и участникам форума, и гостям форума, и всем предпринимателям, а также их коллективам.

Я рад приветствовать вас всех на 10-м, юбилейном бизнес-форуме «Деловой России». Сегодня, в наш профессиональный праздник – День предпринимателя, я искренне желаю всем вам – всем, кто связал свою жизнь с развитием собственного дела, – успешных проектов, исполнения задуманного, уверенности во всех шагах и начинаниях. Поздравляю вас, поздравляю ваши коллективы. Ведь «Деловая Россия» – это не только клуб нескольких тысяч предпринимателей, о чём говорили Вы, Владимир Владимирович, это сообщество компаний, настоящих производственных семей, главы которых представляют их сегодня здесь, на площадке нашего форума.

Утром на пяти дискуссионных площадках – ярких, энергичных – мы обсудили пять, соответственно, приоритетных для российского бизнеса тем, то есть, по сути, это квинтэссенция повестки «Деловой России». Темы настолько взаимосвязаны между собой, что отделить одну от другой крайне трудно, каждая является неотъемлемой частью жизни предпринимателя.

Общественное признание нашей профессии, роль предпринимательской инициативы мы обсуждали на секции «Территория общества и бизнеса», Николай Левицкий модерировал секцию. На «Территории профессионалов» мы говорили о создании наших команд и о подготовке кадров для частного российского несырьевого бизнеса, [модератор] – Сергей Недорослев. Как строить диалог с государством именно в соответствии с Вашим Посланием и сегодняшними словами, на основе философии общего дела, как нам слушать и слышать друг друга, понимать друг друга, мы пытались решить на секции «Территория власти и бизнеса». Секцию вёл Андрей Назаров.

И, конечно, мы говорили о потребительском рынке – российском и мировом. Этому были посвящены две оставшиеся парные секции: «Территория возможностей» и «Территория амбиций». Разделив их таким образом, мы имели в виду следующее. «Территория возможностей» – это рынок России, он огромен, предоставляет отечественным компаниям действительно массу вариантов для развития, особенно сейчас, когда санкционные усилия Запада, как Вы и отметили, фактически обеспечивают нам защиту от зарубежных конкурентов.

К обсуждению уже имеющихся у нас возможностей импортозамещения мы ещё вернёмся, об этом расскажет модератор секции «Территория возможностей» Антон Викторович Данилов-Данильян. А я же попробую сконцентрировать внимание на наших мечтах, связанных с завоеванием рынка мирового. Мы уже в шаге от их воплощения, на кончиках пальцев мы ощущаем их материальность, ведь медалей национального первенства нам мало, нам хочется стать чемпионами мира – вот эта задача по нам. А сумма наших побед – это экономическое лидерство России, это та самая победа в общем медальном зачёте. И об этом мы говорили на моей секции, которую я модерировал, – секции «Территория амбиций».

Текущая конъюнктура на мировых рынках не оставляет нам выбора. Компании «Деловой России» могут и должны использовать момент для развития внешнеэкономической деятельности, причём в самом широком её понимании. Несырьевой бизнес может стать реальным российским агентом экономического влияния в мире, и не использовать эту возможность для экспансии было бы в корне неверно. Ведь такие методы – не наше изобретение: Китай стремительно укрепил свои позиции в мире в первую очередь благодаря своим компаниям, которые фактически завалили мир потребительскими товарами.

Что нам нужно сделать, как этим опытом воспользоваться? В Вашем выступлении Вы, Владимир Владимирович, отметили, что сейчас консолидируются разнонаправленные инструменты поддержки экспортёров, формируется единый институт – Российский экспортный центр, мы на него возлагаем очень большие надежды, сегодня много про это говорили. Но, сделав первые шаги на внешние рынки и открыв дорогу к зарубежным потребителям через экспорт, важно не останавливаться на достигнутом. В отличие от экспорта сырьевых товаров, где ключевую роль играет цена, технологичный продукт просто так, низкой ценой, не продашь.

Какие следующие шаги для расширения нашего присутствия за рубежом мы должны и можем сделать? Для начала здесь необходимы стратегические партнёрства с иностранными компаниями, которые смогут полноценно и по‑честному, подчёркиваю, представлять наши интересы на крупных и быстрорастущих рынках. Потом дело за собственной инфраструктурой: мы должны создавать инфраструктуру за рубежом – представительства, филиалы, дочерние компании, в конце концов, которые могут продвигать, продавать, обеспечивать гарантийное обслуживание нашей продукции, техническое обслуживание.

А если мы хотим срезать путь к местному рынку, к местному потребителю, то решение – покупка компаний, уже обладающих долей рынков. Нелишним, кстати, будет вернуться к идее приобретения российскими компаниями зарубежных игроков, обладающих необходимыми нам критическими компетенциями. Поэтому, Владимир Владимирович, просим закрепить за институтами развития, в частности за ВЭБ, РФПИ, возможно, именно ту самую возможность финансирования таких сделок.

Ещё одна важная тема, которую мы обсуждали на нашей «Территории амбиций», – это подходы к адаптации российских продуктов, нацеленных на зарубежные рынки. Какой товар нужен вообще потребителю за рубежом, в чём особенность его запроса? Мы должны уметь гибко подходить к формированию нашего предложения, ведь, как мы с вами помним, что русскому хорошо, то немцу – не очень. И если зарубежному рынку необходимы какие‑то непривычные для нас характеристики, мы должны уметь их обеспечивать. Я говорю и о собственно адаптации продукта, и об изменении технической документации, возможно, о проведении необходимых дополнительных исследований, испытаний, в конце концов, инструкции надо перевести. Для этого необходимы доступные финансовые ресурсы, нехватка которых бьёт российский бизнес на взлёте.

Поэтому здесь, Владимир Владимирович, мы просим поручить Правительству подумать над возможными мерами предэкспортной поддержки. Вы сегодня говорили про «инвестиционный лифт», это поможет средним компаниям-экспортёрам, но здесь нужно думать о широком, доступном кредитовании не под заоблачные проценты, а также про использование существующих форм бюджетного финансирования, например, государственных федеральных целевых программ для подготовки нашей продукции к выходу на внешние рынки. Причём, ещё раз уверяю, эти инвестиции не просто вернутся в экономику, они принесут как финансовый, так и стратегический результаты.

Наконец, третий вопрос, который мы сегодня обсуждали, это вопрос конкурентоспособности продукта и тесно связанного с ним трансфера зарубежных технологий. Наши взаимоотношения с иностранными партнёрами развиваются своеобразно, порой мне кажется, что мы стоим перед закрытой дверью, причём эта дверь открывается только снаружи. То есть мы как‑то заманиваем иностранных инвесторов к себе строить в России предприятия, мы даже можем убедить их иногда адаптировать продукты под наши потребности. Но если что‑то пошло не так, если что‑то не нравится «пришлому варягу», то он сворачивает бизнес, закрывает завод, забирает свои технологии и уходит, этому есть конкретные примеры.

 

Комментарий: к чему мне знать о конкурентно способности какого-либо продукта, эта не наша сфера деятельности.

 

Пленарное заседание бизнес-форума общероссийской общественной организации «Деловая Россия». Президент общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Алексей Репик (слева) и сопредседатель общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Николай Левицкий.

Существует решение, с помощью которого мы можем переломить эту ситуацию, перестать быть таким временным пристанищем, «гостиницей» зарубежных ноу-хау: мы должны обеспечить им «постоянную прописку» на российской земле. Суть в том, что, запуская такой трансфер, мы должны запустить его так, чтобы технологии и компетенции, переносимые в процессе локализации, остались у нас вне зависимости от настроения иностранного инвестора. То есть необходимо «на берегу» фиксировать договорённости через покупку прав интеллектуальной собственности, лицензии на использование технологий, что немаловажно, создание СП – совместных предприятий с якорными российскими партнёрами.

После поражения во Второй мировой войне Япония в 1949 году первой осознала выгоду привлечения технологий из‑за рубежа и запустила процесс трансфера технологий. Тогда это помогло поднять лежавшую, по сути, в руинах промышленность и вывело Японию в мировые лидеры технологического экспорта. Вот подтверждение того, что трансфер технологий сегодня может обеспечить импортозамещение, завтра – реализацию наших экспортных амбиций, а послезавтра создаст необходимый фундамент, те самые компетенции, чтобы создать лидеров новых рынков – рынков, которые мы проектируем в рамках объявленной Вами, Владимир Владимирович, Национальной технологической инициативы. Технологическое превосходство России – чем не амбиция? А если в основе этого превосходства будут лежать в том числе и зарубежные технологии, закреплённые за нами в ходе трансфера, – разве плохо? Мы фактически повторяем исторический манёвр Петра I: это ведь он пригласил на наши верфи голландцев, чтобы под их руководством научиться строить русские корабли, которые в щепки разбили шведов.

 

Комментарий: у людей много амбиций, бьющих через край, но пока я не вижу откровенно говоря представительных результатов их деятельности.

 

Не первый раз поднимаю эту тему и понимаю: десятки компаний «Деловой России» уже ведут эту работу по трансферу технологий, но пока это исключение из правила, скорее капля в море. Многие из нас понимают необходимость этой работы, но, к сожалению, не имеют финансовых ресурсов, должного административного, информационно-аналитического сопровождения, нам не хватает для этого и налоговых стимулов. Поэтому трансферу технологий нужна комплексная система поддержки и тиражирования накопленного у нас опыта. Есть ряд успешных примеров, есть наработанные методики, знаем возможности, потребности российских компаний, то есть мы понимаем, что необходимо для того, чтобы отдельные точки успеха превратить в вектор развития.

Что же нужно для этого сделать? Я считаю, что сначала необходимо для каждого рынка сформулировать стратегическую задачу, выстроить продуктовую линейку, то есть нужна поэтапная, тщательно разработанная для каждого рынка стратегия. Потом проводим рекогносцировку, то есть на этом этапе важна разведка, сбор информации о самых новых патентах, самых последних научных публикациях, результатах испытаний перспективной техники и оборудования. А потом по следам разведчиков запускаем охотников за технологиями и переговорщиков, то есть нам нужно установление контактов и оформление конкретных соглашений между российскими и зарубежными партнёрами. И на этом этапе нелишней будет поддержка со стороны наших торговых представительств. И главное, конечно, эти проекты должны здесь уже подхватить заботливые руки управленцев, которые организуют технологиям успешное «приземление» в России и не дадут им задохнуться во всевозможных закоулках бюрократии.

 

Комментарий: с бюрократией надо бороться при помощи создания определенных законов, грубых запретов и уголовных рассмотрений, тогда и проконтролировать продвижение технологий будет более возможно, оно будет попросту более конструктивно.

 

Так что, Владимир Владимирович, на базе «Деловой России» уже есть понимание, как задачи переноса технологий выполнить. Не хватает, наверное, только включения в эту работу институтов развития, поддержки федеральных органов исполнительной власти. Причём здесь нам не нужна очередная неповоротливая бюрократическая машина, скорее это должна быть быстроразворачиваемая, гибкая структура с возможностью оперативно принимать решения, подключать необходимые ресурсы. Здесь своего рода проектный офис. Первые результаты мы сможем предъявить уже через два-три года. Поэтому просим, Владимир Владимирович, дать поручение Правительству вместе с нами, с «Деловой Россией», проработать возможность создания такой структуры – агентства трансфера технологий – именно на принципах государственно-частного партнёрства с обязательным привлечением институтов развития.

Вообще должен признать, что идея эта в мировом опыте, в мировой практике не нова, но неизменно результативна. Если снова вернуться к опыту Китая, четыре года назад, в 2011 году, Китай создал центр международного трансфера технологий, управляемый частным оператором на принципах ГЧП, при этом финансируемый, поддерживаемый, контролируемый государством. С 2011 года они заключили более тысячи соглашений с международными партнёрами, это как минимум тысячи новых продуктов. Согласитесь, впечатляет. Китайцы взяли технологии «Сименс» и «Кавасаки» по производству высокоскоростных поездов, а на сегодня Китай не только крупнейший в мире производитель данной продукции, но он экспортирует эту продукцию, а материалы уже экспортирует «Сименсу» и «Кавасаки».

Поэтому, говоря о необходимости использовать этот опыт, нужно эту работу начать, и начать её быстро. При этом выбрать и привлечь к нам наилучшие технологии со всего мира важно, но здесь нельзя забывать и о наших собственных достижениях, потому что у нас есть своя, наработанная поколениями гениальных учёных, база фундаментальной науки. И именно поэтому, я считаю, сбалансированное сочетание существующего технического задела и технологий, полученных в рамках трансфера зарубежных технологий, позволит сформировать портфель высококлассных продуктов, конкурентоспособных на мировом рынке.

 

Комментарий: конкурентноспособных на мировом рынке. А почему не на нашем рынке, а на чьем-то общем?! Они вечно смотрят на развитие других стран, забывая или не принимая свою. Даже, сказанные слова по поводу отечественных технологий, на мой взгляд сказаны лишь в угоду российскому правительству, я не считаю что их самих столь интересует отечественное рассмотрение технологических наработок, нежели погоня за " ведущими" странами мира.

 

Это то, о чём мы говорили сегодня на секции «Территория амбиций ». Я сейчас попробую передать слово для презентации результатов работы секций моим коллегам по «Деловой России», и, может быть, потом Вы каким‑то образом прокомментируете.

Я упоминал, что у нас есть парная площадка, парная тематическая секция «Территория возможностей», где мы обсуждали потенциал российского рынка. Рычаг внутреннего спроса, подкреплённый курсом на импортозамещение, подкреплённый макроэкономическими факторами, в том числе достаточно дешёвым рублём, – это наш шанс для развития, это наш шанс «нарастить мышцы» здесь, в России, для выхода на рынок мировой.

 

[Секция] «Территория возможностей », Антон Данилов-Данильян.

 

А.Данилов-Данильян: Уважаемый Владимир Владимирович!

Мы сегодня очень продуктивно отработали два часа с небольшим, и все признали, что Россия – гигантский рынок: 145 миллионов жителей, не считая приезжих, огромное количество, тысячи предприятий. Но это не только территория, которая в международном разделении труда является рынком сырья, но мы до сих пор способны генерировать огромное количество технологий, и, самое главное, мы рынок мозгов. Были конкретные примеры показаны, и всё это очень впечатляет.

 

Комментарий: что они такого сделали за два часа, что все признали Россию таким рынком? И потом, о каких предприятиях идет речь, они закрываются, за последние несколько лет в Москве было закрыто более 113 предприятий, о чем вы?! Люди с мозгами уезжают за границу в целях собственной реализации, так как в России это безуспешно, это уже обсуждалось не раз, а наличие, что говорить о наличии, если вы не способны реализовать этих людей в своей стране, то смысл произносить такие речи.

 

Все пришли к выводу, что для того, чтобы эта территория возможностей реализовала свой потенциал, есть три направления. Первое – импортозамещение (пользуясь, действительно, относительно слабым рублём и антисанкциями); второе – освоение товаров новой экономики; третье – рост производительности труда в существующих компаниях.

 

Комментарий: первый и третий вариант вполне подходящие.

 

До последнего времени импортозамещение развивалось у нас двумя путями, последние 15 лет – это стихийное развитие. Было очень много примеров показано: и рынок мяса птицы, и безалкогольные напитки, и пиво, медицинская техника и многое другое. С другой стороны, в самый последний год было так называемое ручное управление, и от этого больше всего выиграл оборонно-промышленный комплекс. В целом основная задача, по мнению участников секции, – превратить этот процесс в более скоординированный, более структурированный и, самое главное, массовый, с тем чтобы у нас появлялись тысячи конкурентоспособных производств.

Что есть мерило конкурентоспособного производства? Здесь участники нашей секции пришли единогласно, по сути, к выводу, что это экспорт, образно говоря, экспортно ориентированное импортозамещение. Только когда товар, который здесь запущен и идёт на смену импортному, реализуется на зарубежном рынке, тогда можно говорить о том, что действительно знак качества у этого товара возник. Это не значит, что мы отказываемся от уже принятых программ по знаку качества, которые Правительство реализует, и некоторых других решений. Но самое главное – поддержка экспорта, и для всех государственных институтов развития это должен быть главный критерий оценки их деятельности. Не только приоритет импортозамещения, но главное – экспортно ориентированное импортозамещение. Так же как и по первой позиции, мы просим Вас дать поручение.

Следующий момент – контракты жизненного цикла и долгосрочные контракты. Малый бизнес – генератор тех инноваций, с помощью которых мы можем реализовать наши амбиции и занять международные ниши. Все эти инновации очень часто упираются в то, что они просто дороже, чем другие товары, традиционные, использующие старые технологии, старые подходы. И вообще, массовое, крупное производство всегда генерирует более дешёвые товары. Для того чтобы нам не просто квотами регулировать доступ малого бизнеса к госзаказу, а рассматривать это комплексно экономически, нам нужно сделать такой механизм, который позволит именно инновационным продуктам выигрывать государственные тендеры и конкурсы.

 

Комментарий: инновации, инновации, если люди выращивают яблоки в естественной для них среде, собирают, то что вы хотите изменить? технологии? вам не надоели ваши эксперименты? Мне порядком надоели результаты таких новшеств. Что имеется ввиду под инновационными продуктами? вы планируете изменять их свойства и структуру при помощи каких-либо инновационных методов, и потом заставить нас это все есть? вот это наглость!!!

 

Как это сделать? Для этого необходимо смотреть на товар с точки зрения всего его жизненного цикла. Люди говорили, что когда вы покупаете пусть дешёвый какой‑то, от лампочки до станка, товар, тем не менее на периоде в пять лет этот дешёвый [товар] оказывается для вас гораздо более дорогим, чем изначально представленный на рынок более дорогой товар с инновацией. Просто потому, что его не надо каждый год или каждые два года менять, его гораздо дешевле эксплуатировать, и прочее, и прочее.

 

Комментарий: я не согласна с подобным мнением, таковое представление лежит лишь в основе получения выгоды.

 

Это называется «контракты жизненного цикла», они предусмотрены в Федеральном законе № 44 «О контрактной системе». Там есть соответствующая статья, но, к сожалению, пока не создано подзаконных актов, которые были бы распространены по всем государственным заказчикам: и муниципальным, и федерального уровня, и государственным компаниям. Эта линия ещё не доведена, соответственно, те чиновники, которые принимают решения о тендерах и закупках, просто боятся органов прокуратуры и в результате вынуждены закупать более дешёвое сейчас, вместо того чтобы посмотреть на жизненный цикл продукции в целом.

Третье направление, где мы просим у Вас поддержки, связано с тем, что многие российские товары, имеющие, в общем, уже хорошие, проверенные показатели, тем не менее очень тяжело проходят всякие государственные экспертизы. На секции показывали примеры, когда у разных государственных компаний, которые осуществляют заказы, свои собственные сертификационные центры, и в результате один и тот же товар приходится много раз сертифицировать. В мире не так: в каждой группе стран есть один-единственный, по сути, центр, и достаточно один раз получить сертификацию. В нашей стране, к сожалению, этого ещё нет.

Было также несколько предложений, которые, на наш взгляд, являются очень полезными для реализации.

Предложение номер один: ежели на рынке действуют, скажем, две российские частные компании, то это означает, что на соответствующий тендер по государственному и муниципальному заказу не нужно уже давать «добро» на [участие в тендере] аналогичных государственных или полугосударственных компаний, то есть их заявки должны исключаться. Тогда мы поддерживаем частных эффективных участников. Да, по Конституции все формы собственности равны, но это не значит, что все одинаково эффективны.

 

Комментарий: какие компании наиболее эффективны? в чем заключается эта эффективность? Или различий, как таковых нет, но места другим не дам, потому что я с этого имею определенную сумму?!

 

Точно так же в отношении иностранных товаров. Пока действуют против нас санкции, мы могли бы временные позиции внести и в 44-й закон о госзакупках, и в 223-й, который регулирует закупки государственных компаний, естественных монополий. То есть, если есть два участника, допустим, российских, то исключается заявка иностранного. И пока они не отменили санкции, это вполне естественная конструкция, которая, в общем‑то, должна работать.

И, наверное, самое последнее. Очень важно для малого бизнеса делать информационные системы, которые показывают им, чем можно заниматься. Это работа региональных властей, но она должна координироваться из федерального центра. Было бы очень неплохо, чтобы создаваемое на базе Агентства кредитных гарантий новое агентство по поддержке малого и среднего предпринимательства взяло бы эту координирующую функцию на себя. Должны быть созданы информационные реестры возможностей, которые показывают, что, например, такой‑то вид бизнеса практически отсутствует в этом регионе, он занимается или каким‑то муниципальным унитарным предприятием или вовсе ничем не занимается, сюда входят иностранцы.

 

Комментарий: предприятие, которое ничем не занимается, прекрасно, так еще в него входят иностранцы, вы как такое допускаете?

 

Другими словами, очень важно подчеркнуть на фоне всеобщей электронизации и интернетизации нашего общества возможности получения информации для малого бизнеса. Все потихонечку учатся, все умеют работать на компьютерах. Все должны быть эффективными хотя бы с точки зрения равных возможностей.

Вот самые основные вещи. Спасибо вам за внимание.

А.Назаров: Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые коллеги!

На самом деле мне показалось, что очень важная фраза звучала в названии нашей секции: не просто бизнес и власть, а как философия общего дела. Вы знаете, оценить данную фразу, для того чтобы правильно её прочувствовать не просто. Когда мы были участниками шествия «Бессмертного полка», там мы кожей чувствовали, что мы являемся участниками этой философии общего дела, что мы плечом к плечу (предприниматели, правоохранители, чиновники, все) идём, гордо несём портреты своих дедов, отцов и болеем за страну. Нас распирает гордость, что мы вместе, что мы вышли и что мы строим это общее дело, мы это чувствовали кожей. И Вы, Владимир Владимирович, наверное, тоже так же чувствовали, Вы там были. Вот что такое философия общего дела.

И когда мы от этого отталкиваемся, всё остальное уже мелочь. Но тем не менее понятно – не настолько уж и мелочь, что результаты нужно дать. Мы же, каждый, трудимся, скажем образно, у своего станка, каждый делает дело, насколько может, максимально эффективно. Кто‑то управляет государством, кто‑то предприятием, которое строит, кто‑то создаёт заводы, рабочие места. Частный бизнес чаще всего это делает эффективнее, а государство берёт на себя создание условий для формирования предпосылок для строительства, для создания рабочих мест, для строительства заводов.

И очень хорошо, когда возникает некое партнёрство между государством и бизнесом. Потому что, конечно, предприниматели выступают заказчиками этой среды, инвестиционных условий, в которых они потом работают. Совместных историй успеха у нас уже много. На самом деле, если посмотреть, за последние годы множество преобразований сделано, принято множество законов, «дорожных карт», в рамках которых идут эти преобразования. Мне кажется, здесь даже как‑то грех жаловаться, в общем‑то. «Дорожные карты» – это не конечный результат, это некий процесс, который должен вывести нас на итоговый результат.

Хотелось отметить очередной шаг со стороны государства – буквально на прошлой неделе принят так называемый закон об амнистии капиталов. Это на самом деле доверие государства по отношению к бизнесу, к предпринимателям, которые по какой‑то причине не были де-юре владельцами активов, не использовали капиталы внутри страны. Теперь такое декларирование даёт возможность без налогов, в общем‑то, спокойно работать и заниматься деятельностью. При этом, конечно, страна получает повышение деловой активности, дополнительные финансовые ресурсы, и нельзя переоценить положительный эффект от этого.

 

Комментарий: звучит как оправдание. Возможно даже, что сами с этим связаны напрямую.

 

Единственное, хотелось бы отметить, что, конечно, уход в офшоры у многих не был связан с оптимизацией налогов. Конечно, кто‑то пользовался этим, но, в общем‑то, наверное, многие уходили в офшоры, потому что хотели уйти в другие юрисдикции: и потому, что боялись рейдерских захватов, «наездов» бандитов, за себя боялись, за свои семьи, за свои коллективы, просто понимали сложность ведения бизнеса, иногда это зашкаливало. И когда сейчас этот закон начинает работать, конечно, многие поверят в него (и Вы в Послании сказали, что закон принят достаточно хороший).

Тем не менее это половина дела – продекларировать имущество. Потом эти капиталы придут сюда, вещи будут названы своими именами, и, в принципе, если ничего не изменится, то, по сути, все попадают в ту же зону риска, как и раньше. В общем‑то, и три года назад были в этой зоне риска, и сейчас попадают в зону риска. Для того чтобы уйти из этой зоны риска, на наш взгляд, всё‑таки надо сделать эту работу по улучшению юрисдикции, по совершенствованию уголовного законодательства, по декриминализации определённых экономических правонарушений. Иначе всё равно будут преследовать, и опять это потихонечку расползётся, а поток активов и капиталов опять в обратном направлении начнёт двигаться.

Например, многие экономические правонарушения. Наверное, если подозреваемый заплатит ущерб потерпевшему в рамках установленного Уголовным кодексом штрафа, то он может исправление своё и, в общем, без лишения свободы осуществить, продолжая заниматься деятельностью, которая будет идти на благо государства. Конечно, он должен быть наказан, и штраф, и судимость у него будет, но тем не менее всё‑таки если мы не будем их выкидывать из кадрового оборота страны, то мы больше получим. Просидит он несколько лет, потеряет семью, предприятие закроют, рабочие места [потеряем], вряд ли польза от этого большая есть.

 

Комментарий: то есть даешь свободу нарушителям, выражено весьма открыто.

 

Владимир Владимирович, здесь Вы уже много раз этот тезис поддержали, есть уже поручение по итогам Госсовета о ряде статей по декартелизации, повышении ущербов, с которых начнётся уголовная ответственность.

Единственное, здесь просьба такая, чтобы, в общем‑то, эти идеи и даже поручения дошли до логического завершения, до той точки, которая точно даст эффект, не просто отчёт, что исполнили и что‑то там приняли, какой‑то закон вроде есть, вот он похож на это поручение. Но при этом если безопасность ведения бизнеса не улучшится, то предприниматели всё равно будут, скажем так, «голосовать ногами». Мы все заинтересованы, это реальный путь, он уже во многом проделан. Может быть, создать какой‑то проектный офис или поручить какой‑то структуре, которая максимально заинтересована в развитии [бизнеса], чтобы она курировала процесс амнистии капиталов и изменение российской юрисдикции в лучшую сторону.

Необходимо отметить, что в тех случаях, где государство на самом деле чётко реагирует на запросы предпринимательского сообщества, там результат себя долго не заставляет ждать.

 

Комментарий: и вот так всегда.

 

Вот национальная предпринимательская инициатива, о которой Вы сказали в самом начале, на самом деле получилась настолько объёмной, и на базе Агентства стратегических инициатив мы все вместе разработали «дорожные карты», которые, по сути, серьёзно улучшают регуляторику в стране.

К концу этого года практически все эти «дорожные карты» должны завершиться. После этого необходимо, на наш взгляд, сделать две вещи. Первое – перейти на новый уровень изменений, потому что «дорожная карта» – она не конечна, всё невозможно там изменить. И второе – перейти к улучшению кадровой ситуации, чтобы люди, которые работают друг с другом, были другого уровня, другой компетенции. Сегодня, когда лучшие предприниматели попадают во власть, они, в общем‑то, часто эффективны. Или наоборот, когда чиновники очень эффективные приходят в бизнес, они такие же эффективные и в бизнесе. Это такой положительный кадровый отбор.

 

Комментарий: положительный кадровый набор? чиновники положительные? вы возможно никогда не имели с ними дела, либо по складу не отличаетесь от таких людей.

 

Не минусовый, когда кто‑то остался без дела, его куда‑то пристроили, а именно лучших забираем друг у друга, грубо говоря, делимся кадрами. Это, в общем‑то, поднимет ощущение жизни в государстве [в государственном управлении] на новый уровень.

И может быть, объявить некий мораторий на изменение процессов и реализовать всё то, что мы уже приняли. У нас на самом деле, начиная с майских указов и кончая «дорожными картами», появился достаточно большой объём реализуемых программ. Надо всё‑таки их доработать до завершения, чтобы они не наслаивались и не уходили, не забывались. И чтобы такой нормотворческий зуд при этом не возникал.

Вот у нас есть примеры по Федеральной антимонопольной службе. За девять лет существования этого закона он претерпевал изменения 29 раз. Понятно, что многие просто не успевают встраиваться в те правила, которые возникают. Надо отметить, что, по статистике, наша антимонопольная служба возбуждает дел больше, чем все страны мира, вместе взятые. Вряд ли у нас такие непослушные предприниматели. Скорее всего, немножко здесь правила не те, потому что попадает под наказание или под реакцию антимонопольной службы только 11 процентов из первой сотни крупнейших компаний, а 36 процентов – это малый и средний бизнес.

Какое у них монопольное присутствие на рынке, у малого предприятия? Это странно. Но при этом за 2013 год почти 2700 таких дел возбудили. Мне кажется, всё‑таки здесь идёт излишнее регулирование, малый бизнес надо оградить от такой реакции. Всё‑таки, наверное, антимонопольная служба должна заниматься крупным бизнесом.

 

Комментарий: почему бы уже не предпринять меры по урегулированию и ограждению этих структурных предприятий?

 

Уважаемый Владимир Владимирович! Надо отметить, что этот год очень нелегко начался. Кризис проверил на выживаемость многие российские компании: насколько правильный менеджмент, насколько стратегическое мышление и резервы созданы. Но при этом понятно, что стимулы для деятельности уменьшились, резервов стало гораздо меньше. Уже Алексей [Репик] и Антон [Данилов-Данильян] говорили в своих выступлениях, что, если мы ставим амбициозные задачи для экономического развития, конечно, хотелось, чтобы со стороны государства был ещё ряд дополнительных шагов по поддержке. Такие, как, например, ставка Центрального банка, – мы бы хотели, чтобы она продолжала понижаться (ставка всё‑таки играет важнейшую роль в доступе к финансам и к себестоимости), чтобы программы по поддержке модернизации и развитию производства были ещё дополнительно поддержаны государством. И такой инструмент, как недавно созданный и принятый закон (сейчас уже на Дальнем Востоке работает) – это принцип территорий опережающего развития, мы бы предлагали, чтобы даже это работало не локальными такими очагами, а распространять их на высокотехнологичные перспективные отрасли. То есть, например, есть определённая отрасль, и там некие преференции создать, чтобы этот сегодняшний девиз «движение на опережение» шёл более широким фронтом, чем в каких‑то локальных точках.

Когда месяц назад, Владимир Владимирович, мы проводили Ялтинский международный экономический форум, там наши крымские коллеги сказали, что самый главный стимул повышения деловой активности – это появившаяся уверенность в завтрашнем дне. Для нас, для российских предпринимателей, уверенность в завтрашнем дне – это когда у нас есть партнёрство власти и бизнеса, когда мы друг друга слышим, идём навстречу друг другу, когда мы работаем в одной команде на самом деле, как мы идём в «Бессмертном полку» и кожей чувствуем совместное присутствие ради великой страны, и тогда экономика выйдет на новый уровень, будет современной, более компетентной, более конкурентной.

Владимир Владимирович, спасибо Вам за поддержку, за понимание. Спасибо.

«Территория общества и бизнеса», Николай Левицкий.

 

Н.Левицкий: Уважаемый Владимир Владимирович!

Все мы максимально заинтересованы в развитии предпринимательства. Основная проблема, которую мы сегодня обсуждали на секции, это, конечно, то, что молодежь не хочет становиться предпринимателями.

 

Комментарий: конечно, ведь с предпринимательством в нашей стране много проблем, с документами, оформлениями и другими вещами, кому ж захочется заниматься подобной волокитой. Потратишь и нервы и деньги, а результата можешь и не получить.

 

По всем статистическим обзорам, которые были сделаны в этом и в прошлом году, количество молодых людей, которые хотят стать предпринимателями, – порядка 3 процентов, притом что в других странах, у наших конкурентов, как я считаю, эти цифры выше. В Индии – 25 процентов, в Китае и США – около 20, в Бразилии – 30 процентов. Мне даже страшно представить, сколько это в цифрах – 30 процентов индийской молодежи. Там больше населения нашей страны может оказаться.

Понять нашу молодежь легко, потому что вся международная статистика говорит о том, что доход менеджера равен доходу предпринимательства в среднем. На тысячи новых проектов приходится только один «Фейсбук», или «Яндекс», или «Магнит», то



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: