Происхождение и сущность сознания




 

Происхождение сознания материализм связывает с отражением.

Отражение – универсальная способность материальных объектов изменяться в соответствии с особенностями воздействующих объектов.

Чем выше организована материальная система, тем более развита ее способность отражения. Это сквозное свойство материи, присущее всем ее уровням. Развитие материи сопровождалось усложнением форм отражения, рассматриваемых как генетическая предпосылка возникновения сознания.

Основные формы отражения соответствуют основным формам движения материи.

В неживой (неорганической) природе отражение носит элементарный характер, сводится к физико-химическим изменениям. Пример - механическая деформация. Это пассивное, потенциальное отражение. Здесь нет передачи информации, нет субъекта, воспринимающего отражение как информацию для приспособления к среде. Результат отражения не востребован, не нужен взаимодействующим объектам.

Информация – содержание отражения субъектом объекта.

В живой природе отражение носит активный, т.е. информационный характер, так как в этом взаимодействии участвует субъект. Критерий живого – обмен веществ со средой, направленный на достижение оптимального внутреннего состояния субъекта. Приспособление организмов к среде (животных – к органической, человека – к социальной) непосредственно связано с сущностью жизни. Активность – способность субъекта избирательно взаимодействовать с объектом. Полученная в процессе отражения информация становится условием жизнедеятельности субъекта.

В биологической природе первой и общей для всего живого формой отражения появляется физиологическое отражение - раздражимость. Это избирательный процесс обмена веществ клетки (единицы живого) со средой. У высших растений раздражимость проявляется в форме неростовых движений – настий. Это изменение осмотического давления в тканях, в результате чего возникает изменение положения частей растения друг относительно друга (поднятие или опускание лепестков, поворот соцветия). Раздражимость обеспечила переход от вещества к организму. Здесь еще нет субъективного образа объективного мира.

В животной природе появляется чувствительность (элементарное психическое отражение), т.е. способность отражать отдельные свойства предметов в виде ощущений. Психика животных характеризуется способностью иметь чувственный образ действительности. В развитии психики выделяют четыре стадии.

На сенсорной стадии (например, медузы, моллюски, черви) отражаются отдельные свойства среды. Психическое отражение является элементарным, представлено в виде ощущения. Здесь нет образа действительности, психический образ не расчленен на элементы и содержанием отражения является собственное состояние субъекта [Филиппова, 2004, С.284]. Поведение является инстинктивным.

На перцептивной стадии (насекомые, холоднокровные) содержанием отражения являются отдельные объекты. Ощущения дифференцируются и систематизируются, отражение носит характер восприятия (перцепции). В поведении большую роль играют условные рефлексы, что позволяет накапливать индивидуальный опыт. Но животное может осуществлять деятельность только по отношению к воспринимаемому.

На интеллектуальной стадии содержанием отражения становятся связи между воспринимаемыми объектами. Отражение носит характер представления. Понгиды (гориллы, шимпанзе, орангутанги), например, могут смешивать пищу для получения определенного вкуса. Но они остаются рабами ситуации - представление об изменении ситуации может возникать только внутри самой ситуации.

Понгиды способны изменять объекты (изготовление орудий), демонстрировать другим способы действий. Они могут обманывать, шутить, ругаться, задавать вопросы (например, как называется предмет) [Филиппова, 2004, С.69]. Но в их психике нет разделения на самостоятельные когнитивные и сенсорные процессы. Кроме того, содержанием отражения остается наличная ситуация.

Представление является связующим звеном между психикой животных и сознанием человека. Новая функция психики (включение преобразований объектов в организацию совместной деятельности) в процессе прогрессивного развития приобретает материальное выражение в искусственных знаковых средствах (речи) и физиологическое обеспечение в функциональных структурах мозга. Этот эволюционный процесс со всеми промежуточными формами в настоящее время отсутствует. Имеется только результат – следующая стадия развития психики (сознание).

В социальной природе (общество) новая форма отражения характеризуется способностью иметь рациональные образы действительности. Содержанием отражения становятся закономерности мира (причинно-следственные связи). Вербальное отражение качественно преобразовало всю психику, стало интегрирующей по отношению к другим формам регуляции деятельности. Знаковые средства изменили логику эволюции психики, сняли необходимость дальнейшего увеличения объема мозга.

Органом психики является нервная система с ее высшим отделом – головным мозгом. Связь сознания с мозгом проявляется в том, что пусковой механизм сознания, генетический потенциал человека достаточно жестко ограничен во времени. Он может не реализоваться, если пропустить срок ранней социализации человека (возраст до 3-4 лет). Об этом говорят случаи типа «маугли» - выращенные животными дети не могли стать полноценными людьми.

Психика животных непосредственно обусловлена нервной системой, передается по наследству на уровне инстинктов. Это продукт биологического развития. Объекты жизнедеятельности животных являются объектами биологических потребностей. Интерес к этим объектам ограничивается рамками удовлетворения биологических потребностей. Отношение животных к миру в целом определяется непосредственно телесной организацией. По внешнему виду животного можно определить его поведение. Деятельность животного направлена на пользование природой, а человека – на преобразование природы.

Специфика сознания проявляется в том, что, его становление происходит в обществе, вне которого сознание возникнуть не может. Во-первых, сознание не является непосредственной биологической функцией мозга. Высшие мозговые структуры, функцией которых является психика человека, формируются онтогенетически в процессе овладения исторически сложившимися формами деятельности. Во-вторых, сознание индивида выступает во всех своих проявлениях как проводник реальных общественных отношений. Деятельность человека имеет какой-либо смысл лишь постольку, поскольку включается в эти отношения: жизнь человека возможна только как совместная деятельность. Отношение человека к миру определяется социально выработанными навыками предметных действий, приобретаемыми через общение.

Итак, человек социален во всех своих проявлениях, его личность формируется всей совокупностью общественных отношений. Процесс формирования личности лежит через социализацию.

Социализация – это процесс индивидуального усвоения и дальнейшего развития социально-культурного опыта через включение индивида в систему общественных отношений и формирование у него социальных качеств, позволяющих ему быть членом общества.

Социализация предполагает усвоение образцов поведения, норм и ценностей, позволяющих индивиду существовать в данном обществе. Характер и мера социализации определяются спецификой социально-экономической структуры общества и форм общественного сознания. Чем выше уровень социализации, тем меньшую роль в жизнедеятельности человека играет биологическая программа наследственности.

Сознание – социальная функция мозга, форма рационального отражения действительности, опосредованная всеобщими формами общественно–исторической деятельности людей.

Сам термин сознание означает совместное знание. На уровне чувственного отражения знания не было, как не было и сознания.

Сознание предполагает не только знание о действительности, но и представленность субъекта самому себе. В этой функции сознание выступает как самосознание. Содержанием самосознания является сам субъект, его отношение к миру. Поскольку мерой и исходным пунктом отношения к себе выступают другие люди (восприятие себя по аналогии с другим со стороны, самосознание опосредовано осознанием других), в самосознании ярче, чем в сознании, проявляется его общественный характер.

Зачатки самосознания (самочувствие), определенные формы самоотнесенности свойственны высшим животным. Содержанием отражения здесь является не внутренний мир, а внешний образ. Понгиды идентифицируют себя и свое состояние в зеркале, на фотографии. Лишь человеку свойственна явная форма самосознания – рефлексия, способность к самосовершенствованию, выделению и изменению своего внутреннего мира. Животные не выделяют самих себя из мира других явлений. По словам А.Г.Спиркина, животные не знают, а человек знает о своем знании. У первобытных людей, называющих себя по имени рода, нет личного имени и местоимения Я.

Самосознание – функция сознания, способность человека иметь знание о самом процессе сознания на всех его уровнях.

«Показательно, что… осознание самого сознания всегда отстает по содержанию от осознания внешнего мира. Это лишний раз подтверждает, что сознание по своему происхождению есть результат развития материи…» [Солопов, 2004, с.265].

Ядром сознания является мышление. Функционирование сознания обеспечивается мышлением - воспроизведением материального в абстрактных понятиях. Понятие – это обобщенный, опосредованный и абстрактный образ отражаемых предметов.

Мышление – высшая форма рационального отражения действительности, характеризующаяся изменением действительности в соответствии с ее сущностью.

Непосредственной основой мышления является не действительность как таковая, а ее изменение - практика. Практика эффективна, если основывается не только на данных органов чувств, но и на знании сущности явлений. Благодаря мышлению человек выходит за рамки чувственного восприятия действительности. Мышление есть атрибут этой субстанции – общественно-исторической практической деятельности. Мышление есть всеобщая идеальная форма деятельности человека, согласующаяся со всеобщими формами самой действительности.

Рациональное мышление – явная, высшая форма мышления, так как вычленяет общее из чувственного многообразия. Понятия отражают предметы в их существенных связях, отвлекаясь от их внешнего вида. Различают теоретическое (понятийное и образное) и практическое (наглядно-образное и наглядно-действенное) мышление. Они по-разному связаны с действительностью. Теоретическое мышление связано с изменением идеализированных предметов, а практическое – с изменением материальных предметов.

Следует отметить, что проблема создания искусственного мышления заключается в том, что реальное мышление включает кроме самого мышления также эмоциональные, интуитивные, чувственно-образные, волевые и другие компоненты, образующие важнейший эвристический фактор человеческой деятельности.

Зачаточное мышление есть у животных. У них сенсомоторный интеллект, характеризующийся способностью оперировать чувственными представлениями, а не абстрактными понятиями.

Сознание существует в материальной оболочке своего выражения - языке, знаке. Сознание и язык выступают как диалектическое единство. Не существует сознания без языка, как не существует языка без сознания. В языке происходит материализация сознания. Но определяющей стороной является сознание.

Речь (язык) – орудие мышления и сознания, материальная форма их существования, знаковая система, выполняющая познавательную и коммуникативную функцию в процессе человеческой деятельности (речь - звуковая, язык – зрительная система знаков).

Органы животных не подходят для воспроизведения и восприятия членораздельной речи, «сигнала сигналов». Их средства общения являются естественными (первая сигнальная система, по И.П.Павлову, 1849-1936), врожденными в своей основе – отражают эмоциональное состояние и намерение действий. Освоение знаковых средств понгидами аналогично способностям ребенка возраста 2-2,5 лет [Филиппова, 2004, С.68-69].




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: