Введение
Тема «малый бизнес» является актуальной ввиду степени влияния малого бизнеса на национальную экономику любой страны. Фактически, малый бизнес-это своеобразный фундамент существования среднего класса в странах, с развитой экономикой. Малый бизнес отличается быстрой оборачиваемостью капитала, незначительного по объему. Малый и средний бизнес наиболее мобилен в изменяющейся обстановке на рынке по сравнению с крупными предприятиями, переориентировать которые крайне сложно.
Основными преимуществами малого бизнеса в отличие от крупного предприятия является относительная простота его организации, возможность принятия более гибких и оперативных решений, меньший объем первоначальных инвестиций, ориентация преимущественно на удовлетворение потребностей регионального рынка.
Малый бизнес обладает особым потeнциалом в сфере трудоустройства населения, ему свойственно вовлечение в рабочие процессы резервов рабочей силы, которые не могут быть задействованы в крупном производстве - это пенсионеры, студенты, домохозяйки, люди с ограниченными возможностями и др.
Малым предприятиям в случае необходимости легче переориентировать свое производство на другие товары или услуги. Но при этом они наиболее уязвимы в период кризиса, экономической нестабильности.
Таким образом, малый бизнес - как тема данной курсовой работы очень актуальна в настоящее время, и, хотя малый бизнес всегда уступал и будет уступать средним и крупным предприятиям по жизнеспособности и оборотам, он является своеобразным "спасительным кругом" любой развитой экономической системы.
Цель данной курсовой работы - изучение малого предпринимательства.
Данная цель предполагает решение таких задач, как:
1) изучение роли и значения малого предпринимательства,
2) рассмотрение субъектов и их характеристик,
3) изучение государственной поддержки малого бизнеса;
4) рассмотрение малого предприятия, на примере организации «Мир из стекла», его организационной структуры, финансового анализа.
Объектом исследования является малый бизнес. Предметом исследования – малый бизнес в Российской Федерации. При написании курсовой работы использовались методы: анализа литературы, сравнительного анализа, метод обобщения и другие.
Данная работа состоит из введения, двух глав – теоретической(основы малого бизнеса, его значение, субъекты и государственная поддержка) и практической(анализ предприятия «Мир из стекла»: история его создания и развития, рассматриваются виды деятельности, организационная структура, и проводится финансовый анализ его деятельности), а так же заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.
Малый бизнес.
Сущность и значение малого предпринимательства
На абсолютно всех этапах развития экономики любой страны и любой эпохи основным звеном является предприятие. Предпринимательство как общая категория - институт рыночной экономики. В зарождении, развитии, функционировании данного сектора экономики прослеживаются определенные устоявшиеся традиции. Предпринимателям присущ уникальный тип поведения, основанный на таких чертах как: самостоятельность, инициативность, предрасположенность и готовность к риску, новаторство, навык рационального сочетания факторов производства в конкретной экономической ситуации. [1]
Таким образом, предприятие — это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.[2]
М.Г. Лапуста в своем учебнике трактует термин «предпринимательство» как: свободное экономическое хозяйствование, в различных сферах деятельности (кроме запрещенной законодательством), осуществляемая субъектами рыночных отношений в целях удовлетворения потребностей конкретных потребителей и общества в товарах (работах. услугах) и получении прибыли (дохода), необходимых для развития собственного дела (предприятия) и обеспечения финансовых обязательств перед бюджетами и другими хозяйствующими субъектами.[3]
В части первой Гражданского Кодекса РФ говорится, что гражданским законодательством регулируются отношения между лицами, осуществляющие предпринимательскую деятельность. ГК РФ определяет сущность предпринимательства так: это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от продажи товаров, пользования имуществом, выполнения работ, оказания услуг.[4]
Малый бизнес (малое предпринимательство) – это бизнес, который осуществляется в малых формах, опирается на предпринимательскую деятельность, совокупность мелких, средних и частных предпринимателей, прямо не входящих в крупные производственные объединения. Помимо этого, малое предпринимательство есть особый сектор бизнеса, определяющий темпы экономического роста, состояние и структуру занятости населения, качество и структуру валового национального продукта.
Малый бизнес, характеризуется следующими чертами:
1) более высокая степень риска;
2) инновационный характер решений, действий, стратегий, технологий и т.п.;
3) высокой приспособляемостью к изменчивости рынка;
4) высокая степень инициативности;
5) низкий уровень самостоятельности;
6) тяготением к образованию неформальных структур и отношений.[5]
Малое предпринимательство, или малый бизнес, выполняет ряд важнейших экономических и социальных функций. К примеру:
1) формирование рыночного сектора экономики;
2) удовлетворение потребностей как населения, так и общества в качественных товарах, услугах;
3) приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям;
4) создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;
5) участие в формировании бюджетов всех уровней посредством отчисления налогов;
6) обслуживание труднодоступных регионов;
7) содействие развитию инновационных технологий.
Значение малого предпринимательства в развитых рыночных странах со временем уменьшается, в том числе в розничной торговле, где доминируют крупные компании. Тем не менее, его роль остается существенной, поскольку малые предприятия:
1) производят особые виды товаров и услуг, которые крупные компании не готовы выпустить на рынок;
2) обеспечивают производителей рынком сбыта их товаров там, где не действуют крупные продавцы. Некоторые предприятия даже производят продукцию, специально предназначенную для мелких розничных продавцов, позволяя им выдерживать конкуренцию крупных торговцев.
В СССР малым формам хозяйствования и индивидуальному предпринимательству экономическая наука не придавала серьезного значения, а практика создавала значительные препятствия. С началом рыночной реформы, напротив, индивидуальной предприимчивости была предоставлена более широкая свобода, чем на Западе, а роль мелкого бизнеса стала преувеличиваться. Для подкрепления этого нового взгляда в печати стали приводиться цифры, показывающие, что в развитых рыночных странах мелкое предпринимательство будто бы дает до 50 и более процентов валового продукта. В реальности эта часть ВВП создается малыми и средними предприятиями вместе.
Структура российского малого бизнеса отличается от структуры аналогичного сектора большинства стран. Около 50 % малых предприятий работают в сфере торговли, второе место отводится сфере обслуживания, на третьем месте находятся предприятия, которые занимаются ремонтом и строительством. На четвертом месте находятся обрабатывающие и научно-технические предприятия. Доля предприятий малого бизнеса в строительстве и промышленности, напротив, постоянно сокращается. [6]
Деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации регулируется принятым 24 июля 2007 года Федеральным законом № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»,[7] который в п.1, ст.4 определяет, что «к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юр. лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (исключая государственные и муниципальные унитарные предприятия), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее – индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства».
Этим же законом регулируются критерии отнесения предприятий к малому бизнесу:
1) Ограничение по статусу: доля внешнего участия в капитале не должна превышать 25 % уставного капитала.
2) Ограничение по численности работников:
a. малые предприятия – до 100 человек (включительно);
b. микро-предприятия – до 15 человек.
3) Ограничение по выручке: с 1 января 2008 г. согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 556 установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год (без учета налога на добавленную стоимость) для следующих категорий субъектов малого предпринимательства:
a. малые предприятия - 400 млн рублей;
b. микропредприятия - 60 млн рублей.
Предельные значения выручки устанавливаются Правительством Российской Федерации один раз в 5 лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.
Категория субъекта малого предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием и изменяется только в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений в течение 2 календарных лет, следующих один за другим.
Во многих же развитых странах малый бизнес является своеобразным локомотивом экономики, малые предприятия успешно работают не только в сфере обслуживания, но и в производственной, финансовой и научно-технической среде.