Сущность и значение малого предпринимательства




Введение

 

Тема «малый бизнес» является актуальной ввиду степени влияния малого бизнеса на национальную экономику любой страны. Фактически, малый бизнес-это своеобразный фундамент существования среднего класса в странах, с развитой экономикой. Малый бизнес отличается быстрой оборачиваемостью капитала, незначительного по объему. Малый и средний бизнес наиболее мобилен в изменяющейся обстановке на рынке по сравнению с крупными предприятиями, переориентировать которые крайне сложно.

Основными преимуществами малого бизнеса в отличие от крупного предприятия является относительная простота его организации, возможность принятия более гибких и оперативных решений, меньший объем первоначальных инвестиций, ориентация преимущественно на удовлетворение потребностей регионального рынка.

Малый бизнес обладает особым потeнциалом в сфере трудоустройства населения, ему свойственно вовлечение в рабочие процессы резервов рабочей силы, которые не могут быть задействованы в крупном производстве - это пенсионеры, студенты, домохозяйки, люди с ограниченными возможностями и др.

Малым предприятиям в случае необходимости легче переориентировать свое производство на другие товары или услуги. Но при этом они наиболее уязвимы в период кризиса, экономической нестабильности.

Таким образом, малый бизнес - как тема данной курсовой работы очень актуальна в настоящее время, и, хотя малый бизнес всегда уступал и будет уступать средним и крупным предприятиям по жизнеспособности и оборотам, он является своеобразным "спасительным кругом" любой развитой экономической системы.

Цель данной курсовой работы - изучение малого предпринимательства.

Данная цель предполагает решение таких задач, как:

1) изучение роли и значения малого предпринимательства,

2) рассмотрение субъектов и их характеристик,

3) изучение государственной поддержки малого бизнеса;

4) рассмотрение малого предприятия, на примере организации «Мир из стекла», его организационной структуры, финансового анализа.

Объектом исследования является малый бизнес. Предметом исследования – малый бизнес в Российской Федерации. При написании курсовой работы использовались методы: анализа литературы, сравнительного анализа, метод обобщения и другие.

Данная работа состоит из введения, двух глав – теоретической(основы малого бизнеса, его значение, субъекты и государственная поддержка) и практической(анализ предприятия «Мир из стекла»: история его создания и развития, рассматриваются виды деятельности, организационная структура, и проводится финансовый анализ его деятельности), а так же заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.

 

 

Малый бизнес.

 

Сущность и значение малого предпринимательства

 

На абсолютно всех этапах развития экономики любой страны и любой эпохи основным звеном является предприятие. Предпринимательство как общая категория - институт рыночной экономики. В зарождении, развитии, функционировании данного сектора экономики прослеживаются определенные устоявшиеся традиции. Предпринимателям присущ уникальный тип поведения, основанный на таких чертах как: самостоятельность, инициативность, предрасположенность и готовность к риску, новаторство, навык рационального сочетания факторов производства в конкретной экономической ситуации. [1]

Таким образом, предприятие — это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.[2]

М.Г. Лапуста в своем учебнике трактует термин «предпринимательство» как: свободное экономическое хозяйствование, в различных сферах деятельности (кроме запрещенной законодательством), осуществляемая субъектами рыночных отношений в целях удовлетворения потребностей конкретных потребителей и общества в товарах (работах. услугах) и получении прибыли (дохода), необходимых для развития собственного дела (предприятия) и обеспечения финансовых обязательств перед бюджетами и другими хозяйствующими субъектами.[3]

В части первой Гражданского Кодекса РФ говорится, что гражданским законодательством регулируются отношения между лицами, осуществляющие предпринимательскую деятельность. ГК РФ определяет сущность предпринимательства так: это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от продажи товаров, пользования имуществом, выполнения работ, оказания услуг.[4]

Малый бизнес (малое предпринимательство) – это бизнес, который осуществляется в малых формах, опирается на предпринимательскую деятельность, совокупность мелких, средних и частных предпринимателей, прямо не входящих в крупные производственные объединения. Помимо этого, малое предпринимательство есть особый сектор бизнеса, определяющий темпы экономического роста, состояние и структуру занятости населения, качество и структуру валового национального продукта.

Малый бизнес, характеризуется следующими чертами:

1) более высокая степень риска;

2) инновационный характер решений, действий, стратегий, технологий и т.п.;

3) высокой приспособляемостью к изменчивости рынка;

4) высокая степень инициативности;

5) низкий уровень самостоятельности;

6) тяготением к образованию неформальных структур и отношений.[5]

Малое предпринимательство, или малый бизнес, выполняет ряд важнейших экономических и социальных функций. К примеру:

1) формирование рыночного сектора экономики;

2) удовлетворение потребностей как населения, так и общества в качественных товарах, услугах;

3) приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям;

4) создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;

5) участие в формировании бюджетов всех уровней посредством отчисления налогов;

6) обслуживание труднодоступных регионов;

7) содействие развитию инновационных технологий.

Значение малого предпринимательства в развитых рыночных странах со временем уменьшается, в том числе в розничной торговле, где доминируют крупные компании. Тем не менее, его роль остается существенной, поскольку малые предприятия:

1) производят особые виды товаров и услуг, которые крупные компании не готовы выпустить на рынок;

2) обеспечивают производителей рынком сбыта их товаров там, где не действуют крупные продавцы. Некоторые предприятия даже производят продукцию, специально предназначенную для мелких розничных продавцов, позволяя им выдерживать конкуренцию крупных торговцев.

В СССР малым формам хозяйствования и индивидуальному предпринимательству экономическая наука не придавала серьезного значения, а практика создавала значительные препятствия. С началом рыночной реформы, напротив, индивидуальной предприимчивости была предоставлена более широкая свобода, чем на Западе, а роль мелкого бизнеса стала преувеличиваться. Для подкрепления этого нового взгляда в печати стали приводиться цифры, показывающие, что в развитых рыночных странах мелкое предпринимательство будто бы дает до 50 и более процентов валового продукта. В реальности эта часть ВВП создается малыми и средними предприятиями вместе.

Структура российского малого бизнеса отличается от структуры аналогичного сектора большинства стран. Около 50 % малых предприятий работают в сфере торговли, второе место отводится сфере обслуживания, на третьем месте находятся предприятия, которые занимаются ремонтом и строительством. На четвертом месте находятся обрабатывающие и научно-технические предприятия. Доля предприятий малого бизнеса в строительстве и промышленности, напротив, постоянно сокращается. [6]

Деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации регулируется принятым 24 июля 2007 года Федеральным законом № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»,[7] который в п.1, ст.4 определяет, что «к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юр. лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (исключая государственные и муниципальные унитарные предприятия), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее – индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства».

Этим же законом регулируются критерии отнесения предприятий к малому бизнесу:

1) Ограничение по статусу: доля внешнего участия в капитале не должна превышать 25 % уставного капитала.

2) Ограничение по численности работников:

a. малые предприятия – до 100 человек (включительно);

b. микро-предприятия – до 15 человек.

3) Ограничение по выручке: с 1 января 2008 г. согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 556 установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год (без учета налога на добавленную стоимость) для следующих категорий субъектов малого предпринимательства:

a. малые предприятия - 400 млн рублей;

b. микропредприятия - 60 млн рублей.

Предельные значения выручки устанавливаются Правительством Российской Федерации один раз в 5 лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.

Категория субъекта малого предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием и изменяется только в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений в течение 2 календарных лет, следующих один за другим.

Во многих же развитых странах малый бизнес является своеобразным локомотивом экономики, малые предприятия успешно работают не только в сфере обслуживания, но и в производственной, финансовой и научно-технической среде.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: