МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ЭКЗАМЕН
по специальности
220501 «Управление качеством»
(гр. УК-91)
Основные разделы учебных дисциплин для подготовки к экзамену 2012/2013 уч.г.
Метрология, стандартизация и сертификация
(проф. Артемьев Б.Г.)
- В чём заключается основная цель метрологии?
- Что такое измерение?
- Что следует понимать под средством измерения?
- Критерии качества измерений и способы их достижения.
- Цель принятия ФЗ «Об обеспечении единства измерений».
- В чём смысл нормирования метрологических характеристик средств измерений?
- Что следует понимать под классом точности средства измерений?
- Погрешности средств измерений.
- Поверка и калибровка средств измерений.
- Поверочная схема и её назначение.
- Цели и задачи стандартизации.
- Что такое стандарт?
- Техническое регулирование и его цели.
- Технический регламент и его цели.
- Национальная система стандартизации. Её основные документы.
- Структура национального органа по стандартизации.
- Стандарты организаций.
- Подтверждение соответствия.
- Оценка соответствия и её формы.
- Обязательная сертификация и её формы.
- Добровольная сертификация.
- Декларирование соответствия.
- Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий.
- Международные организации по стандартизации.
Основы обеспечения качества
(ст. преподаватель Галахов В.В.)
- "Семь инструментов" управления качеством.
- Статистические методы управления качеством продукции. Задачи статистического регулирования технологического процесса и приемочного контроля.
- Показатели качества продукции. Классификация показателей качества.
- Статистические методы регулирования технологических процессов при контроле по количественному признаку.
- Экспертные методы.
- Оценка точности технологических процессов. Выборочный контроль.
- Комплексные показатели качества.
- Концепция «Шесть Сигм».
- Диаграмма Парето, диаграмма Исикавы, контрольные карты.
- Статистический приемочный контроль по альтернативному признаку.
Всеобщее управление качеством
(ст. преподаватель Галахов В.В.)
- История ISO9000.
- ISO9000 в России. Система Менеджмента Качества. Сертификат ISO9000. Правила применения сертификата и знака соответствия систем качества.
- Что такое международные стандарты, для чего нужны, где применяются. Прохождение сертификации.
- Технология проведения аудита СМК. Документация аудита.
- Процесс построения системы качества в организации. Внедрение.
- Классическая философия качества. Качество и потребности человека.
- Новейшая философия качества. Основные понятия. Базовые принципы построения систем менеджмента качества, с точки зрения новейшей философии.
- Основные затраты на качество, затраты на предупредительные мероприятия. Затраты на контроль. Внешние и внутренние затраты на дефект.
- Качество, ценность и стоимость изделия.
- Концепции предпринимательства и качества. Риски выбора альтернатив при управлении.
Статистические методы в управлении качеством
(проф. Скачко Ю.В.)
- Семь инструментов контроля качества. Расслоение, графики. Диаграмма Парето. Гистограмма. Диаграмма разброса. Графики. Примеры.
- Числовые характеристики случайных величин. Моменты распределения. Описательная статистика в Excel.
- Гистограмма закона распределения. Нормальное распределение. Доверительный интервал. Последовательность анализа качества посредством гистограммы. Плотность распределения и технологический допуск.
- Статистические методы и метрологическое обеспечение в управлении качеством. Методы уменьшения случайной погрешности средств измерений.
- Измерения с многократными наблюдениями как пример использования статистических методов. Результат измерений.
- Регрессионный анализ в задачах управления качеством. Инструменты качества для уменьшения систематической погрешности измерений:
- Коэффициент точности и брак. Процент брака и процент годных изделий. Функция Лапласа для оценки качества. Примеры.
- Контроль по количественному признаку. Контроль по альтернативному признаку. Предварительный анализ состояния процесса.
- Функции службы качества. Контрольная карта, границы регулирования и условия применения. Законы распределения и границы регулирования.
- Предварительное исследование технологического процесса. Три этапа регулирования процесса. Методы регулирования при контроле по количественному или по альтернативному признаку.
Средства и методы управления качеством
(доц. Ставицкая Н.Б.)
- Установление долговременных целей и краткосрочных задач. Функции обеспечения качества Соотношение между затратами на качество в модели PAF Информационное обеспечение управления качеством
- Формирование общепринятых ценностей для организации. Определение качества (расширение понятия, мифы) Принципы построения структуры (смешанный товарно-функциональный, матричный принципы)
- Предварительный анализ необходимости и целесообразности улучшения деятельности организации. Основные этапы QFD.
- Средства управления качеством. Основные направления совершенствования деятельности. Требования к качеству в организации (классы качества, факторы...)
- Достижение долговременных целей. Необходимость планирования. Формирование стратегии и тактики улучшения деятельности. Различные подходы в оценке затрат на качество
- Деятельность руководства по обеспечению качества Краткосрочное планирование улучшения деятельности. Важность учета затрат на качество
- Проведение организационных изменений в рамках TQM. Что такое организационная культура? Действующее законодательство по защите прав потребителя
- Объяснение необходимости изменений и преодоления психологических барьеров. Делегирование полномочий. Создание надежной системы коммуникаций. Основные направления коммуникационных потоков, и выяснить какой из них является основой в СМК.
- Структура факторов мотивации. Создание системы поощрения и признания заслуг.
- Агитация и обучение в области совершенствования деятельности. Разработка образовательных программ и стажировок.