Организованная перестройка времен «перестройки».




В руки преступников во время «перестройки» попал огромный стартовый капитал в результате антиалкогольной кампании, которая не только породила дефицит в госбюджете, но и способствовала возникновению новых устойчивых мафиозных структур, быстрому наращиванию теневого капитала. Разрешение кооперативам и совместным предприятиям вести бесконтрольную внешнюю торговлю при неконвертируемом рубле, искусственно заниженных (по сравнению с мировыми) внутренних ценах и наличии больших теневых капиталов привело к спекуляции национальным достоянием. Возникла реальная угроза экономической безопасности страны из-за возрастающих объемом контрабандных поставок импортных товаров; экспорта необработанного сырья; махинаций по перераспределению кооперативам и совместным предприятиям различной фондируемой продукции и сырья в ущерб государственным заказам; реализации им же повсеместно скопившегося на госпредприятиях неликвидов для вывоза за рубеж; незаконного ввоза и вывоза капиталов без организации собственно совместных производств, что приводило к накоплению на счетах СП крупных сумм в рублях, которые обмениваются на иностранную валюту по курсу «черного» рынка. С помощью коррупционеров с иностранными фирмами заключаются невыгодные для страны контракты на поставку продукции, сбывается стратегическое сырье и материалы. Катастрофический масштаб приобрели организованные преступления на объектах транспорта, которым способствуют блокады дорог, массовые «бросания» поездов без охраны на перегонах, скопления неохраняемого подвижного состава с ценными грузами на приграничных станциях и в морских торговых портах.

Масштабы организованной преступности все больше охватывали именно те сферы экономики, которые непосредственно связаны с удовлетворением жизненно важных потребностей населения. Это относится, прежде всего, к предприятиям и организациям, осуществляющим хранение, транспортировку и реализацию товаров народного потребления. Облегчали преступную деятельность резко возросшие нарушения хозяйственных связей и развал потребительского рынка, попытки многих местных органов регулировать его неэкономическими методами, срыв поставок и завоза товаров в розничную торговую сеть, создание искусственного дефицита. Возрастанию масштабов преступлений способствовали так называемые «договорные», «кооперативные» цены, а с 1992 года и «отпущенные» цены. Ценообразование без государственного регулирования во многих случаях использовалось для злоупотреблений, сокрытия истинных поступлений от торговли и сбыта. Все это предопределяло новые варианты организованной преступной деятельности. К началу 90-х годов, несмотря на меры противодействия со стороны правоохранительных органов, еще большее распространение получили преступные формирования бандитской и рэкетирской направленности. Указанные преступные формирования отличались высоким уровнем уголовного профессионализма, строгой иерархической структурой, распределением ролей. Подобные группы, как правило, были мобильны, имели автотранспорт, были хорошо оснащены технически (имели приборы ночного видения, радиостанции, газовые пистолеты и баллоны, бронежилеты и т.п.), были вооружены различными видами огнестрельного оружия, как самодельного, так и серийного производства. Политика, проводимая российским правительством, не только не смогла добиться снижения уровня преступности, в том числе экономической, а даже наоборот, привела к ее высокому всплеску. Процесс приватизации приводит к распродаже за бесценок объектов государственной собственности, баснословному обогащению хозяйственных руководителей (красных директоров) и дельцов теневой экономики, обману рядовых тружеников. Сфера предпринимательства все больше поражается уголовной активностью и уходит в зону теневой экономики. Полностью в теневой сфере находится мелкое предпринимательство и сфера услуг. Усиливается криминализация финансово-кредитной системы, все это является закономерным следствием ошибочной экономической политики. Как говорят российские специалисты - криминологи, в том числе и экономисты, такие тяжелые последствия - есть результат слепого копирования западных моделей и рецептов международного валютного фонда[17], а также результат еще и того, что переход к рынку осуществляется без надлежащей социальной, правовой и криминологической защиты. По данным криминологов, до 20 миллиардов долларов в год переправляется за границу на зарубежные счета.

В этот период начинает проявлять себя такое явление как легализация организованной преступности, в связи с этим нам представляется важным мнение доктора юридических наук Л.Д. Гаухмана, который указал проявление легализация организованной преступности в трех ее сферах, а именно: социально – экономической, политической и правовой. В социально-экономической сфере наблюдается приватизация партийной (бывшей КПСС) и государственной властно-управленческой элитой государственного имущества и имущества общественных организаций по чисто символическим ценам[18].

Бывшие лидеры теневой экономики, а также партийно - государственной номенклатуры выдвигаются в депутаты представительных органов, а также выдвигаются на должности в органы исполнительной власти. Такое положение метко охарактеризовал кандидат юридических наук Л. Тимофеев: «Реальная власть в государстве принадлежит новой корпорации мафиозного типа, сложившейся в недрах партийно-хозяйственных административных структурах»[19].

Нестабильность в оперативную обстановку вносит деятельность криминальных структур, сформировавшихся по национальному или религиозному признакам. В 1994 году выявлено 756 этнических преступных групп, в 1995 году - свыше 800. Наибольшую опасность представляют чеченские, азербайджанские, армянские и грузинские группировки. Отдельные из них специализируются на совершении конкретных видов противоправной деятельности, но в основном занимаются вымогательством, наркобизнесом, торговлей оружием, мошенничеством и хищениями в сфере экономики, контролируют проституцию, игорный и автобизнес[20].

Наибольшее количество организованных преступных групп международной ориентации выявлено в Северо-Кавказском, Северном и Северо-Западном, Центральном и Уральском экономических районах России.

Большинство из выявленных преступных групп (около 65%) имеют и поддерживают связи с аналогичными формированиями в странах ближнего зарубежья. Из числа государств - участников СНГ - это в первую очередь Украина, Беларусь, Грузия, Азербайджан, Армения, Казахстан. Отмечаются устойчивые криминальные связи российской организованной преступности с преступными структурами в странах Прибалтики (18-20%).

Российские группы наладили преступные связи в 39 странах дальнего зарубежья. Примерно 18% имеют связи в ФРГ, 12% - в США и Польше, 3-5% - в Швеции, Финляндии, Венгрии, Китае, Корее, Израиле, Болгарии и т.д.

Преступные группы, действующие на международной арене, специализируются на хищении и контрабанде валютных ценностей и антиквариата, нелегальном вывозе сырьевых ресурсов, оружейном бизнесе, кражах автотранспорта, радиоактивных материалов, проституции, рэкете, наркобизнесе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: