Виды финансового контроля




Финансовый контроль, как и все другие категории финансового права, так и категории различных отраслей права претерпевали изменений, так как происходила эволюция во всех отраслях. Первое что оказало большое влияние на финансовый контроль – это расширение финансовых правоотношений, появление все новых финансовых рынков, обновления организации ведения бизнеса. Нередко финансовый контроль связывают напрямую с выполнением государства своих функций. При рассмотрении соотношения понятий финансовый контроль с функциями государства, можно рассмотреть позиции следующих ученых: В.Н. Хропанюк к одной из внутренних функций государства относил функцию финансового контроля, под которой понимал выявление и учет доходов производителей, часть которых направляется в государственный бюджет для удовлетворения социальных и общегосударственных нужд. Необходимо придерживаться точки зрения Д.В. Пожарского, который к одной из основных функций современного государства относит государственный контроль и надзор в целом. При этом под контрольно-надзорной функцией государства он понимает направление деятельности по обеспечению нормального функционирования государства и общества посредством установления фактического выполнения социальных норм (прежде всего правовых) и сдерживания выявленных отклонений. Финансовый контроль в данном случае выступает направлением реализации государственного контроля, объектом которого является образование, распределение и использование фондов денежных средств во всех звеньях финансовой системы в целях реализации интересов государства в финансовой сфере. Также финансовый контроль следует рассматривать как функцию государственного управления.[8] Исходя из того, что финансовый контроль исходит от государства и от других органов власти, финансовый контроль делят в зависимости от субъектов контроля на:

1. государственный, включающий в себя общегосударственный, вневедомственный, ведомственный

2. негосударственный финансовый контроль, включающий в себя внутрихозяйственный, муниципальный, общественный, и независимый финансовый контроль (аудит).

Общегосударственный финансовый контроль осуществляется Федеральным собранием РФ и Правительством РФ в отношении объектов независимо от их ведомственной подчиненности. Данный вид финансового контроля имеет наивысшее значение в силу особого статуса осуществляющих его органов и осуществляется в рамках всего государства. Вневедомственный финансовый контроль осуществляется специальными финансово-кредитными органами, такими как Федеральное казначейство, Федеральная служба финансово- бюджетного надзора, Центральный банк РФ, Федеральная налоговая служба, Счетная палата.

Ведомственный (внутриведомственный) финансовый контроль осуществляется министерствами, а также ведомствами и другими субъектами по отношению к подведомственным им организациям, предприятиям и учреждениям. Как правило, осуществляется самостоятельными структурными контрольно-ревизионными подразделениями министерств и ведомств. Внутрихозяйственный финансовый контроль - это совокупность мероприятий, проводимых непосредственно в организациях их экономическими службами (бухгалтерией, финансовым отделом, службой финансового менеджмента) с целью проверки соответствия представляемой бухгалтерской отчетности свой организации (ее филиалов и дочерних образований) законодательству о бухгалтерском учете.

Муниципальный финансовый контроль представляет собой совокупность мероприятий, проводимых контрольными органами по проверке законности и эффективности действий бюджетополучателей в образовании, распределении и использовании денежных фондов, находящихся в их ведении, выявлении резервов увеличения доходов бюджета и совершенствовании бюджетно-налоговой дисциплины.

Независимый (аудиторский) финансовый контроль осуществляется аудиторами (аудиторскими фирмами). Особенность аудита состоят в том, что эта деятельность является предпринимательской и основана на взаимных интересах между клиентом и аудитором, все услуги аудитора платные.

Если же обратиться к Бюджетному кодексу, то можно выделить следующую классификацию:

1. Предварительный;

2. Текущий;

3. Последующий.

Предварительный государственный и муниципальный финансовый контроль проводится до проведения финансовый операций на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятий, смет расходов и доходов учреждений и организаций, проектов бюджетов, текстов договорных соглашений, учредительных документов и т.д. Он направлен на недопущение возможности незаконного, нерационального или неэффективного использования государственных финансов и материальных ресурсов.

Текущий финансовый контроль осуществляется во время проведения хозяйственных и финансовый операций по формированию и использованию государственных средств органами государственной власти, юридическими и физическими лицами на основе данных первичных документов, оперативного бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения. Последующий финансовый контроль реализуется после проведения финансовых операций. Данный вид финансового контроля направлен на выявление тех нарушений, которые не были установлены во время предварительного и текущего контроля. По результатам мероприятий последующего контроля составляются акты, имеющие юридическую силу.[9]

В зависимости от предмета контроля выделяют следующие виды финансового контроля:

1. Экономический – изучает факты потерь и нерационального использования ресурсов, незаконного расходования средств и условия, вызывающие эти явления;

2. Финансовый контроль – проверка специально уполномоченными органами фактически полученных финансовых показателей деятельности, расходования финансовых ресурсов, соблюдения участниками денежных, кредитных и валютных операций и соблюдения законодательства;

3. Хозяйственный контроль – проверка решения поставленный задач и целей, устранения негативных условий, препятствующих осуществлению этих целей и задач;

4. Административный контроль - состоит в обеспечении совершения операций в строгом соответствии с принятыми и закрепленными в зако­нодательных и нормативных актах правилами, только уполномоченными на то лицами согласно определенным руководством организации полномо­чиям и процедурам принятия решений по проведению операций;

5. Технический контроль - обеспечивает соблюдение технологии производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, внутрипроиз­водственных операций в соответствии с требованиями технических условий, нормативами, лимитами и др.[10]

По отношению к объекту контроля финансовый контроль делят на:

1. Внешний;

2. Внутренний;

3. Смешанный.

Государственный контроль — это внешний конт­роль, но при проверке отраслевым министерством подчиненно­го ФГУП — внутренний контроль. Аудиторский контроль — внешний контроль, но может быть внутренним контролем (внутренний аудит). Смешанный контроль — контроль совета директоров, реви­зионной комиссии.[11]

При сравнении внешнего и внутреннего контроля необходи­мо выделить ряд признаков, которые характеризуют их с одина­ковой стороны, и признаки, указывающие на различие этих ви­дов контроля. Сходство заключается в том что, процесс контроля одинаков — организация контрольно- ревизионной работы остается неизменной, и эта работа про­ ходит следующие этапы: 1) планирование работ; 2) проведение проверки; 3) составление итоговых документов по проведенным ра­ботам; используются одинаковые методические приемы: общенаучные (индукция, дедукция, анализ, синтез и т.д.); собственно эмпирические (инвентаризация, контрольные замеры и др.); специфические приемы смежных экономических наук (экономико-математические методы, методы математиче­ской статистики и т.д.); используются в большинстве случаев одинаковые источники контрольных данных; пользователями результатов контрольных мероприятий яв­ляются: при внешнем контроле — внешние пользователи, обеспе­чивающие руководство организации информацией как о допущенных ошибках, так и о недостатках в организации самого внутреннего контроля; при внутреннем контроле — руководители и другой управленческий персонал организации, получающий оперативную информацию об отклонениях от нормальных условий совершения хозяйственных операций Информация по результатам контрольных мероприятий, проведенных субъектами внутреннего контроля, может ис­пользоваться субъектами внешнего контроля. Примером служит использование данных системы внутрен­него контроля (СВК) при независимом аудите после соот­ветствующей оценки эффективности СВК.

Различия в том что, субъект, проводящий контрольные мероприятия: при внешнем контроле — орган, не зависящий от контро­лируемой организации; при внутреннем контроле — структурное подразделение (отдел) организации, структурная единица; субъект, принимающий решение по результатам проведен­ных контрольных мероприятий; регламентация проведения контрольных мероприятий: внешний контроль в большей степени регламентирован (существует множество нормативных актов, которые прописывают основополагающие нормы контроля, сбора доказательств, оформления результатов, взаимодействия с третьими лицами и руководством проверяемой организа­ции и т.д.); внутренний контроль организуется в соответствии с целями и задачами управления организацией и регулиру­ется внутренними документами организации: приказами и распоряжениями. Государство же регламентирует только основные направле­ния внутреннего контроля, в частности: порядок проведения инвентаризации; правила документооборота; определение должностных обязанностей управленческого персонала.[12]

Виды финансового контроля по формам осуществления контрольной деятельности делятся:

1. Ревизия;

2. проверка;

3. бухгалтерская экспертиза;

4. аудит;

5. налоговая проверка;

6. надзор.

Ревизия - система обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке закон­ности и обоснованности совершенных в ревизуе­мом периоде хозяйственных и финансовых опе­раций ревизуемой организацией, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетно­сти, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера и иных лиц, для которых в соответствии с российским законодательством и нормативными актами установлена ответствен­ность за осуществление этих действий изучение специальными приемами доку­ ментального и фактического контроля. Цель ревизии - экономическая эффективность финансово-хозяйственной деятель­ности; законность, достоверность и целесоо­бразность хозяйственных и финансовых операций. Ревизия в отличие от проверки охватыва­ет все стороны деятельности объекта контроля.

Проверка - форма финансового контроля однородных хозяйственных операций, выполняе­мых субъектами контроля, которая за­ключается в единичном контрольном действии или изучении состояния дел на определенном участке деятельности про­веряемой организации. Под проверкой может также подразумеваться и мероприя­тие, заключающееся в сборе и оценке информации, касающей­ся определенных сторон деятельности, например, проверка на предмет целевого использования бюджетных ассигнований, правильности ведения бухгалтерского учета и достоверности от­четности.

Налоговая проверка - форма контроля за правильностью исчис­ления и уплаты налогов, указанных в ре­шении на проведение проверки, на осно­ве изучения как документальных источ­ников информации, так и фактического состояния объектов налогообложения.

Экспертиза - эмпирическое исследование обособлен­ного объекта, проводимое сведущим ли­цом (экспертом), основанное на специ­альных (профессиональных) знаниях, с применением особых методов (методик), имеющее целью получение нового знания об объекте, которое оформляется в виде заключения.

Бухгалтерская экспертиза - исследование записей бухгалтерского уче­та в целях установления наличия или от­сутствия в них искаженных данных.

Финансово – экономическая экспертиза — это исследование показателей финансового состояния и деятельности хозяйствующего субъекта; признаков и способов искажения финансовых показателей; расчета долевого участия учредителей в имуществе и распределяемой прибы­ли хозяйствующего субъекта и т.д.

Аудит - независимая проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Цель аудита - выражение мнения о достоверности фи­нансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодатель­ству Российской Федерации.

Надзор – форма деятельности государственных органов по обеспечению законности. Различают судебный, конституционный, прокурорский, административный, авторский и другие виды надзора. Надзор проводится контролирующими органами за хозяй­ствующими субъектами на предмет соблюдения ими установ­ленных правил и нормативов. Например, надзор со стороны Банка России за деятельностью коммерческих банков.[13]

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: