Внешние факторы ценообразования




Министерство образования и науки Российской Федерации

 

Федеральное государственное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Факультет профессиональной подготовки дипломированных

специалистов

 

Кафедра экономики и управления на предприятии

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине "Ценообразование"

 

ОГУ 080100.62.5016.23 ОО

 

Руководитель работы

канд. эконом. наук, доцент

_______________О. В. Федорищева

"_____"__________________2016 г.

Исполнитель

студент группы 13ЭПиО

________________ Л. М. Восканян

"_____"__________________2016 г.

 

 

Оренбург 2016

Содержание

Введение.................................................................................................................  
1. Цена как экономическая категория рынка......................................................  
2 Внешние факторы ценообразования……………………………………….  
3 Состав и структура цены………………………………….…………………..  
4 Классификация цен………………………..................…………………...…..  
5 Цены и финансовые результаты предприятия…………………………....….  
6 Методы ценообразования……………………….....………………………….  
Список использованных источников...................................................................  

 


Введение

Ценообразование - это процесс формирование, образования, изменения цены в результате воздействия на нее участников экономической деятельности и факторов, оказывающих влияние на цену.

Цена определяет структуру и объем производства, движение материальных потоков, распределение товарной массы и, наконец, уровень жизни общества. Успех коммерческого предприятия определяют следующие составляющие: научно обоснованная ценовая стратегия; разумная ценовая тактика и правильная методика установления цен. Цена и ценовая политика для предприятия – второй после товара существенный элемент маркетинговой деятельности. Именно поэтому разработке ценовой стратегии и цен должно уделяться самое пристальное внимание со стороны руководства любого предприятия, желающего наиболее эффективно и долговременно развивать свою деятельность на рынке, так как любой ложный или недостаточно продуманный шаг немедленно отражается на динамике продаж и рентабельности. Принятие решения в области цен сопряжено с необходимостью учитывать многочисленные факторы.
К числу наиболее значимых факторов, влияющих на формирование цены товара, относят величины спроса и предложения на товар, издержки на его производство и обращение, конкуренцию между продавцами, наличие на рынке товарозаменителей и цены на них, полезность товара, его качество, моду, налоги на производство и продажу товара, сезонность продаж, прибыльность продажи, инфляцию, наличие денежных средств у покупателей, доступность товара для продавцов и покупателей, цены на аналогичные товары, послепродажное обслуживание, информированность покупателей о товаре и его продаже, рекламу товара, психологию поведения продавцов и покупателей на рынке.

 


Цена как экономическая категория рынка

Задание 1.1

Определите равновесную цену (графически и аналитически) и равновесный объем продаж. Функция спроса и предложения товара представлены в таблице 1.1, где P – цена.

 

Таблица 1.1 – Функции спроса и предложения товара

Наименование функции Уравнение
1 вариант
Спроса
предложения

Равновесная цена находится путем приравнивания функции спроса и функции предложения: .Следовательно, . Отсюда: Ре=3.

Для определения равновесного объема продаж подставим равновесную цену в любую функцию, получим Qе=5.

Графическое решение задачи:

 

Ответ: при цене, равной 3, на рынке не будет ни избытка, ни дефицита. При этом производители готовы продать, а потребители приобрести 3 единицы товара.

 

Внешние факторы ценообразования

Задание 2.1

На рынке некоторого товара действует 15 фирм. Используя данные о размерах рыночных долей фирм, представленных в таблице 2.4:

1) рассчитайте индекс концентрации трех крупнейших фирм;

2) определите индекс Херфиндаля-Хиршмана для рынка 15 фирм;

3) дайте характеристику рынку. Следует ли государству разрешить слияние первой и второй фирм?

 

Таблица 2.1 - Распределение рыночной власти

 

Фирма                              
Рыночная доля фирмы, %
1 вариант                              

 

 

Решение:
1. Индекс концентрации - это сумма рыночных долей крупнейших фирм, действующих на рынке:

, (2.1)
   

где Y — рыночная доля i -й фирмы;

k — число фирм, для которых высчитывается показатель.

Рынок характеризуется высокой степенью монополизации


2. Индекс Херфиндаля—Хиршмана(Herfindal-Hirshman index) определяется как сумма квадратов долей всех фирм, действующих на рынке:

. (2.1)

Индекс Херфиндаля-Хиршмана более 1000, следовательно, рынок рассматривается как умеренно концентрированный, однако уровень HHI выше 1400 может потребовать дополнительной проверки целесообразности слияния со стороны Департамента юстиции. Во всяком случае, такой уровень индекса (1400) вызывает тревогу и рассматривается как некий предупредительный сигнал.


3. Допустим, фирмы 2 и 1 решат объединиться. В таких условиях индекс Херфиндаля-Хиршмана составит:

 


Т.к. индекс Херфиндаля-Хиршмана 2472 превышает 1700ед., степень концентрации рынка становится очень высокой. В этом случае объединение фирм государственными органами не разрешается.

 

Состав и структура цены

Задание 3.1

Предприятие производит хлопчатобумажные ткани и имеет собственный фирменный магазин по их продаже. Определить розничную цену одного метра ткани в фирменном магазине, исходя из данных таблицы 3.1.

Таблица 3.1 – Исходные данные

Показатель 1 вариант
Отпускная цена предприятия одного метра ткани, р.  
Торговая наценка, %  

 

Решение:

Отпускная цена предприятия 1 м ткани составила 120 руб. (с учетом НДС), торговая наценка 14%. Тогда розничная цена в фирменном магазине составит 136,8 руб. (120 + 0,14 х 120).

Задание 3.2

Определить розничную цену одного метра ткани, используя данные таблицы 3.2.

 

Таблица 3.2 – Исходные данные

Показатель 1 вариант
Отпускная цена предприятия с НДС одного метра ткани, р.  
Снабженческо-сбытовая надбавка, %  
Торговая наценка, %  

 

Решение:

Розничная цена 1 м ткани составит 300 руб. 96 коп. (220 + 220 х 0,2 + (220 + 220 х 0,2) х 0,14).

Задание 3.3

Используя данные таблицы 3.3, рассчитайте поэтапно цену франко-склад-потребителя (посредника) одной тонны сахарного песка.

Определите вероятную розничную цену одного килограмма сахарного песка, если торговая надбавка посредника составляет 20 % оптовой цены закупки.

 

Таблица 3.3 - Элементы цены при движении товара от производителя к потребителю

Элемент цены 1 вариант
1. Цена франко-склад-изготовителя, р. / т.  
2. Минимальный объем поставки, т.  
3. Цена франко-станция-отправления, р. 12 % от стоимости партии
4. Стоимость погрузки (выгрузки) в вагоны, р. / т.  
5. Транспортировка до станции назначения всей партии товара, р.  
6. Транспортные расходы по доставке товара от станции назначения до склада посредника 7 % цены франко-станция-назначения

Решение:

Первый этап. Рассчитать стоимость франко-склад изготовителя, которая исчисляется произведением цены франко-склад-изготовителя на объем партии.

Цена франко-склад изготовителя за всю партию составит:

Второй этап. Цена франко-станция отправителя – это сумма стоимости франко-склад изготовителя и расходов по доставке продукции на станцию отправления.

Найдем транспортные расходы по доставке на станцию отправления:

Цена франко-станция отправителя

Третий этап. Цена франко-вагон станция оправления – это сумма цены франко-станция отправителя и расходов по погрузке продукции в вагоны на станции отправления.

Цена франко-вагон станция оправления:

Четвертый этап. Цена франко-вагон станция назначения – это сумма цены франко-вагон станция оправления и расходов по транспортировке продукции до станции назначения.

Цена франко-вагон станция назначения

Пятый этап. Цена франко-станция назначения – это сумма цены франко-вагон станция назначения и расходов по выгрузке продукции из вагонов на станции назначения.

Цена франко-станция назначения

Шестой этап. Цена франко-склад потребителя - это сумма цена франко-станция назначения и расходов по доставке продукции от станции назначения до склада потребителя.

Цена франко - склад - потребителя (посредника) 1 тонны риса:

Вероятная розничная цена 1 кг товара определяется:

где Ц ф-с-п - цена франко-склад потребителя;

q – количество продукции;

ТН – торговая надбавка посредника.

Классификация цен

Задание 4.1

Сельскохозяйственное предприятие реализует бахчевые культуры. Информация об их ценах и объемах реализации представлена в таблице 4.1.

 

Таблица 4.1 – Информация о ценах на бахчевые культуры

 

Показатель Май июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь
  1 вариант
Объем продаж, тонн. 1,5 2,8 5,5 6,2 5,4 2,2 0,8
Цена реализации за 1 тонну, р.              

Решение:

Если известен объем продаж в натуральном выражении и он существенно изменяется при изменении цен, то корректнее применять формулу средней арифметической взвешенной:

, (4.1)

 

где - объем продаж в i -м периоде времени.

Обычно такие изменения объемов продаж связаны с сезонным фактором, с резкими изменениями цен, существенными переменами в активности косвенного регулирования цен.

Средняя цена 1 т бахчевых культур составит:

 

Задание 4.2

Состав и структура себестоимости по статьям калькуляции в расчете на 1000 изделий выглядит следующим образом (таблица 4.2).

Таблица 4.2 – Исходные данные

Показатели 1 вариант
Сырье и основные материалы, тыс.р.  
Топливо и электроэнергия на технологические цели, тыс.р.  
Оплата труда основных производственных рабочих, тыс.р.  
Начисления на оплату труда, в процентах к оплате труда основных производственных рабочих  
Общепроизводственные расходы, в процентах к оплате труда основных производственных рабочих  
Общехозяйственные расходы, в процентах к оплате труда основных производственных рабочих  
Расходы на транспортировку и упаковку, в процентах к производственной себестоимости  

 

Необходимо определить уровень цены изготовителя за одно изделие и размер прибыли от реализации одного изделия, если приемлемая для изготовителя рентабельность составляет 15 %.

Решение:

1. Исчисляем в абсолютном выражении косвенные расходы, данные в процентах к оплате труда основных производственных рабочих, на 1000 изделий:

• начисления на оплату труда = 2000 руб. *40%: 100% = 800 руб.;

• общепроизводственные расходы = 2000 руб. *10%: 100% = 200 руб.;

• общехозяйственные расходы = 2000 руб. *20%: 100% = 400 руб.

2. Определяем производственную себестоимость как сумму расходов статей 1-6.

• Производственная себестоимость 1000 изделий = 3000 + 1500 + 2000 + 800 + 200 + 400 = 7900 (руб.).

3. Расходы на транспортировку и упаковку = 7900 руб. • 5%: 100% = 395 руб.

4. Полная себестоимость 1000 изделий = 7900 руб. + 395 руб. = 8295 руб.; полная себестоимость одного изделия = 8,3 руб.

5. Цена изготовителя на одно изделие = 8,3руб. + 8,3руб. • 15%: 100% = 9,5руб.

6. В том числе прибыль от реализации одного изделия = 8,3 руб. • 15%: 100% = 1,2 руб.

Задание 4.3

Используя данные опроса студентов о ежемесячной продовольственной корзине семьи из трех человек, представленные в таблице 4.3, определить индекс цен Пааше (данные для всех вариантов одинаковые).

Сделать выводы о динамике цен основных продуктов питания в анализируемом периоде.

 

Таблица 4.3 – Данные опроса студентов о ежемесячной продовольственной корзине семьи из трех человек

Продукты питания Базовый период Текущий период
Цена, р. Количество, кг. Цена, р. Количество, кг.
         
1 Мясо   7,5    
2 Картофель   25,5   25,1
3 Хлеб   13,4   10,8
4 Крупы, макароны, мука   30,2   24,9
5 Рыбопродукты   3,1   2,3
6 Фрукты   4,2    
7 Сахар (кондитерские изделия)   5,8    
8 Соль   0,9   1,1
9 Жир, маргарин   2,3   2,4
10 Чай   0,1   0,14
11 Молоко, молокопродукты 22,5 40,2   36,1
Итого        

 

Индекс цен Паше показывает изменение расходов на потребительскую корзину текущего периода. Определяется как отношение стоимости группы товаров, проданных в текущем периоде, исчисленной в фактических (текущих) ценах и ценах базисного периода:

 

, (4.2)

 

где - стоимость потребительской корзины текущего года в ценах текущего года;

- стоимость потребительской корзины текущего года в ценах базисного года.

Вывод: Цены повысились на 8,1 %

 

 

Задание 4.4

В прогнозном периоде ожидается повышение тарифов на электроэнергию на 18 %, ставки заработной платы вырастут на 15 %. Руководствуясь данными таблицы 4.4 рассчитать цену машиностроительной продукции в прогнозном периоде.

 

Таблица 4.4 – Исходные данные

В процентах

Показатель 1 вариант
Доля затрат на электроэнергию в цене машиностроительной продукции  
Доля затрат на оплату труда  

 

Зависимость конечной цены от изменения цен материалов и ставок заработной платы можно представить в виде следующей формулы скольжения:

, (4.3)

 

где — цена товара на момент исполнения договора;

— базисная цена товара на момент заключения договора;

А — доля в базисной цене материальных затрат;

В — доля в базисной цене расходов на заработную плату (А и В представляют собой скользящую часть цены);

С — неизменная часть цены, С = 1 - (А + В);

— цена материалов на период скольжения;

базисная цена материалов;

— ставки заработной платы на период скольжения;

базисные ставки заработной платы.

Решение:

Вывод: цена вырастет на 7,5%

 

Задание 4.5

Рассчитайте цену товара на момент поставки исходя из следующих условий (таблица 4.5).

Таблица 4.5 – Исходные данные

Показатель 1 вариант
   
Цена товара на момент заключения договора поставки, р.  
   
Продолжение таблицы 4.5  
   
Доля заработной платы в цене товара на момент заключения договора, %  
Доля сырья в цене товара на момент заключения договора, %  
Стоимость 1 кг. сырья на момент заключения договора, р.  
Стоимость 1 кг. сырья на момент исполнения договора, р.  
Заработная плата на момент заключения договора, р.  
Заработная плата на момент исполнения договора, р.  

Решение:

 

Скользящая ценаисчисляется в момент исполнения договора путёмпересмотра первоначальной договорной цены с учетом измененийв издержках производства за период времени, необходимый для изготовления продукции. Скользящие цены обычно устанавливаются на товары с длительным сроком изготовления.

Уровень конечной цены ставится в зависимость от изменения цен материалов и ставок заработной платы. Цены на материалы и ставки заработной платы на момент заключения сделки также фиксируются в контракте.

Зависимость конечной цены от изменения цен материалов и ставок заработной платы можно представить в виде следующей формулы скольжения:

 

, (4.3)

 

где — цена товара на момент исполнения договора;

— базисная цена товара на момент заключения договора;

А — доля в базисной цене материальных затрат;

В — доля в базисной цене расходов на заработную плату (А и В представляют собой скользящую часть цены);

С — неизменная часть цены, С = 1 - (А + В);

— цена материалов на период скольжения;

базисная цена материалов;

— ставки заработной платы на период скольжения;

базисные ставки заработной платы.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: