МТ, как ритуал. Ритуалы в МТ.




Ритуалом мы можем назвать любое действие, являющееся воплощением определённого мифа, и направленное на достижение какой-либо конкретной цели. При широком понимании мифа, становится понятным, что, фактически, ритуал – это общий способ достижения результатов. Человеческая культура целиком основана на ритуале.

Ритуал – это, своего рода, поведенческая метафора, в которой одни предметы или действия заменены другими, то есть выступают в значении других. Подсознание не понимает этого и безоговорочно верит во все – как в происходящее в действительности. Ритуалы для него - реальность. Следовательно, подсознание и реагирует на них как на реальные события. А это означает, что оно соответствующим образом влияет на психические процессы, энергетику и физическое состояние организма.

Итак, как мы уже говорили на весь процесс МТ можно взглянуть, как на ритуал, тогда мы увидим МТ, как закрытый алхимический сосуд, в котором происходит трансформация. Рассмотрев те стадии, которые составляют скелет любого ритуала, в связи с этапами становления любого мифа, мы попробуем увидеть их и в структуре МТ, хотя не совсем в строго линейной последовательности, как в простом ритуале.

1)Нулевая стадия – создание идеи. Эта идея оформляется на стадии Запроса и оформляется в виде рабочей гипотезы у Ведущего.

2)Выделение единицы или единиц. Первым этапом собственно осуществления ритуала является подготовка оператора, т.е. проводника, на нашем языке актеров. Для выполнения мифологического действия нужно сперва выйти из одного мифа. И уже затем входить в другой. Эта подготовка, своеобразное « очищение », В МТ реализуется через самостоятельный ритуал «Зеркало» - это, как уже говорилось, передача особого состояния на котором личность операторов, актеров отодвигается на задний план. Другими словами, они выходят из пространства своего личного Мифа, чтобы войти в Миф запроса.

3)Разделение единства. Следующим этапом является создание Первичного бинера операции. Активным полюсом этого бинера является подготовленные Актеры, а пассивным – Пространство Ритуала, простыми словами создается рабочее пространство.. На этой стадии в МТ, Запросивец передает роли Актерам, т.е. распадается на фигуры. Подробно мы описывали этот ритуал в главе Разборка - Сборка. Здесь же отметим, что важна четкая формулировка и речь, при передаче состояния(фигуры) Запросивцем актерам. В этом момент Пространство Театра начинает заполняться особой атмосферой.

4)Рождение логоса операции. Происходит формирование законов, действующих в ритуальной вселенной. Оператор, проводящий ритуал четко и ясно вслух формулирует цель ритуала, время и направление его осуществления. В МТ такого нет, так как результат четко не загадывается! На этой стадии МТ начинает выходить за рамки классических ритуалов. Здесь начинается импровизация. И здесь идет двойная работа, по выявлению текущего Мифа и его Логоса, т.е. структуры, законов и схем по которым действует Запросивец. И вторая- это внедрение альтернативного Логоса. Иными словами, Ведущий применяет различные техники и технологии, которые расшатывают жесткие тиски старых схем. Тут он также может применять различные элементы ритуалов- шаманские пляски, четкое произнесение определенных слов, выстраивать символические композиции из тел и многое другое. Ведущий понимает, что все действия производимые в пространстве Театра символичны и подсознанием будут восприниматься, как реальные, а следовательно приносить реальные последствия. Ведущий здесь удерживая во внимании все происходящее в пространстве, отслеживает этот символизм и также в нужные моменты озвучивает или интерпретирует происходящее.

5) Создание вихря Операции. «Жертва». Эта стадия мифологически символизируется жертвоприношением. Разные ритуалы решают эту задачу по-разному - иногда жертвуется вино, дым благовоний, иногда – в жертву приносятся животные или даже люди. Но так или иначе, а отдавание - это обязательное условие получения.
В случае МТ- это будет работа души Запросивца и готовность отказаться от тех выгод, которые он получал в сложившейся ситуации. На этом этапе происходит осознание, причин тех или иных проблем, блокировок и т.д., проживание болевых ситуаций.

6) Создание Волевого импульса. «Призыв Силы». Любой миф подразумевает активных деятелей, дающих силу для его осуществления. В ритуалах эта стадия называется «взыванием», ибо в этот момент оператор призывает различные Силы. И Силы эти архетипические. При гармоничной реализации энергии архетипа свободно проходят через человека. Различные страхи, наложенные табу, травматические ситуации приводят к тому, что в человеке архетипический канал как бы замыкается самим собой, завязывается в узел, образуется блок, приводящий к тем или иным застоям и зацикленностям в жизни Запросивца. Это и есть «долг» перед Архетипом. Для того, чтобы отдать долг и развязать узел, Ведущий на этом этапе МТ привлекает нужную архетипическую силу. Происходит присоединение Запросивца к источнику жизненной силы (канал больше не перекрыт) за счет объединения воли Ведущего, воли Запросивца и воли Архетипа.

Как это происходит?

Ведущий выполняет ритуальное действие руками и произносит имя нужного Архетипа. Одновременно он находится в состоянии деконцентрации, которая обеспечивает его присутствие во всех слоях вплоть до коллективного бессознательного, и концентрации на определенном Архетипе (Я Есмь- Я Воля).Он фокусирует поток над Запросивцем, Актером в Роли или на нескольких участниках. Начинается архетипическая работа, в которой важны отчетливые формулировки. При отдаче долга Запросивец должен произнести следующие слова:

«….(имя Архетипа), я благодарю тебя за твои уроки и отдаю тебе твою силу, которую я использовал для …..(перечисляется для чего использовалась сила), и прошу тебя отдать мне мою….(перечисляется то, что было отдано взамен за поддержание существующей ситуации, как правило, это какие-то неугодные Запросивцу качества: слабости, ранимость и т.д.)»

..после этого происходит обмен энергиями, узел развязывается. Во всем пространстве ощущается расслабление и воцаряет спокойствие, и даже благость.

Почему это происходит?

Когда Ведущий фокусирует Архетип он, произнося его имя (и помня эту энергию) обращается к регистру Символического (Жак Лакан). Но фокус и искусство состоит в том, что мы обращаемся к совокупному Символическому пространству человечества и выделяем в нем контекст, связанный с тем или иным архетипом. В этот момент состояние сознания расширяется, хотя но это и не встреча с Реальным, что собственно и не требуется для решаемых в МТ и АИ задач - копилка общечеловеческого Символического столь велика, что нам и этой информации не исчерпать. И поскольку это работа с Символическим, то здесь важно подобрать правильную аффирмацию, ту самую формулировку того что отдаем и что хотим вернуть. Она должна быть произнесена четко и конкретно. Когда происходит "отдача долга" архетипу (равно как и завязка долга в травматической ситуации - т.е. в ситуации попадания в некое "искривление" - культуральное - Символического), происходит развязывание узелков не только в личном пространстве, но и в культуральном - через пусть и небольшое, но распрямление матриц Символического (общечеловеческих), т.е. каждое архетипическое взаимодействие - обратная связь с культуральным опытом и хоть и небольшое, но изменение матрицы Символического нашей культуры.

7) Создание Тела Реализации. Самым сложным этапом ритуала является создание «средней части» — тело, в которой будет жить, и действовать сила реализации Ритуала, которое достигается путем согласования и совмещения микрокосмической и макрокосмической составляющих Мифа. Указанное совмещение включает набор символических слов и действий. На этой стадии должен происходить учет и гармонизация всех сил, вовлечённых в реализацию. В МТ этот процесс не выделяется в отдельную стадию, а начинается практически с момента передачи фигур, происходя естественно от взаимодействия Ведущего, Запросивца, Актеров и Сил и Атмосферы. Учет и гармонизация сил происходит постоянно и телом реализации является все действо.

8) Отпускание и закрытие. После того, как силы приведены во взаимное соответствие, нужно разделить эффект реализации и действовавшие силы, иными словами, нужно вернуть активизированные силы в мировую экономию. При этом высвобождается вихрь реализации (в зависимости от цели ритуала – он может быть направлен как на внутренний, так и на внешний по отношению к сознанию Оператора мир), а «силы, потревоженные» ритуалом, возвращаются к своим источникам. Это возвращение сил может происходить по-разному, включать или не включать «благодарение», однако суть остаётся сутью – вселенная ритуала возвращается обратно в мир потенций, и лишь результат, рождённый ею, запечатлевается в актуальном мире. В МТ эта стадия выражается и в отпускании сфокусированных Архетипов (в любой момент театра) и в момент, когда Актеры передают трансформированные состояния обратно главному герою, когда идет процесс перераспределения энергий («Тебе твое, мне мое!»), когда в конце по кругу идет процесс обратной связи, а также процедурой очищения пространства после театра.

Очищение пространства происходит в медитативном состоянии всеми участниками процесса. Ведущий предлагаем всем сесть ровно, с прямой спиной, руки ладонями вверх положить на колени и представить внизу глубоко уходящий в центр Земли котлован, а сверху поток света, который очищает и промывает все то, что поднялось из глубин. Все сидят в таком состоянии несколько минут.

Вывод, который мы можем сделать из сравнения МТ с ритуалом: хоть мы и можем назвать МТ Большим Ритуалом, все же структура его намного сложнее, она не линейна, а подобна ритуальному «саду расходящихся тропок». Тем не менее, мы можем выделить в этой структуре несколько постоянно повторяющихся процедур, принимающих форму самостоятельных ритуалов:

- выявление Запроса и определение фигур

-Зеркало

-передача ролей

-работа с Архетипом (хотя она встречается не во всех театрах и иногда происходит за кадром)

-возврат трансформированных состояний Запросивцу

-обратная связь

-очищение пространства

Это и скелет МТ, который поддерживает его Атмосферу. И Атмосфера в свою очередь тоже влияет на те ритуалы, ритуальные жесты, аффирмации, которые будут использованы в ходе театра.

Создание ритуалов в МТ.

Мы стали рассматривать так подробно стадии реализации ритуала еще и затем, что Ведущему часто приходится на месте создавать новые ритуалы, как в ходе театров, так и в ходе семинаров. Один раз на летнем семинаре 2010 года, где шла мощная работа по очищению тонких тел, и, участниками в процессе было много всего отработано, появилась необходимость так же мощно завершить гештальт. Тогда появилась идея отдать долги сразу всем пантеонам, кто сколько может. Из этой идеи родился ритуал: «Храм Души». Основа храма держалась на четырёх символах: Кресте (четверица), круга, алхимического сосуда и колонн Изиды. Где крестом олицетворяющими 4 пантеона были люди-операторы, стоящие друг напротив друга, на которых мы фокусировали Пантеоны богов Египта, Индии, Греции и Славянский Пантеон. На входе в Храм мы поставили две колонны Изиды - и сфокусировали на них нисходящий и восходящий потоки. Участники семинара друг за другом заходили в Храм и общаясь с каждым пантеоном, произнося молитву- т.е. благодарность за уроки, отпускали то, от чего были готовы освободиться. Все это дало необыкновенную по глубине сакральную атмосферу. Многие плакали и переживали забытые состояния на грани ужаса и восторга. Здесь все те же основные этапы, о которых говорилось выше, интуитивное понимание и чувствование которых на тот момент уже хорошо было развито у Ведущих, инициаторов ритуала. Это была импровизация, основанная на знании ритуала и воспроизводящая его в новой форме.

Так же Ведущему часто приходится во время Театра инициировать для главного героя какое-нибудь ритуальное действие, способствующее его переходу на другой уровень.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: