- Намерение и идея. Здесь важно ответить на вопрос, что и для чеговы хотите сделать?
- Символ. Понимание того, как он работает и что обозначает, какое влияние окажет на подсознание.
- Пространство. Пространство должно быть наполнено атмосферой или структурировано с помощью разделения его на сектора или построением символических конструкций, например из актеров в театре, стульев и др.
- Слова-аффирмации, жесты - должны быть четкими, уверенными, волевыми, наполненными. Можно использовать мудры- которые воплощают различные энергии.
- Архетипическая сила, сфокусированная или нет. Все вышеперечисленные инструменты будут как бы вызывать те или иные архетипические силы или усиливать их воздействие.
Посредством различных комбинаций и вариаций использования символов, жестов, аффирмаций и пространства, намерение наполняется силой и реализуется.
Условно можно провести следующее разделение в ритуале-импровизации и распознать основную архетипическую силу стоящую за частями, которые означают как и некий уровень постижения искусства ритуала, так и составную его часть. Природа и свойства этого Архетипа и установление связи с ними также помогут в нелегком деле сотворения и разрушения ритуалов.
Формальный ритуал и четкое следование букве ритуала. За такие ритуалы отвечает Афина. А также за саму форму в ритуале. Это уровень как сознательного так и бессознательного следования букве ритуала. Повторение, копирование без глубокого проникновения в суть. Здесь ритуал выступает, как норма и правило, которому нужно следовать ради своей же безопасности. Как, животное, пройдя по пути, где его не съели, в следующий раз пойдет по тому же пути, так и человек стремится обезопасить себя и ходить проторенными дорожками. Частенько платит он за эту безопасность непомерную цену! Хоть Ведущий и стремится вывести Запросивца за обочину таких дорог, все же формирование устойчивых связей порой необходимо и повторенье как помниться «мать-ученье!». Это ритуалы для всех. И здесь Афина также следит, чтобы неподготовленный, тот, кто не готов жертвовать привычным, не смог пройти дальше, для того, чтобы не навредить себе. Если мы сравним это с танцем, то это будет освоение техники и последовательности движений.
Сакральные ритуалы. За суть ритуала и за глубину их наполнение отвечает Изида. Это уже уровень постижение сакральной сути символического действа и действия, пока в большей степени на уровне переживания. Она уже не дает такой безопасности, а скорее на грани опасного и ведет вглубь шаг за шагом. Это те ритуалы в которых мы проникаем под Покров Тайны. Символичиское здесь теряет потихонечку свою плотность, приближая к Реальному. Под покрывалом снимаются слои личного, морального, панцири. Кстати мораль в какой-то степени имеет охранную функцию, так как под покрывало можно не всем…Причастие к чему то большему, ужас и восторг, то, что мы можем испытать благодаря Изиде. Это танец, в котором в движение воплощается состояние и оно же и определяет его форму, которая изменяется с изменением состояния.
Алгоритм ритуалов. Импровизация ритуалов. За эту часть отвечает Гермес Трисмегист. Это уровень создания ритуалов. Вот, что Он сказал нам в архетипической беседы в процессе работы над этой главой: «мне известны законы и принципы построения, и за счет этого, я могу построить бесконечное количество вариантов. Хорошая связь со мной дает возможность вИдеть их и умело соединять элементы создавая новые формы ритулов, в зависимости от цели. Но мой поток в человеке может быть обусловлен определенной системой мировоззрения с ее законами и принципами и импровизация будет построена именно по принципам и законам соединения элементов в этой системе». Это любая импровизация в определенном жанре.
Разрушение ритуалов. Чистая импровизация. Здесь главный, конечно же, Джокер. Форма создается из вещества и тут же расплавляется, пока мы еще не успели ее ухватить и удержать. Джокер выходит за рамки законов, он даже может создать новые, и тут же посмеяться над ними. Благодаря ему, мы имеем возможность совершать переход на следующий уровень сложности системы, погружаться в Хаос, «сходить с ума». В искусстве это выражается в импровизациях, на грани какофонии в музыки, когда уже не слышно мелодии, она будто рассыпается на звуки (такое можно услышать в джазе), в живописи, например, у сюрреалистов.
Импровизация.
«У всякого безумия есть своя логика".(Уильям Шекспир)
Говоря о ритуале, мы уже многое сказали и об импровизации в МТ, но все же не могли не выделить отдельного абзаца для столь важной темы. Теперь же мы скажем, что ритуалы это строительные блоки в строительстве-импровизации. Блоки состоят из кирпичиков. Чем больше кирпичиков у Ведущего, тем больше возможностей к импровизации.
Импровизация (фр. improvisation, итал. improvvisazione,от лат. improvisus - неожиданный, внезапный)- произведение искусства, которое создаётся во время процесса исполнения. И действительно - это уже не работа, а искусство, танец жизни, вдохновение и упоение ради которых и стоит жить!! Это такой вид творчества, при котором и "замысел" и "претворение" его в форму совершаются одновременно, внезапно и быстро.
Отнюдь не все музыканты с отличным слухом, чувством ритма, блестящим владением инструмента и знанием гармонии становятся истинными импровизаторами. Также и в МТ, знания, опыт и освоение ритуала, хоть и необходимы, но не являются залогом красивой импровизационной игры. Импровизация – это, практически, и есть сочинение «музыки», «танца», но с первой попытки. Правда на сцене у музыканта или танцора «нет права на ошибку», ведущий же в МТ не то, что не имеет права на ошибку, а должен по- особому к ним относится. Ошибки и свои и чужие он превращает в потенции, жонглируя смыслами и памятуя о том, что событие равно его интерпретации.
Можно сравнить импровизацию с человеческой речью. Импровизатора - с оратором. Ведь выйти на трибуну перед толпой и захватить ее внимание под силу не каждому. Нужно так построить свою речь, чтобы ни на секунду не дать возможности опомниться тем, кто тебя слушает. Необходимо самому верить в то, о чем говоришь, и пытаться убедить в этом слушателей. А для этого необходима, прежде всего, определенная логика в рассуждениях, т.е. правильно выстроенные связи слов в фразах. Иначе начнут свистеть. Опытные ораторы, чтобы быть более убедительными, употребляют время от времени цитаты, взятые из высказываний авторитетных личностей. Но, на одних цитатах далеко не уедешь. Оратор должен быть умнее и энергичнее толпы, иметь свои идеи и стопроцентную убежденность в собственной правоте. Иначе – крах. Все эти элементы присутствуют и в импровизации МТ. Ведущий для красивой игры должен быть преисполнен внутренней уверенности, которые он может получить, находясь в состоянии доверия процессу!! Логики своего процесса он добивается из расчета соответствия, а в некоторых случаях намеренного противоречия Атмосфере Театра и Запросу Целого. Способность удерживать внимание нарабатывается в процессе практики, помимо этого в его арсенале внимания второе и третье.
Используя метафору речи дальше, можно выделить три типа импровизаторов:
- импровизаторы-создатели языка, нового стиля, направления, течения, целых систем. Таких очень мало, они обладают своей системой мышления, уникальной.
- импровизаторы-последователи импровизаторов-создателей, они используют целые фразы и сочиняют из них тексты. В МТ это как раз начальная стадия освоения импровизации, в прочем за которую выйти довольно сложно и понадобятся годы для ее освоения и преодоления.
- импровизаторы, которые расшифровали формулу построения фраз, подставляют туда свои значения, и играю уже в своей манере. Это уже игра виртуозов! Вот тут уже ощущается плотная связь с Гермесом Трисмегистом, держателем тех самых формул.
Разобравшись, более ли менее, с импровизацией и импровизаторами, давай те попробуем сделать выводы, что же способствует развитию способности к импровизации. Итак, это:
- хорошая связь со своим телом, гибкость и пластика, позволение пропускать импульсы, идущие от тела.
-гибкость сознания, умение свободно перемещаться по различным мировоззренческим системам
-сильные, но гибкие связи во внутреннем пространстве
-непривязанность как к материальному, так и к духовному. Тут стоит руководствоваться словами апостола Павла: «Все мне можно, но не все полезно, все мне позволено, но ничто не должно обладать мною».
-стремление выйти за рамки
- чувство юмора. Сошлемся на Алистера Кроули, который писал: «Видящих сущность мира, можно отличить по чувству юмора.
- внутреннее безмолвие, во всяком случае, приближение к этому состоянию. Это погружает сознание в Пустоту, в которой все перемешивается, расплавляется и где зарождается новое.
-ну и конечно же безумие, потому что если вы человек «нормальный», то мало того что вы врете себе, так еще и не способны на что-нибудь оригинальное. "Не было еще ни одного великого ума без примеси безумия." (Аристотель)
Проделав Путь от ритуала к импровизации мы можем сказать, что они находятся в тесной связи друг с другом, и одно является и продолжением и компонентом другого. Уклон в одну или другую сторону может быть тоже осознанной игрой Ведущего.
Глава 7