Перекрестная эластичность спроса.




Глоссарий темы «Рынок»

Рынок – это система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения товаров.

Рыночный механизм включает:

· Спрос;

· Предложение;

· Цену;

· Конкуренцию;

Все это элементы рыночного механизма.

Спрос – платежеспособная потребность, количество товаров и услуг, которое покупатели (потребители) готовы приобрести при данных ценах в течении определенного времени.

Закон спроса – с увеличением цены спрос на товар падает, и наоборот, снижение цены приводит к росту спроса на товар.

Эффект дохода: если цена товара падает, то при этом же доходе потребитель может покупать больше товара, то есть его спрос вырастет.

Эффект замещения: если цена товара растет, то при наличии заменителей он будет ими замещаться, то есть спрос на данный товар упадет.

Закон спроса не действует:

· При дефиците товаров и ажиотажном спросе;

· В отношении товаров престижного потребления;

· В отношении товаров престижного потребления;

· При переключении спроса с менее качественных на более качественные товары;

· В отношении товаров, занимающих высокую долю в расходах малоимущих потребителей;

(Исключения из закона спроса или «парадоксальный спрос» — повышение величины спроса с ростом цены: эффект Гиффена,эффект Веблена,эффект сноба, конформизм)

 

Факторы изменения спроса:

1. Изменения в денежных доходах населения;

2. Изменение в структуре населения;

3. Изменение цен на товар заменители;

4. Экономическая политика правительства;

5. Изменение потребительских предпочтений под воздействием рекламы;

Неценовые факторы спроса:

1. Изменение цен на товары заменители;

2. Изменение цен на дополняющий товар;

3. Доходы покупателей;

4. Мода;

5. Реклама;

6. Сезонные изменения;

7. Ожидания покупателей;

Эластичность спроса – степень изменения спроса под влиянием изменения цены и дохода покупателей.

Спрос характеризуется эластичностью. Если при повышении или понижении цены товар покупают практически в тех же количествах, то такой спрос называют неэластичным. Если же изменение цены приводит к резкому изменению величины спроса — эластичным.

Ценовая эластичность спроса – степень изменения спроса под влиянием изменения цены.

Коэффициент эластичности спроса показывает на сколько процентов вырастет спрос при уменьшении цены на 1 %, и наоборот.

Эластичность спроса по доходу – степень изменения спроса под влиянием изменения дохода; показывает насколько процентов изменится спрос при изменении дохода на 1%.

Формулы эластичности спроса:

Точечная эластичность спроса.

Дуговая эластичность спроса.

Перекрестная эластичность спроса.

Перекрестная эластичность спроса по цене показывает, на сколько процентов изменяется спрос на товар A (da) при изменении цены товара Вb) на 1%.

Формула расчета коэффициента перекрестной эластичности:

Разъяснение.

Возможны три случая:

1. Если при росте (снижении) цены товара В спрос на товар А растет (снижается), то такие товары называются взаимозаменяемыми (субститутами).

В этом случае .

Например, «Кока-Кола» подорожала на 10%, в результате чего спрос на нее снизился, зато спрос на «Пепси-Колу» вырос, допустим, на 15%. Следовательно, перекрестная эластичность спроса на «Пепси» по цене «Кока-Колы» равна

Если же «Кока-Кола», напротив, подешевеет (процентное изменение цены будет отрицательным), то спрос на «Пепси» упадет (процентное изменение спроса будет отрицательным). Тогда и в числителе, и в знаменателе будут стоять числа с отрицательными знаками, но результат все равно будет положителен.

2. Если при росте (снижении) цены товара В спрос на товар А снижается (растет), то такие товары называются взаимодополняющими (комплементарными).

В этом случае .

Например, запчасти для автомобилей подорожали на 10%, в результате чего спрос на машины упал на 5%. Следовательно, перекрестная эластичность спроса на автомашины по цене запчастей равна:

В свою очередь при удешевлении запчастей спрос на машины возрастет, но эластичность спроса на автомобили по цене запчастей останется отрицательной.

3. Если при росте (снижении) цены товара В спрос на товар А не изменяется, то такие товары называются независимыми.

В этом случае .

Пусть подорожали (подешевели) футбольные мячи. Скорее всего, это не окажет никакого влияния на спрос на духи. Поэтому эластичность спроса на духи по цене мячей будет нулевой.

 

Предложение – это количество товаров и услуг, которые продавцы готовы предложить при данном уровне цен в течении определенного времени.

Закон предложения - с увеличением цены на товар предложение товаров растет, и наоборот.

Неценовые факторы предложения:

1. Изменение цен на факторы производства;

2. Технический прогресс;

3. Сезонные изменения;

4. Налоги;

5. Дотации (субсидии);

6. Увеличение спроса на другие товары;

7. Ожидание производителей;

Эластичность предложения – степени изменения предложения под влиянием изменения цены или издержек.

Эластичность предложения по издержкам – степень изменения предложения под влиянием изменения издержек.

Формулы эластичности предложения:

Точечная эластичность.

Дуговая эластичность.

Рыночное равновесие – состояние рынка, при котором величина спроса на товар соответствует величине предложения.

Равновесная цена – цена, при которой величина спроса равна величине предложения, и она не обнаруживает тенденции к росту или снижению.

Равновесный объем – объем спроса и предложения при равновесной цене.

Излишек – состояние рынка, когда величина предложения больше величины спроса, а рыночная цена выше равновесной.

В этих условиях между продавцами возникает конкуренция, заставляющая их снижать цену.

Дефицит – состояние рынка, когда спрос больше предложения, а рыночная цена ниже равновесной.

В этом случае конкуренция возникает между покупателями, и они готовы заплатить большую цену.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: