ЛПР № 4Сборка и испытание двигателей




Сборка двигателя при ремонте аналогична сборке при изготовлении и подразделяется на сборку узлов и общую сборку. Предъявляются такие же требования к узлам, как и при про­изводстве их на автомобильных заводах. По­следовательность сборки может немного отли­чаться в зависимости от производственных возможностей ремонтного предприятия и конст­руктивных особенностей двигателей, но общие приемы работы по сборке одинаковы.

На специальных постах, вне линии общей сборки, собирают основные узлы: поршень с шатуном, головку цилиндров, коленчатый вал с маховиком, насос-форсунку, топливный на­сос высокого давления с регулятором, топливоподкачивающий насос, насос гидроусилителя рулевого механизма, масляный насос, масля­ный фильтр, центрифугу, водяной насос. Для обеспечения качественной сборки рекоменду­ется:

всё детали перед сборкой продуть сжатым воздухом, трущиеся поверхности тщательно протереть, промыть и смазать маслом; затяжку резьбовых соединений (крепление головки цилиндров, крышек шатунов, крышек коренных подшипников и т. п.) выполнять в установленной последовательности с требуе­мым моментом;

не применять шплинты и шплинтовочную проволоку, бывшие в употреблении; пружин­ные шайбы, потерявшие упругость; болты и шпильки с поврежденной резьбой или изношен­ными гранями; детали, резьба которых смята или имеет более двух сорванных ниток; повре­жденные прокладки;

осуществлять максимальную механизацию сборочных работ, применяя различные приспо­собления, автоматы и автоматические линии для сборки отдельных узлов.

Ниже рассмотрен порядок сборки и испытания двигателя ЗИЛ-130. Пе­ред сборкой блок цилиндров комплектуют крышками коренные подшипников, втулками распределительного вала, краниками системы охлаждения, заглушками масляной системы. Блок цилиндров укрепляют на поворотном стенде разъемной плоскостью картера вверх; снимают крышки коренных подшипников, ус­танавливают вкладыши, сальник и резиновые торцовые уплотнители крышки заднего под­шипника, смазывают вкладыши коренных под­шипников, устанавливают коленчатый вал в в сборе с маховиком, сцеплением, шестерней и упорными шайбами, ставят крышки подшип­ников и укрепляют их болтами. Окончательное затягивание болтов производят динамометри­ческим ключом с моментом затяжки 11 - 13 кгс-м, при этом момент прокручивания ко­ленчатого вала должен быть не более 7 кгс-м. Проверяют щупом осевой зазор при осевом пе­ремещении коленчатого вала. Зазор измеряют между шестерней коленчатого вала и передней шайбой упорного подшипника. Он должен быть в пределах 0,075-0,285 мм. Поворачивают блок цилиндров на стенде передней частью вверх и вставляют поршни в сборе с шатунами в цилиндры. Для сжатия поршневых колец применяют специальное приспособление (приложение 1); затем устанавливают нижние крышки на шатунные болты, затягивают гайки динамомет­рическим ключом с моментом 10-11,5 кгс-м и шплинтуют их. После затяжки коренных и ша­тунных подшипников проверяют легкость вра­щения коленчатого вала. Момент для прово­рачивания должен быть не более 10 кгс-м. Устанавливают в блок распределительный вал с шестерней и фланцем в сборе. Вал следует устанавливать осторожно, не допуская повре­ждения кулачками втулок подшипников. При вводе в зацепление шестерен необходимо обес­печить совпадение меток. Затем болтами при­крепляют упорный фланец распределительно­го вала к блоку; надевают на конец коленча­того вала маслоотражатель, устанавливают крышку распределительных шестерен в сборе с сальником и прокладкой и прикрепляют ее болтами. Болты должны быть затянуты рав­номерно крест-накрест в два приема с момен­том 2-3 кгс-м; устанавливают и закрепляют на крышке распределительных шестерен дат­чик ограничителя числа оборотов двигателя, напрессовывают по шпонке шкив коленчатого вала до упора, ввертывают храповик со сто­порной шайбой; устанавливают и закрепляют маслоприемник насоса, ставят уплотнительную прокладку и привертывают болтами мас­ляный картер; вилку выключения сцепления вставляют в картер и закрепляют ее болтами. Устанавливают крышку и щиток картера сцеп­ления, крепят болтами и поворачивают на стенде блок цилиндров вверх.

На стенд (Приложение 2) или на верстак устанав­ливают головки цилиндров, вставляют клапа­ны и собирают клапанный механизм. При ра­боте на верстаке применяют специальный съемник (Приложение 3), затем ставят прокладку головки цилиндров на блок, устанавливают го­ловку на фиксаторы блока, вставляют в гнез­да блока толкатели, штанги, устанавливают оси в сборе с коромыслами, соединяют концы штанг толкателей с коромыслами и закрепля­ют стойки осей коромысла. В такой же после­довательности выполняют работы по второй головке цилиндров. Далее ставят уплотнительные прокладки на разъемные плоскости блока и головок цилиндров, устанавливают впускной трубопровод в сборе на шпильки и закрепляют его гайками, устанавливают выпускные трубо­проводы с прокладками и закрепляют на шпильках гайками; устанавливают масляные фильтры, маслоналивную трубу с фильтром вентиляции картера, масляный насос, патру­бок с термостатом, водяной насос с вентиля­тором и тягой привода спускных клапанов, топливный насос, карбюратор с воздушным фильтром, топливный фильтр тонкой очистки, насос гидроусилителя рулевого управления, компрессор, генератор, стартер, прерыватель- распределитель, свечи, проводку.

После сборки двигатель направляют на ис­пытательную станцию, где он прирабатывается и испытывается. Для этого применяют различ­ные стенды (Приложение 4).

Установлены три стадии приработки двига­теля на стенде: холодная, горячая без нагруз­ки и горячая под нагрузкой. Каждая стадия выполняется в два этапа. Например, для двига­теля ЗИЛ-130 холодную приработку вначале проводят при 400-600 об/мин коленчатого ва­ла продолжительностью 15 мин, а затем при 800-1000 об/мин в течение 20 мин. При горя­чей приработке без нагрузки вначале вращают коленчатый вал со скоростью 1000- 1200 об/мин в течение 20 мин, а затем при 1500-2000 об/мин - в течение 15 мин. На первом этапе горячей приработки с нагрузкой создают нагрузку в 15-20 л. с. и вращают ко­ленчатый вал в течение 25 мин со скоростью 1600-2200 об/мин. На втором этапе нагрузка составляет 40-60 л. с. при скорости вращения коленчатого вала 2500-2800 об/мин и про­должительности приработки 25 мин.

При холодной приработке коленчатый вал двигателя принудительно вращается от специ­ального приводного устройства (Приложение 4 - от электродвигателя 14). В этот период происхо­дят изменения макрогеометрии и шероховато­сти поверхностей трения и детали двигателя подготавливаются к несению небольших на­грузок. Горячая приработка без нагрузки (двигатель работает на оборотах холостого хода) предусматривает дальнейшую приработку по­верхностей трения. При горячей приработке под нагрузкой энергия, вырабатываемая дви­гателем, поглощается тормозным устройством. В рассматриваемом случае эту роль выполняет электродвигатель 14, который работает как генератор с отдачей электрического тока в сеть через жидкостный реостат. При горячей при­работке под нагрузкой происходит окончатель­ная подготовка поверхностей трения к эксплуа­тации двигателя. Для каждой марки двигателя установлены оптимальные режимы приработ­ки и сорта масел.

Контрольные вопросы:

1. Перечислите основные дефекты и способы вос­становления деталей кривошипно-шатунного механизма.

2. Перечислите основные дефекты и способы ремон­та приборов систем смазки, охлаждения и питания.

3. Опишите и расскажите о процессе сборки двигателя и видах приработки.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Неисправности кривошипно-шатунного механизма – самые серьезные неисправности двигателя. Их устранение очень трудоемкое и затратное, так как, зачастую, предполагает проведение капитального ремонта двигателя.

К неисправностям кривошипно-шатунного механизма относятся:

· износ коренных и шатунных подшипников;

· износ поршней и цилиндров;

· износ поршневых пальцев;

· поломка и залегание поршневых колец.

Основными причинами данных неисправностей являются:

· выработка установленного ресурса двигателя;

· нарушение правил эксплуатации двигателя (использование некачественного масла, увеличение сроков технического обслуживания, длительное использование автомобиля под нагрузкой и др.)

Практически все неисправности кривошипно-шатунного механизма (КШМ) могут быть диагностированы по внешним признакам, а также с помощью простейших приборов (стетоскопа, компрессометра). Неисправности КШМ сопровождаются посторонними шумами и стуками, дымлением, падением компрессии, повышенным расходом масла.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: