СУД В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ




Роль и место суда в гражданском процессе

1. Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам (ст. 109 Конституции Республики Беларусь). Никакой другой государственный орган, кроме суда, не вправе осуществлять правосудие.

Кодекс "О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь" определяет общие задачи суда при осуществлении правосудия: суд призван защищать личные нравы и свободы граждан, конституционный строй Республики Беларусь, государственные и общественные интересы, а также права юридических лиц независимо от форм собственности.

2. Среди других субъектов гражданских процессуальных правоотношений суд занимает особое положение. Обусловлено это тем, что суду принадлежит решающая роль в гражданском процессе. Как уже отмечалось в предыдущей главе, только суд может разрешить гражданское дело по существу и вынести по нему решение или определение, а в необходимых случаях обеспечить исполнение судебного постановления и иного юрисдикционного акта в принудительном порядке.

Суд осуществляет руководство процессом. Он организует и направляет в соответствии с требованиями ГПК процессуальную деятельность всех участников процесса, оказывает им содействие в осуществлении своих прав.

Участники процесса совершают процессуальные действия при рассмотрении и разрешении гражданского дела под контролем суда, должны подчиняться требованиям суда.

В гражданском процессе суд осуществляет правоприменительную деятельность, т.е. применяет ту или иную норму права к конкретным обстоятельствам дела и на основании этого делает выводы о наличии соответствующих прав и обязанностей у участников процесса.

Судебный процесс по гражданскому делу должен вестись с минимально необходимыми затратами времени, сил и средств суда и других участников процесса. При этом экономичность судопроизводства по делу не может достигаться за счет процессуального упрощенства, которое ведет к нарушению прав сторон и иных юридически заинтересованных в исходе дела лиц. а также к другим негативным последствиям.

Процессуальные права и обязанности суда многочисленны и разнообразны. Они предусмотрены ГП К и другими законодательными актами. В частности. ГПК четко определяет, в каких случаях судья обязан принять заявление и возбудить гражданское дето, в каких случаях он может отказать в принятии заявления (ст. 144-147 ГПК) и т.д.

Закон, предоставляя суду процессуальные права, вместе с тем устанавливает для него меру дозволенного поведения, возлагает на суд обязанности перед участниками гражданского судопроизводства.

3. Субъектами гражданского процесса являются не только суды первой инстанции, но и суды кассационной инстанции, а также суды, пересматривающие гражданские дела в порядке надзора либо по вновь открывшимся обстоятельствам.

Компетенция судов

1. Согласно ст. 25 ГПК. правосудие по гражданским делам осуществляется судами в соответствии с их компетенцией. Суд как орган власти решает лишь те вопросы, которые входят в его компетенцию.

Споры, отнесенные к компетенции суда, не могут быть рассмотрены и разрешены другими государственными органами или общественными объединениями. При альтернативной подведомственности спора от заинтересованного лица зависит выбор органа (в том числе и суда), который должен разрешить спор.

2. Нормы о подведомственности судам гражданских дел определяют круг дел. отнесенных законом к судебной юрисдикции. В соответствии со ст. 37 ГПК суды вправе рассматривать и разрешать следующие гражданские дела;

по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных отношений, отношений по использованию природных ресурсов, а также окружающей среды, если хотя бы одной из сторон в споре выступает гражданин (дела искового производства);

по спорам юридических лиц в случаях, установленных ГПК и иными законодательными актами;

по жалобам граждан и юридических лиц на действия органов управления, должностных лиц. а также иных государственных органов (дела, возникающие из административно-правовых отношений);

по заявлениям об установлении фактов, имеющих юридическое значение, о признании гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным и др. (дела особого производства):

о взыскании при отсутствии спора денежных сумм и истребовании движимого имущества с должника без проведения судебного заседания и вызова сторон (дела приказного производства).

Судам подведомственны и другие гражданские дела, отнесенные законом к их компетенции.

Дело, принятое судом к своему производству с соблюдением правил о подведомственности, должно быть разрешено им по существу, хотя бы в дальнейшем оно стало ему неподведомственно.

При предъявлении нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны общему суду, а другие - иному суду или другому государственному органу (организации), все требования подлежат рассмотрению в общем суде, если иное не предусмотрено актами законодательства (ст. 38 ГПК).

Неподведомственность гражданского дела означает невозможность возникновения судебного процесса. На стадии возбуждения дела в суде неподведомственность спора суду влечет отказ в возбуждении дела (ст. 245. 246 ГПК). В случае обнаружения указанного обстоятельства после возбуждения дела в суде первой инстанции либо в суде кассационной или надзорной инстанции это влечет прекращение производства поделу (ст. 164. 425.447 ГПК).

3. С помощью правил подсудности определяется право конкретного суда (от районного суда и до Верховного Суда Республики Беларусь) на рассмотрение и разрешение гражданского дела по первой инстанции. Неподсудность гражданского дела суду является основанием к отказу в возбуждении гражданского дела (ст. 246 ГПК).

Компетенция суда по рассмотрению и разрешению дел в гражданском процессе определяется применительно к видам судопроизводства и с учетом способа судебной зашиты (ст. 7. 8 ГПК).

4. Законом определена компетенция судов по осуществлению контроля за законностью и обоснованностью судебных постановлений по гражданским делам. Предметом пересмотра в гражданском процессе могут быть судебные постановления:

в кассационном порядке - судов первой инстанции, не вступившие в законную силу:

в надзорном порядке - судов первой, кассационной или надзорной инстанции, вступившие в законную силу:

по вновь открывшимся обстоятельствам - вступившие в законную силу постановления судов первой инстанции, а также судов кассационной либо надзорной инстанции, вынесших новое или изменивших ранее вынесенное решение.

Возбудить производство по делу вправе:

в суде кассационной инстанции - прокуроры, юридически заинтересованные в исходе дела лица, а также иные лица, если суд вынес решение об их правах и обязанностях (ст. 399 ГПК):

в суде надзорной инстанции - должностные лица суда и прокуратуры, имеющие право принесения протеста в порядке надзора (ст. 439 ГПК):

при пересмотре дел по вновь открывшимся обстоятельствам юридически заинтересованные в исходе дела лица, а также лица, обладающие правом принесения протеста в порядке надзора (ст. 454 ГПК).

В современном гражданском процессе суд кассационной инстанции наделен некоторыми правомочиями апелляционного суда. В частности, при рассмотрении дела он вправе исследовать дополнительные доказательства и на их основе изменить или вынести новое решение по делу (п. 5 ст. 425 ГП К).

Компетенция судов, рассматривающих дела в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, закрепляется через их полномочия (ст. 425. 447.457 ГПК).

5. В исполнительном производстве к компетенции суда отнесены вопросы исполнения судебных постановлений по гражданским делам и иных юрисдикционных актов. Согласно ст. 460 ГПК. суд выдает исполнительные документы, восстанавливает пропущенные сроки для предъявления исполнительных документов к исполнению, осуществляет поворот исполнения, разрешает жалобы заинтересованных лиц на действия судебного исполнителя и т.д.

К компетенции судебного исполнителя как участника процесса относятся вопросы возбуждения исполнительного производства контроль за исполнением судебных постановлений и иных юрисдикционных актов, принятие мер по установлению местонахождении должника, а также совершение других действий, предусмотренных законом (ст. 475 ГПК).

 

3. Отводы участников гражданского судопроизводства: понятие и основание.
Эксперт, специалист, переводчик, понятой не вправе участвовать в производстве по гражданскому делу и подлежат отводу при наличии обстоятельств, а также ввиду служебной или иной зависимости от кого-либо из лиц, юридически заинтересованных в исходе дела. Прокурору по этим основаниям может быть заявлен отвод.
Эксперт, специалист, переводчик подлежат отводу также в случае обнаружения их профессиональной некомпетентности.
Не вправе участвовать в деле в качестве экспертов или специалистов лица, проводившие ревизию или иную проверку, материалы которой являются основанием для иска.
Представитель стороны или третьего лица не вправе участвовать в производстве по гражданскому делу и подлежит отводу, если он:
1) ранее участвовал в деле в качестве судьи, прокурора, секретаря судебного заседания (секретаря судебного заседания - помощника судьи), свидетеля, эксперта, специалиста, переводчика или понятого;
2) состоит в родственных отношениях с судьей, прокурором или секретарем судебного заседания (секретарем судебного заседания - помощником судьи), принимавшим или принимающим участие в рассмотрении данного дела судом, либо состоит в родственных отношениях с лицом, интересы которого противоречат интересам доверителя данного представителя;
3) является судьей, следователем, прокурором и не участвует в производстве по делу в качестве законного представителя недееспособного лица либо представителя суда, прокуратуры, другого органа расследования;
4) оказывает или ранее оказывал юридическую помощь лицу, интересы которого противоречат интересам его доверителя, являющегося стороной или третьим лицом
При наличии обстоятельств, указанных в статьях 105 и 106 настоящего Кодекса, представитель стороны или третьего лица, эксперт, специалист, переводчик, понятой обязаны заявить самоотвод. Если они не заявили самоотвод, отвод им по тем же основаниям может быть заявлен стороной или иным юридически заинтересованным в исходе дела лицом. По этим же основаниям может заявить самоотвод прокурор.
Вопрос об отводе разрешается в таких случаях судом после поступления заявления о нем в соответствии со статьей 35 настоящего Кодекса.

 

1.Содержание института подведомственности в гражданском процессе.
Подведомственность - относимость нуждающихся в государственно-властном разрешении споров о праве и иных дел к ведению различных юрисдикционных органов.
Подведомственность в зависимости от количества управомоченных органов подразделяется на:

♥1)единичную♥ 2)множественную ……….в зависимости от способа выбора юрисдикционного органа подразделяют) ♥ А)альтернативная (не только суд, но и …)♥Б)договорная (при наличии договора, где указано)♥В)императивная (несколько органов в определенном порядке)♥Г)условная (соблюдение досудебного порядка)

Споры о подведомственности не разрешаются.

Постановление Пленума Верховного суда и Высшего хозяйственного суда от 22 июня 2000г. №4/3 «О разграничении подведомственности дел между общими и хозяйственными судами» (п.8, 10, 12, 13).

Разграничение подведомственности между хозяйственными и общими судами.
Разграничение компетенции между общим и хозяйственным судом проводится по двум критериям (правилам), которые закреплены в общих процессуальных законах ХПК и ГПК:

1) по субъектному составу участников спора

2) по характеру спорного правоотношения.

Согласно ст. 37 ГПК общему суду подведомственны дела по спорам, если хотя бы одной из сторон в споре является гражданин. Субъектам спора являются: юридические лица, индивидуальные предприниматели, государственные и иные органы, Республика Беларусь, административно - территориальные единицы Республики Беларусь (ч. 1 ст. 27 ХПК). Обычно участниками спора подведомственного хозяйственному суду являются коммерческие организации, т. е. организации преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (ст. 46 ГК).
Согласно общим правилам подведомственности, если стороной в споре выступает организация, не имеющая статус юридического лица, или гражданин, не зарегистрированный в установленном порядке в качестве предпринимателя, спор разрешается в общем суде.
Хозяйственному суду подведомственны дела по спорам с участием организаций (коллективных образований), которые не являются юридическими лицами, в частности, споры между трудовыми коллективами и государственными органами, когда спор связан с устранением препятствий со стороны государственных и иных органов по созданию юридического лица - субъекта хозяйствования (ст. 49 Закона "О собственности в Республике Беларусь").
По субъектному составу разграничивается подведомственность общему или хозяйственному суду дел, возникающих из административных отношений, и дел особого производства (п. 3, 4 ст. 37 ГПК, ч. 3 ст.27 ХПК) и приказного производства (ст. 394 ГПК и ст. 116 ХПК). По характеру спорного правоотношения общему суду подведомственны дела, возникающие из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных отношений, а также отношений по использованию природных ресурсов и окружающей среды (ч. 1 ст. 37 ГПК), а хозяйственному суду - хозяйственные (экономические) споры и иные дела, отнесенные ст. 27 ХПК к их ведению.
Оба критерия, по которым проводится разграничение компетенции между общими и хозяйственными судами и определяется подведомственность дел последним (субъектный состав и характер спора), должны учитываться в совокупности. При отсутствии любого из них спор подлежит разрешению в общем суде. Поэтому, когда спор по своему характеру хотя и является экономическим (возник из предпринимательской или иной хозяйственной деятельности), но в нем участвует гражданин, который не зарегистрирован в качестве предпринимателя (отсутствует первый признак), то такой спор разрешается в общих судах, если иное не предусмотрено законодательством.
Спор, который не является экономическим, хотя и возник между юридическими лицами, юридическими лицами и государственными органами, несмотря на субъектный состав, подведомственен общему суду, так как в нем отсутствует второй из указанных выше критериев.
Подведомственность таких споров общим судам закреплена в актах законодательства.

 

 

Содержание и виды института подсудности в гражданском процессе.

Подсудность – институт гражданско-процессуального права, регулирующий относимость подведомственных судам гражданских дел ведению конкретного суда судебной системы для их рассмотрения по первой инстанции.

Нормы о подсудности определяют компетенцию конкретных судов внутри судебной системы по рассмотрению и разрешению гражданских дел. При возбуждении гражданских дел важно правильно определить, как подведомственность, так и подсудность. Условием возникновения гражданского процесса по конкретному спору является решение судьей следующих задач:

1)относится ли разрешение спора к ведению общего суда

2)какой конкретно суд общей юрисдикции обязан рассматривать гражданское дело
Выделяют 2 вида подсудности:

1)родовая

2)территориальная



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: