Отрывок из сочинения современного историка.




ИСТОРИЯ РОССИИ

 

Часть 3 (С)

 

Вариант 1

Из телеграммы российского императора

«Со времени предъявления ультиматума в Белграде Россия посвятила все свои усилия, чтобы найти мирное решение вопроса, возбужденного поступком Австрии. Целью этого поступка было раздавить Сербию и сделать ее вассалом Австрии. В результате получилось бы изменение в равновесии сил на Балканах, представляющем жизненный интерес для моего государства. Все предложения, включая и предложение вашего правительства, были отвергнуты Германией и Австрией, а Германия выразила намерение выступить посредником тогда, когда благоприятный момент для оказания давления на Австрию уже прошел. Но и тогда она не выставила никакого определенного предложения. Объявление Австрией войны Сербии заставило меня издать приказ о частичной мобилизации, хотя, ввиду угрожающего положения, мои военные советники рекомендовали мне произвести всеобщую мобилизацию, указывая, что Германия может мобилизоваться значительно скорее России. В дальнейшем я был принужден пойти по этому пути вследствие всеобщей мобилизации в Австрии, бомбардировки Белграда, концентрации австрийских войск в Галиции и тайных военных приготовлений Германии. Правильность моих действий доказывается внезапным объявлением войны Германией, совершенно неожиданным для меня, так как я самым категорическим образом заверил императора Вильгельма, что мои войска не выступят, пока продолжается посредничество.

В этот торжественный час я хочу уверить вас еще раз, что я сделал все возможное для предотвращения войны. Теперь, когда она мне навязана, я надеюсь, что ваша страна не откажется поддержать Францию и Россию. Пусть бог благословит и хранит вас».

Вопросы и задания:

С 1. Укажите год, к которому относятся события, описанные в телеграмме, название войны, о начале которой в ней говорится, и имя российского императора, пославшего телеграмму.

С 2. На основе текста и знаний по курсу истории назовите не менее трех союзников России в этой войне.

С 3. Как автор телеграммы оценивает свои действия перед началом войны? Какие аргументы он приводит в доказательство? Приведите всего не менее трех положений.

С 4. Назовите не менее трех задач внешней политики России во второй половине XVI в. Приведите не менее трех примеров реализации названных задач.

С 5. Ниже приведены две точки зрения на экономические последствия «Великого перелома» конца 1920-х – начала 1930-х гг.:

1. В результате «Великого перелома» была осуществлена успешная модернизация экономики страны, была выработана успешная экономическая модель.

2. «Великий перелом» сопровождался большими хозяйственными потерями, созданная в его результате экономическая модель была малоэффективна.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точки зрения.

С 6. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

Месяц, последовавший за убийством народовольцами императора Александра II, был переломным в истории России. Наследником престола решался вопрос о выходе страны из политического кризиса. Укажите не менее двух фамилий государственных деятелей, выступавших со своими предложениями выхода страны из политического кризиса. Какое название получила внутренняя политика Александра III? Укажите мероприятия внутренней политики Александра III в сфере государственного управления, в сфере местного самоуправления. Укажите всего не менее двух мероприятий.

С 7. Сравните преобразования в политической жизни СССР, проведенные в период «оттепели» и перестройки. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что различным (не менее трех различий).

Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведенная таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).

Общее
 
Различия
   

Вариант 2

 

Отрывок из сочинения современного историка.

«Освобождение крепостных крестьян было для помещиков великим бедствием. Дело не в том, что положению об освобождении недоставало щедрости; за отдаваемую крестьянам землю помещики получили хорошие деньги, и высказывалось даже подозрение, что на эту землю установили искусственно высокие цены, дабы хотя бы отчасти компенсировать утрату крепостных. Беда была в том, что теперь помещики оказались, предоставлены самим себе. При крепостном праве им не было нужды тщательно вести бухгалтерские книги, поскольку в трудную минуту они всегда могли выжать чуть больше из крепостного. В новых условиях так уже не выходило. Чтобы прожить, надобно было научиться подсчитывать размер оброка и стоимость работы и учитывать расходы. Исторический опыт дворянства не подготовил его к новым обязанностям. Большинство дворян не умело считать рубли и копейки, а то и просто смотрело на такие подсчеты с презрением…

Несмотря на необыкновенный рост цен на землю… после Крестьянской реформы, дворяне все глубже залезали в долги и вынуждены были закладывать землю либо продавать ее крестьянам и купцам. К 1905 году они утеряли треть земли, доставшейся им при освобождении крестьян… К 1916 г. крестьяне владели почти 90% пашни, равно как и 94% всего скота».

Вопросы и задания:

С 1. Укажите название реформы, о которой идет речь в первом абзаце, и дату (год) ее проведения.

Назовите императора, в годы правления которого была проведена указанная реформа.

С 2. На основе текста и знаний по истории укажите, какие положения названной реформы противоречили интересам освободившихся крестьян. Приведите не менее трех положений.

С 3. Объясните, почему, по мнению историка, освобождение крестьян было для помещиков великим бедствием. Приведите не менее трех положений.

С 4. Назовите не менее двух целей Столыпинской аграрной реформы. Приведите не менее трех мероприятий, действий правительства, проводившихся в ходе этой реформы.

С 5. Ниже приведены две точки зрения на ХХ съезд КПСС, разоблачение культа личности И.В. Сталина:

1. Съезд нанес большой ущерб стране, разделил общество на противников и сторонников Сталина, подорвал авторитет государства и партии во всем мире.

2. ХХ съезд дал новый импульс развитию общества, позволил отказаться от самых негативных проявлений культа личности.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

С 6. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы. В 1722 г. Петр I издал «Указ о наследовании престола», давший императору право назначать себе преемника по своему усмотрению. Что побудило Петра I изменить порядок престолонаследия? Укажите не менее двух причин. Назовите не менее двух последствий опубликования этого Указа.

С 7. Сравните теоретические положения М.А. Бакунина и П.Л. Лаврова. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что – различным (не менее трех различий).

Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведенная таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).

Общее
 
Различия
   
   

Вариант 3



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: