Относительно сохранно под диктовку отдельных слов и предложений.




Динамическая афазия

 

Нарушение речи на уровне предложений, чаще сукцессивного высказывания (формирование сукцессивного высказывания совершается в основном на уровне внутренней речи, где сначала создаётся семантическая и грамматическая схема высказывания, затем динамическая схема предложения, выбор нужных значений. На уровне внутренней речи происходит психологическое программирование речи, а затем –переструктурирование психологической программы(содержание высказывания, самобытного синтаксиса, значений и общих смыслов) в структурные формы внешней речи. Всё это требует от субъекта общей и вербальной активности.

Единицей речи является предложение или высказывание, которое состоит из ряда предложений, объединённых единым замыслом, может протекать лишь на основе единого плана его реализации.

Поражение передних отделов речевой зоны в области кпереди от зоны Брока и в задних отделах первой лобной извилины, соответствующих дополнительному моторному полю

Впервые предположение о том, что поражение передних зон коры левого полушария основная неполноценность речи состоит в утрате способности строить высказывание сделал Дж. Х.Джексон. Нем.психиатр Клайст 1934 - утеря речевой инициативы).

Экспериментальное исследование иописание проведено Лурия и Цветковой.

Степень тяжести зависит от величины очага поражения, и от того, какие заднелобные отделы вовлечены в него.

Нарушается активное программирование высказывания, протекающего во внутренней речи, а также переструктурирование психологического содержания, т.е. грамматики мысли (лексико-грамматические конструкции) в грамматику слов. Нарушается активное психологическое программирование, прежде всего активное создание динамических схем предложения

(сенсомоторный уровень в организации речи сохранен,)

нарушения в звене активного программирования высказывания, протекающего во внутренней речи и в звене переструктурирование психологического содержания, то есть грамматики мысли в грамматику слов.

Процесс порождения высказывания, предложения:

-формирование мотива,

-замысел,

-создание внутренней психологической программы высказывания, для которой главным является семантика и предикативность(наличие в предложении сказуемого или его аналогов, схема предложения, его связность, наличие психологического сказуемого)

- реализация программы во внешней речи на основе законов грамматики синтаксиса данного языка.

При эфферентной моторной афазии нарушено четвёртое звено в структуре порождения речи. При динамической – реализация замысла, т.е. нарушение психологической программы.

Центральный механизм нарушения речи: нарушение внутренней речи, нарушение её предикативности,

Центральный дефект – нарушение предикативной, активной речи, невозможность активного высказывания при сохранности малопродуктивной, стереотипной речи.

\Механизм нарушения речи

 

Пражение пердних отделов речевой зоны

Нарушение внутреннего программирования речевого высказывания

Нарушение спонтанного развернутого высказывания

Нарушение понимания речи

Различная степень нарушения речевой коммуникации (аспонтанность, безинициативнось.)

 

Неречевой праксис и гнозис

В тяжёлых случаях- орально-артикуляторная апраксия(артикуляционный и оральный праксис сохранен, но наблюдаются персеверации, затруднено переключение с ручных проб на оральные, с оральных на артикуляционные.

Нарушен или сужен объём слухоречевой памяти.

Речевые функции

Спонтанная речь

От полного отсутствия, до достаточно развёрнутого высказывания.

Наличие речевых штампов (преимущественного бытового характера), м.б.высказывания «телеграфного стиля», эхолалии, речевая активность низкая, м.б. аграмматизмы согласования, высказывания интонационно бедны. Ответы односложны и как правило включают слова из вопроса собеседника.

Звукопроизношение

Не нарушено

Автоматизированная речь

Прямая автоматизированная речь не нарушена.

В обратной появляются персеверации, истощение внимания, соскальзывание на прямой порядок перечисления.

Фонематический слух не нарушен

Понимание речи

Может быть сохранно понимание ситуативной речи и нарушено понимание сложных текстов.

Специфический передний импрессивный аграмматизм.(игнорирование окончаний0- нарушение поверхностного и глубинного синтаксирования.

Неполностью, вследствие истощения внимания, персевераций, из-за трудностей включения в задание. Могут быть элементы «полевого поведения»: отвлекается на то, что находится в пределах зрения.

Номинативная функция

Сохранено в различной степени. Обиходные предметы - без грубых нарушений. Предметный словарь преобладает.

Диалогическая речь

В тяжёлых случаях отсутствует (да, нет), ответы стереотипны, речевые штампы, доступен ситуативный диалог. М.б. сохранена. Необходимо инициирование речи со стороны, т.е. организационнуюпомощь.

Монологическая речь

Возможно составление простой фразы по сюжетной картинке, но возникают трудности речевого программирования, м.б. правильные ответы.

Пересказ недоступен или справляются. Наблюдается инертность протекания всех психических функций. Но встречаются аграмматизмы.

Чтение

Букв доступно, фраз- с искажениями, персеверациями, невозможность переключения.

М.б. сохранено, но пропуски, застревания. Понимание не всегда доступно, из-за нарушения внимания. Трудности при чтении стихов, (ритм и рифма). Затруднён пересказ прочитанного.

Письмо

Относительно сохранно под диктовку отдельных слов и предложений.

Букв и слов –доступно,

Под диктовку- искажении.

Персеверации, стереотипные речевые конструкции, недостаточная развёрнутость. Не могут самостоятельно написать письмо.

Счёт

Эл5ментарный счёт доступен,

Нарушено:

-решение простых примеров на -,6 умн, слож. Сложных примеров

- решение арифметических задач, требующих для своего осуществления построения плана действий.

Развивается только у правшей при поражении левого полушария. У левшей и при парциальном левшестве динамический компонент редуцируется быстро.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: